Аппликация как вид художественной деятельности детей 4-5 лет
статья по аппликации, лепке (средняя группа)

Ленина Юлия Геннадьевна

Каждый вид художественная деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

 

Занятия аппликацией способствуют:

-развитию эстетического мировосприятия;

-развитию фантазии, воображения и творческого мышления;

-развитию мелкой моторики;

-развитию творческих способностей;

-получению сведений о художественной культуре;

- воспитанию художественного вкуса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ns_portal_eta.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Аппликация как вид художественной деятельности детей 4-5 лет

Художественная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Художественная деятельность способствует развитию мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения, способствует овладению связной речи, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.

Каждый вид художественная деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Занятия аппликацией способствуют:

-развитию эстетического мировосприятия;

-развитию фантазии, воображения и творческого мышления;

-развитию мелкой моторики;

-развитию творческих способностей;

-получению сведений о художественной культуре;

- воспитанию художественного вкуса.

Аппликация (от латинского applicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. В аппликации употребляются самые различные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага.

Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезания и наклеивания.Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знание о цвете, строении предметов, их величине, плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные элементы, сравнивать, накладывая одни на другие. Это позволяет быстрее усваивать композиционные знания и умения, что важно не только для создания сюжетных и декоративных аппликаций, но и для рисования.[3]

Аппликация имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания дошкольника:

а) умственное воспитание;

Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная, связная речь. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.

б) сенсорное воспитание;

Непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания.

в) нравственное воспитание;

Изобразительная деятельность (аппликация) должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно- волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

г) трудовое воспитание;

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. На занятиях развивается мелкая мускулатура рук, пальцев; формируется умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.

д) эстетическое воспитание;

- чувство цвета, когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний.

- чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей.

-чувство пропорции, конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам: предметная, сюжетная, декоративная аппликация.

В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.

Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом (“цыпленок клюет зерна”, “рыбки плавают в аквариуме”).

Декоративная аппликация вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. Здесь ребенок учится стилизовать, декоративно преобразовать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

СВОЕОБРАЗИЕ АППЛИКАЦИИ В ВОЗРАСТЕ 4-5 ЛЕТ.

Детки в возрасте от четырех до пяти лет активно познают мир, тянутся ко всему новому, поэтому взрослым важно занять в этот период ребенка чем-то интересным и увлекательным, например изготовлением аппликаций из бумаги.

Аппликации для детей должны быть простыми и доступными для исполнения. Занятие аппликацией способствует развитию у ребенка навыков расположения и приклеивания деталей по образцу.

Учитывая особенности детей данного возраста (недостаточно развиты мелкие мышцы рук, слабая координация движений, слабый зрительный контроль за своими действиями), специфику выполнения аппликационных работ, им не дают ножницы: все фигуры или их части дети получают в готовом виде.

Благодаря таким занятиям у ребенка развивается воображение, логика, он становится более внимательным, усидчивым и самостоятельным. Воспитатель должен продумывать темы и составлять конспекты занятий. На каждом занятии воспитателю необходимо объяснить выбор темы, особенности работы с тем или иным материалом, и проследить за тем, как дети выполняют практическую часть задания, в случае необходимости помочь им располагать и приклеивать детали.

ВЗАИМОСВЯЗЬ АППЛИКАЦИИ С ДРУГИМИ СФЕРАМИ И ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Взаимосвязь различных видов детской деятельности позволяет углубить и расширить представления детей об окружающем мире, повысить эмоционально положительное влияние на процесс воспитания, сделать этот процесс более эффективным. Воздействие на ребенка, происходит посредством интересных для него деятельностей.

Программные задачи по изобразительной деятельности взаимосвязаны с целями и задачами других разделов работы. Решение конкретных задач опирается на то, что дети узнали, чему научились раньше. Работа в учреждении строится по тематическим неделям. Детям каждый раз предоставляется возможность открывать для себя окружающий мир заново. Столько интересного, нового таит он в себе!

Аппликация тесно связана с конструированием, с художественным, ручным трудом - это вид художественной деятельности, поскольку ребенок создает не просто полезные, а красивые, выразительные предметы, вещи. Конструирование бывает из бумаги, а также с помощью шитья. Аппликация тесно связана и с математикой, происходит закрепление геометрических фигур, размеров, количества и счета, ориентировка на листе бумаги.

Когда впоследствии дети рисуют, лепят, вырезают и наклеивают изображения на темы сказок, рассказов, стихотворений, активизируются их фантазия, стремление выразить свое отношение к тому, что узнали в изобразительной форме. Чтобы передать тему сказки, стихотворения, дети должны вспомнить содержание.

В детском саду изобразительная деятельность включает различные виды занятий: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают.

Аппликация – это наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с), но и в создании картин, орнаментов и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя по теме «Нетрадиционные материалы в аппликации, как средство художественной выразительности детей дошкольного возраста»

Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном...

Нетрадиционные материалы в аппликации как средство художественной выразительности детей.

Цель: Изучение особенностей использования нетрадиционныхматериалов в технике аппликации для детей дошкольного возраста.Задачи:-Овладение методами использования нетрадиционных материалов втехнике аппли...

Аппликация как вид художественной деятельности для детей дошкольного возраста

Разнообразие природного и бросового материала при создании поделок и аппликации таит в себе необыкновенные возможности, можно выбрать любой материал по душе, поэтому это творчество привлекло...

Аппликация как вид художественной деятельности детей дошкольного возраста

Аппликация (от латинского applicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответс...

Аппликация как вид художественной деятельности в детском саду.

Презентация по теме Аппликация (от латинского applicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенны...

Консультация для родителей: «Аппликация как вид художественной деятельности детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей:«Аппликация как вид художественной деятельности детей дошкольного возраста»...

Аппликация как вид художественной деятельности детей

     Аппликация (от латинского applicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеен...