Проект «Россия мастерами славится» для детей старшей группы
презентация к уроку по аппликации, лепке (старшая группа)

• Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается, как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики оказывает сильное воздействие на ребёнка, который мыслит формами, красками, звуками, ощущениями. Декоративно-прикладное искусство является одним из фактов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребёнка, прививается любовь к своей Родине. Народное искусство хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к лицу. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у детей художественный вкус.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Солнышко» г. Солнечногорск, МО. Проект «Россия мастерами славится» для детей старшей группы Воспитатель: Панитко О.Е. 2019-2020 учебный год

Слайд 2

Тип : информационно-творческий, долгосрочный Участники : дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели. Цель : формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности. Задачи . Образовательные: продолжать знакомство с русскими народными промыслами (городецкой, гжельской, хохломской росписью, полхов- майданской росписью); вызвать интерес у детей к народному творчеству; учить видеть красоту и своеобразие городецкой, гжельской, полхов-майданской росписи; учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей; научить детей ориентироваться в различных видах росписи. Воспитательные: воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству; воспитывать любовь к народному творчеству; воспитывать уважение к работе народных мастеров; воспитывать эстетические и этические чувства, любознательность. Развивающие: развивать познавательную активность детей, развивать чувство цвета, композиционные умения; развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать; активизировать словарь (растительный орнамент, завиток, тычок, элемент, розан, купавка, Городец, Гжель) , содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи; развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности; осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка; развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус; развивать навыки художественного творчества детей.

Слайд 3

Актуальность проекта: Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается, как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики оказывает сильное воздействие на ребёнка, который мыслит формами, красками, звуками, ощущениями. Декоративно-прикладное искусство является одним из фактов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребёнка, прививается любовь к своей Родине. Народное искусство хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к лицу. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у детей художественный вкус. Новизна данного проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий, а также основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в изобразительную художественную деятельность. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям познакомиться с народными промыслами, научиться различать жанры русского народного творчества, способствует воспитанию чувства прекрасного.

Слайд 4

Риски: Недостаточная информационная компетентность педагога. Потеря интереса у детей. Нежелание родителей принять активное участие в проекте. Не в полной мере учтены индивидуальные особенности детей.

Слайд 5

Литература: 1.Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6. 2. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006. 3. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008. 4. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997. 5. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. – Управление ДОУ. 2005 №1 6. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С.. – М.: Педагогическое общество России, 2005. 7. Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006. 8. Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008. 9. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 10. Шпикалова Т.Я., Величкина Г.А. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика-Синтез,2005. 11. Шпикалова Т.Я., Величкина Г.Я. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.:Мозаика-Синтез, 2005. 12. Шпикалова Т.Я., Величкина Г.Я. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.:Мозаика-Синтез, 2005. 13. Шпикалова Т.Я., Величкина Г.Я. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.:Мозаика-Синтез, 2005.

Слайд 6

План: Этап I (февраль). Тема I : «Веселая Дымка». 1. Участие в беседе «Ласковое слово – Дымка», просмотр видеоматериалов по теме. 2. Организация выставки «Дымковская игрушка». 3. Рассматривание иллюстраций и наглядного материала «Дымковская игрушка» 4. Дидактические игры «Подбери узор к платью барыни», «Укрась дымковскую игрушку», «Волшебный сундучок», «Дымковские разрезные картинки». 5. Раскрашивание раскрасок «Дымка». 6. Разучивание стихотворений, загадывание и отгадывание загадок, заучивание поговорок и пословиц. 7. Участие в викторине «Народные промыслы». 8. НОД по декоративной аппликации на тему: «Украшение хвоста индюка». 9. НОД по рисованию на тему: «Дымковский конь». 10. НОД по ручному труду на тему: «Дымковская барышня». 11. Оформление выставки рисунков, аппликаций и поделок по теме «Веселая Дымка».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Солнышко» г. Солнечногорск, МО. Проект «Россия мастерами славится» для детей старшей группы Воспитатель: Панитко О.Е. 2019-2020 учебный год

Слайд 2

Этап II (март) Тема II : «Городецкая роспись». 1. Организация выставки изделий «Путешествие в Городец». 2. Просмотр видеоматериалов по теме «Городецкие узоры – сколько радости для глаз», участие в искусствоведческой беседе «Городец – город мастеров». 3. Рассматривание иллюстраций и наглядного материала «Городецкие узоры» 4. Дидактические игры «Городецкие узоры», «Укрась посуду», «Волшебный сундучок», «Четвертый лишний», «Городецкие разрезные картинки». 5. Раскрашивание раскрасок «Веселый Городец». 6. Разучивание стихотворений, загадывание и отгадывание загадок, заучивание поговорок и пословиц. 7. НОД по художественно-эстетическому развитию на тему: «Знакомство с искусством – рассматривание предметов с Городецкой росписью» 8. НОД по рисованию на тему: «Роспись доски городецким узором». 9. Оформление выставки рисунков по теме «Городецкие узоры».

Слайд 3

ЭТАП III (апрель). Тема III : «Золотая Хохлома». 1. Рассматривание альбомов, иллюстраций, фотографий с изделиями хохломских мастеров. 2. Посещение выставки изделий «Чудо-хохлома». 3. Изготовление с детьми заготовок – шаблонов для хохломской росписи, их тонирование. 4. Участие в беседе «История возникновения хохломской росписи», просмотр видеоматериала по теме. 5. Работа с раскрасками «Хохломское чудо» 6. Рисование хохломских узоров (изготовление эскизов, работа карандашами, акварелью, гуашью). 7. Участие в беседе на тему: «Золотая Хохлома». 8. Разучивание стихотворений, отгадывание загадок о хохломе. 9. Организация выставки детских рисунков «Первые пробы в технике золотой хохломы». 10. НОД по рисованию «Кустики на полосе». 11. НОД по рисованию «Роспись ложки для Жихарки». 12. Выставка детских работ.

Слайд 4

Этап IV (май). Тема IV : «Голубая гжель». 1. Прослушивание легенды «Синее чудо Гжели». 2. Посещение выставки «В голубом царстве гжели». 3. Чтение, разучивание произведений фольклора на тему народного промысла « Гжель » . 4. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала 5. Дидактические игры «Обведи элемент» , «Обведи и раскрась» , «Продолжи узор» , «Найди лишнее» , «Составь узор» , «Что изменилось?» 6. Разучивание песен, частушек, хороводов. 7. Рисование элементов Гжельской росписи 8. Раскрашивание раскрасок «Гжель» 9. Привлечение родителей к сбору предметов и посуды в стиле « гжель » для мини- музея. работа в альбоме «Народные промыслы России». 10. НОД по рисованию «Гжель – сказочная роспись». 11.НОД по рисованию «Сказочная гжель». 12. Выставка детских работ по теме «Голубая гжель».

Слайд 5

По образовательным областям. Социально – коммуникативное развитие. Сюжетно – ролевые игры: «К нам пришли гости», «Магазин промыслов», «Посещение музея народных умельцев». Дидактические игры: « Узнай по описанию», «Раз матрешка, два матрешка», «Филимоновская роспись», «Подбери узор к платью барыни», «Заплатки», «Укрась дымковскую игрушку», «Волшебный сундучок», «Трафареты» Режиссёрская игра с настольным театром «Заяц – хваста» Проведение бесед и игровых словесных викторин по теме, разучивание частушек.

Слайд 6

Речевое развитие. Разгадывание и самостоятельное придумывание и отгадывание загадок о народных промыслах России, составление творческих описательных рассказов. Дидактическая игра «Укрась слово». Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома». Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи). Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Солнышко» г. Солнечногорск, МО. Проект «Россия мастерами славится» для детей старшей группы Воспитатель: Панитко О.Е. 2019-2020 учебный год

Слайд 2

Физическое развитие. Пальчиковая гимнастика «Городецкие узоры», "Мамины помощники«. Физкультминутка: «Спал цветок и вдруг проснулся». Физкультминутка «Бутончик». Физкультминутка «Дымковские игрушки». Физкультминутка "Конь», «Привезли мы глину с дальнего бугра». Народная игра «Ручеёк». Хороводные народные игры «Гуси-Лебеди», «Каравай», «Лохматый пес», «У Маланьи, у старушки», «У медведя во бору».

Слайд 3

Художественно – эстетическое развитие» Раскрашивание «Дымковская барыня», «Сказочные птицы», «Матрешки», «Русские красавицы», «Народные мастера». Прослушивание аудио: песня на мелодию р. н. п. «Ой, вставала я…»; «Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского; Р. н. хороводная «Выйду ль я на реченьку» (обработка Ломовой), русская народная песня “Матрёшка”. Дидактические игры: «Платье для барышни»- элементы дымковской росписи, «Подбери тень», «Найди пару», «Составь букет», «Разрезные картинки», «Русские узоры», лото «Хохлома». Ручной труд: «Дымковская барышня» (с использованием бросового материала). Рисование: «Дымковский конь», «Узоры на кухонных досках», «Кустики на полосе», «Хохломская ложка». Аппликация: «Украсим хвост индюка». Занятие «Знакомство с искусством – рассматривание предметов с Городецкой росписью».

Слайд 4

Познавательное развитие. Беседы «Что такое народное декоративно-прикладное искусство», «Русская народная игрушка»- знакомство с изготовлением игрушек (матрёшки, дымковские, богородские, тверские игрушки). Беседа «Синее чудо Гжели» - знакомство с гжельской росписью (с просмотром слайдов). Беседа «Золотая Хохлома»- продолжать знакомить с росписью предметов, элементами росписи в хохломской технике. Беседа «Городец – город мастеров»- продолжать знакомить с городецкой росписью. Беседа по ознакомлению с народно-прикладным творчеством «Ласковое слово – Дымка». Рассматривание тематической папки «Народно-прикладное искусство России». Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковские мастера».

Слайд 5

Медиаобъекты: Музыкальное сопровождение: песня на мелодию р. н. п. «Ой, вставала я…»; «Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского; р. н. хороводная «Выйду ль я на реченьку» (обработка В.Городовской), русская народная песня “Матрёшка”. «Во саду ли в огороде» (тема «Белочки») из оперы Н. А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане», «Я с комариком плясала» в обработке А. К. Лядова, «Пошла млада за водой» в обработке В. Агафонникова. Мультимедийные презентации: «Народные промыслы России», «Ремесла и промыслы», «Сказочная Гжель», «Веселая Хохлома», «Городецкая роспись», «Дымковская игрушка» ( youtube.com ). Библиотека: энциклопедия для детей «Народные промыслы», коллекция журналов, раскрасок с демонстрационным материалом, тематические картинки, иллюстрации, фото-, видеоматериалы. Методы и приемы. Методы: словесный, практический, наглядный . Приемы: выполнение творческих работ, беседы, рассматривание иллюстраций с обсуждением, чтение художественной литературы, игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные), пальчиковая гимнастика, физкультминутки, заучивание стихотворений, пословиц и поговорок по заданной теме.

Слайд 6

Мотивация: Под фонограмму русской народной песни «Во поле береза стояла» ребята входят в мини-музей нашего дошкольного учреждения «Русская горница», где представлены предметы русской старины. Здесь они видят старую прялку, за которой долгими вечерами сидели девицы-красавицы, пряли пряжу и сопровождали свою работу незамысловатыми народными напевами. Рядом с прялкой расположились куклы в русских народных костюмах, сундук с приданым, место для дидятки - люлькой называется. На полке важно стоят кувшины, жбан, горшок, макитра со всякой всячиной нехитрой... Одним словом - «Бабий кут». Тут и посыпались вопросы ребят о назначении всех этих нехитрых приспособлений. Тут и возникло желание сделать этот жбан и этот горшок более яркими и расписными, чтобы, глядя на них, глаз радовался. Итоговое мероприятие: Организация выставки детских работ «Русское чудо». Анализ проведенной деятельности с указанием задач и решений к ним. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали иллюстрации , выделяли особенности той или иной техники, используемой русскими мастерами. Они познакомились с миром великого наследия мастеров Земли русской..

Слайд 7

По результатам проекта было выявлено, что: в процессе проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа . Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом. Во время реализации проекта дети знакомились с рассказами и легендами, разучивали стихи и песни, составляли собственные рассказы, благодаря чему у них обогатился словарный запас, который они активно используют в повседневной жизни. В процессе игры у детей развивались память, логическое мышление, речь, внимание, у них воспитывалось чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам. Выявлена тенденция активного участия родителей в реализации проекта и заинтересованности в процессе. Перспектива. Создание лэпбука «Мастера Земли русской». Пополнение мини-музея «Русская горница» новыми экспонатами, собранными с помощью родителей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Солнышко» г. Солнечногорск, МО. Проект «Россия мастерами славится» для детей старшей группы Воспитатель: Панитко О.Е. 2019-2020 учебный год

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника, посвященного 9 мая «Этих дней не смолкнет слава» для детей старшей группы.

Сценарий утренника, посвященного Дню Победы, для старшей группы детского сада....

проект по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшей группы "Этих дней не смолкнет слава"

Краткосрочный информационно-творческий проект по нравственно – патриотическому воспитаниюдетей старшей группы Актуальность проектаДети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом зна...

Проект «Этих дней не смолкнет слава» для детей старшей группы.

Проект «Этих дней не смолкнет слава»  для детей старшей группы....

Праздничный утренник, посвященный 76 годовщине Победы над фашистской Германией «Этих дней не смолкнет слава», для детей старшей группы

9 мая вся наша страна отмечает самый главный праздник –День Победы. Сегодня в честь дня Победы мы все надели Георгиевские ленточки не случайно, они являются символом нашей Победы.Черный цвет на ...

Познавательно – творческий, информационный проект " Год памяти и славы" для детей старшей группы.

Патриотизм – это всегда актуальная тема, которая будет существовать всегда. Его прививают с самых ранних лет. Отечественная война – это подвиг наших  дедов и бабушек, многие из которы...