Образовательный проект «Народные промыслы - Городецкая и Дымковская росписи » Старшая группа
проект по рисованию (старшая группа)

Пущиенко  Наталья Валерьевна

Цель проекта: развивать у детей проектно-исследовательскую деятельность, формировать интерес к народным промыслам России на примере Городецкой росписи и Дымковской игрушки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №137»

Образовательный проект

«Народные промыслы  - Городецкая и Дымковская росписи »

Старшая группа

                                       Подготовила:

                                                            воспитатель

высшей категории

Пущиенко Н.В.

                                                                             

                                                           

г. Дзержинск

2022 год

Проект

Название: «Народные промыслы  - Городецкая и Дымковская росписи»

Вид: групповой, познавательно – информационный, практико – исследовательский, среднесрочный.

Возрастная группа: старшая   группа №2(8).

Состав участников: дети, воспитатель и родители группы.

Разработчик:

Воспитатель высшей категории Пущиенко Н.В.

Срок реализации: 25.04.2022г. - 14.05.2022г

Цель проекта: развивать у детей проектно-исследовательскую деятельность, формировать интерес к народным промыслам России на примере Городецкой росписи и Дымковской игрушки.

Задачи:

  1. Формировать у детей патриотические чувства: чувство гордости и любви к Родине на основе изучения народных промыслов России.
  2. Познакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством - городецкая  и дымковская роспись, сформировать навыки рисования элементов городецкой и дымковской росписи.
  3. Развивать сенсорную чувствительность (восприятие цвета, формы, фактуры), мелкую моторику, творческие способности дошкольников, навыки действовать коллективно.

  1. Воспитывать желание с уважением и интересом относиться к культурным традициям русского народа; любовь и уважение к народным промыслам; любознательность.

Актуальность проекта

Представления у детей о русской культуре бывают отрывочны и поверхностны. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, городецкой росписи и народной дымковской игрушки. Поэтому я решила, что для повышения эмоционального состояния детей, познавательной активности, а также творческих способностей, необходимо проводить работу по приобщению дошкольников и их родителей к народно-прикладному искусству. Ведь именно занятия декоративным рисованием могут приобщить детей воспринимать прекрасное и доброе, научить любоваться красотой.

Постановка проблемы

В ходе диагностической беседы мной были выявлены следующие проблемы: дети не называют элементы городецкой и дымковской росписи. Имеют бедный словарный запас. Чтобы устранить эти проблемы,  решила разработать проект по теме: «Народные промыслы  - Городецкая и Дымковская росписи»

Ожидаемые результаты

  • Дети активные, любознательные, интересуются возникновением русского народного промысла;
  • выделяют характерные средства выразительности дымковской игрушки и городецкой росписи: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметрию и ассиметрию в узоре,  экспериментируют с цветом, умеют составлять узоры по мотивам этой росписи. и т.п.;
  • лепят изделия, используя разнообразные способы и приемы;
  • самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях в самостоятельной художественной деятельности.

Механизм реализации проекта

Формы работы с дошкольниками:

- беседы о дымковских игрушках и городецкой росписи,  об особенностях узора, композиции, цветосочетании ;

- рассматривание элементов росписи;

- рисование основных элементов дымковской росписи в порядке усложнения

занятия;

- познавательные рассказы воспитателя;

-  просмотр слайдов;

- дидактические игры;

- чтение и заучивание стихотворений и загадок о дымковских игрушках;

- раскрашивание плоскостных силуэтов дымковских игрушек ;

- рассматривание иллюстраций  и др.

Взаимодействие с родителями:

 - консультация для родителей «Влияние народных промыслов «Дымка»  и «Городец » на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» ;

- изготовление  папки-раскладушки «Дымковская игрушка».

Деятельность педагога:

- подбор литературы о народном промысле "Дымка";

- подбор литературы о народном промысле "Городец";

- иллюстраций дымковских изделий ;

- изготовление плоскостных силуэтов дымковских игрушек.

Продукт проектной деятельности:

- мультимедийная презентация «Дымковская игрушка»;

- мультимедийная презентация «Городецкая ропись»;

- литературно-художественный материал: стихи о дымковских игрушках; исторические справки.

Ресурсное  обеспечение проекта:

- информационные  ресурсы (научная и  педагогическая литература по данной проблеме);  

- материально-технические ресурсы (мультимедийное оборудование,  дидактические,  развивающие пособия, игры, книги, фотографии);

- кадровое (педагоги ДОУ, родители).

Этапы проекта

I. Подготовительный:

-определение проблемы, цели, задачи проекта;

-изучение методической литературы;

-пополнение развивающей среды (иллюстрации, картинки, художественная литература, альбомы, дидактические игры картотеки: дидактических игр, пальчиковых игр);

-составление плана проектной деятельности.

II. Основной

- Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.

- Обсуждение проблемы, принятие задачи.

 «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи: 

- Развивать умение собирать узор по образцу и без образца.

- Развивать внимание, память, тактильные ощущения.

- Поощрять желание детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игр, использовать предметы-заместители.

Дидактические и развивающие игры: «Четвёртый лишний», «Назови элемент узора», «Чистоговорки о городецкой росписи», «Вспомни пословицу о городецкой росписи», «Составь предложение, используя картинку», «Сравни узоры городецкой росписи», «Загадки - отгадки».

Подвижные игры: эстафета «Кто быстрее соберёт узор ромашки», эстафета «Кто быстрее соберёт узор купавы».

Сюжетно-ролевая игра: «Магазин городецкой росписи», «Магазин дымковской игрушки»

 «Речевое развитие»

Задачи: 

- продолжать развивать речь, как средство общения;

- развивать умение внимательно слушать стихотворение;

- воспитывать интерес и потребность в чтении (восприятии) книг.

Творческое рассказывание детей по темам: «Создание Городенской  росписи и дымковской игрушки», «Как мастера рисуют по дереву», «Городенские узоры», «Дымковская игрушка»

Чтение художественной литературы: «Сказка и Городце»

Заучивание стихотворений: «Городецкие узоры», «Весёлыё Городец».

Разучивание пословиц и поговорок о городецкой росписи.

Составление описательного рассказа по картине.

 «Познавательное развитие»

Задачи:

-  Расширять знания детей о городецкой и дымковской росписи.

- Уточнить знания об узорах и цветовой гамме городецкой и дымковской  росписи.

Беседы на темы: «Весёлый Городец», «Городецкая роспись», «Знакомство как нарисовать купаву», «Познакомить детей как нарисовать ромашку», «Городецкий конь», «Дымковская игрушка»

Рассматривание альбомов: «Городецкая роспись», «Дымковская игрушка»,,  Отгадывание загадок: о Городецкой росписи, дымковской игрушки.

Наблюдение на прогулке: за небом, солнцем, ветром, цветами сравнивать с узорами городецкой и дымковской росписи . Закреплять умение устанавливать простейшие связи: узоры, листья, цветы, птицы.

 «Физическое развитие»

Задачи: 

- Совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать коллективному, дружному взаимодействию в играх с правилами.

- Развивать физическую выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, поддерживать интерес детей к эстафетам, к активному здоровому образу жизни. –

Совершенствовать основные движения: бег, ходьбу, прыжки. Развивать желание играть вместе с воспитателем.

Пальчиковая гимнастика: «Городецкие узоры». «Дымковская игрушка»

Физкультминутка: «Городецкие мотивы». «Дымковская игрушка»

Подвижные игры: Эстафета «Собери узор».

 «Художественно-эстетическое развитие»

Задачи:

- Совершенствовать навыки и умения детей в лепке, рисовании,

- обучать доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе,

-  вызывать желание слушать музыку, выполнять движения в такт музыки,

 - развивать творческие способности детей в процессе совместной деятельности.

Рисование»  «Досточка (конь)» - дымковские узоры . «Поднос  - Фазан»(городецкие узоры)».

Конструирование: «Мастерская для создания городецкой и дымковской росписи».

Пластилинография « Конь», «Птица», «Розан», «Ромашка».

Лепка  «Дымковский конь»

III. Презентация проекта

- Коллективная работа «Цветы на скатерти».

- Итоговое занятие «Игра – викторина  «Народные промыслы «Дымковская и городецкая роспись».

- Создание папки «Городецкая роспись ».

-. Создание папки «Дымковская игрушка ».

Итоги проекта:

     В проекте дети участвовали с удовольствием. Реализация проекта «Народные промыслы «Дымковская и городецкая роспись».способствовала развитию, как информационной, коммуникативной, социальной, так и историческому наследию. Родителям понравилось участвовать в выставке рисунков.   Родители стали активней принимать участие в жизни детей и детского сада. Укрепились детско – родительские отношения.

     В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.

     Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.

     Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.

     Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

     Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям.

Литература

1. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

2. В.В. Гаврилова, Л.А. Артемьева.  Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. – Волгоград.: Учитель, 2011.

3. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.

4. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Декоративное рисование «Украшение платочка» (по мотивам дымковской росписи). Средняя группа.

Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе (по мотивам дымковской росписи)....

Образовательный проект "Народные промыслы России"

         Народные промыслы - это история страны, города, семьи; нельзя забывать истоки народных промыслов и труд народных мастеров.Использование в работе с дошкольникам...

Тематический образовательный проект "Народные промыслы"

Данный проект подходит для детей старшего дошкольного возраста. Разработан на основе тематическиго образовательного проекта художественно-эстетической направленности по изучению народных промысло...

Конспект занятия " Знакомство с Городецкой росписью " ( старшая группа)

laquo; Знакомство с Городецкой росписью» (Старшая группа)Цель:Познакомить детей  с  городецкой росписью .Учить выделять яркий колорит ( красные, голубые, цветы)Продолжать развив...

Конспект занятия Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи «Тайны городецкой росписи». Старшая группа

Вызвать интерес детей к городецкой росписи. Знакомить детей с характерными элементами, изобразительными средствами, этапами городецкой росписи. Формировать умение детей рисовать городецкий цветок...

музыкально -образовательный проект "Народные промыслы"

Проект"Народные промыслы" (краткосрочный проект для подготовительной к школе группы) подг. музыкальный руководитель Дериглазова О.В.,воспитатели Углова Л.А., О.В., Гордиенко Л,А.)Тип проекта...