Диагностический комплекс, направленный на выявление уровня ручной умелости
учебно-методический материал по аппликации, лепке (старшая группа)

Старцева Елена Владимировна

Диагностический комплекс, направленный на выявление уровня ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_kompleks_metodik1.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс методик для обследования уровня развития основных свойств мелкой моторики у детей 5-6 лет.

Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики рук у детей 5-6 лет.
Первая серия заданий

Исследование кинетического и кинестетического праксиса Автор: Л.Б. Осипова

Цель задания

Содержание

Диагностический материал

Оценка

1

Изучение особенностей кинестетической основы организации движений пальцев (статическая координация или праксис «позы»).

«Пальчики подружились»

Распрямить ладонь со сближенными пальцами на правой руке и удержать в этом положении под счет от 1 до 7; это же задание выполнить левой рукой,двумя руками одновременно;

«Пальчики поссорились»

Распрямить ладонь правой руки, развести все пальцы в стороны и удержать в этом положении под счет от 1 до 7; это же задание выполнить левой рукой, двумя руками одновременно;

«Солдатик»

Сжать правую руку в кулак, выдвинуть указательный палец («солдатик») и удержать в этом положении под счет от 1 до 7; это же задание выполнить левой рукой, двумя руками одновременно;

«Зайчик»

Сжать правую руку в кулак, выдвинуть средний и указательный пальцы («ушки зайчика»), подвигать ими и удержать в этом положении под счет от 1 до 7; это же задание выполнить левой рукой,двумя руками одновременно;

«Кольцо»

Соединить большой и указательный пальцы правой руки, чтобы получилось кольцо, и удержать в этом положении под счет от 1 до 7; это же задание выполнить левой рукой, двумя руками одновременно.

нет

По каждому заданию баллы суммируются

0 баллов – ребенок не выполняет задание;

1 балл -  выполняет задание с помощью педагога

2 балла – самостоятельное выполнение

Максимальное кол-во – 10 баллов.

2

Изучение особенностей действий с мелкими предметами (ручной умелости, быстроты манипуляций с предметами).

«Катание шарика ладонью»

Детям предлагается распрямленной ладонью со сближенными пальцами покатать шарик круговыми движениями в течение 7 сек. Выполнение пробы предполагает 3 варианта: правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно

шарик

0 баллов – ребенок не выполняет задание;

1 балл -  выполняет задание с помощью педагога

2 балла – самостоятельное выполнение

Максимальное кол-во – 2 балла

3

Выявление сформированности захватов и противопоставления пальцев рук.

«Собери изюм в миску»

Детям необходимо поочередно собрать рассыпавшийся изюм в миску.

«Собери кубики в коробку»

Детям необходимо поочередно собрать рассыпавшиеся кубики в коробку.

Изюм, мисочка, кубики, коробка.

 

По каждому заданию баллы суммируются

0 баллов – ребенок не выполняет задание;

1 балл -  выполняет задание с помощью педагога

2 балла – самостоятельное выполнение

Максимальное кол-во – 4 балла.

Оценка полученных результатов

Низкий уровень: 0 – 7 баллов

Средний уровень: 8 – 13 баллов

Высокий уровень: 14 – 16 баллов

Вторая серия заданий

Изучение общей моторки обеих рук, координации движений, согласованности движений рук

Авторы: Е. А. Стребелева, М. Монтессори

Цель задания

Содержание

Диагностический материал

Оценка

1

Определение общего уровня развития ручной моторики

«Поймай шарик»

Педагог кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!» Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку:

«Кати!» Взрослый ловит шарик. Так повторяется четыре раза.

Желобок, шарик

0 баллов – ребенок не выполняет задание;

1 балл -  выполняет задание с помощью педагога

2 балла – самостоятельное выполнение

2

Выявление практического ориентирования на величину, а также наличия соотносящих действий обеих рук.

«Застегни пуговку»

(адаптированная от «Спрячь шарики») Застегнуть пуговицы. Сначала покажите ребенку, как надо застегивать пуговки, комментируя следующим образом: «Большую пуговицу мы застегиваем в большую петельку, среднюю пуговку – в среднюю петельку, а маленькую – в маленькую».

Два кусочка плотной ткани. На один из них нашито три пуговицы разного диаметра (самая маленькая не меньше 1 см в диаметре). Во втором кусочке ткани прорезаны соответствующие петли.

0 баллов – ребенок не выполняет задание;

1 балл -  выполняет задание с помощью педагога

2 балла – самостоятельное выполнение

3

Выявления наличия соотносящих действий, согласованности действий обеих рук, сопоставления.

 «Разбери и сложи пирамидки»

«Сложи мозаику». (М. Монтессори) адаптированная

Перед ребенком выкладывается сложенная мозаика, состоящая из двух пазлов (ребенок запоминает картинку). Затем педагог разбирает мозаику. Задание: сложить мозаику (соединить два пазла). Все задание состоит из 3 мозаик.

«Построй из палочек (молоточек или домик)».

Перед ребенком строят из палочек молоточек или домик и просят:

«Построй, как у меня»

Пирамидка из трех (четырех) колечек, мозаика из 2-х частей, палочки

 

0 баллов – ребенок не выполняет задание;

1 балл -  выполняет задание с помощью педагога

2 балла – самостоятельное выполнение

Оценка полученных результатов

Низкий уровень: 0 – 2 балла

Средний уровень: 3 - 4 балла

Высокий уровень: 5 - 6 баллов

Третья серия заданий

Изучение умений и навыков в лепке

Цель задания

Содержание

Диагностический материал

Оценка

1

Выявить умение изображать шарообразные, овальные, цилиндрические и конусообразные формы

Педагог в ходе проведения НОД предлагает детям сделать «Урожай». По образцу вслед за педагогом дети выполняют приемы лепки.

Пластилин, доска

0 баллов – ребенок не выполняет задание;

1 балл -  выполняет задание с помощью педагога

2 балла – самостоятельное выполнение

2

Определить умение передавать строение, основные пропорции предмета

Педагог в ходе проведения НОД предлагает детям сделать «Урожай». По образцу вслед за педагогом дети выполняют приемы лепки.

Пластилин, доска, стека.

0 баллов – ребенок не выполняет задание;

1 балл -  выполняет задание с помощью педагога

2 балла – самостоятельное выполнение

3

Выявить умение использовать ладони в лепке основных форм предмета

Педагог в ходе проведения НОД предлагает детям сделать «Урожай». По образцу вслед за педагогом дети выполняют приемы лепки.

Пластилин, доска, стека.

0 баллов – ребенок не выполняет задание;

1 балл -  выполняет задание с помощью педагога

2 балла – самостоятельное выполнение

4

Определить умение использовать стеки и печатки

Педагог в ходе проведения НОД предлагает детям сделать «Урожай». По образцу вслед за педагогом дети выполняют приемы лепки.

Пластилин, доска, стека, печатки.

0 баллов – ребенок не выполняет задание;

1 балл -  выполняет задание с помощью педагога

2 балла – самостоятельное выполнение.

5

Определить умение выполнять приемы: сплющивание, раскатывание, скатывание между ладонями

Педагог в ходе проведения НОД предлагает детям сделать «Урожай». По образцу вслед за педагогом дети выполняют приемы лепки.

Пластилин, доска.

0 баллов – ребенок не выполняет задание;

1 балл -  выполняет задание с помощью педагога

2 балла – самостоятельное выполнение.

6

Выявить умение пальцами выполнять сгибание, прищипывание

Педагог в ходе проведения НОД предлагает детям сделать «Урожай». По образцу вслед за педагогом дети выполняют приемы лепки.

Пластилин, доска.

0 баллов – ребенок не выполняет задание;

1 балл -  выполняет задание с помощью педагога

2 балла – самостоятельное выполнение.

7

Определить умение выполнять правила лепки

В ходе проведения НОД  педагог следит за последовательностью соблюдения и выполнения правил лепки

Пластилин, доска.

0 баллов – ребенок не выполняет правила;

1 балл -  применяет знания с помощью педагога

2 балла – самостоятельное выполнение.

Оценка полученных результатов

Низкий уровень: 0 – 6 баллов

Средний уровень: 7 - 11 баллов

Высокий уровень: 12 - 14 баллов

Интерпретация полученных результатов

По окончании обследования высчитывается средний балл на каждого ребенка, т.е. суммируются баллы по всем заданиям и делятся на общее количество заданий (22). По среднему баллу определяется уровень развития мелкой моторики рук и навыков лепки.

Низкий уровень (средний балл равен 0 – 0,7) - мелкая моторика значительно отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, координация нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с пластилином, простые действия и приёмы недоступны, не знают и не применяют правил при работе с пластилином и атрибутами. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

Средний уровень (средний балл равен 0,8 – 1,3) – мелкая моторика развита недостаточно хорошо. Дети испытывают небольшие трудности при смене ручных действий. Неточность выполнения заданий, активное использование стимулирующей помощи. Основные приёмы при работе с пластилином выполняют.

Высокий уровень (средний балл равен 1,4 – 1,6) - мелкая моторика пальцев рук достаточно сформирована и соответствует возрастной норме. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро, самостоятельно.

Данный комплекс диагностических методик необходимо провести в конце учебного года (май) с целью определения эффективности коррекционного воздействия. Полученные данные следует сравнить с результатами контрольной диагностики, занести в таблице и отобразить в качестве сравнительной диаграммы на начало и конец учебного года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические материалы для выявления уровня знаний по программе воспитания и обучения детей ПДД

Диагностические  задания для выявления уровня знаний по программе воспитания и обучения детей старшего возраста ПДД...

Диагностические задания для выявления уровня знаний детей по программе в старшей группе

Диагностические задания для выявления знаний детей по программе в старшей группе...

Комплекс тестов для выявления уровня памяти у дошкольника.

Тест на слуховую память. Методика по А.Р. Лурия «Запоминание 6-8 слов».        Задачи: диагностика уровня развития слуховой памяти, слухового вниман...

Система внеклассных диагностических мероприятий, направленных на определение уровня сформированности способностей обучающихся к природоохранной экологической деятельности: «Хочу все знать!».

Учитывая уровень познавательных возможностей учащихся с нарушениями интеллекта, мною был выбран и адаптирован диагностический материал, представленный в диссертации И.А. Гребенниковой включающий бесед...

Консультация для родителей "Ручной труд как один из видов занятий в детском саду, направленный на развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста"

Занятия «Ручной труд» способствуют снижению утомляемости ребенка, повышают его работоспособность, активизируют мыслительные, психические процессы. Дети становятся более открытыми, раскрепо...