Дополнительная образовательная программа Кружок «Цветные ладошки» (вторая младшая группа)
рабочая программа по рисованию (младшая группа)

 

Зачем и почему рисуют дети? Это один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем он постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно. Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи и мышления, но и помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире. Указанное определяет актуальность реализации содержания программы, цель которой: формирование у детей младшего дошкольного возраста эстетического отношения, художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_tsvetnye_ladoshki_2018-2019.docx37.47 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок

«Цветные ладошки»

Автор-составитель:

воспитатель Киреева Т.В.

Смоленск

2018-2019

Содержание

Пояснительная записка

1.1  Цели и задачи программы

1.2  Планируемые результаты

1.3  Объем образовательной нагрузки

1.4  Характеристика особенностей развития детей раннего возраста

Содержание программы

Организационно-педагогические условия реализации программы

3.1.  Учебный план

3.2. Расписание занятий

3.3.  Описание материально-технического обеспечения программы

Литература


                            Пояснительная записка

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

        Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства; доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.

Зачем и почему рисуют дети? Это один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем он постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно. Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи и мышления, но и помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире.

Рисование – естественная потребность ребенка. У него нет «комплекса неумения». Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.

        Таким образом, реализация данной образовательной программы педагогически целесообразна, поскольку она предполагает эмоциональный отклик ребенка на прекрасное (красивое, привлекательное), развивает добрые чувства, творческую деятельность, формирует посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков и т.д. Эстетический компонент оказывает существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры личности в целом.

  1. Цели и задачи программы

Цель – формирование у детей младшего дошкольного возраста эстетического отношения, художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Реализация цели возможна через решение следующих задач:

  • развивать навыки продуктивной деятельности;
  • развивать творческих способности ребенка в процессе создания образов, использования различных изобразительных материалов и техник;
  • развивать воображение, внимание, чувства восприятия цвета;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • формировать и расширять представления об окружающем мире.

1.2  Планируемые результаты

  • ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в изобразительной продуктивной деятельности;
  • у ребенка на уровне, соответствующем возрасту, развита мелкая моторика;
  • ребенок способен соблюдать правила безопасного поведения в процессе изодеятельности.

1.3  Объем образовательной нагрузки

Возрастная категория детей

Кол-во занятий в месяц

Продолжительность

занятий

Форма обучения

Срок реализации программы

3-4 года

0/2

15 мин

очная

1 год

1.4  Характеристика возрастных особенностей воспитанников от 3 до 4 лет

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

К трем годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности:

- он проявляет интерес к другому человеку,

- испытывает доверие к нему,

- стремится к общению и взаимодействию с взрослыми и сверстниками.

У ребенка возникают личные симпатии, которые проявляются в желании поделиться игрушкой, оказать помощь, утешить. Ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте с взрослыми, ярко выражает свои чувства - радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др. Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы общения. Осознает свою половую принадлежность («Я мальчик», «Я девочка»). Фундаментальная характеристика ребенка трех лет - самостоятельность («Я сам», «Я могу»). Он активно заявляет о своем желании быть, как взрослые (самому есть, одеваться), включаться в настоящие дела (мыть посуду, стирать, делать покупки и т.п.)». Взаимодействие и общение детей четвертого года жизни имеют поверхностный характер, отличаются ситуативностью, неустойчивостью, кратковременностью, чаще всего инициируются взрослым.

Для детей 3х летнего возраста характерна игра рядом. В игре дети выполняют отдельные игровые действия, носящие условный характер. Роль осуществляется фактически, но не называется. Сюжет игры - цепочка из 2х действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый. К 4м годам дети могут объединяться по 2-3 человека, для разыгрывания простейших сюжетно-ролевых игр. Игровые действия взаимосвязаны, имеют четкий ролевой характер. Роль называется, по ходу игры дети могут менять роль. Игровая цепочка состоит из 3-4 взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию. К 5 годам у детей возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками, осознание своего положения среди них. Ребенок приобретает способы взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого,  для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Совершенствуется умение пользоваться установленными формами  вежливого обращения.

В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. В этом возрасте начинают появляться постоянные партнеры по игре. В общую игру может вовлекаться от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 мин.

Ребенок начитает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки, правила игры и т. п.) - проявление произвольности.

У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении, чему способствует освоение ими языка эмоций (гаммы переживаний, настроений). Эмоциональность пятилетнего ребенка отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок способен проявить сочувствие, сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Общение ребенка в этом возрасте ситуативно, инициируется взрослым, неустойчиво, кратковременно. Осознает свою половую принадлежность. Возникает новая форма общения с взрослым – общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную с взрослым познавательную деятельность.

В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке. Ребенок активно использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители  и словесные обозначения объектов в быту, игре, общении. Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. В практической деятельности ребенок учитывает свойства предметов и их назначение: знает название 3-4 цветов и 2-3 форм; может выбрать из 3-х предметов разных по величине «самый большой». Рассматривая новые предметы (растения, камни и т.п.) ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию. Важную роль начинают играть образы памяти. Память и внимание ребенка носит непроизвольный, пассивный  характер. По просьбе взрослого ребенок может запомнить не менее 2-3 слов и 5-6 названий предметов. К 4-м годам способен запомнить значительные отрывки из любимых произведений.. Рассматривая объекты, ребенок выделяет один, наиболее яркий признак предмета, и ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, а сам процесс достижения еще не умеет прослеживать.

Конструктивная  деятельность  в 3-4 года ограничивается возведением несложных построек по образцу  (из 2-3 частей) и по замыслу. Ребенок может заниматься, не отрываясь, увлекательным для него деятельностью течение 5 минут. 

Образовательная область «Речевое развитие»

Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи. Овладение родным языком характеризуется использованием основных грамматических категорий (согласование, употребление их по числу, времени и т.д., хотя отдельные ошибки допускаются) и словаря разговорной речи. Возможны дефекты звукопроизношения.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Ребенок с удовольствием знакомится с элементарными средствами выразительности  (цвет, звук, форма, движения, жесты), проявляется интерес к произведениям народного и классического искусства, к литературе (художественное слово: стихи, песенки, потешки), к исполнению и слушанию музыкальных произведений.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В 3-4 года они только начинают формироваться. Графические образы бедны, предметны, схематичны. У одних дошкольников в изображении отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Замысел меняется по ходу изображения. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития моторики в этом возрасте имеет лепка. Ребенок может вылепить под руководством взрослого простые предметы. В 3-4 года из-за недостаточного развития мелких мышц руки, дети не работают с ножницами, апплицируют из готовых геометрических фигур. Ребенок способен выкладывать и наклеивать элементы декоративного узора и предметного схематичного изображения из 2-4 основных частей.

В музыкально-ритмической деятельности ребенок испытывает желание слушать музыку и производить естественные движения под звучащую музыку. К 4 годам овладевает элементарными певческими навыками несложных музыкальных произведений. Ребенок хорошо перевоплощается в образ зайчика, медведя, лисы, петушка и т.п. в движениях, особенно под плясовую мелодию. Приобретает элементарные навыки подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах (барабан, металлофон). Закладываются основы для развития музыкально-ритмических и художественных способностей.

Образовательная область «Физическое развитие»

Ребенок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами). Возникает интерес к определению соответствия движений образцу. Дети испытывают свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями.

Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д. К 4-м годам ребенок может без остановки пройти по гимнастической скамейке, руки в стороны; ударять мяч об пол и ловить его двумя руками (3 раза подряд); перекладывать по одному мелкие предметы (пуговицы, горошины и т.п. – всего 20 шт.) с поверхности стола в небольшую коробку (правой рукой).

Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом дети ориентируются в значительной мере на оценку воспитателя. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию. Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается

Ребенок владеет элементарными гигиеническими навыками самообслуживания (самостоятельно и правильно моет руки с мылом после прогулки, игр, туалета; аккуратно пользуется туалетом: туалетной бумагой, не забывает спускать воду из бачка для слива; при приеме пищи пользуется ложкой, салфеткой; умеет пользоваться носовым платком; может самостоятельно устранить беспорядок в одежде, прическе, пользуясь зеркалом, расческой).

Содержание программы

Сентябрь

Тема занятия

Образовательные задачи

Материал

Вводное занятие

Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка. Требования к поведению. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности.

«Осень наступила…» (рисование)

Учить рисовать в технике «пальчиковая живопись». Закреплять умение работать гуашью, салфеткой, ватной палочкой для изображения капелек. Развивать моторику рук, речь, в работе аккуратность, знания о цвете.

Кисти, гуашь разного цвета, баночки с водой, бумага для рисования

Октябрь

«Холодный дождь» (рисование пластилином)

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина и наносить равномерно на всю поверхность бумаги.

Лист формата А4 с изображением туч, синий пластилин, салфетки.

«Осеннее дерево» (аппликация).

Показать приемы приклеивания «обрывная аппликация» на листы с изображением дерева.

Лист формата А4 с изображением дерева, цветная бумага.

Ноябрь

«Тили-тили, тесто …» (лепка экспериментирование, рисование на тесте).

Ознакомление с тестом как художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности материала, создание изображения на пласте теста: отпечатки ладошек.

Пласт соленого теста.

«Дождик дождик веселей!» (рисование ватными палочками, коллективная композиция).

Рисование дождя ватными палочками на основе тучи, изображенной воспитателем, развитие чувства цвета и ритма.

Гуашь синего цвета, ватные палочки, бумага для рисования.

Декабрь

«Праздничная ёлочка» (аппликация, бумажная пластика».

Украшение ёлочки, нарисованной и вырезанной воспитателем, новогодними игрушками – кружками разного цвета и формы, звездочкой; закрепление техники приклеивания

Кисти, краски, цветная бумага разного цвета, клей.

«Снеговик» (аппликация из ватных дисков).

Создание образа снеговика в сотворчестве с воспитателем: выкладывание и приклеивание ватных дисков: развитие чувства формы и ритма, глазомера и мелкой моторики

Кисти, ватные диски, клей, цветная бумага, картон.

Январь

«Вкусное угощение» (лепка из соленого теста).

Лепка угощений для игрушек; получение силуэтных изображений из теста: выдавливание формочками для выпечки, обведение и украшение форм пальчиками; развитие тактильных ощущений, чувства формы и мелкой моторики.

Соленое тесто, формочки, гуашь, кисти.

«Северное сияние» (рисование солью).

Познакомить с новой техникой рисования, развитие чувства цвета и ритма.

Цветная соль, баночки для создания композиции

Февраль

«Бублики-баранки» (лепка)

Лепка баранок. Оформление лепных изделий (посыпание манкой, маком, протыкание дырочек зубочисткой), развитие глазомера и мелкой моторики

Соленое тесто, мак, манка, зубочистки.

«Свитер для папы» (аппликация из крупы).

Создание образа свитера, нарисованного и вырезанного воспитателем, наклеивание крупы.

Шаблон свитера, вырезанного из цветного картона, макаронные изделия разной формы, клей, кисти для клея

Март

«Вот какие ножки у сороконожки!» (лепка).

Освоение нового способа лепки: раскатывание жгутиков прямыми движениями ладоней. Создание выразительного образа сороконожки в сотворчестве с педагогом: прикрепление «ножек» к туловищу, вылепленному воспитателем

Пластилин, стека.

«Постираем полотенца» (рисование).

Освоение техники рисования прямых горизонтальных линий, развитие чувства цвета и ритма, создание композиции на основе линейного рисунка (бельё сушится на веревочке).

Бумага для рисования, цветные карандаши.

Апрель

«Носит одуванчик жёлтый сарафанчик…» (обрывная аппликация).

Создание выразительных образов луговых цветов – желтых и белых одуванчиков – в технике обрывной аппликации, развитие мелкой моторики, синхронизация движения обеих рук.

Лист бумаги с изображением одуванчика, цветная  бумага, клей, кисти для клея

«Почки и листочки» (рисование и аппликация).

Освоение изобразительно-выразительных средств для передачи трансформации образа: рисование ветки с почками и наклеивание листочков.

Лист бумаги с изображением ветки дерева, цветная бумага, клей, кисти для клея.

Май

«Праздничный салют»

развивать чувство цвета, воспитывать самостоятельность, инициативность

Кисть для рисования, бумага для рисования, гуашь разного цвета.

«Дерево» (пластилинография).

Создание образа дерева, раскатывание жгутиков из пластилина и прикрепление к стволу, отрывание кусочков пластилина и примазывание к фону

Картон белого цвета, пластилин


Организационно-педагогические условия реализации программы

3.1.  Учебный план

Наименование услуги

Кол-во детей

Длительность занятия (мин)

Кол-во занятий в неделю

Кол-во занятий в месяц / год

Проведение занятий по развитию художественно-эстетических способностей детей

15

20

1 р. в две недели

2/18

3.2 Расписание занятий

Занятие проводится один раз в две недели.

3.3. Описание материально-технического обеспечения Программы

1. Учебно – наглядные пособия

2. Материалы для деятельности:

  • гуашь;
  • ватные палочки;
  • кисти;
  • стаканы для воды;
  • салфетки;
  • пластили;
  • бумага;
  • соленое тесто;
  • ватные диски;
  • соль;
  • крупа;
  • стека;
  • цветные карандаши;
  • клей;
  • кисти для клея;
  • альбомы.

Литература

  1. Лебедева Е.Г. Простые поделки из бумаги и пластилина / Е.Г. Лебедева. – М.: «Айрис - Пресс», 2008.                

                                                                                                            

  1. Кайдошко Н.Н. Занятия по рисованию и художественному    труду для         дошкольников / Кайдошко Н.Н..,  И.А. Малышева, О.И. Ратникова. – М.:Русское слово,  2008.  

  1. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий : методическое пособие. Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2007.  (Серия «Вместе с детьми»).

  1. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» / И.А. Лыкова. – М.: Карапуз-дидактика, 2007

  1. Малышева А.Н. Аппликация в детском саду / А.Н.Малышева. – Ярославль: Академия развития, 2006

  1. Доронова Т.Н. Обучение детей рисованию, лепка, аппликации в игре / Доронова Т.Н., Якобсон С.Т. – М.: Просвещение, 1992


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Цветные ладошки» Возрастной состав детей 4-7 лет

Дополнительная образовательная программа «Цветные ладошки» (далее Программа) имеет художественно-эстетическую направленность, разработана н...

Дополнительная образовательная программа "Цветные ладошки"

Дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую напрвленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у воспитанников х...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Говорушки" во второй младшей группе

Цель: Формировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр....

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок «Волшебные ладошки» Вторая младшая 2016-2017 уч. г.

Рабочая программа кружка «Волшебные ладошки» разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом ДО и является инновационным образовательным про...

Дополнительная образовательная программа Кружок «Цветные ладошки» (первая младшая группа)

Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в рамках художественно-эстетического воспитания детей и направлена на реализацию самостоятельной творческой деятельности ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Цветные ладошки» (старшая группа)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Цветные ладошки» (старшая группа)...