Творческий проект для детей младшей группы «Русские валенки»
проект по аппликации, лепке (средняя группа)

Флосман Юлия Олеговна

Проекты и программы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детского сада №66 «Забавушка»

Творческий проект

               для детей младшей группы

«Русские валенки»

Воспитатель: Флосман Ю.О.

г. Нижневартовск


Реализация проекта «Русские валенки» направлена на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддерживать у детей и родителей потребность в совместной и творческой деятельности. Известно, что совместный труд, совместная работа сближает детей и взрослых, делают их общение более плодотворным, интересным. У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом, посетить музей, выставку по прикладному искусству, а у родителей не хватает времени, чтобы передать ребёнку свои знания. Связанные с истоками народного творчества.

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники проекта:

Воспитанники и воспитатели младшей группы, родители воспитанников.

Цель проекта: знакомство с историей традиционной русской обуви – валенок; приобщение к национальным традициям русского народа, формирование знаний о народной культуре.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с историей русской обуви (валенки)

2. Формировать интерес к русскому народному творчеству - потешкам, пословицам, поговоркам, частушкам; желание получать новые знания.

3. Развивать речь детей, обогащать словарный запас.

4. Воспитывать гостеприимство, любовь к Родине, уважение к традициям своего народа.

5. Поддерживать у детей потребность в творческой деятельности.

Методы:

• Рассматривание иллюстраций разных валенок;

• Беседа;

• Чтение художественной литературы:

• Просмотр презентации;

• Прослушивание аудио записи русской народной песни «валенки»

• Дидактические, подвижные игры;

• Расписывание валенка;

• Украшение валенка;

• Оформление выставки готовых работ.

Время реализации проекта: с 18 января по 31 января (две недели).

Актуальность проекта:

Постановка проблемы:

Проблема.  Валенки, бесспорно, представляют собой наиболее известную за пределами России традиционную русскую зимнюю обувь, которая, несмотря на то, что на дворе прогрессивный XXI век, отнюдь не собирается сдавать свои позиции.  Многие ребята носят валенки, но мало кто знает историю происхождения, материалы из которых изготавливают русские валенки. В процессе реализации данного проекта мы планируем найти ответы на возникшие вопросы.

Ожидаемые результаты:

У детей будут сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для изготовления валенка.

У дошкольников развивается познавательный интерес к истории, национальным традициям.

Родители активно включены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.

Формы реализации проекта:

- Тематические беседы по ознакомлению с окружающим.

- Создание в группе экспозиции, посвящённой истории русского валенка.

- НОД по изобразительной деятельности (украшение макета валенка: рисование, аппликация).

- Изготовление совместно с детьми книжки про валенки.

Презентация проекта: Совместное развлечение для детей и родителей «Русские валенки».

Творческая выставка самодельных книг: «Валенки, валенки, ой, да не подшиты стареньки…»

Этапы реализации проекта:

1-й этап: подготовительный – определение темы проекта, формулировка цели и задач проекта, сбор информации, материала, иллюстраций по теме проекта.

2-й этап: организационный – создание экспозиции в группе, разработка содержания бесед, занятий с детьми, создание презентации, сценария развлечения.

3-й этап: формирующий – проведение бесед, занятий с детьми и родителями, организация совместного развлечения.

4-й этап: итоговый – анализ полученных результатов, обобщение опыта.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРОЕКТУ

Образовательные области

Социально-коммуникативное развитие:

Рассказы родителей, родственников и детей: «Как мы жили, что носили», «Что носили наши бабушки и дедушки», «Где на вятской земле катают валенки?».

Составление детьми рассказов: «Как мы играем на прогулке», «Валенки, да валенки, эх, да не подшиты стареньки…».

Дидактические игры: «Что лишнее?»

«Третий лишний», «Скажи, какой?» «Скажи наоборот».

Упражнение: «Подскажи словечко».

Познавательное развитие:

Тематические беседы по ознакомлению с историей русского валенка.

Рассматривание разных видов валенок.

Создание экспозиции, посвященной истории русского валенка.

Оформление альбома «Русский валенок».

Решение проблемной задачи: «Как можно использовать валенки не по назначению?»

Речевое развитие:

Отгадывание загадок про валенки.

Разучивание стихов, потешек, поговорок про валенки.

Чтение художественной литературы:

- М. Пришвин «Дедушкин валенок»,

- С. Гришунин «Дедушкины валенки»,

- В. Новиков. Сказка «Тёплые валенки».

«Валенок- бываленок»

Художественно-эстетическое развитие :

Аппликация «Валенки для скомороха Тимошки»;

Декоративное рисование «Украшение валенка».

Разучивание частушек про валенки;

Творческие работы по украшению валенков родителями и детьми.

Прослушивание аудиозаписи русской народной песни «Валенки» в исполнении Лидии Руслановой.

Хороводная игра «Зимушка – зима» Л. Олифировой, песня «Саночки», муз. Филиппенко.

Танец «Валенки» русская народная мелодия.

Физическое развитие:

Подвижные игры и эстафеты: «На прогулку мы собрались»,

«Хоккей валенком», «Обеги ёлочку», «Богатыри», «Прыжки через скакалку».

Работа с родителями:

Беседа о важности совместной деятельности родителей с ребёнком.

Изготовление поделок для выставки в домашних условиях.

Чтение художественной литературы.

Рекомендации для родителей  (буклет) «Русские валенки»

Советы для родителей: «Польза валенок для здоровья детей»

Оценка результативности работы:

Народная культура – важнейшее средство приобщения ребёнка к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт и личное эмоциональное переживание, ненавязчиво вводит его в контекст культуры человеческих отношений.

Реализация задач данного проекта проходила через все виды деятельности. Работа над проектом позволила достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагога в освоении народной культуры, повысить интерес детей и родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам, сформировать знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления. Каждый из участников проекта попробовал себя в роли модельера, украсил свои валенки. Пение частушек, чтение потешек, исполнение танца в валенках, хоровода, способствовали глубже почувствовать народный быт.

Входе реализации проекта создана благоприятная атмосфера для сближения всех участников проекта, реализованы творческие способности взрослых и детей.

Хотелось бы верить, что приобретённые знания, опыт оставят свой след в сознании каждого участника проекта. В дальнейшем такая форма работы будет использоваться в приобщении дошкольников к истокам народной культуры, к передаче их подрастающему поколению.

Литература

1. Анчикова Т. П. Праздник русского валенка», журнал «Воспитатель» №4, 2008. с. 70-75.

2. М. В. Литвинова «Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений /Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н. Корепанова и др. - СПб:. «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация познавательно-творческого проекта с детьми средней группы «Русская народная игрушка»

Данный материал обобщает проделанную работу по проекту "Русская народная игрушка"...

Проект для детей старшей группы "Русская изба" (по ознакомлению детей с русской культурой)

Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни, чувств...

Познавательно-творческий проект для детей младшей группы «Русская народная игрушка - Матрёшка»

Цель: Создать систему работы по формированию у детей художественно-эстетического развития и духовно-нравственного отношения к традиционной, русской  народной игрушке – Матрешке. Пробудить и...

Творческий проект для детей старшей группы «Русские валенки»

Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к родной культуре. В следствии многонациональности России очень важно показа...

Образовательный проект по познавательно-творческому развитию во второй младшей группе «Русское народное творчество»

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Де...