Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию Тема: «Синичкин день» (средний дошкольный возраст)
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Большакова Наталья Юрьевна

Цель: развивать познавательную активность детей посредством лепки из соленого теста по народным мотивам.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей со старинной технологией лепки синичек;
  2. Продолжить учить работать с тестом: замешивать, раскатывать жгут и оформлять птичку узлом из жгута, используя приемы декоративного оформления: насечки (оперение, вытягивание (клюв, налепы (глаза).

Развивающие:

  1. Развивать интерес к истории и традициям народной культуры;
  2. Развивать любознательность, нестандартное мышление, моторику пальцев рук.

Воспитательные:

  1. Воспитывать желание сохранять семейные обычаи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по художественно-эстетическому развитию

Тема: «Синичкин день» (средний дошкольный возраст)

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: познавательная, изобразительная, коммуникативная.

Цель: развивать познавательную активность детей посредством лепки из соленого теста по народным мотивам.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей со старинной технологией лепки синичек;
  2. Продолжить учить работать с тестом: замешивать, раскатывать жгут и оформлять птичку узлом из жгута, используя приемы декоративного оформления: насечки (оперение, вытягивание (клюв, налепы (глаза).

Развивающие:

  1. Развивать интерес к истории и традициям народной культуры;
  2. Развивать любознательность, нестандартное мышление, моторику пальцев рук.

Воспитательные:

  1. Воспитывать желание сохранять семейные обычаи.

Методические приемы: наглядный, словесный (зинькали), практический, игровой, самостоятельная работа детей.

Предварительная работа:

1. Беседа о том, как можно порадовать родных и дорогих людей в канун праздников;

2. Беседы о том, что такое зиньки; о старинных детских игрушках;

3. Познакомить детей с техникой декоративного оформления птички.

Материалы и оборудование: модель печи, аудиозапись «Голоса птиц», испеченные из теста синички, соленое тесто для каждого ребенка, трубочки, стеки для декоративного оформления, доски, подносы для выставки птичек.

Организационная часть

Воспитатель: Ребята, несколько лет назад в нашей стране появился экологический праздник – Синичкин день. Его отмечают 12 ноября.

Благодаря этой птице мы можем узнать, наступят ли морозы в ближайшие дни. Увидите стайку синичек, значит быть скорой зиме.

В старину считали, что в этот день синички прилетают к жилью человека потому, что птицы понимали, что люди их могут подкормить в зимние холода. Люди заготавливали для птиц подкормку «синичкины лакомства»: несоленое сало, нежареные семечки подсолнечника, тыквы, зерно – пшено, овес, сушеные ягоды рябины и шиповника, делают и развешивают кормушки.

А вот черным хлебом кормить птиц ни в коем случае нельзя!

Хочу заметить, что если вы взялись подкармливать птиц зимой, делать это надо почти каждый день. Заметили, что в кормушке нет корма, надо посыпать. Если не будете следить за тем, чтобы в кормушке был корм, то вы погубите птиц, так как они привыкли к подкормке.

Основная часть

Воспитатель: Ребята, а вы хотите, чтобы наступила быстрее зима. Вы сможете кататься на санках, ватрушках, лыжах, играть в снежки, лепить снежную бабу.

Дети: Да, конечно.

Воспитатель: Ребята, почему синиц так назвали, как вы думаете? Название птица получила из-за своей песенки, которая напоминает звон колокольчика: «синь-синь-синь».

Говорят, что синички «зинькают»: «зинь-зинь-тан», «зинь-зинь-тю», «зинь-зинь-чур». Синицы знают около 10 разных песен.

  1. Веселая синица морозов не боится. Даже в минус двадцать пять любит песни распевать.
  2. В желтой футболке и черной жилетке птица синица расселась на ветке. Тенькает звонко птица синица, лютых морозов она не боится.
  3. Мерзнет желтенькая пташка, накорми ее, бедняжку. Дай и семечек, и сала, чтоб зимой ей легче стало.

Воспитатель: Видели вы синичек?

Размером синичка невелика. Грудка у синички желтая, нарядная, разделена черной полоской, которая напоминает галстук, на голове черная шапочка, белые щеки, короткий острый клюв. При виде на нее сердце радуется. Зимой, когда вокруг дуют сильные ветра, на улице мороз, увидишь синичку и поднимается настроение.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, с какой птицей дружат синицы? Синицам помогает дятел. Он сбивает кору дерева и она вместе с насекомыми (жучками, личинками) падает вниз. Синички подбирают насекомых.

Физминутка

Воспитатель: Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится!

Прыг-скок, прыг-скок.

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки – на плетень:

Тири-тири, тень-тень-тень!

Воспитатель: Как вы думаете, почему птицы с наступлением холодов перебираются ближе к жилищам людей?

Дети: Люди подкармливают птиц.

Практическая часть

Воспитатель: Птички считают вас своими друзьями. Я предлагаю пригласить к нам в группу целую стайку синичек. Согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Мы из соленого теста сделаем синичек.

Воспитатель: Ребята, давайте послушаем пение птиц и постараемся угадать, какая птичка поет.

Дети: Кукушка, ворона, воробей и т.д. (ответы детей)

Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, давайте полюбуемся вашими синичками. Какие замечательные птички-синички у вас получились!

А мы с вами должны помогать перезимовать птичкам?

Дети: Да.

Воспитатель: У нас на участке есть кормушки и мы обязательно будем приносить птицам семечки, зернышки, крошки. И сегодня на прогулке угостим птиц. Подкармливая птиц, мы спасем их жизни, а летом птицы будут помогать людям – охранять сады, парки, леса от вредных насекомых.

В группе играет мелодия – русские народные мотивы, воспитатель и дети заходят в группу и оказываются на лесной поляне, на пеньке лежит венок из желтых листьев и береста из древней Руси, на которой написано послание:

Воспитатель зачитывает послание;

Дети садятся на свободных местах на полянке.

На лесной полянке оставлены «послания» - воспитатель совместно с детьми читают и «зинькают».

Дети рассматривают картинки с изображением зимующих птиц.

Звучит мелодия пения птиц. Воспитатель продолжает зачитывать послание, раздает каждому ребенку по синичке (цветная модель из картона).

Воспитатель предлагает выйти из-за столов и превратиться в синичек.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Воспитатель подходит к печи (модель) и приглашает с собой детей и приглашает детей. На печи стоит тесто в тазике, прикрыто скатертью.

Воспитатель показывает иллюстрации с изображением печеных синичек.

Воспитатель приглашает детей за столы, которые подготовлены для работы с соленым тестом.

Воспитатель рассказывает и показывает, как надо катать тесто в виде жгута и связывать узлом.

На заднем плане играет русская народная мелодия, пока дети находятся в процессе изготовления поделки.

Дети лепят птиц из соленого теста.

Готовых птиц раскладывают на противень для запекания и воспитатель ставит их в печь.

Пока пекутся птички, воспитатель предлагает детям послушать аудиозаписи «Голоса птиц»

Дети дают ответы из личного опыта, определяя звучание пения птиц на слух.

Воспитатель совместно с детьми рассматривает поделки детей, обращая внимание на составляющие: туловище, голову, крылья, лапки, аккуратность изготовления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественно- эстетическому воспитанию на тему:"Цветик-семицветик"

Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию на тему:"Цветик- семицветик." Цель:Учить рисовать с помощью пластилина.Задачи:Закрепить знания цветов (красный, жёлтый, синий, фиол...

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Конспект занятия по художественно - эстетическому разитию "Лепка", тема "Светофор" старшая группа

Тема: Лепка «Светофор»Содержание образовательной деятельности: формировать интерес к работе с пластилином. Развивать мелкую моторику. Воспитывать желание к выполнению и соблюдению ПДД. Зак...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет Образовательная область: познавательное развитие Тема: История шестая (продолжение). Цифра 6

Задачи:  1. Закрепить знание о числе 6.2. Учить считать до шести, упражнять различать и называть круглую, квадратную, прямоугольную, треугольную форму предметов.3. Развивать внимание, мелкую мото...

Конспект занятия по художественно – эстетическому рaзвитию (рисование) «Портрет медвежонкa» в средней группе (в нетрадиционной технике "тычок")

Конспект занятия по художественно – эстетическому рaзвитию (рисование) «Портрет медвежонкa» в средней группе (в нетрадиционной технике "тычок")    Цель: Позн...