программа организованной совместной деятельности по развитию творческого потенциала у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья "Самоклейка"
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)

Бычихина Рита Федоровна

Аппликация с нетрадиционными техниками не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, но и полезное для их развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samokleyka_chast_1.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №86»

305007, город  Курск, ул. Моковская, 2Д.

Тел. (4712) 35-43-94; E- mail: mdou86kursk@yandex.ru

«Самоклейка»

  Программа

организованной совместной деятельности

по развитию творческого потенциала

у детей дошкольного возраста

 с ограниченными возможностями здоровья

 

                                                                                      Автор-составитель:

Бычихина Рита Федоровна,

воспитатель высшей кв. категории

МКДОУ «Детский сад

компенсирующего вида № 86»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»,- так говорил В.А. Сухомлинский.

Актуальность данной темы объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте. Проработав несколько лет и проанализировав работу по изобразительной деятельности, я пришла к выводу, что в ней недостаточно представлен такой вид детской изобразительной деятельности, как аппликация.

Аппликация с нетрадиционными техниками не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, но и полезное для их развития.

Одним из главных составляющих частей при работе с аппликацией остается цветная бумага и картон, но зачастую детям с тяжелыми нарушениями, сложно бывает удержать ножницы в руке, вырезать элементы из бумаги, а так хочется сделать аппликацию максимально самому и подарить ее маме, и поэтому в своей работе, я часто использую другие материалы, которые ребенку доступны в удержании и наклеивании, а необходимые детали можно и дорисовать, и когда используются нетрадиционные техники аппликации, то аппликация только выигрывает.

При изготовлении аппликации с детьми с ОВЗ, не нужно брать сложные сюжеты. Пусть это будет самые простые, такие, как наклеивание готовых бусин, или одно солнышко, но, нужно воспитывать в ребенке желание, самому создать ту или иную картинку, хотя зачастую в детях итак, присутствует желание создать шедевр самому и, как радостно звучат их слова: «Это я тебе сделал, мама»

Цель программы: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с применением нетрадиционных техник аппликации.

Задачи программы:

1. Овладение методами применения нетрадиционных материалов на занятиях по аппликации с учетом возрастных, индивидуальных и психофизических особенностей детей;

2. Развитие творческих способностей и познавательной активности детей через  систематическую организованную образовательную деятельность.

Форма работы: групповая.

Численный состав группы: 3-4 ребенка.

Возраст детей: 5-7 лет.

Категория детей: дети с ограниченными возможностями здоровья.

Место проведения: групповая комната.

Режим: 1 раз в неделю. 

Продолжительность деятельности: 20 минут.

Количество организованных встреч (в год): 30.

ПЛАН РАБОТЫ

Месяц

Неделя

Использованная техника работы

Тема занятия

Задачи

                                       ОКТЯБРЬ

1-я неделя

Аппликация (мозаичная)

«Зонтики»

Учить детей работать с бумагой (без помощи ножниц) украшать шаблон зонтика мелкими яркими обрывками цветной бумаги,

развивать умения рвать бумагу на мелкие кусочки, развивать мелкую моторику рук и координацию глаз.

2-я неделя

«Яблоко и груша»

Продолжать учить детей работать с бумагой (без помощи ножниц);

учить детей из кусочков бумаги создавать определенную композицию; закреплять умение работы с клеем;

воспитывать аккуратность, развивать мелкую моторику рук.

3-я неделя

« Белый гриб»

Продолжать учить детей работать с бумагой (без помощи ножниц);

развивать у детей воображение;

развивать мелкую моторику рук;

развивать наблюдательность, память, воображение. внимание, логическое мышление.

4-я неделя

«Ежик»

Продолжать формировать умение детей наклеивать кусочки бумаги в виде мозаики внутри всего контура,

учить наносить клей на основу и распределять по поверхности;

развивать внимание, усидчивость, мелкую моторику пальцев рук, интерес к аппликации. 

                               НОЯБРЬ  

1-я неделя

Аппликация из салфеток

«Овечка»

Познакомить детей с техникой катания шариков из салфеток;

вызвать интерес к аппликации из салфеток; укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику;

координировать и синхронизировать движения обеих рук; развивать мышление, фантазию, творческое воображение;

развивать эстетическое восприятие, художественный вкус; воспитывать трудолюбие, самостоятельность и активность в работе;

2-я неделя

«Объемный цветочек»

Продолжать обучать приемам действиям с салфеткой-отрывать, мять, скручивать;

развивать мелкую моторику;

расширять представления об окружающем мире.

3-я неделя

«Дождик с тучки»

Продолжать вызывать у детей интерес к последовательному изображению ряда событий;

закрепить у детей умения работать в технике скатывания и раскатывания из бумажных салфеток;

развивать сенсорные эталоны;

развивать воображение, чувство композиции, мелкую моторику;

воспитывать эстетические чувства, желание передавать представления об окружающем мире.

4-я неделя

«Зонтик»

Продолжать знакомить с  техникой аппликации из салфеток; вызвать интерес к составлению композиции из самостоятельно приготовленных элементов (комочков из салфеток);

учить комбинировать  цвета салфеток;

воспитывать самостоятельность, аккуратность;

развивать мелкую моторику рук;

стимулировать воображение, развитие цветового и тактильного восприятия.

                          ДЕКАБРЬ

1-я неделя

Аппликация из ватных дисков

«Снеговик»

Учить детей выкладывать и составлять на листе бумаги изображение предмета из нескольких готовых форм;

развивать воображение, чувство формы, связную речь;

воспитывать самостоятельность и инициативность.

2-я неделя

«Зайчик»

Закрепить знания о нетрадиционной технике аппликации- аппликации из ватных дисков);

развивать творческие способности детей, навыки безопасной работы с ножницами;

воспитывать у детей интерес, бережное отношение к окружающей природе, желание помочь другим.

3-я неделя

« Дерево зимой»

Продолжать учить наносить клей и приклеивать бумагу, ватные диски;  способствовать систематизации и обогащению представлений детей о деревьях зимой;

развивать мелкую моторику рук, воображение у детей.

воспитывать терпение, усидчивость, аккуратность при работе с клеем, бумагой.

4-я неделя

Аппликация из ватных палочек

«Волшебная снежинка»

Учить детей создавать аппликации при помощи ватных палочек;

расширить знания детей о снеге и снежинках;

развивать творческие способности детей.

ЯНВАРЬ

3-я неделя

«Волшебный домик»

Закреплять технику наклеивания необычных материалов (ватные палочки);

воспитывать аккуратность при выполнении работы, и интерес к аппликации.

4-я неделя

Аппликация из ватных дисков

«Елочка»

Продолжать развивать у детей умение разрезать ватный диск пополам, составлять аппликацию из двух предметов, располагая их рядом по центру листа, начиная снизу;

закреплять у детей умение пользоваться ножницами, правильно держать; развивать мелкую моторику рук;

 развивать фантазию, творческие способности. воспитывать у детей умение слышать и понимать воспитателя; воспитывать любознательность и интерес к аппликации;  вызвать у детей чувство радости от проделанной работы

ФЕВРАЛЬ

1-я неделя

Аппликация манной крупой

Аппликация (рис, гречка)

Мастер класс. Аппликация (фасоль, макароны, пластилин)

Аппликация (квиллинг)

«Снеговик»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками выполнения из круп (манка);

учить набирать манку и аккуратно насыпать ее на смазанную клеем поверхность заготовки.

расширять лексический запас детей словами: снег, мягкий, белый, холодный, хрустящий;

развивать зрительное и слуховое внимание ребенка, мелкую моторику рук;

воспитывать у детей аккуратность и самостоятельность при выполнении задания.

2-я неделя

«Ежик»

Учить детей работать с крупами, аккуратно наносить клей на детали работы;

формировать навыки работы с крупой;

развивать умение детей работать самостоятельно, воспитать доброе отношение друг к другу;

закреплять представление о внешнем виде животного: форме, названиях частей тела;

развивать воображение, внимание, мышление, мелкую и общую моторику, творческую инициативу и воображение, используя в своей работе разнообразные художественные материалы.

3-я неделя

«Кораблик для папы»

Развивать мелкую моторику рук;
воспитывать самостоятельность, инициативность;
развивать творческие способности детей;
способствовать развитию положительных эмоций.

4-я неделя

«Дождик»

Познакомить детей с новой техникой изготовления аппликации из бумажных лент – квиллингом;

показать основные приёмы работы в данной технике.

познакомить детей с бумагой для квиллинга;

показать приём скручивания спирали и формирования элемента «капля»;

развивать мелкую моторику, воображение, детей.

воспитывать интерес к искусству квиллинга; аккуратность в работе.

                           МАРТ

1-я неделя

Аппликация  (квиллинг)

«Солнышко»

Учить детей скручивать полоску цветной бумаги в спираль разного размера, распускать спираль в свободную спираль в форме капли и наклеивать на основу.  

2-я неделя

«Божья коровка»

Продолжать учить детей скручивать полоски цветной бумаги в спираль и наклеивать на основу.

3-я неделя

«Компот из вишен»

Продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль».

4-я неделя

«Гусеничка»

Закреплять умение скручивать элемент (форму) «свободная спираль».

АПРЕЛЬ

1-я неделя

Аппликация (квиллинг)

«Цветочек»

Продолжать Учить детей скручивать элемент «тугая спираль», составлять из готовых модулей цветочек.

2-я неделя

«Виноград»

Продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль», закреплять умение детей складывать полоску пополам и разрезать на 2части.

3-я неделя

«Барашек»

Продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль»

4-я неделя

«Уточка на воде»

Продолжать учить детей скручивать элемент «тугая спираль», составлять композицию из готовых модулей «уточка на воде».

МАЙ

1-я неделя

Аппликация (салфетки)

«Одуванчик»

Продолжать закреплять умение работать по шаблону;

 закрепить знания по технике безопасности при работе с ножницами, клеем; 

 развивать моторику пальцев;   воспитывать художественный вкус;  воспитывать положительную самооценку.

2-я неделя

«Бабочка»

Продолжать учить нарезать кусочки сжатой бумаги, скатывать комочки салфеток;.

продолжать закреплять название цветов;

развивать мелкую моторику рук;

воспитывать любовь у детей к окружающему миру, живой природе, насекомым.

3-я неделя

По замыслу

Закреплять полученные навыки в свободном экспериментировании с материалами, используемыми в нетрадиционных техниках аппликации.

4-я неделя

ИТОГОВАЯ ВЫСТАВКА ДЕТСКИХ РАБОТ

По замыслу

Проанализировать уровень сформированности навыков самостоятельного выбора и использования материалов и техник нетрадиционной аппликации

Итого

30 занятий


Используемая литература

1. Дженкинс,  Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. – И.: «КОНТЭКТ», 2010. – 48 с.

2. Зайцева, А. Искусство квиллинга. – И.: Эксмо – Пресс, 2009. – 64 с.

3. Синицина, Е. Умные пальчики: пособие для родителей и воспитателей / Е. Синицина. – Москва, 1998.

4. Ступак, Е. Гофрированный картон. – И.: Айрис – Пресс, 2009. – 32 с.

5. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей: пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003. – 40 с.

6. Хелен, У. Популярный квиллинг.- И.: Ниола – пресс, 2008. – 104 с.

7. Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги. – И.: Мир книги, 2008. – 96 с.

8. Уолтер Х. Цветы из бумажных лент. Москва: Издательство «Ниола – Пресс», 2008.

9. Уилсон Д. Цветы из бумажных лент. Москва: Издательская группа «КОНТЭКТ», 2009.

10. Екжанова Е.А. Стребелева Е.А. Программа коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М., 2011.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды деятельности, способствующие развитию творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте и развитие творческих способностей на занятиях физкультурой

Психическое и физическое развитие ребёнка находятся в большой взаимосвязи от двигательной активности, которая является источником не только познания окружающего мира, но психического и физического раз...

Коррекционные мероприятия по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли…. Чем больше мастерства...

«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО СЛУХУ»

Программа «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья по слуху» - это практический курс для развития навыков межличностного взаимо...

Программа организованной совместной деятельности по развитию творческого потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья "Шерстяная акварель"

Программа раскрывает основные направления в коррекционной работе. Содержит примерное тематическое планирование по рисованию шерстью, картотеку пальчиковых игр для развития мелкой моторики....

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья через нетрадиционные техники изобразительной деятельности»

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия и...