Парциальная программа дополнительного образования по художественно-эстетической направленности «Умелые руки (аппликация)» для детей 4-5 лет
рабочая программа (средняя группа)

Ферзалиева Джамиля Залбековна

Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личностирассчитан на детей дошкольного возраста  4-5лет. Основной идеей кружковой работы является развитие художественного и творческого потенциала детей через использование различных материалов и техник.

«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»  (В.А. Сухомлинский)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл applikatsiya_programma_22gr_kruzhok.docx40.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Белочка»

Парциальная программа дополнительного образования по художественно-эстетической направленности «Умелые руки (аппликация)» для детей 4-5 лет

 

Руководитель: Ферзалиева Д.З.

2020-2021г.

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………….….2

Цель программы………….……………………………………..…….……….3

Возрастные особенности………………………………….............................3

Срок реализации программы ……………………..………………………… 3

Цель и задачи программы ……….……………………………………….......3

Продолжительность образовательной  процесса……………………………3

Ожидаемые результаты..……………………..……………………………….4

Мотериально-техническое обеспечение……………………………………..4

Ожидаемые результаты……………………………………………………….4

Формы и методы контроля…………. ……………………………………….4

Учебный план………………………………………………………………....4

Учебно-тематический план………………………………………………...5-6

Содержание программы……………….………………………………….6-10

Пояснительная записка

Актуальность. Актуальность программы заключается в приобщении ребят к творчеству, развитии их способностей. Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга.

В настоящее время существует проблема эстетического воспитания дошкольников, которая предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умений и навыков в творческой деятельности. Эстетическое воспитание в детском саду создаёт предпосылки для полноценного последующего художественного развития каждого ребёнка, в том числе для формирования изобразительного творчества.

Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.

Обучение аппликации предполагает ознакомление с материалом, приобретение умения вырезывать разнообразные формы, располагать их на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом.

Сформированные навыки и умения, способствуют ускоренному развитию аналитико-синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе

Цель программы:

Обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.

Формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Задачи программы:

-различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);

-знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания;

-знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм;

-развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм;

-строить изображение в зависимости от формы листа — на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге;

-составлять изображение предмета из отдельных частей;

-располагать предметы в сюжетной аппликации.

Формы работы:

•индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою аппликацию);

•групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);

•коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).

•с родителями (открытое занятие).

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет 4 - 5 года (средняя группа ).

Сроки реализации программы – 1 год обучения.

Режим работы кружка: Занятия кружка проводятся один раз в неделю в форме совместной деятельности во второй половине дня. Продолжительность занятия в средней группе:20  минут.

Продолжительность образовательного процесса составляет - 34 занятий.

Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы.;

Ожидаемые результаты.

-использовать в работе приёмы обрывной аппликации, раскладывать вырезанные детали на бумаге, а затем их наклеивать, тщательно смазав клеем;

-правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круги из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы;

-подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию;

-аккуратно использовать материалы.

В результате реализации кружка удастся положительно повлиять на развитие эстетического восприятия мира, природы, художественного творчества детей, познавательных и коммуникативных способностей, цвето-восприятие, образное мышление.

И самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Дети станут более усидчивыми, станут стремиться довести начатое дело до конца, активизируется речевая активность.

Материально-техническое обеспечение:

1. Наглядные материалы: • Иллюстрации к темам.

2. Картинки, книжки - раскраски.

3. Принадлежности для аппликации: альбомные листы А-4,заготовки из бумаги

-Цветная бумага и цветной картон, Клей, кисточки, краска, мягкие салфетки.

-Самоклеящаяся и гофрированная бумаги, наборы для детского творчества.

-Простые и цветные карандаши

Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду; дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам); составление альбома лучших работ.

Формы и методы контроля:

-мониторинг уровня знаний (2 раза в год);

-метод наблюдения (на занятиях);

Низкий уровень (1 балл)

Средний уровень (2 балла)

Уровень выше среднего (3 балла)

Высокий уровень(4 балла)

Даже на первом этапе после подсказок и объяснений допускает грубые ошибки. Не понимает закономерности узора

Выполняет после небольших подсказок, ритм улавливает не сразу.

Выполняет самостоятельно.  На первых шагах возможно уточняющие вопросы взрослому. Соблюдает ритм.

Выполняет самостоятельно. Чувствует ритм изображения. Вносит инициативу, творчество

Высокий уровень кол-во _____; ____%

Выше среднего кол-во _______; ________ %

Средний уровень кол-во _____; ______%

Низкий уровень кол-во ______; _____%

Учебный план

Наименование

Количество занятий в месяц

Количество занятий всего

1

Аппликация

4

36

Всего:

34

Учебно-тематический план

Месяц

Тема

  всего (мин.)

теория

Практика

Сентябрь

Яблочко румяное

10

10

Сентябрь

Волшебная бумага

10

10

Сентябрь

Ягода рябина

10

10

Сентябрь

Цыплята

10

10

Октябрь

Корзина с фруктами

10

10

Октябрь

Осеннее дерево

10

10

Октябрь

Разноцветный дождик

10

10

Октябрь

Гроздь винограда

10

10

Ноябрь

Ёжик

10

10

Ноябрь

Цветной зонтик

10

10

Ноябрь

Грузовик

10

10

Ноябрь

Мороженое

10

10

Декабрь

Первый снег

10

10

Декабрь

Подарок для семьи

10

10

Декабрь

Шарик для елочки

10

10

Декабрь

Елочка разноцветная

10

10

Январь

Шапка  для куклы

10

10

Январь

«Еловые ветки»

10

10

Январь

Снеговик

10

10

февраль

Синичка

10

10

февраль

Кормушка

10

10

февраль

Танк

10

10

февраль

Солнце в тучках

10

10

Март

Чашка

10

10

Март

Бабушка

10

10

Март

Одежда

10

10

Март

Пасхальное яичко

10

10

Апрель

Солнышко

10

10

Апрель

  1. «Божья коровка»

10

10

Апрель

Вырежи и наклей что хочешь

10

10

Апрель

Березка

10

10

Май

Георгиевская лента

10

10

Май

Жучки

10

10

Май

Одуванчики

10

10

Диагностика

5ч40мин

5ч40мин

Содержание программы

1.«Яблочко румяное». Цель: развивать навыки аккуратного намазывания клея на заготовку для работы, составлять изображение предмета из бумаги способом обрывания.

2. «Волшебная бумага». Цель: познакомить детей со свойствами бумаги: мнется, рвется, складывается и т.д; Показать, что можно сделать из бумаги (аппликации, оригами, цветы и пр.). Вспомнить, что мы делали при помощи бумаги, побеседовать на тему для чего еще нам нужна бумага. Развивать творческое воображение и фантазию;

Рассказать детям о технике безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.

3.«Ягода рябина». Цель: развивать умения детей создавать аппликацию из бумажных шариков, упражнять в аккуратном наклеивании на основу, развивать самостоятельность.

        4.«Цыплята». Цель: учить детей собирать целое из частей и наклеивать детали методом накладной аппликации.

5.«Корзина с фруктами». Цель: учить детей собирать целое из частей и наклеивать детали методом накладной аппликации. Учить подбирать цвета, правильно располагать части аппликации, аккуратно наклеивать детали, используя салфетку.

6.«Осеннее дерево». Цель: вызывать желание работать в коллективе, формировать положительное отношение к созданной работе. Способствовать эмоциональной оценке своих работ и работ своих товарищей. 

7.«Разноцветный дождик». Цель: учить детей аккуратно приклеивать готовые заготовки на картон; знакомить с цветами спектра; учить пространственному освоению листа.

8.«Гроздь винограда». Цель: развивать умения детей создавать аппликацию из бумажных шариков, упражнять в аккуратном наклеивании на основу, развивать самостоятельность.

9.« Ёжик». Цель: закреплять умение детей формировать комочки, переносить и аккуратно наклеивать на фон. Формировать положительное отношение к работе.  Воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность.

10 «Цветной зонтик». Цель: учить детей аккуратно приклеивать готовые заготовки на картон; знакомить с цветами спектра; учить пространственному освоению листа.

11.« Грузовик». Цель: продолжать формировать представления детей о геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, круг), о цвете (желтый, красный, черный); развивать умение различать и называть существенные детали и части предмета (грузовик состоит из кузова, кабины, колес).

12. « Мороженое в стаканчике». Цель: учить детей последовательно выполнять работу; развивать у детей цветовое восприятие, мелкую моторику рук; продолжать формировать навыки аппликации.

13.«Первый снег». Цель: формировать у детей понятие о явлениях природы; учить детей работать с ватой и аккуратной работе с клеем; развивать моторику.

14. «Подарок для семьи». Цель: учить детей поэтапно изготавливать открытку из предложенного материала; совершенствовать навыки вырезания и склеивания.

15 «Шарик для елочки». Цель: развивать у детей творческую активность; мелкую моторику рук, продолжать учить детей аккуратно работать с клеем; развивать усидчивость, желание добиваться хорошего результата.

16.«Ёлочка разноцветная». Цель: формировать у детей умения создавать образ новогодней елки с помощью вырезания деталей и их склеивания.

17.Шапка для куклы». Цель: создание социальной ситуации развития в процессе аппликации создать условия для: проявления самостоятельности, инициативы в деятельности, выбора необходимых средств.

18.Новогодняя поделка. «Еловые ветки» Цель: продолжать учить детей вырезать полоски бумаги. Закреплять умение складывать полоски в петли, формировать единый образ. Развивать воображение, творчество, композиционные навыки.

19. «Снеговик». Цель: учить детей работать с ватными дисками; закреплять умение детей располагать круги в соответствии их размера (от большего к меньшему);учить аккуратно работать с клеем.

20. « Синичка». Цель: учить детей составлять аппликацию из полосок цветной бумаги с частичным наложением друг на друга; развивать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

21.«Кормушка». Цель: развивать умение детей выполнять предметную аппликацию по выбору, путем составления целого из фрагментов.

22.« Танк». Цель: побуждать детей самостоятельно изготовить аппликацию к празднику. Освоение последовательности действий по изготовлению аппликации. Закрепление умения безопасно пользоваться ножницами и кисточкой.

23.«Солнышко в тучках». Цель: учить детей работать с рваной бумагой; развивать воображение, чувство цвета, аккуратность в работе с клеем.

24.«Чашка». Цель: тренировать навыки работы с бумагой, формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими, формировать навыки вырезывания. Побуждать к помощи взрослым и друг другу. Учить слушать воспитателя, отвечать на вопросы, развивать речь.

25.«Бабушка». Цель: развитие творческих способностей в освоении техники прикрепления ватных дисков на лист бумаги для получения объемной аппликации. Учить детей создавать объёмную аппликацию из готовых форм (ватных дисков, кругов, овалов);

26.«Одежда». Цель: учить детей создавать аппликативные образы одежды: платье - способом обрезания прямоугольника по краям, брюки - способом обрывной и накладной аппликации.

27. « Пасхальное яйцо». Цель: закреплять знания детей о народном творчестве, его истории. Продолжать знакомить детей с элементами замены росписи - аппликацией. Повторить технику выполнения.

28. «Солнце». Цель: продолжать учить детей вырезать кружочки, закругляя углы у квадрата; закреплять умение разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; совершенствовать навык наклеивания;

29. «Божья коровка». Цель: продолжать учить складывать базовую форму – круг пополам;  Выделять части тела – крылья, тело, голова. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

30. «Вырежи и наклей что хочешь». Цель: учить чередовать детали аппликации по цвету. Развивать чувство ритма и чувство цвета.

31.Берёзка». Цель: воспитывать чувство уважения и любви к Родине, к родной природе,познакомить с новой техникой «обрывная аппликация».Воспитывать аккуратность, усидчивость, доводить начатое до конца; воспитывать стремление дополнять изображение, добиваясь выразительности.

32. «Георгиевская лента». Цель: познакомить детей с одним из символов Победы в войне. познакомить детей с героическими фактами русской истории.  Сформировать представление о наградах времен ВОВ; продолжать формировать умение аккуратно вырезать одинаковые полоски из бумаги.

33 «Жучки». Цель: продолжать учить детей составлять коллективную композицию; доводить изделие до нужного образа с помощью фломастеров.

34«Одуванчики». Цель: учить детей составлять коллективную композицию, располагать предметы на листе в нужном месте. Развивать доброжелательное отношение к друг другу.

Список использованной литературы

1. Башарина, А.М. Аппликация из соломки в детском саду/А.М. Башарина. - М.: Академия развития, 2010. - 128 с.

2. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2012. - 528 с.

3. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией в детском саду / З.А. Богатеева. - М.: Просвещение, 2008. - 224 с.

4. Верещагина, Н.В. Диагностика педагогического процесса в средней группе дошкольной образовательной организации / Н.В. Верещагина. - М.: Детство, 2014. - 16 с.

5. Вовикова, А.Н. Аппликации и поделки из бумаги для детей 4-5 лет / А.Н. Вовикова. - М.: Стрекоза, 2010. - 20 с.

6. Вохринцева, С.К. Аппликация в детском саду и дома. Средняя группа / С.К. Вохринцева. - М.: Страна Фантазий, 2011. - 33 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому воспитанию кружок лепки "Умелые ладошки"

     Кружок «Умелые ладошки» - лепим из  пластилина, способен увести детей в увлекательную страну пластики, открыть дверцу в мир творчества и мастерства. Велико образователь...

Программа дополнительного образования дошкольников художественно-эстетической направленности "Мастерская чудес" (работа с фетром)

Реализуемая цель: создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации, через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и и...

Программа дополнительного образования по художественно- эстетическому развитию для детей среднего возраста "Умелые ручки"

Цель программы: воспитывать у детей интерес и любовь к ручному труду, вовлекать детей в активную творческую деятельность...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Радуга» (художественно-эстетическому направлению детей 6-7 лет) Декоративно-прикладное творчество (один год обучения)

quot; Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия" М И Калинин...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по художественно – эстетическому направлению «ВОЛШЕБНЫЕ ШАРИКИ» для детей 3-5 лет

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно- творческие и эстетические способности,  положительно-эмоциональное восприятие окружающего...