Развивающие игры с природным материалом
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа)

Акежева Эмма Айдамировна

 

Развивающие игры с природным материалом

Авторские игры с плодами деревьев для детей 2-3 лет.

Дети раннего возраста — это маленькие исследователи. Интерес к природным объектам формируется у них постепенно, в результате многократных встреч. При знакомстве с окружающим миром малыши хотят всё рассмотреть и потрогать. Игры с природным материалом способствуют умственному и речевому развитию детей, формированию у них познавательного интереса, умения взаимодействовать друг с другом, проявления творческих способностей. В процессе совместной игры формируется доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

Однажды, когда к нам в группу попала большая круглая коробка, появилась идея использовать её для игры с плодами каштана, дуба, грецкого ореха, шишками ели и сосны. Мы разделили внутреннее пространство коробки на четыре части и в каждой из них поместили фигурки животных. Собранные с детьми каштаны, шишки, жёлуди, грецкие орехи поместили в корзинку, а в крышке коробки сделали прорези и наклеили рядом картинки с изображениями этих плодов.

Игра «Гостинцы для друзей»

Цель
 формировать представления о плодах деревьев ближайшего окружения.

Задачи

 развивать сенсорные представления при выделении признаков плодов каштана, дуба, ореха, ели и сосны; познакомить с особенностями фактуры различного природного материала; развивать внимание, память, мыслительные операции анализа, сравнения, группировки, классификации; расширять и уточнять лексический запас; развивать умение соотносить предметы с их изображениями, точные движения пальцев и кистей рук.

Материал

корзинка с шишками, грецкими орехами, каштанами, жёлудями, коробка с прорезями, пластмассовые и резиновые фигурки зверей.

Игра предназначена для детей 2-3 лет, одновременно в ней могут принять участие до 4-х человек.

Ход игры

Воспитатель вносит корзинку с природным материалом, который представлен каштанами, сосновыми и еловыми шишками, грецкими орехами и жёлудями, предлагает детям рассмотреть его и обследовать. Дети раскладывают эти плоды в отверстия на коробке после соотнесения их внешнего вида с расположенными рядом изображениями. После того, как все плоды разложены, крышку коробки открывают и предлагают детям посмотреть, кому достались гостинцы. Малыши также могут проверить правильность выполнения игрового задания и переложить плоды, если допущена ошибка. Для поддержания интереса к игре мы заменяем фигурки животных, перемещаем их в другие части коробки, частично закрываем фотографии плодов, добавляем свежие фрукты.

Игра «Один-много»

Цель
формировать представление о понятиях «много» и «один».

Задачи

закреплять названия плодов разных деревьев, дифференцировать изображения одного предмета и множества предметов, учить откладывать соответствующее этим изображениям количество плодов, закреплять умение словесно обозначать один предмет и много предметов.

 

 

Материал

корзинка с шишками ели, сосны и кедра, орехами пекан, фундук и грецкими, каштанами, жёлудями, шишками ольхи; коробка с прорезями; карточки с изображениями одного из указанных плодов и множества таких же плодов. В игре могут принять участие до 4-х детей.

Ход игры

Воспитатель предлагает дошкольникам рассмотреть и назвать плоды деревьев, которые находятся в корзинке, а затем найти и назвать эти же плоды на картинках. Затем педагог показывает карточку с изображением каштана и располагает её около одного из отверстий в коробке. Он предлагает каждому участнику игры опустить в него столько же каштанов.

Дети кладут в коробку по одному каштану. После этого коробку открывают и предлагают посмотреть, сколько плодов в ней лежит. Педагог подводит дошкольников к выводу о том, что много каштанов — это много раз по одному каштану. Детям предлагают найти и показать картинку, на которой изображено много каштанов. Аналогично дошкольники образовывают множества других плодов.

Игра «Весёлый счёт»

Цель
закреплять навыки соотнесения количества предметов с цифрой.

Задачи

 закреплять навыки счёта предметов в пределах 5-и, обозначения количества предметов цифрой.

Материал

корзинка с природным материалом, коробка с прорезями, карточки с цифрами от 1 до 5. В игре могут принять участие до 4-х детей.

Ход игры

Воспитатель привлекает внимание детей к корзинке с плодами, предлагает им выбрать по одному разному плоду и назвать его. Затем он показывает карточку с цифрой, и дети опускают в отверстия коробки соответствующее ей количество плодов, ориентируясь на их изображения. После этого воспитатель открывает крышку и предлагает проверить, все ли справились с заданием.

Усложняем задание, предлагая детям положить в коробку разное количество плодов. Дети вместе с педагогом открывают коробку и считают их количество в каждом её отделении. Можно ввести в игру элемент загадочности и предложить выбрать плоды из корзинки на ощупь с закрытыми глазами. В этом случае дети выполняют игровое задание по очереди. Например, первый участник закрывает глаза и выбирает 3 каштана, следующий нащупывает 3 ореха. Новый природный материал добавляем в корзинку, и дети знакомятся с ним на основе тактильных ощущений.

Игра «Что выросло на ветке»

Цель
 закреплять представления о характерных признаках плодов деревьев.

Задача

развивать сенсорные представления о плодах деревьев на основе тактильных ощущений.

Материал

корзина с шишками, орехами, каштанами, жёлудями и фруктами.

Играть могут 1- 4 ребёнка. Воспитатель предлагает детям определить на ощупь лежащие в мешочке плоды деревьев и назвать их. После этого каждый ребёнок достаёт плод, и, убедившись в правильности своего ответа, опускает его в коробку, ориентируясь на соответствующее изображение.

Представленное пособие можно с успехом использовать для закрепления у дошкольников навыков количественного счёта и представлений о частях растений. Следует отметить, что знакомство детей с возможностью необычного использования обыкновенной коробки способствует развитию воображения, интереса к экспериментированию и творческой деятельности

 

Эти игры рано входят в жизнь ребёнка. Едва научившись ходить, малыш тянется к лопатке, совку, стремится копать снег, песок, любит игры с водой. Но без специального обучения дети не приобретают необходимые умения, и игры с природным материалом бывают однообразными и малосодержательными.

Между тем они содержат большие возможности для развития у ребёнка

Многие из свойств природных материалов ребёнок познает чувственным путём.

Способы чувственного познания, умение выделять те или иные свойства и качества предметов развиваются в процессе содержательной интересной деятельности, прежде всего в игре. Однако это происходит при условии, что педагог последовательно обучает детей, развивая у них анализирующее восприятие предметов, формируя действия обследования, добиваясь усвоения правильных словесных обозначений признаков.

Игры с водой проводятся уже в младшей группе. Это могут быть игры в групповой комнате и на участке детского сада. Используются тазы с водой, разные сосуды (баночки, кувшины, стаканы), воронки, игрушки и предметы (плавающие и тонущие). Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, вовлекаются в несложные опыты, знакомясь со свойствами предметов (плавают-тонут).

На участке детского сада малыши собираются около лужи, весеннего ручейка, пускают лодочки, сделанные из бумаги, коры, дерева, бросают разные предметы, чтобы узнать, какие плавают, а какие тонут.

В результате в младшем возрасте дети подводятся к пониманию, что вода тычет.

Дети 4-5 лет усваивают представление о том, что вода растекается, не имеет своей формы, одни предметы в ней плавают, а другие тонут, что она прозрачная.

В старшем дошкольном возрасте дети могут объяснить, почему не все предметы плавают, не всякая воды прозрачная, рассказать, что вода меняет своё состояние в зависимости от температуры воздуха.

Игры со снегом требуют усвоения приёмов его преобразования.

Самый простой приём — лепка. Педагог предлагает малышам вылепить комочки — снежки, зайчика с утками, морковку, чтобы его накормить, и т. п. В присутствии детей воспитатель лепит снеговика, потом все вместе из камешков, сучков, сухих веточек делают ему глаза, рот, уши, волосы. Собравшись вокруг снеговика, дети радуются, что снег липкий, славный получился снеговик! Так малыши усваивают представления о свойстве снега.

А дети 4-6 лет осваивают новый приём строительства из снега — лепку из накатанных комьев. Так делаются фигуры человека (Дед Мороз, Снегурочка), крепости. Катая комья, дети подходят к пониманию ещё одного свойства влажного снега — тяжести. Сооружениям из комьев снега можно придать большую прочность, если облить водой (это дети делают вместе с педагогом), заделать отверстия между комьями снежным тестом (в ведре снег смешивается с водой). Сооружение снежной крепости целесообразно приурочить к масленице. Это даст возможность познакомить дошкольников с древней русской традицией: день проводов масленицы о.

Малышам педагог показывает, как с помощью острой лопатки можно вырезать фигурку животного, человека.

Дошкольники постарше делают это сами при участии взрослых (можно привлекать родителей). Из утрамбованного снега можно вырезать кирпичи (старшие дети делают это сами) и использовать их для постройки зданий, заборов и пр.

Старшие дошкольники участвуют в строительстве горки. В основание её можно уложить ящики, а для утрамбовки поверхности использовать доски. Комбинирование разнообразных материалов стимулирует развитие инициативы, смекалки, творчества.

В старшей группе дети учатся строить способом выкапывания (колодец, река, канал, туннель, ров). Преобразовывают горку утрамбованного песка в предмет определённого назначения (дом, крепость, дворец). Дети объединяются в совместные игры, сооружая не отдельные предметы, а целые комплексы (парк, речная пристань).

Фантазия проявляется в комбинировании строительных материалов. Например, при постройке дамбы в ручье используются камни, глина, дощечки; при сооружении парка наряду с песком применяются камни, сухие ветки (в качестве деревьев) и т. п.

В играх с песком, снегом ребёнок получает представления о свойствах, сравнивает, обобщает: строить можно только из влажного песка и снега, песок и снег — непрочный строительный материал.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_no3_e.a.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие игры с природным материалом

Авторские игры с плодами деревьев для детей 2-3 лет.

Дети раннего возраста — это маленькие исследователи. Интерес к природным объектам формируется у них постепенно, в результате многократных встреч. При знакомстве с окружающим миром малыши хотят всё рассмотреть и потрогать. Игры с природным материалом способствуют умственному и речевому развитию детей, формированию у них познавательного интереса, умения взаимодействовать друг с другом, проявления творческих способностей. В процессе совместной игры формируется доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

Однажды, когда к нам в группу попала большая круглая коробка, появилась идея использовать её для игры с плодами каштана, дуба, грецкого ореха, шишками ели и сосны. Мы разделили внутреннее пространство коробки на четыре части и в каждой из них поместили фигурки животных. Собранные с детьми каштаны, шишки, жёлуди, грецкие орехи поместили в корзинку, а в крышке коробки сделали прорези и наклеили рядом картинки с изображениями этих плодов.

Игра «Гостинцы для друзей»

Цель
формировать представления о плодах деревьев ближайшего окружения.

Задачи

 развивать сенсорные представления при выделении признаков плодов каштана, дуба, ореха, ели и сосны; познакомить с особенностями фактуры различного природного материала; развивать внимание, память, мыслительные операции анализа, сравнения, группировки, классификации; расширять и уточнять лексический запас; развивать умение соотносить предметы с их изображениями, точные движения пальцев и кистей рук.

Материал

корзинка с шишками, грецкими орехами, каштанами, жёлудями, коробка с прорезями, пластмассовые и резиновые фигурки зверей.

Игра предназначена для детей 2-3 лет, одновременно в ней могут принять участие до 4-х человек.

Ход игры

Воспитатель вносит корзинку с природным материалом, который представлен каштанами, сосновыми и еловыми шишками, грецкими орехами и жёлудями, предлагает детям рассмотреть его и обследовать. Дети раскладывают эти плоды в отверстия на коробке после соотнесения их внешнего вида с расположенными рядом изображениями. После того, как все плоды разложены, крышку коробки открывают и предлагают детям посмотреть, кому достались гостинцы. Малыши также могут проверить правильность выполнения игрового задания и переложить плоды, если допущена ошибка. Для поддержания интереса к игре мы заменяем фигурки животных, перемещаем их в другие части коробки, частично закрываем фотографии плодов, добавляем свежие фрукты.

Игра «Один-много»

Цель
формировать представление о понятиях «много» и «один».

Задачи

закреплять названия плодов разных деревьев, дифференцировать изображения одного предмета и множества предметов, учить откладывать соответствующее этим изображениям количество плодов, закреплять умение словесно обозначать один предмет и много предметов.

Материал

корзинка с шишками ели, сосны и кедра, орехами пекан, фундук и грецкими, каштанами, жёлудями, шишками ольхи; коробка с прорезями; карточки с изображениями одного из указанных плодов и множества таких же плодов. В игре могут принять участие до 4-х детей.

Ход игры

Воспитатель предлагает дошкольникам рассмотреть и назвать плоды деревьев, которые находятся в корзинке, а затем найти и назвать эти же плоды на картинках. Затем педагог показывает карточку с изображением каштана и располагает её около одного из отверстий в коробке. Он предлагает каждому участнику игры опустить в него столько же каштанов.

Дети кладут в коробку по одному каштану. После этого коробку открывают и предлагают посмотреть, сколько плодов в ней лежит. Педагог подводит дошкольников к выводу о том, что много каштанов — это много раз по одному каштану. Детям предлагают найти и показать картинку, на которой изображено много каштанов. Аналогично дошкольники образовывают множества других плодов.

Игра «Весёлый счёт»

Цель
закреплять навыки соотнесения количества предметов с цифрой.
 

Задачи

 закреплять навыки счёта предметов в пределах 5-и, обозначения количества предметов цифрой.

Материал

корзинка с природным материалом, коробка с прорезями, карточки с цифрами от 1 до 5. В игре могут принять участие до 4-х детей.

Ход игры

Воспитатель привлекает внимание детей к корзинке с плодами, предлагает им выбрать по одному разному плоду и назвать его. Затем он показывает карточку с цифрой, и дети опускают в отверстия коробки соответствующее ей количество плодов, ориентируясь на их изображения. После этого воспитатель открывает крышку и предлагает проверить, все ли справились с заданием.

Усложняем задание, предлагая детям положить в коробку разное количество плодов. Дети вместе с педагогом открывают коробку и считают их количество в каждом её отделении. Можно ввести в игру элемент загадочности и предложить выбрать плоды из корзинки на ощупь с закрытыми глазами. В этом случае дети выполняют игровое задание по очереди. Например, первый участник закрывает глаза и выбирает 3 каштана, следующий нащупывает 3 ореха. Новый природный материал добавляем в корзинку, и дети знакомятся с ним на основе тактильных ощущений.

Игра «Что выросло на ветке»

Цель
закреплять представления о характерных признаках плодов деревьев.

Задача

развивать сенсорные представления о плодах деревьев на основе тактильных ощущений.

Материал

корзина с шишками, орехами, каштанами, жёлудями и фруктами.

Играть могут 1- 4 ребёнка. Воспитатель предлагает детям определить на ощупь лежащие в мешочке плоды деревьев и назвать их. После этого каждый ребёнок достаёт плод, и, убедившись в правильности своего ответа, опускает его в коробку, ориентируясь на соответствующее изображение.

Представленное пособие можно с успехом использовать для закрепления у дошкольников навыков количественного счёта и представлений о частях растений. Следует отметить, что знакомство детей с возможностью необычного использования обыкновенной коробки способствует развитию воображения, интереса к экспериментированию и творческой деятельности

Эти игры рано входят в жизнь ребёнка. Едва научившись ходить, малыш тянется к лопатке, совку, стремится копать снег, песок, любит игры с водой. Но без специального обучения дети не приобретают необходимые умения, и игры с природным материалом бывают однообразными и малосодержательными.

Между тем они содержат большие возможности для развития у ребёнка

Многие из свойств природных материалов ребёнок познает чувственным путём.

Способы чувственного познания, умение выделять те или иные свойства и качества предметов развиваются в процессе содержательной интересной деятельности, прежде всего в игре. Однако это происходит при условии, что педагог последовательно обучает детей, развивая у них анализирующее восприятие предметов, формируя действия обследования, добиваясь усвоения правильных словесных обозначений признаков.

Игры с водой проводятся уже в младшей группе. Это могут быть игры в групповой комнате и на участке детского сада. Используются тазы с водой, разные сосуды (баночки, кувшины, стаканы), воронки, игрушки и предметы (плавающие и тонущие). Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, вовлекаются в несложные опыты, знакомясь со свойствами предметов (плавают-тонут).

На участке детского сада малыши собираются около лужи, весеннего ручейка, пускают лодочки, сделанные из бумаги, коры, дерева, бросают разные предметы, чтобы узнать, какие плавают, а какие тонут.

В результате в младшем возрасте дети подводятся к пониманию, что вода тычет.

Дети 4-5 лет усваивают представление о том, что вода растекается, не имеет своей формы, одни предметы в ней плавают, а другие тонут, что она прозрачная.

В старшем дошкольном возрасте дети могут объяснить, почему не все предметы плавают, не всякая воды прозрачная, рассказать, что вода меняет своё состояние в зависимости от температуры воздуха.

Игры со снегом требуют усвоения приёмов его преобразования.

Самый простой приём — лепка. Педагог предлагает малышам вылепить комочки — снежки, зайчика с утками, морковку, чтобы его накормить, и т. п. В присутствии детей воспитатель лепит снеговика, потом все вместе из камешков, сучков, сухих веточек делают ему глаза, рот, уши, волосы. Собравшись вокруг снеговика, дети радуются, что снег липкий, славный получился снеговик! Так малыши усваивают представления о свойстве снега.

А дети 4-6 лет осваивают новый приём строительства из снега — лепку из накатанных комьев. Так делаются фигуры человека (Дед Мороз, Снегурочка), крепости. Катая комья, дети подходят к пониманию ещё одного свойства влажного снега — тяжести. Сооружениям из комьев снега можно придать большую прочность, если облить водой (это дети делают вместе с педагогом), заделать отверстия между комьями снежным тестом (в ведре снег смешивается с водой). Сооружение снежной крепости целесообразно приурочить к масленице. Это даст возможность познакомить дошкольников с древней русской традицией: день проводов масленицы о.

Малышам педагог показывает, как с помощью острой лопатки можно вырезать фигурку животного, человека.

Дошкольники постарше делают это сами при участии взрослых (можно привлекать родителей). Из утрамбованного снега можно вырезать кирпичи (старшие дети делают это сами) и использовать их для постройки зданий, заборов и пр.

Старшие дошкольники участвуют в строительстве горки. В основание её можно уложить ящики, а для утрамбовки поверхности использовать доски. Комбинирование разнообразных материалов стимулирует развитие инициативы, смекалки, творчества.

В старшей группе дети учатся строить способом выкапывания (колодец, река, канал, туннель, ров). Преобразовывают горку утрамбованного песка в предмет определённого назначения (дом, крепость, дворец). Дети объединяются в совместные игры, сооружая не отдельные предметы, а целые комплексы (парк, речная пристань).

Фантазия проявляется в комбинировании строительных материалов. Например, при постройке дамбы в ручье используются камни, глина, дощечки; при сооружении парка наряду с песком применяются камни, сухие ветки (в качестве деревьев) и т. п.

В играх с песком, снегом ребёнок получает представления о свойствах, сравнивает, обобщает: строить можно только из влажного песка и снега, песок и снег — непрочный строительный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры с природным материалом (ракушками)

Развивающие игрыс природным материалом (ракушками) Игра №1 «Угадай на ощупь»Цель: - помочь ребенку научиться правильно   пользоваться чувством осязания в процессе окружающего мира...

Консультация для педагогов "Игры с природными материалами" (с водой, песком, природным материалом) (старший дошкольный возраст).

По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством во...

Развивающие игры с природным материалом - камешками в практике педагога-психолога детского сада

Материал содержит игры, упражнения, физминутки, пальчиковую гимнастику, которые проводятся с использованием природного материала - необычных камешков  с рисунками. Рекомендую для педагогов-психол...

игры с природным материалом. игры с песком

игры представлены как для педагогов, так и для родителей...

Развивающие игры с природным материалом для детей младшего дошкольного возраста

Дети младшего возраста - это маленькие исследователи. Интерес к природным объектам формируется у них постепенно, в результате многократных встреч. При знакомстве с окружающим миром малыши хотят всё ра...

развивающие игры с природным материалом

Дети раннего возраста — это маленькие исследователи. Интерес к природным объектам формируется у них постепенно, в результате многократных встреч. При знакомстве с окружающим миром малыши хотят в...

Открытый урок на тему игры с природными материалами. Игры с солью.

Название «Яркие воспоминания лета»Цель: развитие сенсорных систем, произвольного внимания и мелкой моторики ребенка;Задачи: стимулирование сенсорных анализаторов; развитие мелкой моторики,...