Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе « Русская матрешка» .
методическая разработка по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Бородина Ирина Гарриевна

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе   « Русская матрешка» . 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе   « Русская матрешка» . Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие (Аппликация)»  .

Цель Знакомство детей  с разнообразием игрушек- Матрёшек, ознакомление с историей возникновения, появления её на Руси.

Отображение представлений о них в изобразительной деятельности.

Задачи:

- Формировать у детей интерес к русскому прикладному искусству — деревянной игрушке Матрешке;

- Продолжать формировать умение детей работать с трафаретом

-Закреплять навыки работы с ножницами, клеем;

-Развивать художественное восприятие, умение чувствовать красоту и выразительность узоров;

- Развивать мелкую моторику рук.

- Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;

- Воспитывать любовь и интерес к изобразительному искусству;

Материал: Матрешка деревянная, силуэт матрешки из белого картона на каждого ребенка, цветная бумага, ножницы, клей, цветные карандаши, простой карандаш, трафареты, сундук, иллюстрации Семёновской, Загорской, Полхов - Майданской матрёшек.

Ход НОД:

1.Воспитатель: Ребята, сегодня у нас на занятии гости. Давайте поприветствуем всех добрым стихотворением:

Ты мой друг – и я твой друг

Становись скорее в круг.

Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

2. Воспитатель:

Я на ярмарке была

Сундучок вам принесла.

Сундучок тот не простой,

И товар в нем расписной.

Вынимаю напоказ

И веду о нем рассказ.

Что же в этом сундучке?

Вы узнаете, если загадку отгадаете, только дослушайте её до конца.

Загадка: Здесь лежит для вас игрушка -

Не лошадка, не Петрушка.

Здесь красавица-девица.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может пять, а может шесть.

Разрумянилась немножко.

Наша русская … .

(Ответы детей - матрешка)

Воспитатель: -Молодцы, ребята. Все вы правильно отгадали: это русская матрешка. Посмотрите,  полюбуйтесь, и ответьте- что вы можете сказать о ней, какая она? (деревянная, красивая, нарядная, яркая) Сегодня она у нас в гостях.

- А вы задумывались когда-нибудь откуда же пришла к нам Матрешка? Хотите узнать?  Тогда присаживайтесь.

Воспитатель: Вот слушайте. Однажды более 100 лет назад из Японии привезли деревянную игрушку. Это был длинноголовый японец и звали его Фукурум. Этот Фукурум разнимался на две половинки и внутри него еще были маленькие игрушки (показ картинки).Нашим русским мастерам эта игрушка очень понравилась. И они решили сделать похожую игрушку только свою русскую. Взяли они кусочек дерева, вытачили фигурку, раскрасили яркими красками. И получилась у них красивая девочка, смотрит глазками,  губки бантиком, улыбается. Как живая куколка получилась. ( Показ картинки)  Посмотрели на неё мастера и думают «Как же её назвать?».А надо сказать что в то время на Руси очень было распространено имя Матрена. Поэтому куколку назвали Матрешкой. А как ласково её можно называть?

Дети: Матренушка, Матрешечка.

Воспитатель:А вот теперь вы внимательно посмотрите на матрешку и расскажите мне про неё, во что она одета?

Дети: Яркий платочек на голове, сарафан с узором, яркие губки бантиком, красные щечки.

Воспитатель: Красные щечки , как сказать по-другому (румяная)

Матрешка улыбается, значит она…(веселая).

Воспитатель: Любят Матрешек русские люди.

А народные мастера с удовольствием их изготавливают. Делают их из березы или липы. Сначала мастер изготавливает самую маленькую целиковую матрешку, которая не разнимается, а затем уже матрешек побольше. Семейка матрешек может состоять из 6-12 игрушек. А бывают и очень большие семейки (картинка) более 40 штук .Посмотрите какую работу проделали проделали мастера, чтобы создать вот такую семейку матрешек.

Вот когда смотришь на матрешек, кажется что они все похожи, но на самом деле они все отличаются. И зависит это от места, где их сделали. (Показ картинок)

- Эта матрешка из села Загорское. Загорская матрешка. Посмотрите на неё – округлая, одета в сарафанчик, кофточку с вышивкой, поверх сарафана передник с вышитым узором или цветами, на голове платочек. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Платочек всегда завязан.

- Семёновская Матрёшка. Мастерят таких матрёшек в городе Семенове, отсюда и название - Семеновская. В росписи этой матрешки главное место занимают букеты красивых цветов на фартучке.

- А эта Матрешка из Полхов-Майдана. У нее нет ни сарафанчика ни фартука и платочек не завязан.У нее шаль  и весь наряд заполнен крупными цветами.

Украшен её наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными,

Спелыми и красными.

- Кто запомнил, из каких сел к нам пришли эти матрешки?

-Но, откуда бы не пришли к нам Матрешки, все они веселушки и любят играть с детьми. А вы хотите с ней поиграть?

Физминутка:

Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.

Воспитатель:  А наша матрёшка что- то загрустила. Как вы думаете почему?

Дети: Она одна , у нее нет подруг.

Воспитатель: А как ей помочь? (сделать еще матрешек)

Воспитатель: Вы готовы помочь? (Да) Что можно сделать?

Дети: Можно нарисовать; сделать аппликацию, слепить.

Воспитатель: Мы будем делать аппликацию. Посмотрите у вас на столах уже лежит силуэт матрешки. . А чего  не хватает ? (лица, глаз, сарафана, платочка).

Объяснение последовательности работы: Будем украшать матрешек  из белого картона. Для начала сделаем нашей матрешке косыночку и сарафан. Для этого у вас есть листы цветной бумаги и шаблоны. На изнаночной стороне обводим по контуру и вырезаем , а затем наклеиваем на основу сарафан и косыночку. Затем лицо. И украшаем сарафан.

 Воспитатель:  Ну, что ж, друзья, за работу. А перед работой разомнёмся:

Пальчиковая игра.:

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Чтоб матрёшек украшать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки сжали - разжали,

Кулачки сжали – разжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

Выполнение работ детьми.

Воспитатель: Вот и матрешки наши готовы. Давайте разместим их рядом со старшими подружками, посмотрим, какие они замечательные получились, все красивые.

Воспитатель: Вы, ребята, постарались, работали, как настоящие мастера.

Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали о матрёшках?

Что понравилось? А в чём испытывали трудности?

Как вы думаете, справились мы сегодня с задачей – помогли матрёшкам вернуть свой наряд?

Воспитатель: Молодцы. Вы хорошо потрудились. Пусть матрёшки всегда улыбаются и радуют малышей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Поможем Незнайке».

Цель: продолжать учить детей проводить фонетический разбор слов.Закрепить умение различать гласные и согласные звуки, различать их твердость и мягкость, умение решать математические задачи. Формироват...

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «В гостях у Снежной Королевы»

закрепить умение детей составлять описательный рассказ по картинке используя полные распространенные предложения;- учить детей составлять сказку используя схемы;-  воспитывать умения внимательно ...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе в рамках занятий: «Первые шаги в робототехнике с использованием мини-роботов Ozobot»

Пример НОД в подготовительной группе ДОУ по Робототехнике  с использованием роботов компании "Ozobot" (данное занятие можно проводить и без наличия данных робтов)...

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе «Международный День птиц»

расширить и систематизировать представление детей о характерных признаках, особенностях птиц. Познакомить с интересными фактами из жизни птиц. Закрепить знания детей стихов, пословиц, погово...

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим по теме: «Если хочешь быть здоров…»

Формировать навыки серьезного, бережного отношения к своему организму, желание выполнять различные упражнения, игры для профилактики различных заболеваний. Продолжать учить пользоваться туалетными при...

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе «Международный День Земли»

расширить знания детей о негативных последствиях влияния человека на окружающую среду и его деятельности по её защите; - повторить и обобщить правила бережного и экологически правильного обращени...

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе «День семьи, любви и верности»

Сформировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.Познакомить с историей возникновения этого чудесного праздникаНаучить вежливо об...