«Ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками лепки»
учебно-методический материал по аппликации, лепке

Лепка – одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического восприятия, помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

Лепка -  это объемное, трехмерное изображение предметов в пространстве с помощью мягкого вещества: глины, пластилина, тесто. Своеобразие лепки состоит в том, что с помощью этого вида деятельности передается форма предмета в трех измерениях. Своеобразным является и содержание детской лепки.  В отличии от скульптора, изображающего в основном живые существа, дети лепят почти все окружающие предметы. Однако взрослым надо понимать, что они должны учить ребенка лепить, а не делать из него скульптора и лепка не сама цель, а лишь средство всестороннего развития и воспитания.

Важную роль в этом увлекательном процессе играет взрослый, выступающий не пассивным наблюдателем, а непосредственным его участником, который может дать совет, своевременно похвалить, разъяснить непонятное.

Цель:

Способствовать развитию творческих способностей и фантазии детей через использование различных технологий лепки.

Задачи:

Обучающие:

• Познакомить детей с историей и видами лепки.

• Познакомить детей нетрадиционным методам лепки.

• Формирование знаний о композиции, цвете.

• Познакомить со всеми техниками и приёмами лепки.

Развивающие:

• Развивать творческие способности, эстетический вкус, воображение, память, внимание, образное и логическое мышление, мелкую моторику рук, координацию и тактильные ощущения рук.

• Расширять кругозор и словарный запас.

• Развивать интерес детей к лепке.

• Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

Воспитательные:

• Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое до конца.

• Воспитывать умение общаться со сверстниками, работать в коллективе.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду.

Скульптор Илья Яковлевич Гинцбург отмечал: «В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках».

Начиная лепить, ребёнок развивает определённые способности:

зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно - моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

• Способствует снятию детских страхов;

• Развивает уверенность в своих силах;

• Развивает пространственное мышление;

• Учит детей свободно выражать свой замысел;

• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

• Учит детей работать с разнообразным материалом;

• Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

 

 

К нетрадиционным техникам лепки в дошкольном возрасте относятся:

1) использование в лепке различных нетрадиционных пластических материалов;

2) интеграцию лепки с различными видами детской изобразительной деятельности;

3) создание оригинальных лепных образов.

Нетрадиционные техники позволяют детям познакомиться с разнообразными пластическими и вспомогательными материалами, что способствует повышению выразительности лепных образов,  поддерживанию их эмоционально - положительного отношения к данному виду деятельности , способствует удовлетворению потребности детей в художественном  выражении, развитию детского изобразительного творчества. Нетрадиционные техники лепки способствуют развитию данного вида художественной деятельности. Одно из основных достоинств является привлекательность нетрадиционных техник для детей и легкость некоторых техник в освоении детьми. Вместе с этим нетрадиционные техники способствуют развитию воображения, творческой активности, зрительной памяти, гибкости и быстроты и индивидуальности каждого ребенка.

Глина – наиболее пластичный естественный материал, пригодный для

лепки.  Она  эластична,  нейтральна  по  цвету,  что  важно  для  восприятия

формы. Старые поделки из глины можно использовать повторно. Для этого

их нужно раздробить, залить водой и т. д. Пригодность глины для лепки

проверяют  следующим  образом:  небольшой  кусочек  глины  разминают,

раскатывают  в  «колбаску»  и  сворачивают  в  кольцо.  Если  кольцо

потрескалось,  значит  глина  суховатая  и  ее  надо  сбрызнуть  водой  или

добавить немного растительного масла. Если глина излишне влажная, можно

оставить ее на некоторое время на воздухе, чтобы часть воды испарилась.

Вылепленные  поделки  высушивают,  обжигают,  а  затем  грунтуют  и оформляют красками.

 

Тестопластика: лепка из соленого теста. Техника тестопластики интересна, многообразна. Изделия, выполненные из соленого теста не только приносят радость взрослым и детям, но и украшают жилище или становятся хорошим подарком для родных и близких. Приемы и технология работы с тестом во многом похожи на работу с глиной. Однако есть определенные отличия - тесто не столь эластично, изделие большой толщины очень плохо высыхает (внутренняя часть остается сырой и ломкой). Поэтому для теста больше подойдет работа над небольшими скульптурами или над рельефом. Сушить тесто лучше всего в естественных условиях, положив на солнце.

Пластилинографияэто техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъемные. Возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом.

Занимаясь пластилинографией, развивается общая и мелкая моторика

рук,  которая  в  свою  очередь  является  одним  из  главных  стимуляторов

мозговой деятельности ребенка. Чем лучше малыш работает пальчиками, тем

лучше он развивается, лучше говорит и думает.

На  занятиях  пластилинографией  у  детей  развиваются  психические

процессы:  внимание,  память,  воображение,  мышление,  восприятие,

пространственная  ориентация,  сенсомоторная  координация,  то  есть  те

значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе, а

также творческие способности, креативность. Дети учатся планировать свою

работу и доводить ее до конца. В детях воспитывается культура общения,

нормы поведения, познавательный интерес, самостоятельность, уверенность

своих  силах,  индивидуальность,  инициативность,  умение  работать  в

сотворчестве.

«Пластелиновая»  живопись  по  праву  может  рассматриваться  как

уникальная техника в лепке. Дети с восторгом открывают и самостоятельно

создают  новые  цвета  и  оттенки.  Это  обогащает  и  разнообразит  палитру

пластилина,  сближает  лепку  с  рисованием  красками.  Условно  можно

выделить  два  способа:  неполное  и  полное  смешивание  разных  по  цвету

кусков пластилина в одном комке. При неполном смешивание разных цветов

получается окраска «под мрамор». При полном смешивании разных цветов

получаются новые цвета или оттенки. Нужно показать детям рациональную

технику  смешивания:  отщипнуть  или  отрезать  кусочки  нужного  цвета,

кусочек каждого цвета раскатать в валик, соединить валики и раскатать в

один валик, сложить этот валик пополам и снова раскатать, опять сложить и раскатать.  Эту  операцию  нужно  продолжать  до  получения  однородного

цвета. Но сначала можно поэкспериментировать с акварельными красками.

Это поможет узнать, что желтый и красный цвета при смешивании дают

оранжевый, синий и желтый - зеленый, а из красного и синего получается

фиолетовый. Опыт с гуашью наглядно показывает, что белый цвет помогает

создать  целую  гамму  оттенков  любого  цвета.  Стоит  только  изменить

пропорции. Чем больше белого, тем нежнее и светлее цвет. Преимущество  пластилинографии  перед  лепкой  объёмных  фигур состоит в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет, а материала уйдет гораздо меньше.

Пластилиновая мозаиказаполнение изображения мелкими пластилиновыми шариками. Технология изготовления пластилиновой мозаики крайне проста – из пластилина вылепляются мелкие шарики, которые укладываются на лист картона вплотную друг к другу. Такая работа требует усидчивости и аккуратности.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

  • мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • пространственной ориентировки, глазомера и зрительного восприятия;
  • внимания и усидчивости;
  • изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
  • навыков контроля и самоконтроля.

Таким образом, специфика работы по использованию нетрадиционных методов лепки заключается в том, что при проведении занятий необходим высокий уровень инновационных умений воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no13_produk.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками лепки»

Лепка – одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического восприятия, помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

Лепка -  это объемное, трехмерное изображение предметов в пространстве с помощью мягкого вещества: глины, пластилина, тесто. Своеобразие лепки состоит в том, что с помощью этого вида деятельности передается форма предмета в трех измерениях. Своеобразным является и содержание детской лепки.  В отличии от скульптора, изображающего в основном живые существа, дети лепят почти все окружающие предметы. Однако взрослым надо понимать, что они должны учить ребенка лепить, а не делать из него скульптора и лепка не сама цель, а лишь средство всестороннего развития и воспитания.

Важную роль в этом увлекательном процессе играет взрослый, выступающий не пассивным наблюдателем, а непосредственным его участником, который может дать совет, своевременно похвалить, разъяснить непонятное.

Цель:

Способствовать развитию творческих способностей и фантазии детей через использование различных технологий лепки.

Задачи:

Обучающие:

• Познакомить детей с историей и видами лепки.

• Познакомить детей нетрадиционным методам лепки.

• Формирование знаний о композиции, цвете.

• Познакомить со всеми техниками и приёмами лепки.

Развивающие:

• Развивать творческие способности, эстетический вкус, воображение, память, внимание, образное и логическое мышление, мелкую моторику рук, координацию и тактильные ощущения рук.

• Расширять кругозор и словарный запас.

• Развивать интерес детей к лепке.

• Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

Воспитательные:

• Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое до конца.

• Воспитывать умение общаться со сверстниками, работать в коллективе.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду.

Скульптор Илья Яковлевич Гинцбург отмечал: «В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках».

Начиная лепить, ребёнок развивает определённые способности:

зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно - моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

• Способствует снятию детских страхов;

• Развивает уверенность в своих силах;

• Развивает пространственное мышление;

• Учит детей свободно выражать свой замысел;

• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

• Учит детей работать с разнообразным материалом;

• Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

К нетрадиционным техникам лепки в дошкольном возрасте относятся:

1) использование в лепке различных нетрадиционных пластических материалов;

2) интеграцию лепки с различными видами детской изобразительной деятельности;

3) создание оригинальных лепных образов.

Нетрадиционные техники позволяют детям познакомиться с разнообразными пластическими и вспомогательными материалами, что способствует повышению выразительности лепных образов,  поддерживанию их эмоционально - положительного отношения к данному виду деятельности , способствует удовлетворению потребности детей в художественном  выражении, развитию детского изобразительного творчества. Нетрадиционные техники лепки способствуют развитию данного вида художественной деятельности. Одно из основных достоинств является привлекательность нетрадиционных техник для детей и легкость некоторых техник в освоении детьми. Вместе с этим нетрадиционные техники способствуют развитию воображения, творческой активности, зрительной памяти, гибкости и быстроты и индивидуальности каждого ребенка.

Глина – наиболее пластичный естественный материал, пригодный для

лепки.  Она  эластична,  нейтральна  по  цвету,  что  важно  для  восприятия

формы. Старые поделки из глины можно использовать повторно. Для этого

их нужно раздробить, залить водой и т. д. Пригодность глины для лепки

проверяют  следующим  образом:  небольшой  кусочек  глины  разминают,

раскатывают  в  «колбаску»  и  сворачивают  в  кольцо.  Если  кольцо

потрескалось,  значит  глина  суховатая  и  ее  надо  сбрызнуть  водой  или

добавить немного растительного масла. Если глина излишне влажная, можно

оставить ее на некоторое время на воздухе, чтобы часть воды испарилась.

Вылепленные  поделки  высушивают,  обжигают,  а  затем  грунтуют  и оформляют красками.

Тестопластика: лепка из соленого теста. Техника тестопластики интересна, многообразна. Изделия, выполненные из соленого теста не только приносят радость взрослым и детям, но и украшают жилище или становятся хорошим подарком для родных и близких. Приемы и технология работы с тестом во многом похожи на работу с глиной. Однако есть определенные отличия - тесто не столь эластично, изделие большой толщины очень плохо высыхает (внутренняя часть остается сырой и ломкой). Поэтому для теста больше подойдет работа над небольшими скульптурами или над рельефом. Сушить тесто лучше всего в естественных условиях, положив на солнце.

Пластилинография - это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъемные. Возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом.

Занимаясь пластилинографией, развивается общая и мелкая моторика

рук,  которая  в  свою  очередь  является  одним  из  главных  стимуляторов

мозговой деятельности ребенка. Чем лучше малыш работает пальчиками, тем

лучше он развивается, лучше говорит и думает.

На  занятиях  пластилинографией  у  детей  развиваются  психические

процессы:  внимание,  память,  воображение,  мышление,  восприятие,

пространственная  ориентация,  сенсомоторная  координация,  то  есть  те

значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе, а

также творческие способности, креативность. Дети учатся планировать свою

работу и доводить ее до конца. В детях воспитывается культура общения,

нормы поведения, познавательный интерес, самостоятельность, уверенность

своих  силах,  индивидуальность,  инициативность,  умение  работать  в

сотворчестве.

«Пластелиновая»  живопись  по  праву  может  рассматриваться  как

уникальная техника в лепке. Дети с восторгом открывают и самостоятельно

создают  новые  цвета  и  оттенки.  Это  обогащает  и  разнообразит  палитру

пластилина,  сближает  лепку  с  рисованием  красками.  Условно  можно

выделить  два  способа:  неполное  и  полное  смешивание  разных  по  цвету

кусков пластилина в одном комке. При неполном смешивание разных цветов

получается окраска «под мрамор». При полном смешивании разных цветов

получаются новые цвета или оттенки. Нужно показать детям рациональную

технику  смешивания:  отщипнуть  или  отрезать  кусочки  нужного  цвета,

кусочек каждого цвета раскатать в валик, соединить валики и раскатать в

один валик, сложить этот валик пополам и снова раскатать, опять сложить и раскатать.  Эту  операцию  нужно  продолжать  до  получения  однородного

цвета. Но сначала можно поэкспериментировать с акварельными красками.

Это поможет узнать, что желтый и красный цвета при смешивании дают

оранжевый, синий и желтый - зеленый, а из красного и синего получается

фиолетовый. Опыт с гуашью наглядно показывает, что белый цвет помогает

создать  целую  гамму  оттенков  любого  цвета.  Стоит  только  изменить

пропорции. Чем больше белого, тем нежнее и светлее цвет. Преимущество  пластилинографии  перед  лепкой  объёмных  фигур состоит в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет, а материала уйдет гораздо меньше.

Пластилиновая мозаика - заполнение изображения мелкими пластилиновыми шариками. Технология изготовления пластилиновой мозаики крайне проста – из пластилина вылепляются мелкие шарики, которые укладываются на лист картона вплотную друг к другу. Такая работа требует усидчивости и аккуратности.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

  • мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • пространственной ориентировки, глазомера и зрительного восприятия;
  • внимания и усидчивости;
  • изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
  • навыков контроля и самоконтроля.

Таким образом, специфика работы по использованию нетрадиционных методов лепки заключается в том, что при проведении занятий необходим высокий уровень инновационных умений воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования».

laquo;Ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования»....

Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики рук дошкольников с нарушением зрения посредством нетрадиционной техники лепки «Пластилинография».

В настоящее время проблеме развития зрительного восприятия и мелкой моторики дошкольников с нарушением зрения уделяется достаточно много внимания. Каждый творческий педагог пробует внедрять ...

Роль нетрадиционной техники лепки в развитии мелкой моторики и воображения дошкольника

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев…Чем больше уверенности в движениях детской руки,чем тоньше взаимодействия руки с орудиями труда,тем ярче творчес...

Мастер- класс для педагогов по теме Знакомство дошкольников с нетрадиционными техниками лепки.

Цель:- учить педагогов нетрадиционным техникам лепки и их использование в работе с детьми...