Конспект открытого занятия "Дымковская роспись"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Цель: Знакомить детей с народным промыслом дымковская роспись. Формировать умение, замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи: цвет, разнообразие элементов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx25.7 КБ
Файл samoanaliz_zanyatiya_rospis.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Белек» села Тээли муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун» Республика Тыва

668010, с. Тээли, ул. Карла-Маркса д.41 тел./факс (394)422-12-59 эл. почта: velek02041980@mail.ru

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по декоративному рисованию в средней группе на тему «Дымковская роспись»

Выполнила воспитатель: Хомушку Байырмаа Маадыровна


Цель: Знакомить детей с народным промыслом дымковская роспись. Формировать умение, замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи: цвет, разнообразие элементов.

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомить детей с особенностями дымковской игрушки, историей возникновения, цветом, элементами.

Развивающие: развивать умение рисовать  кончиком кисти, соблюдать  аккуратность в работе, придерживать их, развивать чувство цвета, эстетические чувства, вызвать желание сделать что то самим, перенимая у народных умельцев несложные приёмы.             

- способствовать  развитию творческого воображения, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, внимания;          

Воспитательные: пробуждать эстетические чувства, воспитывать интерес к художественному слову;

- воспитывать доброжелательность, культуру общения детей со сверстниками, взрослыми.

Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, чтение русских потешек, песенок, загадок, чтение стихотворения   А. Дьякова «Веселая дымка». 

Оборудование и материал: запись русской народной мелодии «Барыня» «Полянка» (русский народный наигрыш), презентация и оборудование для ее показа, готовая форма для росписи (силуэты игрушек), гуашь 4 цветов (красный, синий, желтый, зеленый), салфетки (на каждого ребенка).

Методы и приемы: 

 - словесный (речевой образец, объяснение, повторение, пояснение, разъяснение, просьба);

-наглядный (показ иллюстрационного материала, алгоритм выполнения работы);

 -практический (рисование элементов дымковской росписи);

Образовательные области: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Тип занятия: интегрированное.

Форма НОД: традиционное

Форма работы с детьми: коллективная, индивидуальная.

Технологии: физкультминутка, слушание народной музыки, разминка пальцев рук.

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

1

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Звучит русская народная музыка («Барыня»).

-Ребята, какая весела музыка. Вам она нравиться?

- Это русская народная песня, а называется она «Барыня».

Просмотр презентации (Приложение 1)

Дети: Да

2

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

- А это (слайд-1) дымковская игрушка, которая тоже называется «Барыня». Эта игрушка сделана мастерами из Дымковской слободы. (слайд №2) Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу реки Вятки, раскинулась слобода – это такое село. Здесь раньше и жили гончары. Они-то и делали эти игрушки.  Каждое утро над слободой дружно поднимались дымки из печных труб.  Может поэтому село так и назвали Дымково. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковские. По берегам реки Вятки очень много глины. Вот из этой глины и делали игрушки.

Читаю стихотворение:

Там любили песни, пляски,

Там рождались чудо-сказки,

Вечера зимою длинные,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

- Хотите узнать, как делают такие игрушки?

Дети: дети хором повторяют «Барыня»

Дети: Да

3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам НОД

 - Сначала игрушку лепят из глины (слайд №3), затем игрушку сушат несколько дней (слайд №4), после того как игрушка высохла, ее обжигаю (слайд №5). В старину игрушку обжигали в русской печи, теперь же в электрических печах (слайд №6), после обжига игрушку красят в белый цвет (слайд №7) и только потом ее украшают узором (слайд №8).

- Нравятся вам эти игрушки?

- Какие они? (слайд №9) 

- Какие краски использовали мастера?

- Посмотрите, из каких элементов состоят дымковские узоры? (слайд № 10) 

Дети: Да

Дети: яркие, красивые, нарядные, красочные.

Дети: красную, синюю, зеленую, желтую, белую, черную.

Дети: кружочки, кольца, точки, черточки, волнистые линии.

4

«Открытие» детьми новых знаний,  способа действий

Физкультминутка «Давайте сделаем»:

Привезли мы глину с дальнего бугра (стоят в кругу),

Ну-ка за работу, чудо мастера (вытягивают руки вперёд, в стороны).

Слепим, высушим и в печь (лепят ладошками),

А потом распишем (пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии);

Будем мы игрушки печь (лепят ладошками),

Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают).

А в печи - не калачи (машут указательным пальцем),

А в печи – игрушки! (вытягивают руки вперёд).

-Ребята, а вы хотите ненадолго стать дымковскими мастерами?

Проходите в нашу мастерскую, выбирайте себе любую игрушку, присаживайтесь за столы. Давайте и мы попробуем с вами расписать игрушку. Для начала давайте поиграем с кисточкой.

Проводится «Разминка с кисточкой».

Держим кисточку вот так (рука на локте, кисточку держать 3-мя выше её металлической части).

Это трудно? Нет, пустяк!

Влево-вправо, вверх и вниз

Побежала наша кисть, а потом, потом,

Кисточка бежит кругом,

Закружилась, как волчок,

За тычком идёт тычок!

-А сейчас, закройте глаза, Представьте, каким узором вы будете расписывать свою дымковскую игрушку, цвет узора, как расположите, с чего начнёте рисовать. Постарайтесь игрушки сделать яркими и нарядными.

Вместе воспитателем выполняют действие

Дети: Да

Дети разминают пальчики

5

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

Самостоятельная работа детей.

В процессе работы подхожу к каждому ребенку, спрашиваю, как он будет украшать. При необходимости помогаю. В конце ООД готовые работы раскладываю на столе, рассматриваем вместе с детьми. Отмечаю их яркость, красоту, разнообразие цветов. Благодарю детей и хвалю из за старательность.

Дети выполняют работы

6

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний.

Рефлексия

-Вот и наши игрушки засветились. На душе становится радостно и празднично. Спасибо за вашу работу мастера.

- Ребята, давайте немного отдохнем и станцуем с вами русский народный танец (звучит запись русской народной мелодии Барыня).

Дети отвечают на поставленные вопросы.



Предварительный просмотр:

Самоанализ НОД по декоративному рисованию в средней группе на тему «Дымковская роспись»

Вашему вниманию было представлено занятие – по художественно-эстетическому развитию у детей средней группы.

На занятии были поставлены следующие цели и задачи:

Цель: Знакомить детей с народным промыслом дымковская роспись. Формировать умение, замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи: цвет, разнообразие элементов.

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомить детей с особенностями дымковской игрушки, историей возникновения, цветом, элементами.

Развивающие: развивать умение рисовать  кончиком кисти, соблюдать  аккуратность в работе, придерживать их, развивать чувство цвета, эстетические чувства, вызвать желание сделать что то самим, перенимая у народных умельцев несложные приёмы.             

- способствовать  развитию творческого воображения, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, внимания;          

Воспитательные: пробуждать эстетические чувства, воспитывать интерес к художественному слову;

- воспитывать доброжелательность, культуру общения детей со сверстниками, взрослыми.

Оборудование и материал: запись русской народной мелодии «Барыня» «Полянка» (русский народный наигрыш), презентация и оборудование для ее показа, готовая форма для росписи (силуэты игрушек), гуашь 4 цветов (красный, синий, желтый, зеленый), салфетки (на каждого ребенка).

Методы и приёмы:

  - словесный (речевой образец, объяснение, повторение, пояснение, разъяснение, просьба);

-наглядный (показ иллюстрационного материала, алгоритм выполнения работы);

-практический (рисование элементов дымковской росписи);

Образовательные области: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Тип занятия: интегрированное.

Форма НОД: традиционное

Форма работы с детьми: коллективная, индивидуальная.

 Длительность и структура непосредственно образовательной деятельности      выдержаны, использовала чередование разных видов деятельности. Мною осуществлялся здоровьесберегающий подход к организации НОД:

 - санитарные требования к проведению НОД соответствовали  нормам  СанПиН. В группе перед НОД была проведена влажная уборка и проветривание. Во время НОД соблюдалась техника безопасности, дети не занимали статического положения, постоянно находились в движении. Деятельность по времени составляла согласно данной возрастной группе  (20 минут).

Групповая комната, в которой проводилась данная образовательная деятельность, была распределена на отдельные зоны, что позволило концентрировать внимание детей на выполнении определённых задач, добиваться дисциплины.

НОД соответствовало интересам, темпераменту, уровню подготовленности детей. Организация деятельности детей адекватна обучающим, развивающим и воспитывающим задачам. Формированию знаний детей на протяжении деятельности способствовала логичность подачи материала, доступность, создание игровой ситуации. Переход от одного вида деятельности на другой позволил вовлечь каждого ребёнка в активный процесс.

Первая часть НОД построена в игровой форме,  так как игра является основным видом деятельности дошкольников. При отборе содержания НОД учитывались возрастные и психологические особенности детей, их речевые возможности. Учитывая все это,  структуру совместной деятельности взрослого и детей постаралась выстроить так, чтобы постоянно активизировать внимание: это - наглядность (картинки, мультимедийная презентация). Выстраивая структуру деятельности, опиралась на алгоритм психологических основ формирования навыка: использовала вопросы, направленные на активизацию имеющихся знаний, сообщала новый материал, расширяла представление детей по теме, предлагала выполнить практическое задание. Детям было предложено расписать дымковскую игрушку элементами дымковской росписи, при этом соблюдая  последовательность выполнения работы и культурно - гигиенические навыки.

В течение практической работы у детей наблюдался  повышенный интерес к заданию, заинтересованность детей, утомления не наблюдалось. Во время  речевого общения при выполнении  работы воспитанниками  давала позитивную оценку детской деятельности, ответам детей. Речевая активность,  умение слушать и  понимать собеседника – эти умения дети получали в непринужденной форме. Интонацией голоса старалась создавать в группе доброжелательную атмосферу. При затруднениях воспитанников повторно давала инструкцию выполнения задания, развивая чувство уверенности в собственных силах. Инструкции были четкими, понятными, доступными. Активировала каждого ребёнка для участия в анализе выполненных работ.

Для  реализации поставленных задач  я использовала различные принципы: (наглядности, систематичности, доступности, последовательности, индивидуального подхода, развития, голосовой  и эмоциональной  модуляции, психологического комфорта).

Таким образом, цель и задачи, поставленные в рамках НОД, были реализованы.  Образовательная деятельность способствовала повышению игровой мотивации обучения, творческого развития, познавательного интереса. Тема занимательного дела рассматривалась с нескольких сторон: теоретической, практической и наглядной. Степень активности детей на достаточном уровне, все дети были охвачены деятельностью, интерес поддерживался на протяжении всей  НОД. Этому способствовало использование разнообразных методов и приёмов, демократический стиль общения с детьми, создание положительного эмоционального фона.  Все виды заданий, запланированные  с детьми, были проведены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытое занятие "Город мастеров"-аппликация на ткани. В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа , элементов орнамента,пословиц и поговорок о труде на дву ни, роспись готовых форм папье маше

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

конспект открытое занятие "Город мастеров"-аппликация на т ни. В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа , элементов орнамента,пословиц и поговорок о труде на дву ни, роспись готовых форм папье маше

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

Конспект открытого занятия по рисованию в старшей группе на тему «Роспись мордовской рубахи-панар»

Программные задачи.Продолжать знакомить детей с мордовской росписью - ее калоритом, составляющими элементами.Закреплять, располагать узор на изделии.Совершенствовать навыки работы с кистью.Развивать ч...

Конспект открытого занятия по рисованию в средней группе "Роспись Дымковской Игрушки"

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Продолжать учить детей составлять узор на геометрической форме, из элементов дымковской росписи (точки, колечки, кружочки, полоски)Закреплять уменияконцом кисти наносить т...

Конспект открытого занятия по рисованию. Тема: "Роспись праздничного, пасхального яйца"

Знакомство детей с истоками современного декоративного искусства и бытового дизайна....

Конспект открытого занятия по рисованию в старшей группе по теме «Городецкая роспись»

Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла. Научить писать элементы росписи: цветок ромашка, листок.  Развивать интерес и любовь к народному искусству. Закреплять умение стро...

Конспект открытого занятия для родителей по художественно-эстетическому развитию «Роспись дымковской игрушки (хвост индюка)»

Задачи образовательных областей:художественно- эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие....