Аппликация как вид художественной деятельности для детей дошкольного возраста
статья по аппликации, лепке на тему

Суслова Илона Эдуардовна

Разнообразие природного и бросового материала при создании поделок и аппликации таит в себе необыкновенные возможности, можно выбрать любой материал по душе, поэтому это творчество привлекло меня. Мне нравится мастерить, это подтолкнуло меня приучить к творчеству и детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аппликация как вид художественной деятельности для детей дошкольного возраста

 «Умение воспитывать — это все-таки искусство,

такое же искусство, как хорошо играть на

скрипке или рояле, хорошо писать картины»

А.С. Макаренко

Мир полон запахов, красок, звуков. Ребенок познает его руками, глазами,

слухом, пробует на вкус. И если ребенок чувствует – значит знает. Внутренняя жизнь детской души реализуется в творчестве. Дети экспериментируют, исследуют, играя с

самым разнообразным материалом: краской, глиной, семенами, нитками, берестой…

Можно сказать, что маленький ребенок говорит руками, не обладая

возможностью выразить в полной мере свои чувства и ощущения словесно.

Ребенок стремится к активной деятельности. Чем полнее и разнообразнее детская

деятельность, тем успешней идет его развитие, реализуются потенциальные

возможности и первые творческие проявления.

Формирование творческой личности – одна из самых важных задач педагогической теории. Эффективным средством для этого является художественно – творческая деятельность детей.

Одной из образовательных областей основной образовательной программы

ДОУ в соответствии с ФГОС ДО является «художественно-эстетическое

развитие», которое предполагает не только развитие предпосылок ценностно-

смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы,

становление эстетического отношения к окружающему миру, но и реализацию

самостоятельной творческой деятельности детей. Одним из целевых ориентиров

в этой области является овладение ребенком основными культурными способами

деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах

деятельности, в том числе художественно-творческой, у ребенка развито

воображение, которое реализуется в разных видах деятельности.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

Значение занятий аппликацией в том числе и с использованием нетрадиционных техник и, с использованием занимательного материала для образования дошкольников исторически и научно доказано. В результате обобщения опыта педагогов было выявлено значение обучения аппликации:

  • развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;
  • развитие художественно – графических умений и навыков;
  • развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;
  • развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;
  • становление некоторых организационных навыков художественного творчества;
  • получение сведений об отечественной и мировой художественной культуре;
  • воспитание зрительской культуры;
  • возможное раскрытие начал профессиональной художественно - изобразительной деятельности.

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с), но и в создании картин, орнаментов и т.д.

Аппликацию классифицируют

•        по форме: объемная и плоская

•        цвету: одноцветная и многоцветная

•        тематике: предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т.д.); сюжетная, отображающая совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т.д.); декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

В процессе такой деятельности, при создании поделки или изображения

ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому, которое он

создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, создавая

изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются

его представления об окружающем, в процессе работы он начинает осмысливать

качество предметов, запоминать их характерные особенности и детали,

овладевать практическими навыками и умениями, учится осознанно их

использовать. Еще Аристотель отмечал: занятия художественной деятельностью

способствуют разностороннему развитию ребенка. Об этом писали выдающиеся

педагоги прошлого – Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель – и многие

отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия аппликацией

и другими видами художественной деятельности создают основу для

полноценного, содержательного общения детей между собой и взрослыми;

выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных печальных

событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают приподнятое

настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Вспомним,

как ведут себя дети, смастерив поделку. Ребята не спешат расставаться с делом

своих рук. Видно, что еще долгое время после занятий дети находятся под

впечатлением созданного ими. Детям всегда веселее и интереснее в группе, где

есть поделки, сделанные их руками. Работа над созданием аппликации очень

увлекательна, она требует наблюдательности, умения подмечать характерные

черты образа. Поделка, сделанная ребенком, пусть и с помощью взрослого

является не только результатом труда, но и творческим выражением

индивидуальности его создателя. Она особенно дорога ему.

В.А. Сухомлинский писал, что ребенок по своей природе – пытливый

исследователь! Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках,

собственном творчестве, красоте, в стремлении делать добро людям. Через сказку,

фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу

ребенка.

Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за

работой детей с изобразительным материалом. Чтобы ребенок лучше

представлял, что он делает, и знал, какой затем получит результат, необходимо

направлять его практические действия.

Разнообразие природного и бросового материала при создании поделок и

аппликации таит в себе необыкновенные возможности, можно выбрать любой

материал по душе, поэтому это творчество привлекло меня. Мне нравится

мастерить, это подтолкнуло меня приучить к творчеству и детей.

Я увидела, как загораются глаза детей и мне захотелось передать свой опыт,

научить их работать с нетрадиционными материалами.

Литература:

1. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» (сост. Л.В. Русскова) — М.: Просвещение, 1986.

2. Петрова И.М. «Овечка» // Дошкольная педагогика. – 2002. — № 5 (9).

3. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми»).

4. Художественно–эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи.» (сост. Е.П. Климова) – Волгоград: Учитель, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности средствами дифференцированного подхода

Приоритетной задачей дошкольного образования в современной концепции дошкольного воспитания обозначено как максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного вза...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности «Художественно – эстетическое развитие» «Музыкальная деятельность» для детей дошкольного возраста (3-7 лет) на 2017 – 2018 учебный год

Цель программы:проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей ...

Проект на тему: «Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста через аппликацию и ручной труд»

Проект на тему: «Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста через аппликацию и ручной труд»...

Отчёт по инновационной деятельности в ДОО «Художественно-эстетическое образование детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

Отчёт по инновационной деятельности в ДОО «Художественно-эстетическое образование детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»...

Презентация "Нетрадиционные техники рисования, как возможность развития интереса к художественной деятельности у детей дошкольного возраста"

Презентация для участия в городских педагогических чтениях "Инвидуализация образовательного пространства как идеология муниципальной системы образования"....

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...