Развитие изобразительной деятельности в семье.
статья по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Ильчук Инна Викторовна

Воспитатель детсского сада должен вести постоянную работу с родителями, заботиться о художественном развитии ребенка в услових семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Марина\Рабочий стол\Новая папка\life018.jpg

Развитие изобразительной деятельности детей в семье.

Воспитатель детского сада должен вести постоянную работу с родителями, заботиться о художественном развитии ребенка в условиях семьи.

Занятия по изобразительной деятельности, которые регулярно проводятся в детском саду, являются основной для приобретения ребенком художественного опыта. Родители должны помогать обогащать этот опыт новыми художественными впечатлениями, создавать в семье благоприятные условия для развития у ребенка самостоятельности, проявлений творчества.

Воспитатель намечает план работы с семьей и выделяет в нем вопросы, которые затрагивают область художественного воспитания, изобразительную деятельность.

На собраниях в начале года необходимо познакомить родителей с основными задачами эстетического воспитания младших дошкольников  и дать ряд конкретных советов для осуществления этих задач. Воспитателю следует также познакомиться с условиями, в которых живет каждый ребенок; узнать, какие впечатления получает ребенок дома, развивают ли родители у малышей наблюдательность на прогулках в лес, парк  в разное время года, обращают ли внимание детей на красоту окружающей природы ( окраску листьев, цвет неба, причудливость форм растительного мира и т. д.).

Можно спросить родителей о  том, какие книги любят дети, рассматривают ли взрослые с  малышами иллюстрации, картинки. Почти в каждой семье просмотр телевизионных детских передач – любимое занятие для малышей. Они с интересом смотрят различные  мультфильмы, передачи с удивительными персонажами. Дети 2-3 лет быстро запоминают персонажей и с нетерпением ждут с ними встречи, часто спрашивают родителей, скоро ли можно будет смотреть телевизор. Надо объяснять родителям, что нельзя  ограничиваться просмотром доступных детских передач, а поощрять стремление ребенка рассказать об увиденном, желание понять и осмыслить происходящее.

Необходимо также знать, какие в семье созданы условия для изобразительной деятельности, заботятся ли родители о том, чтобы малыш мог дома рисовать, лепить. Воспитателю следует познакомить родителей с особенностями изобразительной деятельности младших дошкольников, помочь им понять своеобразие детского рисунка, лепки, объяснить, как руководить процессом творчества ребенка. Надо посоветовать родителям бережно относиться к первым рисункам, лепке, чтобы ребенок увидел это отношение.  Воспитателя должно также интересовать, насколько взрослые помогают ребенку в процессе изобразительной деятельности, имеет ли место «сотворчество» или ребенок предоставлен самому себе; если в семье есть старшие дети, то какое участие принимают они в художественной деятельности малыша.

Воспитателю следует еще раз напомнить родителям, что ребенку 2-3 лет недостаточно лишь дать лист бумаги, карандаш, комок пластилина. Надо помочь ему найти замысел и развить его. С этой целью воспитателю следует провести беседу, рассказать, какие занятия можно провести с малышами. Это могут быть задания, которые проводились детском саду. Их повтор окажет благоприятное влияние на развитие у детей изобразительных умений.

Тем, кто наблюдает за успехами своего ребенка, желательно предложить вести дневник, в котором можно фиксировать уровень развития ребенка по всем видам деятельности. Тем, кто интересуется вопросами воспитания, педагог предлагает ряд книг.

Изобразительная деятельность ребенка в условиях семьи включает в себя рисование карандашами, красками (гуашь), фломастерами, аппликацию из форм, заранее вырезанных взрослыми. Воспитателю необходимо познакомить родителей с особенностями каждого вида деятельности.

Первые занятия с детьми раннего возраста по изобразительной деятельности в семье надо начинать с рисования цветными карандашами.        Взрослые должны основное внимание обратить на то, как ребенок держит карандаш. Когда ребенок научится пользоваться карандашом, можно предложить фломастеры и краски.

Взрослые нередко наблюдали, как дети любят рисовать на асфальте мелками. Чаще всего они изображают смешного человечка. Есть даже забавная песенка о нем:

                                           Точка, точка, два крючочка,

                                            Палка, палка, огуречик-

                                           Вот и вышел Человечек.

Рисование мелками – своеобразный вид  творчества. Для ребенка необычно и увлекательно создавать рисунки не на листе бумаги , а на гладком сером асфальте. Родители также могут предложить ребенку рисовать палочкой на земле, на снегу.

В тех семьях, где воспитываются дети разного возраста, целесообразно проводить занятия, в организации которых активную помощь оказывают старшие дети. Например, в каждой семье идет подготовка к Новогоднему празднику. Дети сами мастерят игрушки, развешивают их на ветках. Повесив на елку какое - либо украшение, игрушку, поделку, надо дать возможность малышу полюбоваться, порадоваться результатами своего труда. Совместные действия взрослых и детей имеют большое воспитательное значение.

Перед общенародными праздниками желательно напомнить родителям о том, что надо обращать внимание детей на праздничное убранство домов, улиц. Придя в детский сад, малыш вспомнит, что он видел, когда гулял с мамой или папой. Поэтому ему интереснее будет рисовать праздничные флажки, салют, яркие фонарики, огоньки. Дома ребенок с интересом расскажет родителям, что в детском саду был  праздник и они рисовали красные флажки. Надо разделить с ребенком его радость, спросить, что ему особенно понравилось.

Перед праздником 8 марта воспитатель может посоветовать  родителям  организовать с малышами занятия рисованием, лепкой, аппликацией. Накануне этого дня в детском саду дети готовят подарки мамам. Дома ребенок может сделать такую же аппликацию самостоятельно и подарить ее бабушке. Если родители вместе с ребенком слепят из глины простую фигурку, чашечку, то потом можно ее декоративно раскрасить.

Для занятий изобразительной деятельностью у ребенка должно быть в комнате определенное, хорошо освещенное место, свет должен падать с левой стороны. Родителям надо обращать внимание на то, чтобы ребенок правильно сидел за столом, не горбился, не наклонялся очень низко,  проверить, соответствуют ли стол и стул росту ребенка. В детском уголке можно повесить рисунок, на полочку поставить декоративно раскрашенную детскую лепку.

У ребенка дома должны быть не только различные художественные материалы (карандаши,  бумага,  пластилин, краски), но и место где их хранить. Для этого желательно иметь небольшой детский секретер, открытую полочку. Родители постепенно приучают ребенка самостоятельно пользоваться материалами и убирать их после занятия на место. В вечернее время детям лучше рисовать цветными карандашами, лепить. Красками целесообразно рисовать в субботу и воскресенье, так как электрическое освещение нежелательно для работы с красками.

В беседах с родителями воспитатель должен интересоваться содержанием художественной деятельности в семье, может посоветовать почитать специальную литературу по вопросам развития изобразительного творчества маленького ребенка. Увлекательным материалом для развития изобразительных умений детей в условиях семьи могут служить альбомы для раскрашивания. В настоящее время изданы альбомы для раскрашивания, предназначенные для младших дошкольников. Дети учатся приемам раскрашивания предметов округлой, прямоугольной  форм; приемам дорисовывания  изображений, выполненных художником.

Родители должны помочь малышам в этих занятиях. Прежде всего нужно внимательно рассмотреть с ребенком каждую картинку. В некоторых альбомах под каждой картинкой есть текст. Следует прочитать его малышу. Не сразу получится ровное и аккуратное закрашивание картинки. Взрослому надо следить, чтобы малыш не выходил за пределы контура. При закрашивании можно менять направление штрихов: слева направо, сверху вниз, наискось и т. д.

Не следует закрашивать сразу все картинки альбома – этот процесс будет утомительным для малыша. Пусть он закрасит 1-2 предмета, а в следующий раз продолжит свое занятие.

Надо приучать ребенка бережно относиться к альбомам. Когда все картинки будут раскрашены, желательно их рассмотреть еще раз.

У ребенка должны быть книжки с яркими картинками. Кроме того, очень хорошо сразу привлекает внимание малыша. Родители должны учить маленького ребенка рассматривать картинки. Малыш водит пальчиком по страницам, находит знакомых ему животных, подражает звукам, жестикулирует, разговаривает с ними.

Таким образом, семья и детский сад осуществляют единый процесс всестороннего развития ребенка. Большое значение при этом отводится эстетическому воспитанию, различным видам художественной деятельности, формированию детского изобразительного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие изобразительной деятельности в семье

Консультация для родителей как организовать полноценную изо деятельность в домашних условиях...

Консультация для родителей " Развитие изобразительной деятельности детей в семье"

Консультация для родителей "Развитие изобразительной деятельности детей в семье"...

Консультация для родителей "Развитие изобразительной деятельности в семье"

Родителям важно помогать детям обогащать опыт  новыми художественными впечатлениями. Этому способствует создание в семье благоприятных условий для развития у ребенка самостоятельности, проявлений...

Консультация для родителей "Развитие изобразительной деятельности в семье"

Рисование — интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графи­ческие изображения. Рисование приобща...

Консультация для родителей по художественно - эстетическому развитию. «Развитие изобразительной деятельности детей в семье».

Консультация для родителей  по художественно - эстетическому развитию. «Развитие изобразительной деятельности детей в семье»....