«Торцевание на пластилине»
материал по аппликации, лепке (старшая группа)

Якубова Светлана Аркадьевна

Развитие мелкой моторике рук и творческих способностей у детей групп компенсирующей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_tortsevanie.docx67.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

Детский сад комбинированного вида № 16 города Ейска муниципального образования Ейский район

«Торцевание на пластилине»

                                                                                     Воспитатель, руководитель изостудии: Якубова С. А.

2022 г

«Торцевание на пластилине»

Развитие мелкой моторике рук и творческих способностей у детей групп компенсирующей направленности.

Простой листок бумаги,
Но в опытных руках
Он может обернуться
Жар-птицей в облаках.

Но главное богатство,
Что красоту творя,
Простой листок поможет
Создать тебе себя!
(Н.Хоменко)


Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима. Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, поддается любым изменениям, известный запас прочности позволяет делать не только творческие работы, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы.

Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, фиксирование на клей – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.

Аппликация (лат.applicatio - прикладывание) – один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Эта техника, основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, особенно подходит для занятий с детьми дошкольного возраста, так как их деятельность в этот период носит предметный характер, то есть, основана на активном взаимодействии с различными предметами .

У детей с ТНР(тяжелыми нарушениями речи)  наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы, низкий уровень познавательной активности, недостаточные представления об окружающем мире, нарушение речевого развития, отставание психомоторном развитии, разные формы общедвигательных нарушений и нарушения тонкой моторики.

В коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей с ТНР важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности, в том числе аппликации .

Она предоставляет больше возможности для умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития ребёнка, для совершенствования психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций, мелкой моторики, речи.

Недостаточное развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации приводит к тому, что дети с ТНР испытывают трудности в ориентировке на заданной плоскости, часто не способны правильно и аккуратно приложить и наклеить детали аппликации. Им сложно правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали, вырезать круг из квадрата, плавно срезать и закруглять углы. Детям трудно работать в группах, часто требуется индивидуальный подход.

В настоящее время педагоги на занятиях с детьми с задержкой психического развития склоняются к традиционной технике обучения аппликации.

И редко используются нетрадиционные техники аппликации, которые имеют, на наш взгляд, высокую коррекционную значимость.

Нетрадиционная аппликация – это аппликация с использованием нетрадиционных материалов и способов работы.

Использование нетрадиционных техник аппликации позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции, повышается интерес к занятиям, дети развиваются интеллектуально и физически. В процессе нетрадиционной работы с бумагой у детей развивается кисть, формируется мелкая мускулатура пальцев рук, зрительно – двигательная координация - всё это служит гарантией овладения ребёнка в дальнейшем письмом.

Одной из нетрадиционных техник выполнения аппликации является «торцевание». С помощью неё можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, открытки. Ещё малоизвестная, эта техника очень быстро обретает поклонников по всему миру. Столь стремительный рост её популярности объясняется, во-первых, необычным эффектом «пушистости», который даёт торцевание, а во-вторых, очень легким способом исполнения.

Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по торцеванию. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна детям с ТНР. Она позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в их деятельность, делает ее более увлекательной и интересной.

В основе техники торцевания лежит создание изображений и предметов с помощью объёмных элементов из бумаги. Объёмный элемент торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Именно из таких элементов и создаётся задуманное изделие. Каждая такая «торцовочка» как один мазок кисти в создании картины, как одна петелька в вязании или одна бусинка в бисероплетении.

Торцевание – работа не сложная, но кропотливая. Она требует не только усидчивости, но и аккуратности, внимания и определённой ловкости.

Для выполнения поделок в этой технике нужен минимальный набор материалов и инструментов: бумага, клей, ножницы и, так называемый, «торцовочный» инструмент.

Бумага для торцевания подходит не всякая. Обычно в этой технике используется гофрированная бумага или по-другому креповая. Она продаётся практически во всех магазинах товаров для творчества и в культтоварах. Из гофрированной бумаги изготавливают непосредственно «торцовочки» – элементы объёмной аппликации. Ножницы и клей понадобятся для вырезания и приклеивания этих торцовочек к основе поделки. Кроме гофрированной бумаги для торцевания подойдут также обычные бумажные салфетки.

В качестве основы для работы используют весьма разнообразные материалы. Собственно говоря, «опушить» гофрированной бумагой можно любую поверхность, к которой эта бумага приклеивается. Поэтому для панно, картин и мозаик берётся плоская основа – лист ватмана, картон, лёгкие потолочные плитки. Для объёмных поделок делаются заготовки из пенопласта, газет, папье-маше, пластилина.

Главный инструмент торцевания – длинная тонкая палочка с тупым концом. На его роль вполне может подойти карандаш, стрежень или корпус от шариковой ручки, китайская палочка для еды и любая другая подходящая палочка.

Перед началом основного процесса следует нарезать квадратики из гофрированной бумаги нужного цвета, размером примерно от 5 мм до 1 см.

 Торцевание на пластилине 

Работа с пластилином в свою очередь также оказывает значительное влияние на развитие мелкой моторики.

Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. При создании поделки для торцевания из пластилина используются основные приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаще всего десятью. Так массируются определённые точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга и развивают интеллект ребенка .

Работа в технике торцевания положительно сказывается на творческом развитии ребенка, развивает его вкус, пространственное мышление и чувство цвета. А также, всё это способствует гармоничному развитию личности. Творчество способствует развитию эмоциональной сферы, учит ребёнка выражать свои чувства справляться с ними. Творя своими руками, ребёнок не только развивает мелкую моторику, но ещё реализует потребности в познании мира и самоутверждения и растёт как личность.

Следовательно, в процессе работы в технике торцевания развиваются:

  • мелкая моторика пальцев рук;
  • сенсорное восприятие, глазомер;
  • логическое воображение;
  • волевые качества;
  • художественные способности и эстетический вкус;
  • формируется самостоятельность, уверенность в себе, самооценка.

Достоинство описанной техники заключается в том, что она проста в выполнении. Изделия получаются очень красивые, а выполнение таких поделок не требует специальных навыков. Техника торцевания хороша и тем, что неаккуратности и погрешности почти не видны. Даже у малышей получается весьма эффектно.

Таким образом, использование нетрадиционной техники аппликации «торцевание» на занятиях с детьми с задержкой психического развития способствует развитию их мелкой моторики, познавательной и эмоциональной сферы. Дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие. Кроме того, занятия по торцеванию не утомляют дошкольников, а, наоборот, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Валентинка", выполненная в технике "торцевание на пластилине".

Мастер - класс предназначен как для педагогов, родителей и творческих людей, так и для учащихся образовательных учреждений и воспитанников детских садов подготовительной группы. "Валентинка"...

Мастер-класс для воспитателей по теме: «Торцевание на пластилине»

освоение современных нетрадиционных изобразительных технологий;обучение технике «Торцевание на пластилине»;повышение мотивации к овладению нетрадиционными изобразительными технологиями и широкому прим...

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Технология изготовления цветка методом торцевания на пластилине»

Представлен конспект по нетрадиационной изобразительной деятельности " Технология изготовления цветка методом торцевания на пластелине"...

Конспект кружка «Бумажная симфония» Торцевание на пластилине «Пасхальный цыплёнок». Старшая группа

Конспект кружка «Бумажная симфония» Торцевание на пластилине «Пасхальный цыплёнок» Старшая группа ...