Формирование художественно-эстетических навыков с помощью игровых методов к курсу “Актуализация требований ФГОС ДО к художественно-эстетическому развитию детей”
проект по окружающему миру (младшая группа)
Одна из характерных и ярких черт дошкольников - любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них. Если взрослые не могут или не хотят объяснять детям то, что их интересует, любознательность пропадает. Поэтому, единственный вариант знакомства малышей с миром - научиться отвечать на любые вопросы детей.
Дошкольный возраст - время активной социализации ребенка, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждение нравственных чувств.
Мы хотим познакомить детей с картиной мира для достижения своего жизненного опыта. Решение проблемных творческих задач - главный способ осмысления этого мира. При этом разнообразные знания, полученные детьми, не являются непосредственной целью обучения, а служат его побочным результатом. Ведь рано или поздно эти знания, навыки, умения дети получат в школе. А вот познакомить с целостной (с учетом возраста) картиной мира позже не смогут, так как будут изучать мир раздельно и по предметам.
Поскольку жизненный опыт ребенка еще невелик, то он познает все, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Поэтому, художественно-эстетическое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности маленького человека. В процессе художественно-эстетического воспитания творческие, культурные ценности. Воспитание художественно-эстетических компетенций является важным условием приобщения к культуре.
Художественно-эстетическая деятельность удовлетворяет потребности детей в самовыражении и является одним из самых любимых занятий. Эти виды деятельности вызывают эмоции радости, восторга, вдохновения.
Художественно-эстетические качества личности закладываются в раннем возрасте и остаются в неизменном виде на всю жизнь. Но именно в дошкольном возрасте художественно-эстетическое воспитание является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательной работы. Основная задача художественно-эстетического воспитания - формирование позитивного и активного отношения ребенка к искусству. Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое, интересное.
В ДОО художественно-эстетическое воспитание осуществляется во всех видах деятельности, которое целенаправленно сосредоточено на развитие художественно-эстетических чувств, поэтому имеют большое значение систематические занятия: музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация.
Именно в дошкольном возрасте художественно-эстетическое воспитание является одним из главных основ воспитательной работы в ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 26.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и
молодежной политики Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
“Нижегородский институт развития образования”
Формирование художественно-эстетических навыков с помощью игровых методов к курсу “Актуализация требований ФГОС ДО к художественно-эстетическому развитию детей”
Проект предназначен для детей 3-4 лет
Характер проекта краткосрочный
Выполнила: воспитатель Светлана Оганесян Карленовна
МБДОУ Детский сад №459
Нижегородский район
г. Нижний Новгород
2021г.
Актуальность
Одна из характерных и ярких черт дошкольников - любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них. Если взрослые не могут или не хотят объяснять детям то, что их интересует, любознательность пропадает. Поэтому, единственный вариант знакомства малышей с миром - научиться отвечать на любые вопросы детей.
Дошкольный возраст - время активной социализации ребенка, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждение нравственных чувств.
Мы хотим познакомить детей с картиной мира для достижения своего жизненного опыта. Решение проблемных творческих задач - главный способ осмысления этого мира. При этом разнообразные знания, полученные детьми, не являются непосредственной целью обучения, а служат его побочным результатом. Ведь рано или поздно эти знания, навыки, умения дети получат в школе. А вот познакомить с целостной (с учетом возраста) картиной мира позже не смогут, так как будут изучать мир раздельно и по предметам.
Поскольку жизненный опыт ребенка еще невелик, то он познает все, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Поэтому, художественно-эстетическое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности маленького человека. В процессе художественно-эстетического воспитания творческие, культурные ценности. Воспитание художественно-эстетических компетенций является важным условием приобщения к культуре.
Художественно-эстетическая деятельность удовлетворяет потребности детей в самовыражении и является одним из самых любимых занятий. Эти виды деятельности вызывают эмоции радости, восторга, вдохновения.
Художественно-эстетические качества личности закладываются в раннем возрасте и остаются в неизменном виде на всю жизнь. Но именно в дошкольном возрасте художественно-эстетическое воспитание является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательной работы. Основная задача художественно-эстетического воспитания - формирование позитивного и активного отношения ребенка к искусству. Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое, интересное.
В ДОО художественно-эстетическое воспитание осуществляется во всех видах деятельности, которое целенаправленно сосредоточено на развитие художественно-эстетических чувств, поэтому имеют большое значение систематические занятия: музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация.
Именно в дошкольном возрасте художественно-эстетическое воспитание является одним из главных основ воспитательной работы в ДОО.
Проблема
В формировании эстетического вкуса у детей большая роль принадлежит обучению. На занятиях мы знакомим детей с произведениями литературы, музыки, живописи. Дети учатся узнавать, любить доступные возрасту произведения.
Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего мира, беречь ее.
Но, к сожалению, в жизни мы наблюдаем совершенно другую картину. В современном мире родители очень заняты. И всем нам известно, что мир современных гаджетов овладел нами. И родители часто, чтобы прочитать ребенку книгу, порисовать или поиграть, предлагают взять телефон, планшет и так далее. Родителям так проще. Очень много примеров можно привести такого поведения родителей. Например, предлагаю детям домашнее задание: нарисовать свой любимый фрукт, и принести в садик на следующий день. Утром такая картина: 60% детей не выполнили задание. Родители начали оправдываться: то у них красок нет, то место мало в квартире, то делали уроки со старшими детьми, то они очень устали после работы и так далее. Таких примеров можно привести очень много.
Результатом такого поведения родителей становится снижения у детей интереса к овладению художественно- эстетических навыков, и желание выполнять требования. В связи с этим проблема становится актуальной именно для детского сада, где ребенок проводит большую часть времени.
Поэтому, мы очень часто устраиваем консультации для родителей, различные выставки, конкурсы, приглашаем на мастер- классы, на день открытых дверей, на показательные занятия. Еще Ветлугина писала:
- Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей;
- Приобщать детей к деятельности в области искусства, обучая их художественным первоначальным знаниям, практическим умениям, воспитывая в них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в окружающую среду;
- Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни;
- Развивать художественно- творческие способности детей. Их деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной, радостным устремлением, творческим воображением, инициативой.
Чем более эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее развертывается его творческая деятельность.
Программное содержание включает в себя формы организации образовательного процесса, средства и методы освоения этого содержания. Они отличаются многообразием: показ и объяснение, постановка задач, проведение экскурсий, беседы, организация детского экспериментирования как с предметными, с природными объектами, так и использование игровых приемов, мотивирующих деятельность детей и так далее. Они отвечают, как возрастным особенностям детей, так и специфике освоения самого содержания, благодаря чему создаются условия для успешной реализации поставленных образовательных задач.
Объект проекта:
Воспитанники младшего дошкольного возраста, воспитатель, музыкальный руководитель, младший воспитатель.
Предмет проекта:
Воспитание художественно- эстетических навыков через игровые методы, через экспериментирования.
Цель проекта:
Создание условий для формирования художественно-эстетических навыков у детей младшего дошкольного возраста (3- 4 года) через игровые методы.
Задачи проекта:
- Вызвать у детей эмоциональный отклик, желание рисовать;
- Побуждать детей к экспериментированию с цветом;
- Обучать простейшим способом изображения, созданию простейших композиций из мазков, пятен, штрихов;
- Осваивать пространство листа;
- Побуждать детей к самостоятельному выбору цвета;
- Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей художественно- эстетических навыков.
Время проведения проекта: 20.09-30.09, 01.10- 08.10 2021г.
В процессе активного участия детей в предварительной работе, созданию благоприятных условий и использование разных методических приемов, у детей успешно сформировались некоторые творческие навыки.
Проводились занятия с ознакомлением кисточек, красок, тычков, и так далее. В процессе ознакомлений использовались игры, игровые ситуации, подвижные игры, игровые упражнения, беседы, рассматривания иллюстраций, художественное слово, музыкальные произведения.
Дидактические игры на овладение цветовой гаммы (по возрасту) направленны на:
-овладение простым навыкам использования цветных карандашей;
-овладение навыкам раскрашивании предмета внутри контура;
-овладение навыкам самостоятельно выбирать цвет того, или иного предмета;
-овладение навыкам пользования красками (мазки, штрихи).
Овладение простыми навыками пользования карандашами:
-побуждать детей рисовать карандашами;
-показать силу нажима на карандаши.
Игровая ситуация:
“покрасим яблочки- одно красное, другое- розовое”
-показать ребенку, что такое сила нажима, например- если нажимать на карандаш, то яблочко получится красное, а если не очень сильно-яблочко получится розовое.
“покрасим тучку”
“покрасим солнышко”
И так далее.
Овладение умением раскрашивать предмет, не выходя за контуры:
-приучать детей видеть границы;
-раскрашивать, не выходя за линию контура.
“ой какая тучка”
“кругом лужи”
“листики дубовые”
Овладение навыками самостоятельно выбирать цвет:
“в магазине игрушек”
“осенние листочки”
Овладение навыками создания простейших композиций из мазков и штрихов:
“Дождик, дождик перестань”
“Солнечные лучики”
“Кап кап капают капельки”
В каждую игровую ситуацию включается художественное слово, музыкальные произведения.
Предварительная работа:
- Наблюдение за рисованием воспитателя;
- Рассматривание кисточек (новых), красок, стаканчиков для воды;
- Рассматривание иллюстраций с осенней тематикой;
- Рассматривание настоящих осенних листьев;
- Посещение выставки в детском саду “Осень пришла, дождь и ветер принесла”;
- Посещение вернисажа - работ старших детей;
- Экскурсия с детьми на “Зеленую тропу” (территория детского сада);
- Знакомство с красками гуашь;
- Знакомство с плоской кистью;
- Эксперимент по смешиванию красок.
План работы:
Сентябрь (одна неделя) - 27.09-30.09
Сбор материала:
- Сбор листьев с участка.
Игровая ситуация:
- “Научи куклу” Катю покрасить осенний листик.
Дидактические игры:
- “Найди такой-же”;
- “Убери лишнее”;
- “Когда это бывает?”.
Игры - эксперименты:
- “Покрасим водичку красками”;
- “Послушаем как шуршат сухие листья”.
Октябрь (одна неделя) - 04.10 - 08.10
Сбор материала:
- Настоящие овощи;
- Плакат “В огороде”.
Игровая ситуация:
- “Поможем Зайке собрать урожай моркови”.
Дидактические игры:
- “Сварим суп”;
- “Убери лишний овощ”;
- “Собери картинку”.
Игры - эксперименты:
- “Приготовим салат из овощей, и всех угостим”.
Физкульт минутки:
“Удивляемся природе”
Мы стоим на огороде,
Удивляемся природе.
Вот салат, а здесь укроп,
Там морковь у нас растет.
Поработаем с тобой
Сорнякам объявим бой
С корнем будем выдирать,
Да пониже приседать.
“Наши красные цветки”
Наши красные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет.
“Белка”
Белка сушит сыроежки,
Лапкой с ветки рвет орешки.
Все запасы в кладовой
Пригодятся ей зимой.
“Рыжие белочки”
Листики падают,
Осень пришла.
Рыжие белочки, как у вас дела?
- Мы набрали шишек для своих детишек.
Листьев полное дупло – будет нам зимой тепло.
Листики падают,
Осень пришла.
Рыжие белочки, как у вас дела?
- Насушили ягод, чтоб хватило на год.
“Шла лисица”
Шла лисица вдаль тропинки
И несла грибы в корзинке:
Пять опят и пять лисичек
Для лисят
И для лисичек.
“Ветер”
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише
Деревцо все выше, выше, выше.
Игровые упражнения:
“Дождь”;
“Самокат”;
“Опенок”;
Подвижные игры:
“Найди свой цветок”;
“Солнышко и дождик”;
“Грибок спрятался”;
“По лесу идем”.
Пальчиковая гимнастика:
“Ну-ка братцы, а охоту”;
“У девчушки Зиночки”;
“Хозяйка с базара пришла”;
“Варим щи”.
Рисование:
“Листочки с нашего двора”;
“Осенний лес” (коллективное рисование);
“Мы собрали урожай”;
“Все овощи в корзиночке”.
Музыка:
прослушивание
“Звуки осеннего леса”;
“Шум грозы”;
“Тихая глушь”.
Физо-развлечение:
“Есть ли у нас огород”.
Музыкальное развлечение:
“К ежику в осенний лес”.
Поэтический вечер:
“Чтение осенних стихов”;
“Песенка про дождик”.
Вернисаж (наши работы):
“Кленовый лист”;
“Осенний лес”;
“Красная рябина”;
“Мы собрали урожай”;
“Яблочки для ежика”.
Игра-драматизация:
“Как зайчик морковку копал”.
Осенние стихи:
- “Как же дождику не лень...”;
- “Осень славная пора...”;
- “Листопад, листопад...”;
- “Все деревья облетели...”;
- “Чтоб не мокнуть под дождем”;
- “Если небо хмурое”;
- “Вот листочки желтые”;
- “Падают, падают листья”.
Песни:
- “Дождик, дождик не стучи”;
- “Осенние слезинки”;
- “Песня об осени”.
Функции семьи и детского сада в сфере художественно-эстетического развития детей 3-4 лет.
(Тема: Формирование художественно-эстетических навыков с помощью игровых методов[a][b][c])
Семья | ДОО | Воспитатели |
|
| |
Не иронизировать и не позволять другим по поводу результатов творческой деятельности ребенка. | Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей ребенка, повышать требования к его умениям, навыкам, проявляемым в творческой деятельности. | |
По желанию детей, и с их согласия показывать свои работы другим детям и взрослым. | Показать ребенку, что результат его деятельности интересен детям, родителям или другим воспитателям. |
Конспект интегрированного занятия “Какого цвета осень?” (познание окружающего мира - изобразительная деятельность)
Цель: (познание)
- Познакомить с характерными признаками осени;
- Уточнять представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений;
- Воспитывать бережное отношение к природе;
- Воспитывать способность любоваться красотой природы.
Цель: (ИЗО)
- Вызвать у детей эмоциональный отклик, желание рисковать;
- Учить правилам пользования красками, аккуратно набирать краску на кисть;
- Ритмично наносить мазки в разных частях листа;
- Познакомить с оранжевым цветом.
Материалы к занятию:
Демонстрационный материал:
- Плакат с изображением “Осень”;
- Иллюстрации с осенними листьями;
- Набор картинок - разрезных;
- Осенний букет с участка;
- Гуашь - красный, желтый, оранжевый;
- Ватман.
Раздаточный материал:
- Искусственные листья разного цвета;
- Белые листы с изображением контура листочка;
- Кисточки на каждого ребенка;
- Тряпочки, клеенки.
Ход занятия:
Вос-ль: ребята кто-то к нам спешит, кто-то в дверь к нам стучит. Интересно кто это? (открывает дверь в группу). Это же Ежик к нам пришел. Ребята давайте скажем Ежику здравствуйте!
Дети: здравствуй Ежик!
Вос - ль: Ежик откуда ты к нам пришёл, и что это у тебя на колючках?
Ежик: я из леса к вам пришел, из оранжевого леса, там все оранжевого, желтого цвета. И листочки на деревьях и травка на полянке.
Вос-ль: ребята как интересно, и как красиво, наверное, в лесу. А как вы думаете, почему все в лесу пожелтело?
Дети: потому что осень наступила.
Вос-ль: правильно ребята, это осень наступила, а осенью все листья
Желтеют, высыхают и опадают.
Ежик: правильно ребята, а вот я вам листочки принес с осеннего леса.
Вос-ль: ежик, а наши ребята знают, как называется, когда листья опадают на землю.
Дети: это листопад.
Вос- ль: а еще дети стих знают про листопад, послушай.
Ежик: слушает. (дети хором читают стих),
-листопад, листопад
Листья желтые летят.
Под ногой шуршат, шуршат,
Скоро голым станет сад.
Вос-ль: предлагает еще прочитать стих, некоторым детям.
Ежик: молодцы ребята, порадовали вы меня. Я запомню этот стих, и своим ежатам тоже прочитаю.
Вос-ль: посмотри ежик, и у нас тоже есть много листочков (вос-ль раскладывает на ковре листья искусственные по количеству детей) и предлагает игру.
Вос-ль: подул ветерок, осенний ветерок, и разлетелись все листья, ветерок подхватил легкие и сухие листья и закружил их в воздухе. (дети берут с ковра листья, и начинают с ними кружиться).
Вос-ль: вот и ветерок закончился, и листочки опять легли отдыхать, (дети раскладывают листья опять на ковер), играем 2- 3 раза.
Ежик: какая хорошая игра, и я обязательно поиграю со своими ежатами.
Вос-ль: ребята, а сейчас соберем красивый букет из осенних листьев. (дети собирают вместе с воспитателем собирают букет).
Ежик: какой красивый букет, какой разноцветный, тут и желтые листья, и красные, и оранжевые. А знаете какой ветер дует осенью? Это сильный, холодный ветер. Давайте вместе споем песенку ветра. (дети с ежиком дуют, выдувают с силой воздух). Это осенний ветер, он холодный. (дети пробуют еще раз)
Вос-ль: предлагает отгадать загадку детям и ежику.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льется,
Это время года...
Дети: осенью зовется!
Ежик: Спасибо, ребята! Очень мне у вас понравилось, было весело. Но мне пора в свой осенний лес к своим ежатам. А вам я дарю все эти красивые осенние разноцветные листочки.
Вос-ль: И тебе спасибо, Ежик! мы обязательно к тебе в гости приедем, в твой осенний лес и твоим ежатам подарок привезем.
Воспитатель и дети прощаются с ежиком.
(ежик уходит)
Часть 2.
Вос-ль: Ребята, ежик ушел и оставил нам вот это.
(достает приготовленные листы с изображением контура разных листьев)
Ребята, только эти листочки не такие красивые как у ежика. Они бледные, не разноцветные. Что надо нам сделать?
Дети: Покорить!
Вос-ль: Правильно, ребята! А сейчас присаживайтесь поудобнее, послушайте как осенний лес шумит.
(включает запись - “Шум леса”. Дети прислушиваются)
Вос-ль: Перед вами листья, краски, кисти. И сейчас мы их разукрасим разными цветами.
Каждый ребенок сам решает, какого цвета будет его листик. Воспитатель поощряет выбор ребенка.
Вос-ль: Ой какой оранжевый листочек у Ани, а у Саши - желтый, очень красивый.
(предлагает смешать краски на палитре, и полученным цветом покрасить. Дети пробуют смешивать краски.)
Вос-ль: Какой красивый, интересный красно-оранжевый листочек получился. Вот ежик и ежата обрадуются.
Дети продолжают раскрашивать листья под музыку. Воспитатель напоминает, как правильно набирать краску на кисть, как отжимать лишнюю воду с кисти об край стаканчика. Стараться не выходить за контур, использовать кисть, как кончик, так и всю.
Вос-ль: вот у Ани кисточка красит кончиком, а у Вани, посмотрите, вся кисточка “легла” на лист, какая толстая полоска получилась.
Дети заканчивают свои работы.
Вос-ль: А сейчас все кисточки промоем в воде и высушим на тряпочке. А я ребята, ваши листочки положу на окошечко, чтобы они быстрее высохли.
Физкульт минутка:
“Удивляемся природе”
Тем временем, листочки высохли, и помощник воспитателя их вырезал.
Воспитатель достает ватман с нарисованным лесом.
Вос-ль: ребята, посмотрите, да это же лес, откуда ежик к нам пришел. Только он какой-то унылый и совсем без листочков. А наши листики высохли. И мы сейчас украсим этот унылый, скучный лес.
Воспитатель приклеивает листья по всему “лесу”
Вос-ль: посмотрите какая красота получилась. Вот ежик обрадуется.
Дети рассматривают, находят свой листочек.
Вос-ль: ребята, мы обязательно поедем в лес в гости к ежику, и подарим эту картину. А пока, пусть у нас в группе повесит, чтобы все могли полюбоваться этой красотой.
Воспитатель вместе с детьми находят подходящее место для картины.
Воспитатель рассматривает вместе с детьми картину, любуется, хвалит, комментирует.
Например: -Ребята, посмотрите какой интересный цвет у этого листочка. Тут и красный есть, и оранжевый цвет есть, а этот листик - желтый, ярко-желтый, настоящий осенний листик и т.д.
Воспитатель хвалит всех детей и напоминает: "Ребята, а на следующем занятии, мы поедем в лес в гости к ежику, и подарим эту картину.”
Литература:
- Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей.
- Арнаутова Е.П. Педагог и семья.
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.
- Горина Л.В. Проектирование содержания образовательной области “Художественное развитие”.
- Дуброва В.П. Теорико-методические основы взаимодействия детского сада и семьи.
- Кротова Т.В. Практикум общения педагогов с родителями.
- Микляева Н.В. Интеграция образовательного процесса на основе художественного воспитания.
- Печора А.В. Развивающие игры для дошкольников.
- Семушкина Л.Г. Практикум по дошкольной педагогике.
- Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование ООД в старшей группе по программе "Детство"с учетом ФГОС. Образовательная область"Художественно-эстетическое развитие"
Данное перспективное планиование разработано в соответствии с программой "Детство", авт. Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова. Им руководствуюсь при планировании и проведении организованной обр...
Памятка для воспитателей " Требования к занятиям по художественно- эстетическому развитию"
Памятка " Требования к занятиям по художественно- эстетическому развитию"...
Формирование художественно-эстетических навыков у детей раннего возраста. Проект на тему: «Новогодняя елочка» 2013-2014 у.г.
Цель: развитие самостоятельной творческой деятельности детей, развитие познавательно-речевых способностей, обогащение словарного запаса, развитие цветовосприятия, ориентировка на заготовку,...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с учётом ФГОС ДО по художественно – эстетическому развитию «Как розовые яблоки, на ветках снегири» /средний дошкольный возраст/
Данный конспект включает в себя занятие детским конструированием из бумаги (оригами). Разработка для детей среднего дошкольного возраста....
Реализация регионального компонента в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста
Региональный компонент в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по художественно-эстетическому развитию на тему: «Мы едем, едем, едем в далёкие края!»
Ребята, отправляться в путешествие намного приятней и интересней самим, побывав в нашем поезде, поэтому я предлагаю вам занять места в вагончиках. Приклеив свои фотографии....
Консультация для воспитателей ФГОС на примере художественно-эстетического развития.
Обучение воспитателей....