ЗНАЧЕНИЕ ЛЕПКИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая группа)

Токарева Галина Ивановна

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_lepka.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ ЛЕПКИ В РАЗВТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Токарева Галина Ивановна,

Старший воспитатель

МБОУ «Новосибирская классическая гимназия № 17»

(Дошкольное отделение)

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка, так же как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное о всем его многообразии.

«…В семье изобразительных искусств, - отмечал скульптор И.Я.Гинцбург,- лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета».

У маленького ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Произведения искусства расширяют кругозор ребенка тем, что несут определенную информацию. Они влияют и на формирование нравственных чувств.

Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. На занятиях лепкой развитие вышеперечисленных качеств имеет свои особенности. Так, любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. На основе восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. О время лепки, исходя из знаний реальной действительности, ребенок изображает все стороны предмета, а не одну, как в рисовании или аппликации. Следовательно, ему не приходится прибегать к условному изображению, что необходимо в других видах изобразительной деятельности. Кроме того, лепка в большей мере, чем рисование или аппликация, развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества.

Все виды деятельности формируют самостоятельный подход к поиску новых способов изображения. В процессе лепки при соответствующем обучении способность к поиску нового развивается ярче, так как есть возможность исправить ошибки путем непосредственного исправления формы пальцами, стекой, путем налепов или удаления лишней глины. Ребенок может несколько раз переделывать формы, чего нельзя сделать в рисунке или аппликации.

Разные виды изодеятельности формируют художественный вкус ребенка, и если рисунок и аппликация воздействуют на эстетическое воспитание посредством точности линий и красочности цвета, то в лепке на первое место выступает объемная форма предмета, пластика и ритм. Все три компонента реально существуют в пространстве, что формирует в ребенке умение быстро воспринимать и познавать красоту пластической формы предметов, соотношение их частей, развивает внимательность и интерес к окружающей действительности.

Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Малыши начинают играть со своими изделиями сразу же в процессе занятия. Эта возрастная особенность позволяет многие темы связать с игрой. Организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ЛЕПКОЙ

В процессе лепки у ребят развиваются трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и содержать рабочее место в чистоте и порядке, уметь пользоваться станком с поворотным кругом и понимать необходимость его использования при обработке предмета со всех сторон.

Специфику лепки определяют материалы. Глина, окрашенная ангобом (жидкая глина), поддается обжигу в муфельной печи, и у ребенка получается настоящая керамика, в результате он знакомится с приемами создания посуды и других керамических изделий, а то расширяет рамки его представлений об окружающем.

Лепка требует иногда особого подхода к организации занятия. Так, в зависимости от объема работы одну тему можно разделить на 2-3 занятия. Лепка предмета и роспись его ангобом требуют несколько удлиненного занятия. Для демонстрации вылепленной фигурки нужна подставка с поворотным кругом, чтобы можно было рассмотреть предмет со всех сторон.

На занятиях  по лепке можно использовать как глину, так и пластилин. Как показывают наблюдения, пластилин в практике используют чаще. При этом ссылаются на то, что глина не так удобна в употреблении: ее трудно хранить, от нее много грязи. В свою очередь пластилин по всем качествам значительно уступает глине: он хуже поддается обработке, перед лепкой его приходится долго разминать, разогревать; выполненное из пластилина изделие не сохраняет долго формы и никак не может быть использовано; по сравнению с глиной этот материал более «грязный», так как оставляет жирные пятна и надолго застревает под ногтями. Глина является наилучшим материалом для лепки. Она эластична, хорошо формуется; высохшее изделие обладает достаточной крепостью, сохраняет форму, хорошо принимает любую краску.

Оборудование для  занятий по лепке несложно. Занятия проводят в обычной групповой комнате. Каждому ребенку для работы необходимы подкладная доска, стеки, иногда блюдце с водой.

Лепку выполняют всегда на доске. Доска не только предохраняет стол от грязи. Выполняемое изделие , помещенное на подкладную доску, удобно поворачивать в процессе работы любой стороной, что совершенно необходимо. Доска может быть из фанеры, орголита, пластика размером примерно 25Х25 см. На каждую из них кладется комок глины или пластилина, величина которого зависит от темы занятия.

Для проработки мелких деталей, нанесения на поверхность изделия украшений в виде штрихов, выемок и т.д. необходимы стеки. В некоторых случаях бывает нужно сделать поверхность вылепленного изделия гладкой. Пластилин заглаживают рукой, а поверхность глиняных  изделий полируют водой, которую ставят в блюдцах на каждый стол. После высыхания ее при необходимости зачищают шкуркой. При соответствующем обучении и руководстве воспитателя дети сознательно пользуются стекой, подбирают каркасы-палки и применяют их не только для скрепления частей, но и для передачи характерных особенностей формы.

        МЛАДШАЯ ГРУППА

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

Учить детей формообразующему движению – раскатыванию; учить обследованию предмета, умению видеть его части; передавать форму этих частей; учить видоизменять форму – соединять концы столбика, сплющивать комок глины или пластилина между ладонями, делать углубления на поверхности формы пальцами, соединять 2-3 знакомые формы. Воспитывать у детей интерес к лепке, к ее результату и качеству самой работы. Формировать наблюдательность, способность сосредоточивать внимание на предмете, замечать его форму, величину, некоторые характерные признаки.  Приучать правильно пользоваться глиной: лепить на доске, не разбрасывать. Сформировать у детей умение задумать тему изображения и выполнить ее, подвести их к самостоятельному поиску способов изображения, к элементам творческого решения задания.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Познакомить детей со свойствами материала – глины, пластилина. Показать, что они мягкие, их можно раскатывать прямыми и круговыми движениями между ладонями, отщипывать кусочки. Комок глины или пластилина можно также разминать ладонями, пальцами. Последовательность занятий обеспечивает постепенное освоение детьми различных форм, приемов и способов изображения, основанных на технике работы ладонями рук с постепенным включением пальцев.

МЕТОДИКА РАБОТЫ

Воспитатель с детьми рассматривает образец (палочку, пирамидку, лепешку, баранку и т.д.). Затем воспитатель показывает, как ладонью раскатать палочку на столе (позже между ладонями). После этого дети приступают к работе. Воспитатель обращает внимание на способ лепки, на силу движений. Тем, у кого палочка (шарик) не получается, он предлагает раскатывать готовую палочку (шарик). Воспитатель следит, как малыши изображают предмет, словом и показом направляет действия детей, помогает вылепить правильное изображение предмета. По окончании занятия с детьми рассматривают результаты лепки, проводится сравнение с предметом.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

Развивать эстетическое восприятие окружающего, воспитывать устойчивый интерес к лепке, подводить детей к созданию выразительного образа в лепке. Учить аккуратно пользовать глиной или пластилином, лепить только на специальной дощечке или клеенке, чтобы не испачкать стол или скатерть.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Совершенствовать умения скатывать глину (пластилин) прямыми и круговыми движениями, расплющивать, соединять в виде кольца, защипывать края формы. Учить лепить предметы из нескольких частей, правильно располагать части, соблюдая пропорции. Учить оттягивать из глины части от основной формы (клюв, ушки), сглаживать поверхность формы (чашки, тарелки), присоединять части, прижимая и примазывая их (ручка к чашке), вдавливать для получения полой формы (кружка, вазочка), загибать края расплющенной формы (мисочка, тарелочка). Учить использовать в работе стеку.

МЕТОДИКА РАБОТЫ

Занятия по лепке должны быть тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с наблюдением за живыми объектами. Перед занятиями лепкой воспитатель во время прогулок, наблюдений организует целенаправленное рассматривание объектов, обращает внимание на основную форму предметов, их характерные детали, а также проводит дидактические игры, специальные занятия, знакомящие детей с сенсорными качествами предметов. Дети заранее знакомятся со скульптурой, игрушками, которые они будут лепить. Предварительная работа по обогащению детского опыта имеет огромное влияние на последующий процесс лепки.

Важным моментом руководства является объяснение задания и выделение в нем учебной задачи, т.е. объяснение того, что дети должны вылепить, как и чему научиться. Для того чтобы привлечь внимание ребят к заданию, вызвать у них интерес к работе, воспитатель должен быть и сам увлечен, заинтересован, эмоционален при объяснении. Педагог по-прежнему использует элементы игры, игровые действия, чтобы заинтересовать детей, вызвать у них желание изобразить предмет.

Объяснения воспитателя должны быть четкими, немногословными и точными, чтобы дети смогли уяснить, что им нужно выполнить и как, какими способами, какова последовательность работы. В объяснении можно условно вычленить три этапа:

1 этап – определение и называние цели лепки. Здесь могут быть использованы различные приемы, например игровые; игра на музыкальном инструменте; загадывание загадки.

2 этап – рассматривание натуры, которую дети будут лепить, ее активное восприятие и обследование, уточнение знаний о ее свойствах.

3 этап – объяснение и уточнение того, как дети должны действовать, какие технические приемы использовать, чтобы вылепить предмет.

Показ приемов изображения нужен тогда, когда требуется применить новый технический прием или когда дается для выполнения сложный объект. Здесь важно выделить последовательность работы.

Показ приемов бывает полный или частичный. Полный показ применяется при выполнении нового задания, использовании новых технических приемов. Частичный показ необходим, когда дети какой-то прием выполняют неверно.

При объяснении нового технического приема детям показывают его медленно, рассказывают, как расположить детали. Особое внимание обращается на качество движений, воспитатель обязательно объясняет, как регулировать силу нажима рук, пальцев. При этом используются слова чуть-чуть, слегка, немного, посильнее, покрепче, очень сильно и т.д.

Если действие сложное, то необходимо расчленить его на  ряд более простых и каждое назвать, определит термином. Объясняя новый прием, воспитатель предлагает детям совершить это движение с ним, повторяя его действия.

После объяснения начинается этап выполнения задания. Некоторое время воспитатель следит, как дети приступают к заданию, дает им возможность начать работу самостоятельно. Только после этого можно помочь тем, кто затрудняется. В ходе занятия воспитатель еще и еще раз показывает прием отдельным детям. Если большинство детей делают общую ошибку, значит, воспитатель что-то упустил при объяснении. Он может предложить детям еще раз послушать объяснение и только после этого вновь приступить к работе. За пять минут до конца занятия нужно предупредить детей об этом. Так воспитывается внимательность, четкость в выполнении требований, вырабатывается чувство времени.

В конце занятия обычно проводится анализ работ. Содержание анализа зависит от вида лепки, оно не должно быть однотипным. Важно в анализе детских работ идти от оценки выразительности образа. К анализу работ в средней группе воспитатель привлекает и детей. В конце занятия можно предложить всем поиграть вылепленными игрушками.

Анализ детских работ можно проводить сразу после занятия, а можно и отсрочить его, провести после прогулки или вечером. Об этом нужно предупредить детей, чтобы они знали, что их труд будет оценен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Вместе мы многое можем или значение игры для развития детей дошкольного возраста»

Консультация на тему: «Вместе мы многое можем или значение игры для развития детей дошкольного возраста». Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому...

«Вместе мы многое можем или значение игры для развития детей дошкольного возраста»

Консультация на тему: «Вместе мы многое можем или значение игры для развития детей дошкольного возраста». Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому...

Статья "Гимнастика после сна, ее значение для физического развития детей дошкольного возраста".

  Эффективным средством укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей является физкультурно-оздоровительная работа в условиях ДОУ. Физкультурно-оздоровительная работа осуществляется ...

Консультация для родителей: "Значение лепки в жизни детей дошкольного возраста"

Значение лепки в дошкольном возрасте: знакомство с объёмной формой предмета, взаимосвязью его частей, формирование навыка работы двумя руками, скоординированность движений, развитие мышления, глазомер...

Значение лепки в жизни детей дошкольного возраста

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.Говоря о лепке в детском саду, мы имеем в виду изобразительную деятельность, в процессе которой дети изображают предме...

Значение лепки в развитии детей дошкольного возраста

        «Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают ...

Значение лепки в развитии детей дошкольного возраста

Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенност...