Глиняная арт- терапия (лепка из глины)
творческая работа учащихся по аппликации, лепке (подготовительная группа)

                                                 Глиняная арт- терапия 

 

 Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего Мир

природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный

источник детского разума.

В. Сухомлинский

 

Актуальность  проекта : Предлагаемый педагогический опыт представляет собой попытку обеспечить обновление и обогащение воспитательно-образовательного процесса в образовательном учреждении  для дошкольников с особыми образовательными потребностями (дети с  ОВЗ), исходя из особенностей их развития. Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Большую важность у детей с ограниченными возможностями здоровья приобретает вопрос возможной коррекции недостатков  развития через ознакомление с глиной и  лепка из глины  способствуют эффективной социализации детей с ограниченными  возможностями здоровья. Заниматься с детьми, имеющими проблемы в развитии, достаточно сложно. Дети имеют нарушения в интеллектуальной, двигательной, нервно-психической и эмоциональной сферах. Для детей с овз  характерна низкая познавательная активность, отсутствие интереса к знаниям. Наряду с недостаточностью развития у детей процессов восприятия, внимания, памяти, отставания в развитии речи, у них также наблюдается недоразвитие эмоциональной сферы, трудности в общении с детьми и взрослыми. Ребенку необходимо научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни.

Цель  проекта  :  Создать условия для снижения  тревожности, снятия мышечных зажимов, для эмоциональной разрядки детей с ОВЗ. Способствовать самовыражению детей в процессе игровой и продуктивной деятельности.

 Задачи :

  • способствовать снижению агрессивности, страхов, тревожности у детей;
  • оказать психотерапевтическую помощь детям с гиперактивностью, замкнутостью, аутичным детям;
  • развивать творческое воображение, фантазию;
  • развивать способность выражать свои чувства на символическом и вербальном уровне;
  • помочь детям достичь взаимопонимания и сотворчества через совместную творческую деятельность;
  • развивать мелкую моторику, сенсорные ощущения;
  • способствовать становлению произвольной регуляции поведения;
  • способствовать осознанию у детей своих чувств, переживаний, побуждать детей к размышлениям, самоисследованию, личностному росту.

Методы, способы. приемы:

  • Пальчиковая  гимнастика ;
  • Показ  видеороликов  и  презентаций;
  • Рассматривание  иллюстраций ,картин;
  • игры;
  • ручная лепка;(пластовая, жгутовая, скульптурная, гончарный круг.
  • обсуждение;
  • релаксация.

Глина – полезное ископаемое, образовавшееся в ходе разрушения скальных пород путём выветривания. Испокон веков многое известно о способах использования глины в быту, о её благотворных целебных свойствах. Стоит отметить, что глина полезна для нервной системы, она также используется и в индустрии красоты. Глина – это чудесный медиум.  Ее мягкая субстанция активизирует тактильные ощущения, пробуждая чувство радости. В качестве материала для терапевтической работы глина имеет сразу несколько преимуществ.

Во-первых: дети способны воспринимать глину и с закрытыми глазами, а это значит, что изображение может обрести законченную форму без помех, которые в виде критики неизбежно оказывают влияние на процесс, при наличии зрительного восприятия.

 Во-вторых: работа с глиной не требует каких-то специальных условий, а высохшую глину легко устранить – после работы ее можно смести со столов, как пыль.

 В-третьих : глина, как материал содержит массу возможностей для работы. Она мягка и податлива, хорошо размягчается водой. Ее можно формировать руками, ее можно взбивать, бросать, мешать, разбивать – снова и снова она будет подчиняться. Она чутко реагирует, меняется и несмотря на это все же не разрушается, она остается глиной, из которой можно снова сформировать ком.

Мы же рассмотрим влияние глины на ЦНС человека, а конкретно – на нервную систему детей с ОВЗ. Глинотерапия – это один из методов исцеления искусством (арт-терапии), основанный на благотворном влиянии глины на нервную систему человека. По результатам исследований, полушария головного мозга имеют тесную взаимосвязь с нервными окончаниями, находящимися в пальцах и кистях рук. Глина – пластичный материал, имеющий комфортную для кожи температуру. Простое разминание глины в руках способно расслабить человека, снять психоэмоциональное напряжение, активизировать работу нейронов головного мозга. При лепке из глины включаются творческие способности, задействуются скрытые ресурсы. Для нервной системы особую полезность имеют разминание глины в руках. Для детей с ОВЗ глина особенно полезна. Помимо перечисленных выше, она оказывает ещё и дополнительный эффект, выражающийся в научении целенаправленному приложению усилий разной интенсивности, координации движений обеих рук, активизации тактильных ощущений. Глина развивает кинестезию, ребёнок учится работать в трёхмерном пространстве, тем самым развивает зрительно-пространственную координацию.

Каждому  ребенку глина дает возможность получать как тактильные, так и кинестетические ощущения. Она сближает людей с их чувствами. Возможно, благодаря  своей пластичности глина обеспечивает союз средства и человека, использующего его. Способность глины вызывать при работе с ней определенные сенсорные ощущения часто служит для людей мостиком между ощущениями и чувствами. Дети, которые рассержены, при работе  с глиной могут различными способами дать выход своему раздражению. Те лица, которые испытывают чувство неуверенности и страха могут обрести ощущения контроля и владения собой благодаря работе с  глиной. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение Я в процессе использования глины. Этот вид творчества – самый наглядный из всех видов искусства и позволяет педагогу наблюдать за состоянием ребенка.  Действительно  можно  увидеть, что происходит с ребенком, наблюдая за тем, как тот  работает с глиной.  Лепка из глины  – хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у детей, которым не достает таких способностей. Ребенок может получать удовольствие от использования глины как от самостоятельной деятельности, но лепка может также приобщить к подлинной социальной активности. В процессе такой активности дети ведут беседы друг с другом. Они часто взаимодействуют друг с другом на новом уровне, делятся друг с другом соображениями, мыслями, чувствами, ощущениями. Лепка из глины открывает перед ребёнком с ОВЗ мир формы и текстуры, способствует развитию творческого мышления. Можно лепить из глины как отдельных персонажей, так и сюжетные картины. Гончарный промысел предполагает работу с гончарным кругом, где основным навыком является центровка, которая обеспечивается благодаря приложению необходимой силы рук для удержания глины в центре гончарного круга. Так создаётся необходимая форма изделия. Когда изделие создано, оно подвергается обжигу в печи, после которого ребёнок может увидеть своё изделие твердым (для ребёнка становятся очевидными изменения свойств предмета под воздействием температуры) Кроме того, обучение работе на гончарном круге может помочь ребёнку с ОВЗ при дальнейшем трудоустройстве при условии овладения основами данного процесса. Важен сам процесс творчества, конечный продукт творчества. Формирование энергии собирания, удержания и расслабления – это один из глубинных смыслов лепки из глины. Можно научиться собирать, накапливать энергию, научиться ее удерживать и расслабляться на символическо-действенном уровне. Таким образом  ребенок может  вылепить из глины свое состояние или проблему, идею или движение, а потом созерцать продукт своего творчества – все это реально. Когда ребенок или взрослый изучает свое творение, внутреннее чувство гармонии подсказывает им, какие изменения необходимы его скульптуре. И здесь начинается волшебство. В реальности осуществляется настоящая метаморфоза, когда ребенок или взрослый изменяет свою скульптуру, делает ее гармоничной.  Благодаря лепке ребенок может научиться управлять собой. Так осмысленная лепка может научить регуляции эмоций, владению ими. Точно также  дети  могут  вылепить свое желание или идею. Рассмотреть и внести гармонизирующие изменения. Корректируя глиняную форму, малыш  фактически своими руками изменяет внутреннюю и внешнюю ситуацию  к лучшему. И это настоящее волшебство. Успех  ребенка  в  руках  самого  малыша ! Таким образом, если вы всё ещё задаётесь вопросом, стоит ли ребёнку работать с глиной, ответ очевиден – стоит!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе. Опытно-экспериментальная деятельность. Тема. «Песок и глина. Свойства песка и глины»

Тема: ПЕСОК И ГЛИНА. СВОЙСТВА ПЕСКА И ГЛИНЫЦель: познакомить со свойствами песка и глины.Материал: песок, глина, вода.Оборудование: стакан, ёмкость, палочка....

Проект «Песок, глина» для детей старшей группы (Картотека «ОПЫТЫ С ПЕСКОМ И ГЛИНОЙ»)

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ....

Тема: «Ознакомление со свойствами глины: глиняная сказка»

Тема: «Ознакомление со свойствами глины: глиняная сказка»Задачи:-образовательные:  расширять представления детей о свойствах глины, стимулировать использование исследовательских ...

Картотека опытов "Песок. Глина. Сравнение песка и глины"

Разработанная картотека  опытов и экспериментов с песком предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект ООД с применением методов АРТ-терапии. Лепка в старшей группе "Герои русских сказок"

Развивать, на основе прочитанных ранее русских народных сказок, умения лепить персонажей русских сказок....