Программа художественно-эстетической направленности "Магия красок на воде"- 2022
рабочая программа по аппликации, лепке

Кожевникова Марина Николаевна

Программа по художественно - изобразительной деятельности «Магия красок эбру» в условиях  социально-реабилитационного центра для детей дошкольного возраста 3-7 лет, имеет художественно-эстетическое направление. В данной программе представлено описание и система работы в технике Эбру для детей 3-7 лет. Рисование в технике Эбру, как один из видов нетрадиционной техники рисования в увлекательной форме способствует развитию творческих способностей детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

I. Целевой раздел………………………………………………………………………..3

1.1.Аннотация…………………………………………………………………………….3

1.2 Актуальность…………………………………………………………………………3

1.3 Новизна…………………………………………………………………………….....3

1.4 Цель программы………………………………………………………………….......4

1.5 Формы занятий.............................................................................................................4

1.6 Этапы работы...............................................................................................................5

1.7 Средства обучения……………………………………………………………...........5

II. Содержательный раздел…………………………………………………................6

2.1 Структура программы……………………………………………………….............6

2.2. Предполагаемый результат……………………………………………………........6

2.3. Содержание программы………………………………………………………….....6

2.4. Взаимодействия с семьями воспитанников………………………………….........7

III. Организационный раздел………………………....................................................8

3.1. Методическое обеспечение………………………………………………................8

3.2. Инструменты…………………………………….………………………..................8

3.3. Заключение……………………………………………………………………..........8 Приложение №1 Перспективный план работы с семьями воспитанников……..........9

Приложение № 2 Анкета для родителей…………….....................................................9

Приложение № 3 Календарно-тематическое планирование.......................................10

IV. Перечень методической литературы……………...............................................15


 

I. Целевой раздел

        1.1. Аннотация

        Программа по художественно - изобразительной деятельности «Магия красок эбру» в условиях  социально-реабилитационного центра для детей дошкольного возраста 3-7 лет, имеет художественно-эстетическое направление.

        В данной программе представлено описание и система работы в технике Эбру для детей 3-7 лет. Рисование в технике Эбру, как один из видов нетрадиционной техники рисования в увлекательной форме способствует развитию творческих способностей детей. Примерная типовая программа составлена на основе программы дополнительного образования по изобразительной деятельности в технике ЭБРУ «Танцы красок на воде» МБДОУ «Детский сад №135» г. Рязань. Программа может быть использована в массовой практике и адресована педагогам реабилитационных центров.

        1.2. Актуальность

        Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой этого вида искусства, сформированных навыков и умений, приёмов работы. Очень часто отсутствие этих навыков быстро отвращает ребенка от рисования. Любое нарушение развития ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование изобразительных навыков. Пальцы рук неловки, малоподвижны, движения их несогласованны. Поэтому так важно обратиться к использованию нетрадиционных техник рисования - они дают толчок к развитию детского интеллекта, воображения, фантазии, заставляют наших детей мыслить нестандартно. Одной из нетрадиционных техник является техника рисования на воде - Эбру.

        Эбру – это древнее искусство рисования на воде. Процесс рисования на воде - особый творческий процесс, заставляющий с трепетом наблюдать за происходящим. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества в технике Эбру, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Для них эта техника особенно полезна, так как она помогает развивать воображение, моторику, дисциплинирует и воспитывает терпеливость и усидчивость. Кроме того, Эбру - это еще и настоящая арт-терапия. Нескольких минут контакта с водой хватает, чтобы ребенок выплеснул свои эмоции и отобразил свое настроение с помощью красок. Нет сомнения, что каждому ребенку понравится этот необычный вид творчества, когда на воде можно получить такие красивые и разнообразные узоры. С помощью воды дети учатся прислушиваться к своим желаниям, чувствуют уверенность, могут стать более раскрепощенными, а ведь это очень важно для деток, которые проживают в нашей группе. А главное, что даже тот ребенок, который никогда не интересовался рисованием и не отличался особыми достижениями на занятиях изобразительного искусства, с помощью Эбру может с легкостью создать свой маленький красочный шедевр.

        1.3. Новизна программы заключается в том, что она предназначена для ознакомления с основами уникального древневосточного рисования на воде в технике эбру. Нанесение одной жидкости на поверхность другой создает невероятный эффект, в результате чего получаются неповторимые узоры, которые можно перенести на твердую поверхность – бумагу, дерево, ткань, керамику. Техника «эбру» в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ. Она дает дошкольникам возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, нарисовать новый, дополнить его деталями, и при этом не ждать когда краски высохнут, и не пользоваться ластиком. Данная программа позволит решать не только образовательные задачи, но и создаст условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам других детей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. По мере освоения техники рисования эбру обогащается и развивается внутренний мир детей. Программа построена на игровых приемах, способствующих формированию и поддержанию мотивации к творчеству. В процессе работы у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук (поскольку рисование осуществляется постукиванием пальцами по кисти). Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет детям удовольствие. А свойства воды, как мягкость, тягучесть, плывучесть завораживают и создают условия для расслабления.

        1.4. Цель программы: развить в каждом ребенке стремление к художественному самовыражению и творчеству, способствовать тому, чтобы процесс создания и сама работа вызывала чувство радости и удовлетворения.

        Задачи программы:

Образовательные:

- познакомить с историей и особенностями техники эбру;

- обучить владению инструментами и материалами;

- обучить древневосточным технологиям и приемам рисования на воде;

Развивающие:

- формировать логическое мышление, умение анализировать изображения в технике эбру;

- развивать навыки исследовательской деятельности, творческих способностей детей и коммуникативных качеств личности;

- развивать практические умения и навыки по изучению и исполнению изображений в технике эбру;

- развивать зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику рук, глазомер.

Воспитательные:

- сформировать умение работать в коллективе, стремление к достижению поставленной цели и самосовершенствованию;

- воспитывать нравственные, эстетические и личностные качества, трудолюбие, аккуратность, терпение и ответственность.

        1.5. Формы занятий: 

        Для реализации программы используются несколько форм занятий:

Вводное занятие - педагог знакомит детей с техникой безопасности, особенностями организации обучения.

Ознакомительное занятие - педагог знакомит детей с новыми методами работы в данной технике с различными материалами. Освоение основных приемов рисования: салют, волны, ромашки, сердечки и тюльпаны

Занятие по памяти - проводится после усвоения детьми полученных знаний, оно дает ребенку возможность тренировать свою зрительную память.

Тематическое занятие - детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям, а так же создание поздравительных открыток своими руками.  Занятие содействует развитию творческого воображения ребенка.

Занятие-импровизация - на таком занятии, дети получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребенка, раскрепощают его.

Проверочное занятие - (на закрепление) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Комбинированное занятие - проводится для решения нескольких образовательных задач. Комбинированное занятие состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей:

- В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.

- Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие приемы стоит использовать.

- Основная часть непосредственная работа красками на воде по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Можно использовать произведения классической музыки П.Чайковского, В. Моцарта, А. Вивальди; записи звуков природы (водной стихии, звуков садов, джунглей, тропических лесов). Обязательным является проведение физкультминутки. Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и работ других ребят; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов деятельности детские работы переносятся на бумагу и фотографируются. В конце обучения из лучших работ оформляются выставка и альбом для каждого ребенка.

- Итоговое занятие - подводятся итоги работы. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам. Так же проводятся с детьми занятия-путешествия, квесты, развлечения.

        1.6. Этапы работы:

1 этап. Знакомство с инструментами и материалами, подготовка руки, развитие воображения и умения рисовать на воде;

2 этап. Освоение основных приемов рисования: салют, волны, ромашки, сердечки и тюльпаны.

3 этап. Сюжетное рисование по теме и по замыслу.

        1.7. Средства обучения

Наглядные, словесные и практические методы:

- наблюдения с детьми;

- объяснение, рассказ воспитателя;

- показ способов действия;

- рассматривание иллюстраций;

- игровые приемы;- совместный анализ выполненной работы.

II. Содержательный раздел

        2.1. Структура программы

        Сроки реализации программы

        Программа рассчитана на 1 учебный год. Количество занятий: 2 раза в неделю. Длительность занятия составляет до 30 минут.

        Используемый материал: набор Эбру (краски, кисти, шило, лоток, загуститель воды, бумага, гребни, салфетки, ткань).

        Возраст детей: 3-7 лет.        

        2.2. Предполагаемый результат

- дети освоят технику рисования красками Эбру.

- дети освоят правила безопасности во время работы.

-дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.

- у детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение экспериментировать и ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.

        2.3. Содержание программы 

        В данной программе используются следующие нетрадиционные способы Эбрурисования:  

1.  Техника Волны или Gel-Git. Даже новичку не составит большого труда сделать такое эбру. Техника проста: по подготовленной водной поверхности разбрызгивается краска, после чего по ней проводятся шилом или заостренной бамбуковой палочкой параллельные друг другу линии.

2. Техника «Эбру шаль». Рисунки, которые получаются в этой технике, напоминают орнаменты на традиционных анатолийских платках и шалях. Отсюда и название. Краску разбрызгивают на поверхность воды, с помощью шила формируют рисунок «приливы и отливы» - проводят им по поверхности влево-вправо или вверх-вниз, затем по этому же рисунку делают круговые движения шилом

3. «Батталэбру». Наиболее традиционная и простая техника, при которой от художника требуется только разбрызгать краску по поверхности воды, а затем, не внося каких-либо изменений, перенести рисунок на бумагу или ткань. Эта техника послужила переходной, от абстрактных рисунков, получаемых в баттал, к изображениям цветов. Техника «Батталэбру». Данная техника состоит в том, что краску разбрызгивают кистью на поверхность воды и тот узор, который получился, просто переносят на бумагу, ничего при этом не изменяя.

4. Техника «Осветленное эбру». Рисунок, выполненный в этой технике, выглядит так, как будто его наносили легкими штрихами. Этот вид эбру еще называют «осветленным», потому что цвета на рисунке получаются очень светлыми. Такой эффект достигается за счет того, что краску разводят большим количеством воды и добавляют больше желчи.

5. Техника «Соловьиное гнездо». Чтобы получился такой узор, краску разбрызгивают на поверхность воды, после чего берут шило и делают им круговые движения. Сначала рисуют большую окружность, затем - окружности меньшего диаметра. Так получаются «гнездышки».

        

        2.4. Взаимодействия с семьями воспитанников

        Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, используются разнообразные формы работы: консультации, листы - памятки, папки  передвижки, мастер-классы. С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребенком, в группе организуются выставки творческих работ.

III. Организационный раздел

        3.1. Методическое обеспечение программы

Для работы используются образцы работ, созданные педагогом.

Материалы:

- Раствор специальной воды: раствор для Эбру должен быть густой, чтобы краски не смешались, а оставались на поверхности. Для создания густой основы используют особый растительный экстракт.

- Краски - специальные цветные пигменты для Эбру. В их состав входит животная желчь, вода и красящие вещества. Внешний вид и консистенция напоминает обычную цветную воду. Это объясняется тем, что для создания рисунков необходимая значительная разница в плотности основы и красок.

        В искусстве рисования Эбру используют несколько цветов:

1. Желтый - изготовлен из сернистого соединения мышьяка;

2. Синий - получают путём добавления лахорской синьки, добытой из корня особого пакистанского растения;

3. Зеленый - получают, смешав синий и желтый пигменты. Если добавить побольше желтого, получится фисташковый оттенок, синего – изумрудный;

4. Темно-синий - особая разновидность растительной синьки;

5. Черный - получается при добавлении печной сажи. Этот материал с давних времен использовался для получения красок. Однако, несмотря на кажущуюся простоту, сделать черную краску очень сложно - сажа плохо впитывает воду и постоянно всплывает на поверхность. Чтобы предотвратить это в пигментный раствор часто добавляют сосновую хвою;

6. Белый - натуральные свинцовые белила (карбонат свинца);

7. Красный - получается из листьев красной капусты, которые содержат высокую концентрацию оксида железа.

        3.2. Инструменты

Кисти в Эбру пользуются кисточками из конских волос.

Шило - при помощи шила можно создавать необычные фигуры и сочетания цветов. Аккуратно двигая краски по густой поверхности, создаются совершенно фантастические и неповторимые образы.

Гребень - при помощи гребня можно создавать необычные «чешуйчатые» узоры. По длине и ширине гребень должен соответствовать параметрам поддона.

Поддон для работы используют поддоны разных размеров.

Бумага используются листы бумаги разных размеров, по размеру поддона.

Ткань используется для разных размеров для переноса рисунка.

        3.3. Заключение

        Процесс рисования Эбру – очень увлекательный! Особенно интересным оказался в том плане, что при нанесении красок на поверхность воды образуется непредсказуемый и завораживающий рисунок с причудливостью линий.

        

Приложение 1.

Перспективный план работы с семьями воспитанников.

Месяц

Мероприятия

1

Сентябрь

Консультация на тему: «Ознакомление с новой техникой эбру»

2

Октябрь

Папка –передвижка «Что такое «Эбру»

3

Ноябрь

Родительское собрание с целью приобщения к нетрадиционной технике рисования-Эбру

4

Декабрь

Совместная выставка творческих работ детей

5

Январь

Совместное рисование родителей и детей «Фантазийные узоры»

6

Февраль

Совместное рисование родителей и детей «Фантазийные узоры»

7

Март

Фотовыставка «Творческая мастерская Эбру»

8

Апрель

Памятка для родителей «Эбру дома»

9

Май

Открытое занятие

Приложение №2

Анкета для родителей.

1. Считаете ли Вы полезными занятия по программе «Магия красок эбру» для вашего ребенка____________________________________________

2. Хотели бы Вы, чтоб ваш ребенок в дальнейшем посещал занятия по данной программе?_________________________________________________________

3. Как Вы считаете, достаточно ли Вашему ребенку 1 занятия в неделю? ___________________________________________________________________

4. Отмечаете ли Вы эффективность реализации программы «Магия красок эбру»? ____________________________________________________________________

6. Хотели бы Вы овладеть техникой Эбру рисования? ____________________________________________________________________

8. Часто ли Ваш ребѐнок проявляет интерес к изобразительной деятельности? _____________________________________________________________

9. Знаете ли Вы, как правильно устроить рабочее место ребѐнка, где он мог бы

заниматься изобразительной деятельностью? ________________________________

10. Вы храните рисунки своего ребѐнка?_____________________________________

11. Требуется ли Вам помощь специалиста по вопросам творческого развития Вашего ребѐнка? _____________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная образовательная программа художественно- эстетического развития детей старшего дошкольного возраста «ПАЛИТРА КРАСОК»

Парциальная образовательная программа «Палитра красок» является вариативной частью основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения. Разработана на основании программы художе...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Мир красок»

Программа «Мир красок» имеет художественно-эстетическую направленность. В программе используются нетрадиционные техники рисования. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, приобрет...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Мир красок»

Программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Мир красок» по ознакомлению детей с видами изобразительного искусства – графика, живопись в те...

Программа художественно-эстетической направленности "Магия красок на воде"- 2022

Программа по художественно - изобразительной деятельности «Магия красок эбру» в условиях  социально-реабилитационного центра для детей дошкольного возраста 3-7 лет, имеет художественн...

ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПАЛИТРА КРАСОК» 2022 год

Приобщение личности к миру художественно-эстетической деятельности во все времена являлось традиционным приоритетом образования. Общество и культура, являясь существенными составляющими личностного ра...