Лепка из кондитерской мастики как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста
презентация к уроку по аппликации, лепке (средняя группа)

Описание слайдов к презентации.

 

Слайд 1

Название презентации «Лепка из кондитерской мастики как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста» и автор презентации - ГБДОУ д/с №65, Воспитатель Голованова А.И.

 

Слайд 2

Актуальность

Лепка - это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются  объёмные (иногда рельефные) образы и целые   композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким  детям.

Лепка даёт удивительную возможность  моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Каждый ребёнок может создать  свой собственный маленький пластилиновый  или глиняный мир, но как настоящий! Вот почему с пластилиновыми игрушками  так хорошо играть и ставить маленькие  спектакли.

Лепка – это самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит  то, что создал, но и трогает, берёт  в руки и по мере необходимости  изменяет.

Особенности лепки в детском саду

Лепка в детском саду из пластилина, глины или теста играет немалую роль в образовании и воспитании детей дошкольного возраста, она также является и разновидностью искусства. Лепка для детей является частью изобразительного искусства, при помощи которой они отображают свои эмоции и окружающий их реальный мир. Дети передают свои ощущения мировоззрения. Чаще всего материалами детского творчества является глина, пластилин, тесто для лепки. Они являются наиболее подручными для детей по своим пластичным свойствам. Даже самый простой предмет или фигура для детей является творчеством. Ребёнок в ходе создания своей творческой работы получает огромное удовольствие от пластичных свойств и объёмности форм используемых материалов. Ребёнок, при лепке, развивает свои конструктивные способности, глазомер и точность движения рук. Если воспитатель правильно организует занятие, то лепка для ребёнка станет любимым увлечением. Этот вид развития творческой способности у детей преследует цели не только выработать у детей определённые навыки и умения, но и в приоритете подготавливает ребёнка к школе.

 

Слайд 3

Цель: формирование интереса к лепке, закрепление представлений детей о свойствах пластической массы.

Задачи:
ОО художественно-эстетическое развитие - учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, пользоваться готовыми формами для вырезывания частей предмета, учить создавать предметы, состоящие из нескольких частей, соединять их путем прижимания друг к другу.
ОО социально-коммуникативное развитие - формировать уважительное, внимательное и заботливое отношение к своей семье и близким.
ОО речевое развитие - учить детей различать и называть существенные детали изделий, формировать потребность делиться своими впечатлениями с родителями.
ОО познавательное развитие - продолжать знакомить с геометрическими фигурами, расширять представления о растениях и предметах.
ОО физическое развитие - стимулировать развитие мелкой моторики рук.

Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки.

 

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.

 

Слайд 4

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

- повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

- развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

- синхронизируют работу обеих рук;

- формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

- при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Но  самое важное и ценное заключается  в том, что лепка наряду с другими  видами изобразительного искусства  развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать  и созидать по законам красоты.

 

Лепку можно рассматривать не только как один из любимых детьми видов деятельности, но и как инструмент коррекции и развития.

Лепка из пластилина учит ребенка быть аккуратным и внимательным, развивает мелкую моторику и координацию пальцев, заставляет работать фантазию и просто развлекает.

Изучив все теоретические аспекты, можно сделать вывод, что в дошкольном учреждении воспитатели должны организовывать работу по всестороннему развитию детей, поэтому занятия лепкой в детском саду нужно практиковать с самого раннего возраста, с младшей группы.

 

 

Слайд 5

Материалы:

  • Мастика (различных цветов)
  • Формочки
  • Гладкая доска
  • Пищевая плёнка
  • Вода
  • Кисти
  • Перчатки или антисептик

Материалы и оборудование для лепки

Овладение изобразительными и техническими средствами лепки составляет для ребенка большую сложность, и это заставляет воспитателя с особой ответственностью подходить к отбору материала для лепки, содержанию и приемам обучения.

Обычно в детском саду используют глину и пластилин, а вот мастику очень редко.

Мастика — упругий материал, который требует специальной подготовки перед работой. Он может быть однотонным и цветным. Первый дает возможность лучше понять цельность формы и строения предмета. Цвет вносит разнообразие в работу, является дополнительным средством выразительности

 

Слайд 6

Ход проведения НОД

Столы для занятий лучше всего расставлять полукругом перед столом воспитателя, если позволяет площадь, или в шахматном порядке, но так, чтобы каждый ребенок сидел к воспитателю лицом. На каждом столе должны быть дощечка, посуда с водой, мокрая тряпочка, стакан со стеками, коробочка с дополнительными материалами, если в этом есть необходимость.

В центре полукруга столов, на видном месте, ставит легкую тумбочку, покрытую однотонной выглаженной салфеткой. Тумбочка выше детских столиков на 25-30 см. На ней располагают натуру – вылепленную поделку чистую, красивую, без дефектов.

Если нужно уточнить детали, воспитатель может повесить на доску иллюстрации, но не более 2-3, чтобы не отвлекать внимание детей от главной задачи.

На столе у воспитателя находится все необходимое для занятия: книги со стихами, пластинки, пленки, технические средства, дощечка и материал для показа способа действия или для показа в качестве индивидуальной помощи (воспитатель на своем материале показывает, как нужно работать).

 

Слайд 7

Первая часть занятия - процесс формирования замысла. Это очень ответственная часть занятия - от того, как воспитатель построит именно эту часть занятия, зависит проявление творчества в деятельности детей. Воспитатель создает атмосферу творчества. Она начинается с объявления темы. Воспитатель знакомит детей с предметом, который они будут изображать. Формулировка темы должна быть неожиданной, вызывающей эмоции, предоставляющей ребенку возможность выразить в лепке что-то свое, только что придуманное, а также определяет выбор методов проведения занятия - репродуктивных или продуктивных. Воспитатель ставит перед детьми задачи изображения. Например, воспитатель ставит задачу научиться видеть и изображать мелкие предметы, включающие детали. Это необходимо для развития мелких мышц пальцев, координации, формирования умения наблюдать.

Обследование предмета - ответственный момент, формирование у детей умения смотреть - одно из необходимых учебных умений. Рассматривание предмета и его анализ для последующей лепки имеют свою специфику: обследующий жест - включает осязание ладонями тех частей, которые дети будут лепить ладонями, и осязание пальцами частей, требующих тонкой проработки, которые они будут лепить пальцами. Воспитатель должен обратить внимание детей на то, что способы обследования определяют способы изображения, и сформировать правильные навыки лепки. Сначала предмет рассматривают целиком. Педагог использует для этого сюрпризный момент или игровую ситуацию. Затем следует детальное обследование, дети ощупывают предмет, определяя его объем, массу, форму. Детально обследуют отдельные части этого предмета и их соединение с главной частью. После этого воспитатель возвращает детей к целостному эмоциональному восприятию. Обследование помогает детям продумать способ изображения предмета.

 

Слайд 8

Вторая, основная часть занятия - выполнение замысла. Сформированный в первой части занятия образ является основой последующего изображения. Даже если на занятии педагог ставила не творческие, а технические задачи, например отработку приемов лепки, то и в этом случае нужно дать детям возможность проявить самостоятельность и инициативу, поощрить ее. Во время лепки воспитатель подходит к каждому ребенку, никого не обделяя вниманием. Не следует ничего поправлять в детских работах. Педагог должен с уважением относиться к замыслу ребенка, а если у него не хватает навыков лепки, показать на своем кусочке пластилина.

 

Слайд 9

Третья часть занятия – анализ результатов детской деятельности или педагогическая оценка детских работ. Анализ в разных формах необходим на каждом занятии. Воспитатель благодарит детей за выполнение работы и вновь напоминает задачи, которые ставились перед занятием. Исходя из этих задач, он строит свой анализ.

 

Слайд 10

В результате анализа дети должны понять, как правильно лепить и какие ошибки они допустили. Критические замечания, которые касаются техники лепки, воспитатель делает доброжелательно, в рекомендательной форме. Очень бережно следует отнестись к творческому замыслу ребенка даже в том случае, когда он совсем не удался.  Дети должны сами делать выводы – закрепляя полученные знания. При анализе можно использовать игровую ситуацию. Это тоже закрепление знаний, но в игровой форме.

После занятия все вылепленные игрушки желательно красиво расставить и продемонстрировать родителям. Воспитатель привлекает их внимание к достижениям всех детей, а не только своего ребенка. Эта еженедельная выставка для родителей стимулирует желание детей вылепить свою работу красиво.

 

Слайд 11

Персональная выставка - одна из форм поощрения детей, обладающих незаурядной фантазией. На отдельную полку нужно собрать все работы одного ребенка, красиво их расставить, написать его имя и фамилию, показать родителям.

Организация выставок дает большие результаты: привлекает детей к изобразительной деятельности, повышает эстетический уровень их работ, активизирует творчество. Каждая выставка должна иметь своё название – образное, художественное.

 

Слайд 12

  Продумывая методику работы с детьми по лепке, воспитатель большое значение уделяет формированию у детей стереотипных умений, поэтому достаточно часто применяет показ и разъяснение способов действия, тренировочные задания для закрепления навыков.

На каждом из занятий дети отрабатывают необходимый навык и имеют возможности для творческого самовыражения.

 

Заключение

 Лепка из кондитерской мастики - как один из видов изобразительной деятельности несёт огромные возможности для развития личности ребёнка. Задача педагога, зная и грамотно используя эти возможности, построить учебный процесс с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей.

Занятия изобразительным искусством в детском саду являются эффективным средством познания действительности и одновременно помогают развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов.

 

Слайд 13

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

Обострение  проблемы  взаимодействия дошкольников со сверстниками   диктует  необходимость интенсивной работы  по формированию у детей социально-коммуникативной компетенц...

План по самообразованию на тему: «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»

Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли, активизирует и повышает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъём, способствует развитию творче...

Рабочая программа по развитию эмоциональной, личностной сферы и социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста «Я дарю тебе радость» для воспитанников от 6 до 7 лет

Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, т.к. положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития л...

Лэпбук, как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и наибол...

План самообразования воспитателя "Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

План самообразования воспитателя по теме "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально - коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста....

Проект "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально- коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

Проект "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально- коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"...