Консультация для педагогов
консультация по развитию речи (старшая группа)

Третьякова Юлия Николаевна

«Влияние пластилинографии на развитие речи ребенка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_3._konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx361.79 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 3

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 19» (МБДОУ «Детский сад № 19»)

Консультация для педагогов

«Влияние пластилинографии на развитие речи ребенка»

D:\фото работ детей из пластилина\20220324_102822.jpg

Подготовила педагог Третьякова Юлия Николаевна

Новомосковск, 2021

Связь пальцевой моторики и речевого развития очевидна и доказана многими нейрофизиологами и нейропсихологами. Она объясняется тем, что проекция кистей рук в головном мозге занимает треть участка, отвечающего за движения, и расположена очень близко к речевой зоне (центры Брока и Вернике). Наиболее значимой эта связь становится к трем-четырем годам жизни человека, когда созревают центры Брока и Вернике. Именно с этого возраста тренировка пальцевой моторики становится особенно целесообразной, что подталкивает родителей, а также воспитателей, логопедов, психологов, педагогов дополнительного образования к поиску разнообразных средств развития моторики пальцев рук дошкольников.

Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора.

Рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография.

Пластилинография способствует:

-развитию психических процессов

- снятию мышечного напряжения и расслаблению

-развивает детское воображение

-художественное и пространственное мышление

-мелкую моторику рук

- будит фантазию

-побуждает дошкольников к самостоятельности

-формирует эстетический вкус.

Для решения проблемы развития мелкой моторики рук, начиная со старшей группы, можно использовать метод «пластилинографии», включая в процесс пальчиковую гимнастику.

1. Сжимать и разжимать пальцы сразу двух рук. Можно использовать резиновые мягкие игрушки. «Ты утёнок не пищи, лучше маму поищи!».

2. Поочерёдно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого; а со слов «А вот и вся моя семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

«Вот дедушка, вот бабушка, вот папочка, вот мамочка, вот деточка моя, а вот и вся моя семья!»

3. На первые 2 строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие 4 строчки загибать пальцы. Со словами 7 строчки пальцами другой руки брать мизинец и слегка покачивать. В конце хлопнуть в ладошки.

«Наша Маша варила кашу. Кашу сварила, всех накормила: этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, а этому не дала – он много шалил, тарелку разбил!».

4. Пальцами правой руки здороваться с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками. В конце помахать друг другу ладошками.

«Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в одном краю – всех я вас приветствую!».

5. Указательный и средний пальцы ходят по ладошкам.

«Топ, топ, топ, топают ножки. Мальчик ходит по дорожке».

6. Упражнение «Цепочка». Все пальчики попеременно соединяем с большим, поворачивая при этом руки. «Пальчики перебираем и цепочку получаем!».

Занимаясь «пластилинографией», у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения рук становятся более согласованными, ребенок подготавливает руку к освоению навыка, как письмо. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. К тому же это не только приятный досуг, но и целая область творчества, в которой есть свои виды и техники.

Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности;

Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина;

Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков»;

Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.

Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности- сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и далее сочетать оба приёма. Начинать лучше с простых картинок и переходить постепенно к созданию более сложных.

На занятиях лепкой дети знакомятся с новыми словамиДЕЙСТВИЯ: прищипывать, отщипывать, расплющивать, раскатывать, надавливать, закручивать, отделять. ПРИЗНАКИ: заостренный, округлый, выпуклый, загнутый и т. д. Учатся понимать, различать и употреблять слова в активной речи. Слово прочно входит - сначала в пассивный, а затем в активный словарь ребенка.

На занятиях значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает практическую направленность. Например, если кому-то из детей специально «забыть» положить стек, или доску, ребенок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.

Важно поощрять ребёнка даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять ребёнку радость общения. познания. труда, игры, отдыха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....