Дополнительная образовательная программа Кружок «Цветные ладошки» (вторая младшая группа)
рабочая программа по рисованию (младшая группа)
Зачем и почему рисуют дети? Это один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем он постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно. Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи и мышления, но и помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире. Указанное определяет актуальность реализации содержания программы, цель которой: формирование у детей младшего дошкольного возраста эстетического отношения, художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_tsvetnye_ladoshki_2018-2019.docx | 37.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок
«Цветные ладошки»
Автор-составитель:
воспитатель Киреева Т.В.
Смоленск
2018-2019
Содержание
Пояснительная записка
1.1 Цели и задачи программы
1.2 Планируемые результаты
1.3 Объем образовательной нагрузки
1.4 Характеристика особенностей развития детей раннего возраста
Содержание программы
Организационно-педагогические условия реализации программы
3.1. Учебный план
3.2. Расписание занятий
3.3. Описание материально-технического обеспечения программы
Литература
Пояснительная записка
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства; доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Зачем и почему рисуют дети? Это один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем он постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно. Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи и мышления, но и помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире.
Рисование – естественная потребность ребенка. У него нет «комплекса неумения». Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.
Таким образом, реализация данной образовательной программы педагогически целесообразна, поскольку она предполагает эмоциональный отклик ребенка на прекрасное (красивое, привлекательное), развивает добрые чувства, творческую деятельность, формирует посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков и т.д. Эстетический компонент оказывает существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры личности в целом.
- Цели и задачи программы
Цель – формирование у детей младшего дошкольного возраста эстетического отношения, художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Реализация цели возможна через решение следующих задач:
- развивать навыки продуктивной деятельности;
- развивать творческих способности ребенка в процессе создания образов, использования различных изобразительных материалов и техник;
- развивать воображение, внимание, чувства восприятия цвета;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- формировать и расширять представления об окружающем мире.
1.2 Планируемые результаты
- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в изобразительной продуктивной деятельности;
- у ребенка на уровне, соответствующем возрасту, развита мелкая моторика;
- ребенок способен соблюдать правила безопасного поведения в процессе изодеятельности.
1.3 Объем образовательной нагрузки
Возрастная категория детей | Кол-во занятий в месяц | Продолжительность занятий | Форма обучения | Срок реализации программы |
3-4 года | 0/2 | 15 мин | очная | 1 год |
1.4 Характеристика возрастных особенностей воспитанников от 3 до 4 лет
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
К трем годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности:
- он проявляет интерес к другому человеку,
- испытывает доверие к нему,
- стремится к общению и взаимодействию с взрослыми и сверстниками.
У ребенка возникают личные симпатии, которые проявляются в желании поделиться игрушкой, оказать помощь, утешить. Ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте с взрослыми, ярко выражает свои чувства - радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др. Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы общения. Осознает свою половую принадлежность («Я мальчик», «Я девочка»). Фундаментальная характеристика ребенка трех лет - самостоятельность («Я сам», «Я могу»). Он активно заявляет о своем желании быть, как взрослые (самому есть, одеваться), включаться в настоящие дела (мыть посуду, стирать, делать покупки и т.п.)». Взаимодействие и общение детей четвертого года жизни имеют поверхностный характер, отличаются ситуативностью, неустойчивостью, кратковременностью, чаще всего инициируются взрослым.
Для детей 3х летнего возраста характерна игра рядом. В игре дети выполняют отдельные игровые действия, носящие условный характер. Роль осуществляется фактически, но не называется. Сюжет игры - цепочка из 2х действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый. К 4м годам дети могут объединяться по 2-3 человека, для разыгрывания простейших сюжетно-ролевых игр. Игровые действия взаимосвязаны, имеют четкий ролевой характер. Роль называется, по ходу игры дети могут менять роль. Игровая цепочка состоит из 3-4 взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию. К 5 годам у детей возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками, осознание своего положения среди них. Ребенок приобретает способы взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Совершенствуется умение пользоваться установленными формами вежливого обращения.
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. В этом возрасте начинают появляться постоянные партнеры по игре. В общую игру может вовлекаться от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 мин.
Ребенок начитает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки, правила игры и т. п.) - проявление произвольности.
У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении, чему способствует освоение ими языка эмоций (гаммы переживаний, настроений). Эмоциональность пятилетнего ребенка отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок способен проявить сочувствие, сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Общение ребенка в этом возрасте ситуативно, инициируется взрослым, неустойчиво, кратковременно. Осознает свою половую принадлежность. Возникает новая форма общения с взрослым – общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную с взрослым познавательную деятельность.
В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке. Ребенок активно использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения объектов в быту, игре, общении. Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. В практической деятельности ребенок учитывает свойства предметов и их назначение: знает название 3-4 цветов и 2-3 форм; может выбрать из 3-х предметов разных по величине «самый большой». Рассматривая новые предметы (растения, камни и т.п.) ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию. Важную роль начинают играть образы памяти. Память и внимание ребенка носит непроизвольный, пассивный характер. По просьбе взрослого ребенок может запомнить не менее 2-3 слов и 5-6 названий предметов. К 4-м годам способен запомнить значительные отрывки из любимых произведений.. Рассматривая объекты, ребенок выделяет один, наиболее яркий признак предмета, и ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, а сам процесс достижения еще не умеет прослеживать.
Конструктивная деятельность в 3-4 года ограничивается возведением несложных построек по образцу (из 2-3 частей) и по замыслу. Ребенок может заниматься, не отрываясь, увлекательным для него деятельностью течение 5 минут.
Образовательная область «Речевое развитие»
Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи. Овладение родным языком характеризуется использованием основных грамматических категорий (согласование, употребление их по числу, времени и т.д., хотя отдельные ошибки допускаются) и словаря разговорной речи. Возможны дефекты звукопроизношения.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Ребенок с удовольствием знакомится с элементарными средствами выразительности (цвет, звук, форма, движения, жесты), проявляется интерес к произведениям народного и классического искусства, к литературе (художественное слово: стихи, песенки, потешки), к исполнению и слушанию музыкальных произведений.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В 3-4 года они только начинают формироваться. Графические образы бедны, предметны, схематичны. У одних дошкольников в изображении отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Замысел меняется по ходу изображения. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития моторики в этом возрасте имеет лепка. Ребенок может вылепить под руководством взрослого простые предметы. В 3-4 года из-за недостаточного развития мелких мышц руки, дети не работают с ножницами, апплицируют из готовых геометрических фигур. Ребенок способен выкладывать и наклеивать элементы декоративного узора и предметного схематичного изображения из 2-4 основных частей.
В музыкально-ритмической деятельности ребенок испытывает желание слушать музыку и производить естественные движения под звучащую музыку. К 4 годам овладевает элементарными певческими навыками несложных музыкальных произведений. Ребенок хорошо перевоплощается в образ зайчика, медведя, лисы, петушка и т.п. в движениях, особенно под плясовую мелодию. Приобретает элементарные навыки подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах (барабан, металлофон). Закладываются основы для развития музыкально-ритмических и художественных способностей.
Образовательная область «Физическое развитие»
Ребенок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами). Возникает интерес к определению соответствия движений образцу. Дети испытывают свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями.
Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д. К 4-м годам ребенок может без остановки пройти по гимнастической скамейке, руки в стороны; ударять мяч об пол и ловить его двумя руками (3 раза подряд); перекладывать по одному мелкие предметы (пуговицы, горошины и т.п. – всего 20 шт.) с поверхности стола в небольшую коробку (правой рукой).
Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом дети ориентируются в значительной мере на оценку воспитателя. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию. Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается
Ребенок владеет элементарными гигиеническими навыками самообслуживания (самостоятельно и правильно моет руки с мылом после прогулки, игр, туалета; аккуратно пользуется туалетом: туалетной бумагой, не забывает спускать воду из бачка для слива; при приеме пищи пользуется ложкой, салфеткой; умеет пользоваться носовым платком; может самостоятельно устранить беспорядок в одежде, прическе, пользуясь зеркалом, расческой).
Содержание программы
Сентябрь | ||
Тема занятия | Образовательные задачи | Материал |
Вводное занятие | Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка. Требования к поведению. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. | |
«Осень наступила…» (рисование) | Учить рисовать в технике «пальчиковая живопись». Закреплять умение работать гуашью, салфеткой, ватной палочкой для изображения капелек. Развивать моторику рук, речь, в работе аккуратность, знания о цвете. | Кисти, гуашь разного цвета, баночки с водой, бумага для рисования |
Октябрь | ||
«Холодный дождь» (рисование пластилином) | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина и наносить равномерно на всю поверхность бумаги. | Лист формата А4 с изображением туч, синий пластилин, салфетки. |
«Осеннее дерево» (аппликация). | Показать приемы приклеивания «обрывная аппликация» на листы с изображением дерева. | Лист формата А4 с изображением дерева, цветная бумага. |
Ноябрь | ||
«Тили-тили, тесто …» (лепка экспериментирование, рисование на тесте). | Ознакомление с тестом как художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности материала, создание изображения на пласте теста: отпечатки ладошек. | Пласт соленого теста. |
«Дождик дождик веселей!» (рисование ватными палочками, коллективная композиция). | Рисование дождя ватными палочками на основе тучи, изображенной воспитателем, развитие чувства цвета и ритма. | Гуашь синего цвета, ватные палочки, бумага для рисования. |
Декабрь | ||
«Праздничная ёлочка» (аппликация, бумажная пластика». | Украшение ёлочки, нарисованной и вырезанной воспитателем, новогодними игрушками – кружками разного цвета и формы, звездочкой; закрепление техники приклеивания | Кисти, краски, цветная бумага разного цвета, клей. |
«Снеговик» (аппликация из ватных дисков). | Создание образа снеговика в сотворчестве с воспитателем: выкладывание и приклеивание ватных дисков: развитие чувства формы и ритма, глазомера и мелкой моторики | Кисти, ватные диски, клей, цветная бумага, картон. |
Январь | ||
«Вкусное угощение» (лепка из соленого теста). | Лепка угощений для игрушек; получение силуэтных изображений из теста: выдавливание формочками для выпечки, обведение и украшение форм пальчиками; развитие тактильных ощущений, чувства формы и мелкой моторики. | Соленое тесто, формочки, гуашь, кисти. |
«Северное сияние» (рисование солью). | Познакомить с новой техникой рисования, развитие чувства цвета и ритма. | Цветная соль, баночки для создания композиции |
Февраль | ||
«Бублики-баранки» (лепка) | Лепка баранок. Оформление лепных изделий (посыпание манкой, маком, протыкание дырочек зубочисткой), развитие глазомера и мелкой моторики | Соленое тесто, мак, манка, зубочистки. |
«Свитер для папы» (аппликация из крупы). | Создание образа свитера, нарисованного и вырезанного воспитателем, наклеивание крупы. | Шаблон свитера, вырезанного из цветного картона, макаронные изделия разной формы, клей, кисти для клея |
Март | ||
«Вот какие ножки у сороконожки!» (лепка). | Освоение нового способа лепки: раскатывание жгутиков прямыми движениями ладоней. Создание выразительного образа сороконожки в сотворчестве с педагогом: прикрепление «ножек» к туловищу, вылепленному воспитателем | Пластилин, стека. |
«Постираем полотенца» (рисование). | Освоение техники рисования прямых горизонтальных линий, развитие чувства цвета и ритма, создание композиции на основе линейного рисунка (бельё сушится на веревочке). | Бумага для рисования, цветные карандаши. |
Апрель | ||
«Носит одуванчик жёлтый сарафанчик…» (обрывная аппликация). | Создание выразительных образов луговых цветов – желтых и белых одуванчиков – в технике обрывной аппликации, развитие мелкой моторики, синхронизация движения обеих рук. | Лист бумаги с изображением одуванчика, цветная бумага, клей, кисти для клея |
«Почки и листочки» (рисование и аппликация). | Освоение изобразительно-выразительных средств для передачи трансформации образа: рисование ветки с почками и наклеивание листочков. | Лист бумаги с изображением ветки дерева, цветная бумага, клей, кисти для клея. |
Май | ||
«Праздничный салют» | развивать чувство цвета, воспитывать самостоятельность, инициативность | Кисть для рисования, бумага для рисования, гуашь разного цвета. |
«Дерево» (пластилинография). | Создание образа дерева, раскатывание жгутиков из пластилина и прикрепление к стволу, отрывание кусочков пластилина и примазывание к фону | Картон белого цвета, пластилин |
Организационно-педагогические условия реализации программы
3.1. Учебный план
Наименование услуги | Кол-во детей | Длительность занятия (мин) | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в месяц / год |
Проведение занятий по развитию художественно-эстетических способностей детей | 15 | 20 | 1 р. в две недели | 2/18 |
3.2 Расписание занятий
Занятие проводится один раз в две недели.
3.3. Описание материально-технического обеспечения Программы
1. Учебно – наглядные пособия
2. Материалы для деятельности:
- гуашь;
- ватные палочки;
- кисти;
- стаканы для воды;
- салфетки;
- пластили;
- бумага;
- соленое тесто;
- ватные диски;
- соль;
- крупа;
- стека;
- цветные карандаши;
- клей;
- кисти для клея;
- альбомы.
Литература
- Лебедева Е.Г. Простые поделки из бумаги и пластилина / Е.Г. Лебедева. – М.: «Айрис - Пресс», 2008.
- Кайдошко Н.Н. Занятия по рисованию и художественному труду для дошкольников / Кайдошко Н.Н.., И.А. Малышева, О.И. Ратникова. – М.:Русское слово, 2008.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий : методическое пособие. Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2007. (Серия «Вместе с детьми»).
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» / И.А. Лыкова. – М.: Карапуз-дидактика, 2007
- Малышева А.Н. Аппликация в детском саду / А.Н.Малышева. – Ярославль: Академия развития, 2006
- Доронова Т.Н. Обучение детей рисованию, лепка, аппликации в игре / Доронова Т.Н., Якобсон С.Т. – М.: Просвещение, 1992
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Цветные ладошки» Возрастной состав детей 4-7 лет
Дополнительная образовательная программа «Цветные ладошки» (далее Программа) имеет художественно-эстетическую направленность, разработана н...
Дополнительная образовательная программа "Цветные ладошки"
Дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую напрвленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у воспитанников х...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Говорушки" во второй младшей группе
Цель: Формировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр....
Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок «Волшебные ладошки» Вторая младшая 2016-2017 уч. г.
Рабочая программа кружка «Волшебные ладошки» разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом ДО и является инновационным образовательным про...
Дополнительная образовательная программа Кружок «Цветные ладошки» (первая младшая группа)
Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в рамках художественно-эстетического воспитания детей и направлена на реализацию самостоятельной творческой деятельности ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Цветные ладошки» (старшая группа)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Цветные ладошки» (старшая группа)...