Развитие эстетических чувств у детей дошкольного возраста
статья по аппликации, лепке

Киндеева Ксения Александровна

Развитие эстетических чувств – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует развитию эмоциональной сферы личности, повышает познавательную активность. Необходимо уже с дошкольного детства учить ребенка видеть красоту окружающего мира искусства, замечать прекрасное вокруг себя. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие эстетических чувств у детей дошкольного возраста в процессе реализации дополнительной программы «Волшебная лепка».

Развитие эстетических чувств – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует развитию эмоциональной сферы личности, повышает познавательную активность. Необходимо уже с дошкольного детства учить ребенка видеть красоту окружающего мира искусства, замечать прекрасное вокруг себя. Так же я думаю очень важно приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывать у них потребность и привычки вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения, формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства, развивать художественно-творческие способности детей.

Моей целью стало добавить в образовательный процесс прикладного декоративного творчества. Так как я сама увлекаюсь лепкой и другими видами творчества, мною была разработана дополнительная программа, лепка из разных пластичных масс «Волшебная лепка». Лепка была выбрана мною не просто так, а что бы разнообразить интерес ребенка в занятиях используем не только привычный пластилин, но и полимерную глину, соленое тесто, холодной фарфор.

 И так почему же все-таки лепка? Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем. Лепка по моему мнению – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является руки, и умения в этом виде творчестве зависит от владения собственными руками. Из одного куска пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты, изменять, добавляя, что-то новое или убирая лишнее. Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, пространственное мышление , глазомер.

Программа рассчитана на три учебных года. Первый год обучения  дети 4-5 лет, в лепке с ними мы используем в основном пластилин, так как ребенок только учиться создавать более сложные поделки, прослеживать в них какой то сюжет им трудно. Так же используем полимерную глину, знакомимся с этим замечательным материалом. Детям глина интересна, особенно то, что после запекания фигурка остается прочной. Второй год обучения дети 5-6 и третий год обучения 6-7 лет. Во второй и третий год обучения в лепке мы используем более разнообразные пластичные массы такие как: пластилин, холодный фарфор, полимерная глина, соленое тесто. Используя в лепке разные материалы, дети более заинтересованы в процессе изготовления поделок, а используя игровую форму занятие становиться еще насыщенней и эмоциональней.

 Так все же, как развить в ребенке эстетические чувства? Художественно-эстетическое воспитание выступает важнейшей частью развития и формированию ребенка. За счет такого вида воспитания дошкольников: – происходит развитие эстетических оценок; – формирование у ребенка эстетического отношения к окружающему миру и всему обществу. Результатом этого, как раз и выступает художественно-эстетическое развитие ребенка. Самое главное понимать, что именно интересно ребенку.

 Современные технологии позволили усовершенствовать не только привычный пластилин, но и производить другие современные массы для лепки. Массы, очень разные мягкие и эластичные, приобрели чистые и разнообразные расцветки. Так же запекаемые или застывающие на воздухе массы, позволяют сохранить изделие на долгое время. Эти качества превращают лепку в интересное и приятное занятие. А использование в процессе работы такое большое количество, разнообразных масс для лепки, у детей возникает огромный интерес, им хочется узнавать что то новое, знакомиться с этими материалами, создавать из них поделки.

Работая на средней компенсирующей группе, где детям еще тяжело в начале учебного года отсидеть двадцати минутное занятие, не отвлекаясь на что- то постороннее. Нужно было сделать занятие интересным, игровым и с большим содержанием наглядного материала. Что бы ребенку нравилось, то, что он получает в результате своей проделанной работе. Но самой главной целью стало, развитие эстетических чувств.

Чувство эстетики проявляется в том, что в лепке дети передают явления общественной жизни, выражают свое отношение к ним. Такую направленность творческой деятельность ребенок приобретает тогда, когда он создает что-то для других (поделки, игрушки, изображения в подарок мамам, папам к праздникам). В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремятся выполнить работу как можно лучше, повышается положительное эмоциональное отношение к деятельности. Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимания и заботы о других детях, близких людях, потребности в добрых делах.

Я считаю что, эстетическое чувство , не может возникнуть у ребенка на самых первых порах их жизни, оно  предполагает некоторую подготовку, некоторую благоприятную почву, на которой только и может произрастать. Эстетическое чувство имеет много  степеней и в своем развитии проходит длинную лестницу.

Нельзя от детей требовать сразу эстетического совершенства и тонкости в восприятии впечатлений, как нельзя от них требовать сразу нравственного совершенства и умственной зрелости.

Эстетические чувства детей успешно формируются в процессе знакомства с природой. Это наилучшим образом осуществляется в тех случаях, когда одновременно дети изучают произведения искусства и наблюдают природу. Искусство поможет увидеть прекрасное в природе, а от природы в свое время ребенок научиться больше видеть, слышать и понимать произведения искусства, всю красоту окружающего мира.

Основное в воспитании чувств ребенка, научить его управлять своими чувствами, научить сдерживать свой гнев, бурное раздражение, а иногда и чрезмерную возбудимость. Это достигается  только тренировкой, упражнением. Упражнение чувств содействует формированию более совершенных отношений человека к окружающему миру, природе и человеческому обществу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект" Развитие нравственных чувств у детей дошкольного возраста в процессе игры

Игра для дошкольника – ведущий вид деятельности, вызывающий в его психике качественные изменения. Игра важна и для приобретения ребенком социальных навыков общения, взаимодействия со сверстникам...

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Выпускная квалификационная работа

Эстетическое восприятие, выраженное в таких личностных качествах как нравственная отзывчивость, восприимчивость, сопереживание, сочувствие, доброта, взаимопомощь, в конечном итоге, порождает  спо...

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ презентация

Эстетическое отношение к миру входит в категорию главных ценностей, формированию и развитию которого должен быть посвящён весь учебно-воспитательный процесс в детском дошкольном учреждении,  в то...

Педагогический проект «Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Педагогический проект«Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста» Актуальность проекта. В настоящее время одним из важнейших приоритетов совреме...

Формирование и развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста через рисование

Форимирование и развитие патриотических чуств у детей дошкольного возраста через рисование....