Художественно - эстетическое развитие
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Ирина Анатольевна Петрова Трач

"Путешествие в гончарную мастерскую" - конспект занятия для детей подготовительной группы познакомит вас и ваших воспитанников с интересной техникой лепки - пластовая лепка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petrova_konspekt_na_konkurs_plastovaya_lepka.docx142.14 КБ

Предварительный просмотр:

Без имени-2копирование

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 «Журавушка» комбинированного вида г. Искитима

Новосибирской области

633208, Новосибирская область, г. Искитим, м/р Южный, 49А

Тел: 8 (38343) 320005

e-mail: madou24-isk@mail.ru

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей

в подготовительной  группе

по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие»

Тема: «Путешествие в гончарную мастерскую»

Автор конспекта: Петрова  И.А.,

воспитатель, первая  квалификационная категория

Искитим 2019

Приоритетная образовательная область:  "Художественно - эстетическое развитие".

Цель занятия: Знакомство с пластовой техникой лепки из глины.

Задачи:

          Развивающие:

  • Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности; удовлетворение потребности детей в самовыражении.
  • Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему,  к искусству.
  • Развивать интерес к народному искусству,  керамическим изделиям, народным игрушкам.

Обучающие:

  • Формировать умение работать с глиной.
  • Познакомить детей с новым способом лепки глиняных изделий в "Пластовой технике",  научить создавать орнаментальный образ  для декорирования изделия из глины.

Воспитательные:

  • Стимулировать самостоятельность при выборе изобразительных способов в своей работе, поощрять творческий подход.
  • Формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности.
  • Воспитывать патриотические чувства у детей.

Интеграция с другими образовательными областями:

"Познавательное развитие":  расширять представления о процессе создания глиняных изделий; закрепить представления детей о геометрических фигурах; расширять представление детей об особенностях культуры, быта русского народа.

"Речевое развитие":  расширять словарный запас детей новыми словами: окарина, гончар, гончарная мастерская, гончарный круг, оберег.

Оборудование и материалы: ноутбук,  для просмотра видеосюжета; магнитофон,  для проигрывания музыкального сопровождения; глина для лепки, скалки для раскатывания глины, плотная ткань по количеству детей, растения и семена для декорирования изделий, салфетки тряпичные для сушки рук, вода, поролоновые губки для сглаживания швов изделия; карточки с изображением способа лепки и магнитная доска.

Предварительная работа: знакомство с глиной и ее свойствами, экспериментирование с глиной; просмотр видеоматериала по изготовлению посуды из глины в гончарной мастерской; знакомство с профессией "Гончар" и гончарным кругом через рассматривание альбома с фотографиями; беседа с детьми о глиняной посуде и народных игрушках.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Дети находятся в группе, раздается  музыка  "Свист глиняной свистульки - птички", дети слушают музыку  и начинается занятие.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, что вы слышите сейчас?  

Воспитатель: Верно, это поет птичка. А хотите посмотреть на птичку, что так красиво поет? (воспитатель берет в руки глиняную птичку - свистульку  и читает стихотворение)

Ой, красивая какая,

Глиняная птичка.

Необычная, смешная,

Птичка  - невеличка.

Воспитатель:  Ребята, это русская народная глиняная игрушка - свистулька (воспитатель свистит),  на Руси ее называли "Окарина". Возьмите птичку в руки и передайте по ручейку, рассмотрите ее. Вам нравится игрушка? Хотите, я расскажу вам как мастера на Руси стали делать такие игрушки? Тогда давайте с вами присядем.

Дети и воспитатель присаживаются на подушки. Воспитатель рассказывает историю игрушки.

2. Основная часть.

Воспитатель:  Птица на Руси олицетворяла весну, солнце и тепло. А глина считалась у людей священным материалом, который оберегал  людей от беды и болезней. Такие игрушки - птички делали детям на Руси и надевали на шею, игрушка служила оберегом для детей.

Воспитатель:  Когда гончар в мастерской изготовил несколько изделий из глины, он устраивал день обжига изделий в печи. В этот день мастер не работал, а только следил за печью. Так как у него оставалось свободное время, мастер брал оставшиеся маленькие кусочки глины и делал из них разные  игрушки. После обжига посуды, гончар брал уже готовые игрушки и выходил с ними на улицу. Прохожим, гончар показывал свои игрушки, и тем самым заманивал к себе в мастерскую покупателей. Пока дети играли в мастерской глиняными игрушками, взрослые покупали у мастера посуду.

Воспитатель: Скажите, ребята, глядя на эту замечательную птичку, вам бы хотелось попасть в гончарную мастерскую? Посмотреть,  как она устроена и что в ней находится, а может быть и попробовать себя в роли мастера по работе с глиной?

Воспитатель: Тогда, я предлагаю вам, отправится со мной в гончарную мастерскую.

Дети и воспитатель проходят к мини - музею гончарной мастерской.

Воспитатель: Ребята, это настоящая гончарная мастерская. Давайте рассмотрим, что в ней находится.
Это настоящий гончарный круг, за которым мастер изготавливал посуду из глины
(воспитатель рассказывает о принципе действия гончарного круга). А это место отдыха для мастера, ведь он очень много времени проводил в своей мастерской. На полочках вы видите различные изделия из глины: блюда, горшочки, вазы, кувшины, игрушки для детей. Есть даже бусы из глины. Такие бусы на Руси надевали невесте в день свадьбы, люди верили, что эти бусы уберегут семью невесты от беды и дурных мыслей. А это браслет из глины. Такие браслеты на Руси надевали новорожденным детям, чтобы они принесли им здоровье и счастье, уберегли от беды. А на этой полке хранится глина в сухом виде. Ведь зимой сложно было достать глину для лепки, поэтому мастера заготавливали ее летом, а для удобства хранения глину сушили, измельчали и пересыпали в емкости. Зимой же, при необходимости замешивали сухую глину с водой и делали из нее посуду. А рядом контейнер с уже приготовленной глиной для лепки. Чтобы глина не высыхала, мастера заворачивали пласты глины в мокрую ткань,  так ее можно было хранить некоторое время.

Воспитатель:  Ребята, вам интересно в мастерской?

Воспитатель: Скажите, ребята, а вам бы хотелось на мгновение превратиться в настоящего мастера глиняных изделий и попробовать что - то вылепить своими руками?

 Воспитатель: К сожалению, мы с вами не сможем сегодня поработать на гончарном круге, потому что, работая, на нем нужно знать много правил, а мы с вами не настоящие мастера и правил этих не знаем. А мастера по близости у нас нет. Да и круг один, а вас много и вы устанете ждать друг друга. Но люди на Руси для своих детей придумали один замечательный способ лепки, который подходит для детей и, кроме того, одновременно лепить может большое количество ребят. Этот способ называется "Пластовая лепка". Я с таким способом, ребята, тоже не знакома, поэтому предлагаю вам посмотреть один видеосюжет, в котором о данной технике вам расскажет настоящий мастер глиняных изделий. Посмотрим? - тогда проходите к ноутбуку и присаживайтесь на стульчики.

 Воспитатель: Смотрите очень внимательно, чтобы потом вы смогли воспользоваться увиденным материалом и вылепить свои изделия.

Дети и воспитатель присаживаются на стулья и просматривают видеосюжет о "Пластовой технике" лепки изделий из глины.

Воспитатель: Мы  посмотрели, как опытный мастер работает с глиной в пластовой технике,  теперь вы можете сами попробовать что - то вылепить. Но прежде чем вы начнете работать, я предлагаю вам немного поиграть в игру "Золотые ворота".

Дети и воспитатель играют в  игру  "Золотые ворота".

Воспитатель:  Вам понравилось играть, ребята?

 Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам всем попробовать себя в роли мастера в глиняной мастерской, вылепить изделие в пластовой технике. Но прежде чем вы начнете работать, я предлагаю вспомнить, что делал мастер в видеосюжете. (Воспитатель выкладывает  для детей карточки - схемы в виде пошаговой инструкции для самостоятельного выполнения изделия).

Этапы работы с глиной:

1. Отбивание глины на ткани об стол.

2. Раскатывание глины скалками в направлении "вверх - вниз".

3. Выкладывание композиции из природного материала.

4. Прокатывание скалкой композиции и сбор природного материала с изделия.

5.  Вырезание стекой основной формы изделия.

6. Обработка линии среза поролоновой губкой и водой для придания гладкости изделию.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все запомнили. А сейчас я предлагаю вам взять кусочки глины и начать работать с ними. Я думаю, что вы все обязательно справитесь с работой и желаю вам удачи.

Дети проходят за рабочие места и самостоятельно работают над своими изделиями.

Перед тем как придать форму изделию стекой, воспитатель с детьми повторяет геометрические фигуры, для того чтобы дети могли выбрать понравившуюся им форму для изделия.

Воспитатель: Ребята,  вы уже завершаете работу. Вам осталось только придать форму своему изделию. Давайте вспомним с вами, какие геометрические фигуры вы знаете, это поможет вам определиться с формой вашего изделия.

Воспитатель: Молодцы, ребята, все фигуры вспомнили и теперь вы можете выбрать ту фигуру, которая подходит именно вашему изделию.

Воспитатель: Ну, вот мы с вами и вылепили изделия в новой технике, кто помнит,  как она называется?

3. Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, у всех получилось изделие? А вы можете сказать мне, что теперь необходимо сделать с вашими изделиями,  для того чтобы они стали прочными и твердыми? (Если дети затрудняются, то воспитатель рассказывает детям о том, что необходимо обжечь изделия в печи,  при высокой температуре, а затем раскрасить их краской и только после этого изделие будет готово к работе).

Воспитатель: А сейчас вытирайте руки, ребята и проходите ко мне.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, вам понравилось работать с глиной? А какой этап лепки был для вас самым интересным? А какой самым трудным?  Вы справились с поставленной перед вами задачей по изучению пластовой технике лепки? Почувствовали себя настоящими мастерами?

Воспитатель берет в руки игрушку - свистульку.

Воспитатель: Посмотрите, сколько сегодня нового и интересного для вас приготовила эта маленькая, глиняная птичка. Давайте оставим ее у себя в группе, может быть она еще что - то новое вам поможет узнать?

 Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы и теперь можете научить своих друзей и родителей лепить изделия из глины. Спасибо вам большое за хорошую работу, а сейчас я предлагаю вам поиграть  в гончарной мастерской.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Художественно – эстетическое развитие в условия реализации ФГОС ДО» "Использование метода арт-терапия в художественно-эстетическом развитии дошкольников»

Арт-терапия – сочетание психологии и творчества.Это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок. Она подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего в...

Система работы по художественно-эстетическому направлению ОО «Художественно-эстетическое развитие»

В данном материале решаются проблемы теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшего средства формирования отношения к действительности, средства нравственного и умственного во...

Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности «Котенок заблудился» (ОО «Художественно-эстетическое развитие» «Чтение литературы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Лепка)) (подготовительная к школе группа)

Программное содержание.Закреплять умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы.Закреплять знания об особенностях жанра сказки.Закреплять умение эмоционально восп...

Художественно-эстетическое развитие "Особенности инновационной программы дошкольного образования "От рождения до школы" в образовательной области "Художественно- эстетическое развитие"

Консультация "Особенности инновационной программы дошкольного образования "От рождения до школы" в образовательной области "Художественно- эстетическое развитие"...

Сообщение на заседании творческой группы педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию дошкольников " «Направления работы педагогов ДОО для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и по...

Формирование художественно-эстетических навыков с помощью игровых методов к курсу “Актуализация требований ФГОС ДО к художественно-эстетическому развитию детей”

Одна из характерных и ярких черт дошкольников - любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них. Если взрослые не могут или не хотят объяснять детям то, что их интересуе...