Статья по инновационной деятельности " Особенности организации учебно-воспитательной работы в разновозрастной группе детского сада
статья по аппликации, лепке

Уланова Наталья Валерьевна

В статье дается обоснование проблемы по организации образовательной деятельности в разновозрастной группе детского сада на примере занятий по изобразительной деятельности. Описываются часто встречающиеся проблемы и трудности по организации образовательной деятельности в разновозрастных группах детского сада. Выделены основные методы и приемы, применяемые педагогами детского сада в разновозрастных группах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_innovatsionnye_metody_obucheniya_v_dou.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации учебно-воспитательной работы в разновозрастной группе детского сада

Н.В. Уланова

МДОУ Майнский детский сад №5 «Теремок»

р.п. Майна

Аннотация. В статье дается обоснование проблемы по организации образовательной деятельности в разновозрастной группе детского сада на примере занятий по изобразительной деятельности. Описываются часто встречающиеся проблемы и трудности по организации образовательной деятельности в разновозрастных группах детского сада. Выделены основные методы и приемы, применяемые педагогами детского сада в разновозрастных группах.  

Ключевые слова: дошкольник, разновозрастная группа детского сада, художественно-эстетическое развитие детей.

Вопрос организации развития дошкольников в условиях разновозрастной группы ДОО и предшкольной подготовки в школе на сегодняшний день стоит особо актуально. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ставит различные задачи перед системой образования. В том числе, задачу обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства и т.п.

В настоящее время в нашей стране сельские ДОУ представлены в большинстве малокомплектными детскими садами. Их  возможности ограничены прежде всего разновозрастным смешанным составом детей в них. Но задачи и они должны выполнять полностью.

В соответствии с п. 3.2.5. ФГОС ДО одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, является «построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребёнка в совместной деятельности со взрослыми и более опытными сверстниками… через организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей»

Большие возможности для развития творчества детей представляет изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность, включающая рисование, аппликацию, лепку, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего, эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей

Поэтому цель нашей экспериментальной работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия организации художественно-эстетического развития дошкольников в условиях разновозрастной группы сельского ДОУ или групп предшкольной подготовки сельских школ.

Разновозрастная группа-это группа детей внутри образовательного учреждения, которые отличаются друг от друга возрастом и уровнем предшествующей подготовки и интеллектуального развития.

Поэтому становится понятным, что  решение воспитательно-образовательных задач, формирование достаточного уровня знаний и умений детей, достижение государственного стандарта в условиях разновозрастной группы детского сада вызывает у воспитателя некоторые трудности.

Исходя из опыта Лаборатории «Содружество» МДОУ Майнских детских садов №1,2,5 р.п. Майна,  перед педагогом стоит непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества и современным требованиям, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

Первая трудность заключается в отсутствии методического обеспечения образовательного  процесса для  разновозрастных  групп дошкольных организаций.

Вторая  трудность – это то, что сам педагогический процесс приходится строить в двух направлениях, ориентируясь на два возраста детей, а это приносит некоторые неудобства  педагогам детского сада.

В разновозрастной группе педагог должен  уметь так организовать  формат занятия, чтобы получалось  держать в поле зрения всех детей, уделить каждому внимание, обеспечивая развитие детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями, стремиться к тому, чтобы материал каждого занятия был доступен и интересен детям соответствующего возраста.

Для организации инновационной работы мы выделили взаимосвязь особенностей в разновозрастной группе и использовали несколько вариантов организации детей на занятиях изобразительной деятельности, которая представлена в таблице 1.

Таблица.  Организация  занятий в разновозрастной группе детского сада

Форма организации

Применение

Все дети заняты одним видом деятельности

Введение  в тему.

Соблюдение  общих правил и условий.

Разъяснение поэтапных шагов задания.

Деятельность, связанная  с наблюдением, изучением, играми

Один вид деятельности, но индивидуальные задания  с учётом возраста детей.

Используется для коллективных  творческих  проектов. Например: Создание аппликации

 « Праздничный букет». Младшие наклеивают простые детали, предварительно вырезанные воспитателем,  старшие изготавливают объёмные детали и добавляют в общую работу

Совместные занятия с двумя подгруппами

Применяется для проведения однотипных учебных занятий. Чтобы продолжительность занятия соответствовала возрасту ребёнка, его проводят со ступенчатым началом или окончанием (начало занятия одновременное, но младших отпускаем раньше,  или младшие позже подключаются к занятию)

Занятия с одной группой по одной методике

Применяется поочередно с одной, затем другой подгруппой детей

Таблица 1 – Организация  занятий в разновозрастной группе

детского сада

Такая организация занятия помогает осуществлять индивидуальную работу с детьми. Например, если ребёнок 5 лет слабо владеет навыками рисования, лепки, аппликации следует в течение некоторого времени разрешать ему выполнять те задания, которые запланированы для 4-х летних детей. И наоборот, если ребёнок 4 лет проявляет особые способности в той или иной деятельности, ему целесообразнее заниматься по программе старшей подгруппы.

Взаимодействие детей в условиях разновозрастной группы детского сада изменяет их отношение к сверстникам. Маленькие дети, постоянно общаясь и подражая старшим, приобретают практические навыки и умения, малыши становятся более  самостоятельными.  Старшим детям становятся присущи  такие качества, как взаимопомощь, взаимопонимание, прекращается  соперничество между детьми, изменяется отношение детей с воспитателем и друг с другом, у детей появляется уникальная возможность целенаправленного формирования своих отношений со взрослыми и сверстниками, как старшими, так и младшими.

По нашим наблюдениям, в образовательном процессе разновозрастной группы детского сада, огромная зона развивающих возможностей для детей. Благодаря разновозрастной среде детского сада наши дети активнее, результативнее и естественнее социализируются, и адаптируются в школе.

Список литературы

  1. Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г.- 144 с.
  2. Федеральный Закон «об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года (ст.27, ст.64) источник – zakon-ob-obrazovanii.ru/
  3. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155/ Министерство образования и науки Российской федерации.-Москва: 2013г.
  4. Ясин В.А. Развивающий потенциал разновозрастных групп детского сада. Образование и наука. 2006, №5, стр.27-33.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения посредством дидактической игры в разновозрастной группе детского сада.

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра может быть индивидуальной или коллективной. Существенный признак дидактической игры – уст...

Методическая разработка «Особенности организации воспитательно – образовательной работы в разновозрастной группе ДОУ»

Методическая разработка «Особенности организации воспитательно – образовательной работы в разновозрастной группе ДОУ»...

Особенности организации учебно-воспитательной работы в разновозрастной группе детского сада

Статья на тему: "Особенности организации учебно-воспитательной работы в разновозрастной группе детского сада"...

Особенности организации учебно-воспитательной работы в разновозрастной группе детского сада (часть 2)

Статья на тему: "Особенности организации учебно-воспитательной работы в разновозрастной группе детского сада"...

Доклад на тему: «Особенности организации воспитательно – образовательной работы в разновозрастной группе ДОУ»

Каждый ребенок имеет право на счастливое проживание периода дошкольного детства, и получения качественного дошкольного образования, однако всем известно, что решение воспитательно-образовательных зада...

Особенности работы в разновозрастной группе детского сада

Сложности в работе в разнолвозрастной гркппе дс...

Особенности работы в разновозрастной группе детского сада

Особенности работы в ДОУ с разновозрастными группами...