Консультация для педагогов "Лепка в детском саду"
консультация по аппликации, лепке

Голубева Юлия Юрьевна

Консультация для педагогов "Лепка в детском саду"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕКОРАТИВНАЯ ЛЕПКА В ДЕТСКОМ САДУ

Основные задачи декоративной лепки — научить детей видеть красоту предметов народного искусства, воспитать любовь к нему и умение отличать один промысел от другого, использовать в своей работе декоративные элементы для обогащения лепного образа, а также переносить это умение на предметы недекоративного характера.
       Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств.

       Приобщение дошкольников к народному искусству осуществляется посредством создания красивого интерьера групповой комнаты, в оформление которой включают произведения народного творчества. Немаловажное место отводится и занятиям декоративной лепкой.

       Занятия с использованием предметов народного творчества помогают развивать умственную деятельность ребенка. Однако это возможно лишь в том случае, если осуществляется планомерное, систематическое ознакомление детей с предметами народного творчества, в результате чего дети создают свои декоративные работы.

       Народная игрушка разнообразна по стилю исполнения. Умение лепить игрушки в разных стилях возможно лишь при полном понимании ребенком различия в изображении формы и декоративных украшений. Для этого нужно чаще знакомить детей с игрушками разных промыслов, с их особенностями, как скульптурными, так и орнаментальными.

       Обогащение детских представлений происходит разными путями, в частности через творческие и дидактические игры. Кроме того, возможно рассматривание иллюстраций в книгах и специально подобранных слайдов.

       Целенаправленное знакомство с изделиями народных мастеров должно начаться значительно раньше, чем это делается на практике. А чем раньше дети будут воспринимать народную игрушку, тем осознаннее они станут использовать ее элементы в своей изобразительной деятельности.

       Под влиянием народной игрушки деятельность ребенка в области лепки приобретает активный творческий характер.

      В декоративной лепке большое значение имеет работа над формой. Чем чаще ребенок наблюдает предметы декоративно-прикладного искусства, тем быстрее у него накапливается опыт в решении зрительных образов. Дети рассматривают кружки, вазы, чашки, ковши и народные игрушки; анализируют их форму, пропорции, детали. Лепка этих предметов или воспроизведение их по памяти учит ребенка самостоятельно создавать интересную по очертаниям и украшениям посуду и другие изделия.

      Показывая детям игрушку, воспитатель может направить их внимание на раскрытие образа с точки зрения его выразительности. Например, предлагая лепить куклу с коромыслом – «Водоноску», воспитатель рассказывает, что изображает фигурка, спрашивает детей, видели ли они, как носят воду на коромыслах, затем обращает внимание их внимание на пластичность формы, анализирует детали одежды, положение рук, ведер, которые забавно раскачиваются на коромыслах.

       Почти все народные игрушки однообразны по способу изображения. Это нужно учитывать в работе с детьми. Так, козлы, кони, бараны, олени и медведи изображаются одним способом: туловище и ноги выполняются из одного куска.

Однотипно изображаются птицы. Поэтому приемы лепки показывают лишь тогда, когда дети впервые лепят предмет. Допустим, если способ изображения был показан во время лепки козла, то при изображении коня и других животных его показывать не следует. Однако следует поговорить с детьми о том, каким способом они будут пользоваться во время работы.

       Использование народных игрушек в процессе лепки может привести к однотипности работ не только по способу изображения, но и по форме. Поэтому игрушки следует подбирать таким образом, чтобы каждый персонаж был представлен в разных вариантах. Это даст возможность показать детям многообразие форм, пропорций, росписей и способов изображения игрушек.

       Желания детей создать красивый предмет и украсить его во многом зависит от интереса воспитателя к работе. Педагог должен внимательно рассмотреть работу ребенка, показать ее другим детям, а затем предложить ребенку рассказать, как ему удалось так красиво сделать игрушку. Следовательно, все действия воспитателя должны быть направлены на то, чтобы научить ребенка способам изображения предметов и подвести его к желанию сделать свою работу как можно интереснее, красивее, дать понять ему, что от него ждут именно этого.

       Воспитателю нужно знать народные промыслы, историю их возникновения, но прежде всего он должен понимать и любить народно-прикладное искусство, знать, к какому народному промыслу относится та или иная игрушка, уметь рассказать увлекательно, чтобы заинтересовать маленького ребенка.  

Знакомство детей с декоративным искусством должно начинаться  со второй группы раннего возраста детского сада. Что касается декоративной лепки, то возможности ребенка на этом этапе весьма ограничены: дети лишь украшают изделия, используя палочку или делая углубление пальцем.

Во  второй группе раннего возраста   народная игрушка в основном используется для игр. Декоративной лепки в данной группе еще нет, но склонность у детей к украшению своих изделий уже наблюдается. Первые попытки малышей украсить свою лепку ведут к хаотичному расположению узора по краю изделия, который является для ребенка опорной линией. Учитывая эту особенность и зная, что ребенку так легче, задание можно свести к украшению края вылепленного печенья или пряника. Элементами украшения могут быть сначала точки, а потом полосы, сделанные палочкой. Малышей увлекает возможность делать палочкой углубления в глине. Они занимаются этим с удовольствием, понимая, что их игрушки станут красивее.  

В этой группе можно провести такие занятия, как  

  • Украсим столбики для забора

Програм. содержание: Учить детей раскатывать глину между ладонями прямыми движениями, наносить стекой на вылепленный столбик украшения в виде точек. 

  • Пряник для мишки
    Програм. содержание: Учить наносить узор в виде полос, действуя ребром стеки.

Младшая группа

     Для работы с детьми в первом полугодии обычно используют те же игрушки, что и во второй группе раннего возраста, но проводя более глубокий анализ формы предметов. Например, показывая матрешку, детям следует сказать, что у матрешки есть голова, руки, нужно назвать детали одежды: фартук, рукава, платок, показать на них красивые, цветы, листья и другие декоративные элементы. Следовательно, перед детьми открываются новые выразительные стороны, которые характеризуют матрешку как красивый, декоративный предмет. 

Дети   младшей группы хорошо воспринимают дымковскую игрушку, которую можно предложить для рассматривания в конце первого — начале второго полугодия. 

      Причем детей не затрудняет условность формы и окраска этих игрушек. Они свободно определяют предметы и выделяют элементы росписи: полосы, круги, точки и кольца. Восприятие предметов народного творчества дает возможность поставить перед детьми изобразительные задачи и проследить влияние народного искусства на характер детской лепки. Однако подбор предметов для лепки должен идти с учетом возрастных особенностей дошкольников.
 Образ матрешки понятен маленькому ребенку, но воспроизводить форму игрушки ему трудно. Поэтому можно предложить детям вылепить куклу в длинном платье и, вспомнив вместе с ними расписной наряд матрешек или дымковских игрушек, с которыми они играли, предложить украсить свою работу.

     Таким образом, намечается определенная последовательность ознакомления детей   младшей группы с народной игрушкой и введение в лепку декоративных элементов.   Для игр и рассматривания в этой группе можно рекомендовать семеновские матрешки, загорские деревянные точеные игрушки и деревянные игрушки богородских мастеров, каргопольские игрушки (конь, гусь, утка, собака) и дымковские (петушок, курочка-наседка, куклы крупные и мелкие). Для ознакомления перед занятием лепкой можно предложить деревянные точеные предметы, состоящие из округлых и конусообразных форм.

  • В этой группе можно провести такие занятия, как:
    Лепка торта
    Програм. содержание: Учить ритмично украшать округлую плоскостную форму валиками и шариками. Добиваться от детей самостоятельности в расположении декоративных элементов.
  • Лепка чашки
    Програм. содержание: Учить лепить чашку из круглой формы путем вдавливания глины пальцем, а ручку — путем защипывания глины кончиками пальцев. Украшать чашку стекой, нанося узор из точек по краю в один или несколько рядов (со всех сторон).

Средняя группа

     Для успешного обучения декоративной лепке в средней группе продолжается работа по знакомству детей с народным творчеством. С этой целью используются семеновские матрешки, деревянные точеные богородские игрушки, дымковские петушки и козлы, каргопольские игрушки, расписные птицы из Торжка, филимоновская игрушка.
     Однако для воспроизведения в лепке детям лучше предлагать семеновские матрешки, деревянные точеные игрушки, каргопольские игрушки (собака, гусь) и игрушки из Торжка. Остальные игрушки желательно использовать для игр и рассматривания.

     Дети любят все яркое и ритмично расписанное. Им нравится украшать куклу, свой рисунок и лепку. В этом возрасте дети с удовольствием украшают изделие способом налепа — шариками и валиками. Предметы народного творчества помогают им эстетически осмыслить значение узора на предмете, и у детей появляется потребность украшать таким же способом вылепленные предметы. Детская лепка, украшенная самым незатейливым орнаментом, приобретает новые выразительные качества, а ребенок получает возможность проявить самостоятельность и творчество.

  • В этой группе можно провести занятие, такое  как:
    Торт для кукол (лепка по представлению)
    Програм. содержание: Учить детей делать из глины торт для куклы квадратной и круглой формы, украшать эти формы шариками разной величины и валиками, ритмично располагая их на поверхности изделия. Дополнять упражнение точками и полосами при помощи стеки.
  • Уточка (по непосредственному восприятию игрушки)
    Програм. содержание: Учить лепить утку пластическим способом, изображая ее характерные особенности: лепить шею, голову и хвост утки путем оттягивания глины от общего объема. Стекой намечать перышки крыльев, делать это ритмично.
  • Петушок по мотивам дымковской игрушки (лепка по непосредственному восприятию)
    Програм. содержание: Передавать форму основных частей игрушки и дополнять ее декоративными деталями. Делать украшения, выполняя их стекой, прищипыванием и налепами.

Старшая группа

     Изобразительная деятельность детей 5—6 лет имеет свои особенности. В этом возрасте дети уже окрепли физически, укрепились мелкие и крупные мышцы рук.
Дети стали более внимательными, повысилась их способность к запоминанию; кроме того они научились во время лепки контролировать действия рук, а это в свою очередь привело к изменению характера изображения. Они самостоятельно могут определять форму предмета, его строение, выделять мелкие детали и элементы декоративного оформления, более творчески подходят к своим изображениям.
     Начиная со старшей группы занятия декоративной лепкой занимают вполне определенное место в системе занятий по изобразительной деятельности. Планируя эти занятия, необходимо учитывать связь их с народным искусством, так как декоративная скульптура, выполненная народными мастерами, художественная посуда, декоративные пластины, не только благотворно влияют на развитие художественного вкуса детей, но и являются хорошим наглядным пособием во время лепки. Умелое их использование взрослыми расширяет кругозор детей, благотворно влияет на их умственное развитие.
     Для работы с детьми данной группы можно использовать художественно выполненную посуду, декоративные пластины, дымковские, каргопольские, филимоновские и калининские глиняные игрушки.
Кроме глиняных, можно проводить занятия с деревянными игрушками.

планируя знакомство детей с декоративной посудой, а затем и лепку по этим образцам, нужно отобрать те предметы, которые помогут развить воображение у детей. Это могут быть расписные керамические тарелки, украинские миски, посуда производства «Гжель» и. т. д.

     Прежде чем лепить декоративные предметы (посуду, игрушки) нужно детей познакомить с декоративной посудой, народными игрушками показать как они выглядят, провести беседы. И только после того лепить.

Также в этой группе дети лепят декоративные пластины

Как правило, декоративные пластины — это рельефы с изображением на них узоров и орнаментов, куда входят растительные элементы или жанровые сценки с изображением людей и животных. 

     В этой группе можно проводить занятия по декоративной лепке такие, как:

  • Лепка Уточка
    Програм. содержание: Лепить уточку пластическим способом, передавая ее характерные особенности (овальное туловище с маленьким хвостиком, удлиненная шея и маленькая головка с клювом). Закреплять умение украшать предмет налепами, создавая из них красивый узор на крыльях.
  • Дымковская кукла
    Програм. содержание: Лепить дымковскую куклу, пользуясь натурой. Передавать ее выразительные особенности: юбка колоколом, плавно переходящая в верхнюю часть туловища, относительно маленькая головка в шляпке, в руках у куклы муфта (или какой-нибудь другой предмет). Кофта у куклы с воротником и оборкой. Учить детей лепить куклу из конусообразного куска глины, а во время лепки деталей пользоваться налепами.
  • Тарелка
    Програм. содержание: Изображать тарелку, передавая особенности формы и росписи. Творчески подходить к выполнению работы и самостоятельно придумать форму края тарелки. Сделать роспись по заранее составленному эскизу. Закреплять умение пользоваться мокрой тряпочкой, отглаживая поверхность изделия. Учить окрашивать предмет ангобом.
  • Кружка с узорами
    Програм. содержание: Лепить кружку ленточным способом, передавая характерную форму и украшения. Закреплять умение заглаживать поверхность мокрой тряпкой. Учить видеть красоту предмета, делать декоративное оформление путем налепов.

Подготовительная к школе группа

     Изобразительная деятельность детей 6—7 лет значительно совершенствуется. Прежде всего более законченной становится форма вылепленных предметов, уточняются пропорции. У детей чаще, чем в предшествующей группе, появляется желание дополнить свою лепку такими деталями, которые украсят поделку и сделают ее более выразительной. Связано это с тем, что дети еще более окрепли физически, развилась мелкая мускулатура рук, движения пальцев стали более точными, возросла и острота зрения. Все это дает возможность выполнять сложные детали, используя налепы и роспись. У детей появляется эстетическая оценка своих изделий, что повышает требовательность как к изобразительным, так и к выразительным средствам лепки, которые ребенок использует в своей работе.
     Декоративная лепка в данной группе включает в себя изображение декоративных пластинок, посуду и лепку фигурок по типу народных игрушек. Одновременно углубляются знания детей о народных промыслах. Мы уже отмечали, что фигурки, выполненные народными мастерами,— это прекрасное средство воспитания художественного вкуса, развития представления и фантазии.  Дети с большим интересом рассматривают декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Яркие, расписанные цветными ангобами и глазурью, они захватывают воображение детей, рождают у них творческие замыслы.
     В подготовительной группе детей знакомят с новым способом изображения посуды — из колец: глиняные кольца укладываются одно на другое и плотно соединяются между собой. Этим способом дети лепят разную посуду. Другой способ лепки — изготовление посуды из куска глины шарообразной или цилиндрической формы путем выбирания глины стекой (горшочек, кринка, ваза). Дети продолжают учиться, работать планомерно и заранее обдумывать свой замысел.
     Вся работа по декоративной лепке тесно связана с беседами о народных промыслах. В подготовительной группе знакомство с народным прикладным искусством приобретает новые формы: дидактические игры, которые углубляют представление детей о выразительных особенностях предметов декоративного искусства, влияют на развитие их умственной активности; экскурсии на выставки прикладного искусства, просмотры диафильмов, слайдов, а также иллюстраций в книгах по народному искусству.

 Декоративное искусство условно. Приобщение детей к народному искусству естественно отражается на их мыслительной деятельности во время лепки. Так, среди детских работ можно увидеть украшенные налепами крылья и хвост сказочной птицы, шерсть барашка изображается ровными ритмичными рядами рельефа, что придает фигуркам законченный, декоративный вид.
     Следовательно, в подготовительной группе можно ставить задачу — подвести детей к некоторой условности в решении образа, которая проявится в оформлении предмета рельефом, росписью.

     В этой группе уже можно лепить декоративные пластины.

  • Декоративная пластина
    Програм. содержание: Учить новому способу лепки пластины — путем выбирания глины стекой. Во время лепки пользоваться эскизом. Уметь красиво располагать предметы на пластинке.
  • Василиса Прекрасная
    Програм. содержание: Учить лепить сказочный образ, используя свои знания и умения по декоративной лепке. Передавать форму, изображать одежду, украшать предмет декоративными элементами в виде рельефа или росписи.

ВЫВОД:  Побуждать детей к созданию красивых вещей – дело важное. Если их приучать к этому с раннего возраста, то впоследствии, став взрослыми, они всегда будут стремиться к красоте.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей в детском саду по ПДД: «Безопасность детей — забота взрослых» Консультация для родителей в детском саду по ПДД — одна из востребованных форм работы, ведь охрана жизни, здоровья детей —приоритетная задача дошкольного учреждения и

Консультация для родителей в детском саду по ПДД — одна из востребованных форм работы, ведь охрана жизни, здоровья детей —приоритетная задача дошкольного учреждения и семьи. О том, что и к...

Консультация родителей младших групп детского сада. Детские капризы и истерики, как быть и что делать взрослым?

Довольно часто можно услышать от родителей, что их чадо ведет себя очень агрессивно и неуправляемо. Капризничает по поводу и без, ставя в неловкое положение, и даже вгоняя в ступор родителей. На улице...

Консультация для родителей в детском саду «Детское экспериментирование»

- Побуждать родителей использовать экспериментирование в повседневной жизни.- Укреплять сотрудничество между родителями и детьми.- Укреплять сотрудничество между родителями и педагогом.- Формировать п...

Консультация для родителей в детском саду «Предупреждение детских неврозов».

Консультация для родителей в детском саду«Предупреждение детских неврозов»....

Консультация для родителей в детском саду. Детские манипуляции

Что делать, если ребенок манипулятор?Детские манипуляции — это фактор, который довольно распространен среди подрастающего поколения. Маленькие бунтари и провокаторы часто пытаются сыграть на чув...