Лепка из пластилина
консультация по аппликации, лепке (младшая группа)

Лепка из пластилина с детьми в детском саду
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_1.docx130.25 КБ

Предварительный просмотр:

Психологи, педиатры и педагоги рекомендуют заниматься лепкой с детьми, так как это самый лучший способ развить у малыша воображение, внимание, память, усидчивость. Причем, предлагать ребенку пластилин можно уже в возрасте 9-10 месяцев, главное не разрешать есть его. Но для первых опытов лепки можно брать соленое тесто, оно не навредит, в случае поедания.

 

В возрасте 3-4 лет у детей происходит более активное развитие и обогащение словаря, за счет развития мелкой моторики рук. Лепка из пластилина – один из лучших способов укрепления мышц рук ребенка, а значит, и развития речи и мышления. Работа с пластилином развивает у детей творчество, чувство цвета и формы, формирует навыки композиции.

Польза от занятий лепкой огромна:

развитие творческого воображения и образного мышления;

формирование согласованности в движениях правой и левой руки;

развитие сенсорной чувствительности: осознание размеров, формы, массы предметов;

развитие волевых качеств ребенка, аккуратности, умения планировать свои действия;

В младшей группе детского сада детей знакомят с несколькими приемами лепки из пластилина.

 

Приемы и техника лепки из пластилина с ребенком


Разминание

Это первый и самый основной прием лепки из пластилина. Детям следует сначала дать изучить небольшой кусок, познакомить со свойствами пластилина. Педагог показывает детям, что мягкий пластилин легко меняет форму, лучше смешиваются разные цвета.

Раскатывание

Этот прием используется в двух видах — прямое и круговое. С помощью прямого раскатывания изготавливаются столбики, колбаски, бревнышки. Круговое раскатывание используется при изготовлении предметов круглой формы.

Расплющивание

Данный прием позволяет изготавливать плоские детали изделий. Производится путем сдавливания детали между ладонями, либо придавливанием детали к столу. Однако стоит напомнить детям, что придавливать деталь слишком сильно не нужно, чтобы легче было отделить ее от стола.

В современных магазинах огромное разнообразие видов пластилина, но классический пластилин из нашего детства все-таки самый доступный и подходящий материал для занятий лепкой с детьми. Нужно помнить, что обычный пластилин довольно твердый и требует много времени на размягчение. Поэтому первое время лучше предлагать детям восковой пластилин, он мягче и потому не требует долгого разминания.

Дети любят занятия с этим материалом, так как он легко разминается, имеет яркие насыщенные цвета. Взрослые ценят восковой пластилин за его практичность: он не пачкает одежду и легко отмывается с рук. Но с коврового покрытия пластилин почти не отчищается, поэтому следует продумать место для занятий лепкой.

 

Для занятий лепкой потребуется:

пластилин 6-8 цветов;

стеки;

доска для лепки;

бумажные салфетки;

дополнительный материал (семена, зубочистки, бросовый материал);

картон белый или цветной.

Занятие лепкой с детьми 3-4 лет

К занятию лепкой с детьми следует заранее подготовиться. Продумать сюжет поделки, обыграть его, приготовить необходимое оборудование. Начинать лучше с простого и постепенно усложнять задания. Для начала лучше делать с детьми объемные фигуры, более напоминающие реальные предметы. Затем, когда рука ребенка достаточно окрепнет можно изготавливать картины из пластилина, то есть плоские сюжеты.

 

Как же строится занятие лепкой с детьми этой возрастной группы?

 

Вводная часть:

организационный момент;

постановка задачи.


Основная часть:

предварительное знакомство с предметом;

технология лепки;

самостоятельная работа детей.


Заключительная часть:

анализ детских работ;

подведение итогов.

Рассмотрим каждую часть занятия более подробно. Вводная часть помогает настроить ребенка на занятие, заинтересовать его лепкой. Эта часть основана на игре, так как игровая деятельность — ведущий вид деятельности дошкольного детства. Все узнается, всему научаются дети именно через игру.

Основная часть занятия – это непосредственно занятие лепкой. Сначала детям предлагается подробно обследовать предмет, который будут лепить. Уточняется форма, цвет, из каких частей состоит предмет. Затем взрослый показывает способы и приемы лепки. После этого дети пробуют сами повторить действия педагога.

Попутно уточняется, какого цвета взять пластилин, и в каком количестве, а также называется прием, с помощью которого будет изготовлена деталь или все изделие. Затем детям дается время на самостоятельную работу. Каждый ребенок решает сам, как украсит свою работу, как построит композицию поделки.

   

Заключительная часть занятия позволяет подвести итог: чему научились, что нового узнали. А коллективный анализ детских работ позволяет детям сравнивать свою работу с другими, выявлять, что получилось лучше. На анализ детских работ педагогу следует обратить особое внимание. Следует подчеркнуть то, что особенно удалось, легче всего получилось.

 

Недостатки детских работ педагог фиксирует для себя. В дальнейшем на этом строится индивидуальная работа по лепке из пластилина с ребенком. В ходе анализа дети учатся видеть положительные черты в работах друг друга, подмечают особенности оформления.

 

Такая структура занятия используется в детских садах, но занимаясь с ребенком дома, тоже следует придерживаться такого плана. Предлагаем несколько подробных инструкций по лепке поделок из пластилина с постепенным усложнением.

Пошаговая инструкция лепки фигуры №1 «Мой веселый звонкий мяч»

Цель: учить скатывать шар из пластилина круговыми движениями кистей рук.

 

Демонстрационный материал: мячи разные по размеру и способу оформления, картинки с изображением мячей.

 

Материалы и оборудование для работы:

подкладная доска;

пластилин;

стека;

шарики для настольного тенниса;

бумажные и влажные салфетки.

Ход занятия

Вводная часть. Предложить ребенку поиграть в мяч. Взять для игры несколько мячей разного размера из разных материалов. Вспомнить стихотворение С. Маршака «Мяч». Затем дать ребенку мяч для пинг-понга и предложить покатать в ладошках. Взрослый предлагает подарить куклам мячик из пластилина.

 

Основная часть. Ребенок выбирает цвет пластилина для работы, определяется с размером будущего мячика. Взрослый показывает комок пластилина и спрашивает, как сделать из него мяч. Ребенок высказывает свои предположения.

 

Приступаем к лепке. Разминаем отобранный комок пластилина, скатываем шар круговыми движениями рук. На первых порах можно помочь малышу, приемом «рука в руке», но не стоит делать шар за ребенка.

 

Теперь нужно украсить мячик. Можно сделать полоски, для этого нужно раскатать небольшие колбаски и прикрепить их на мячик. Помогаем малышу советом: если полоска короткая нужно раскатать ее побольше, если длинная укоротить, отщипнуть или отрезать стекой. Можно украсить мячик пятнышками. Для этого отщипываем маленькие кусочки и скатываем шарики между пальцами.

 

Заключительная часть. Анализируем получившиеся мячики, выравниваем форму, уточняем цветовые решения.

 

Итог занятия: чему научились, что было легко, что вызвало сложности.

 

Пошаговая инструкция лепки фигуры№2 «Цветные зонтики»

Цель: создание цветного зонтика в объеме из пластилина.

Демонстрационный материал: настоящий большой зонт, детский зонт.

Материалы и оборудование для работы:

пластилин;

подкладная доска;

стека;

тонкая коктейльная трубочка;

влажные или сухие салфетки.

Ход занятия

Вводная часть. Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку о дожде:

Если плачу – не беда,

Вместо слез течет вода.

Я такой плакучий

Из-за серой тучи…

Затем можно рассмотреть иллюстрации в книжках по теме и побеседовать о том, что нужно людям в дождливую погоду. Предложить рассмотреть зонтики, описать их.

 

Основная часть. Прежде чем приступать к лепке, рассматриваем с ребенком, из каких частей состоит зонт, какой они формы. Теперь предложим малышу самому выбрать цвет будущего зонтика и определиться с его размером. Ребенок берет стеку и отрезает нужное количество пластилина от целого бруска.

 

Приступаем к лепке. Сначала взрослый показывает образец выполнения, затем дети выполняют самостоятельно. Купол зонта – это диск, для которого сначала скатываем шар из пластилина. Теперь расплющиваем шар между ладонями, и центр полученного диска делаем слегка выпуклым – продавливаем большими пальцами.

 

Для изготовления стержня, на котором держится купол, возьмем кусочек коктейльной трубочки, примерно 1\3 длины. Закрепим коктейльную трубочку в центре пластилинового диска. Теперь делаем ручку зонта. Она может быть в форме крюка или шара из пластилина.

 

Для ручки-крюка скатываем из пластилина небольшую колбаску, загибаем ее и прикрепляем к трубочке. Получилась ручка. Теперь осталось только украсить получившийся зонт. Для украшения можно использовать пластилин, а можно добавить разные материалы: бисер, мелкие семена, крупы.

 

Заключительная часть. В конце занятия обыгрываем поделку с ребенком. Например, подарим зонтик игрушечному ежику. А так же проанализируем с ребенком, что у него получилось особенно хорошо, в чем нужна была помощь. Учитывая эти сведения, и подбираем следующую идею для лепки из пластилина.

 

Пошаговая инструкция лепки композиции №3 «Грибы на пенечке»

А теперь предлагаем создать коллективную композицию. Ее может сделать с группой детей или, если занятие индивидуальное, то взрослый делает вместе с ребенком. Для основы композиции можно взять настоящий пенек или подходящую форму, облепленную пластилином.

 

Цель: учить детей лепить грибки из 2-3 частей; учить работать в команде.

 

Материалы и оборудование:

пластилин;

подкладная доска;

стека;

макет пенька;

Салфетки.

Занятие строится так же, как и предыдущие. Для сюрпризного момента предложить детям загадку про грибы:

 

Весь Антошка –Шляпка да ножка.

Дождь пойдет –Он подрастет.

Далее нужно предложить ребенку рассмотреть сюжетную картинку.

 

 

Основная часть: гриб – это ножка и шляпка. Ножка – цилиндр из белого или желтого пластилина. Взять небольшой кусочек пластилина, раскатать столбик, ровненький и длинный. Шляпка – красный, оранжевый или коричневый диск. Взять кусок пластилина подходящего цвета и скатать шар, круговыми движениями ладоней.

 

Теперь сплющить, чтобы получился диск, блинчик. Закрепить шляпку на ножке. Затем прикрепляем грибок на пенек, или на полянку, тогда прилепляем к ножке небольшой кусочек зеленого пластилина – зеленую травку. Дети лепят по 1-3 гриба, самостоятельно выбирая цвет и вариант оформления.

 

Заключительная часть. Даже если занятие индивидуальное, не стоит опускать этапы анализа работы и подведение итога занятия. Обязательным так же является этап обыгрывания поделки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия По лепке из пластилина (нанесение рисунка с помощью пластилина на лист бумаги)в группе кратковременного пребывания

Конспект занятияПо лепке из пластилина (нанесение рисунка с помощью пластилина на лист бумаги)в группе кратковременного   пребыванияТема : «Листочки на деревьях»Цель : продолжать знак...

Лепка из пластилина. Как слепить из пластилина овощи и фрукты.

Лепка из пластилина. Как слепить из пластилина овощи и фрукты...

Конспект занятия По лепке из пластилина (нанесение рисунка с помощью пластилина на лист бумаги) в средней группе

Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами .Продолжать знакомить детей с основными цветами (зеленый)....

Конспект занятия По лепке из пластилина (нанесение рисунка с помощью пластилина на лист бумаги) в средней группе

Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами .Продолжать знакомить детей с основными цветами (зеленый)....

Лепка из пластилина (нанесение рисунка с помощью пластилина на лист бумаги)

Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами .Продолжать знакомить детей с основными цветами  развивать мелкую моторику пальцев, воображения, память. Закрепить навыки отщипывать мален...

Мастер-класс по лепке из пластилина "Лиса из шишки и пластилина".

Лепка – это очень увлекательное и полезное занятие. Оно оказывает благотворное влияние на фантазию и творческое восприятие ребёнка, а также развивает мелкую моторику рук.Лепка – это очень ...

Статья.C чего начать занятия по лепке из пластилина? Как и что лепить из пластилина с малышом .

Лепка – очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов. Кроме того, лепка (причем необязате...