«Русская народная культура. Пироги, ватрушки, плюшки!».
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Дубовская Светлана Вячеславовна

Конспект интегрированного  занятия по художественно-эстетическому развитию, изобразительной деятельности по лепке в  старшей группе.

Тема: «Русская народная культура. Пироги, ватрушки, плюшки!».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kospekt_zanyatiya_ruskiy_byt.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного  занятия по художественно-эстетическому развитию, изобразительной деятельности по лепке в  старшей группе.

Тема: «Русская народная культура. Пироги, ватрушки, плюшки!».

Цель: формировать представления о культуре народного творчества; познакомить предметами народного быта; расширить словарный запас детей; познакомить с техникой лепки из соленого теста.

Задачи:

  • Познакомить с «Русской избой».

  • Учить детей лепить из солёного теста через освоение способов лепки и приёмов оформления поделок (раскатывание шара, сплющивание в диск, прищипывание, защипывание края, вдавливание).
  • Развивать чувство формы, пропорций, согласованность в работе обеих рук.

Материалы и оборудование: Книги, иллюстрации, горшок глиняный, кочерга, деревянная ложка, корзина. Солёное тесто, зубочистки, фартуки, клеенки, колпачки фломастеров или авторучек, бусинки, салфетки бумажные и матерчатые. Доски для теста. Муляжи мучных изделий из игры «Магазин», аудиозапись народных песен.

Ход занятия.

1. Вводный этап (мотивация к теме).

Ребята сегодня мы вместе отправимся в гости в «Русскую избу». Познакомимся как жили в  старину, пекли пироги, варили кашу?

Каша-малаша, ты хороша,                        Правая рука сжата в кулак выполняет

                                                                                          помешивания перед собой.

Если добавить стакан молока.                Левой рукой, как будто держащей стакан

                                                                                      молока, «вылить» его в воображаемую

                                                        кастрюльку.

Масло и сахар мы в кашу кладем                  Правой рукой положить в кастрюльку

 «масло», затем левой рукой - «сахар».

И эту кашу деткам даем.                        Дети подносят обе ладони ко рту.

Каша-малаша, ты хороша,                        Правая рука сжата в кулак выполняет

                                                                                          помешивания перед собой.

Если добавить кувшин молока.                Двумя  руками, как будто держащими

 кувшин   молока, «вылить»

 его в воображаемую кастрюлю.

Масло и сахар мы в кашу кладем                  Правой рукой положить в кастрюльку

 «масло», затем левой рукой - «сахар».

И эту кашу взрослым даем.                        Дети подносят обе ладони ко рту.

Каша-малаша, ты хороша,                        Две руки сжаты в один кулак, выполнять

 перед собой широкие размашистые

движения, помешивая «кашу».

Если добавить ведро молока.                        Двумя  руками, как будто держащими

 ведро   молока, «вылить»

 его в воображаемую кастрюлю.

Масло и сахар мы в кашу кладем                  Правой рукой положить в кастрюльку

 «масло», затем левой рукой - «сахар».

И эту кашу великанам даем.                        Поднять обе руки вверх и показать

                                                        «великана».

Ну что все готовы отправиться в путешествие? Занавес открываем, путешествие начинаем!

Ответы детей………..(Да)

(Воспитатель открывает штору, а там предметы старины, фотографии, корзина, деревянные ложки и др.)

2. Основной этап (содержание темы).

Сколько здесь много всего интересного!

(Воспитатель показывает предметы деревенского быта и загадывает загадки.)

  • Черный конь прыгает в огонь.          Ответы детей……………(Кочерга).
  • Тонкая длинная щепка.                          Ответы детей…………..  (Лучина).
  • На пожаре был,                          

         домой пришёл семью кормил.          Ответы детей………(Глиняный

 горшок).

(Воспитатель берет в руки горшок)

Для чего нужен  глиняный горшок?        Ответы детей…………(варить еду).

Горшок тяжелый что внем? Посмотрим?   Ответы детей………..(Да).

(Воспитатель достаёт из горшочка тесто.)

Что  можно испечь из теста в печке?          Ответы детей…  (пироги,

                                                                      пирожки, бублики, баранки,

                                                                     плюшки, ватрушки).

 Уточняю представление детей о форме мучных изделий. Показ абстрактных (обобщённых) геометрических фигур или тел, не называя их, прошу угадать, на что это похоже. 

  • Печенье.                                 Ответы детей……….(диск)
  • Пряник.                                        Ответы детей……..(полусфера)
  • Бублик.                                        Ответы детей……….. (кольцо) 
  • Колобок.                                Ответы детей……..         (шар)

                        Физкультминутка.

Непоседа колобок                         Имитация вращения..

Покатился во лесок.

Смотрит бабушка в окошко,        Изображают оконную рамку.

Дедушка глядит с крыльца,        Делает козырек над глазами.

Не видать ли колобка?

Колобок увидел лес,                        Руки поднимают вверх и встают на 

Где деревья до небес.                носочки.

Утомился и присел.                        Садятся.

(Воспитатель предлагает различные способы украшения мучных изделий.)

 Можно украсить получившиеся изделия: поставить отпечатки колпачками фломастеров, бусинками, сделать углубления пальчиком или придумать свои.

А теперь мы начнем лепить пироги из теста.

Приступайте, пожалуйста, к работе…

(Лепим; звучат негромкие, спокойные  мотивы русской народной музыки.)

Во время работы помогаю детям, подсказываю приемы лепки.

Дети лепят  из солёного теста (по замыслу) и украшают лепные изделия(оказываю помощь инд. при затруднении)

Слепили? Давайте положим пирожки, ватрушки, бублики на тарелочку.

3. Заключительный этап (Рефлексия).

  • О чем мы беседовали?
  • Что нового вы узнали?
  • Что лепили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Русская народная культура". Русские народные посиделки в средней группе

В данном материале представлена "паутинка" проекта "Русская народная культура" и конспект презентации проекта "Русские народные посиделки в средней группе"...

Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры

В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками»

Целью данного проекта является  развитие у детей дошкольного возраста устойчевого интнреса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками....

Приобщение детей к русской народной культуре посредством народного календаря и русских народных сказок.

Приобщение детей к русской народной культуре посредством народного календаря  и русских народных сказок....

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы   Тема: « Народны...