Дополнительная общеразвивающая программа "Волшебный пластилин" во второй младшей группе
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)

          Новизна программы состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. «Пластилинография» и лепка помогает подготовить руку ребенка к письму. Чем чаще ребенок моделирует из различных материалов (пластилин, тесто, глина), тем активнее у него развиваются общие и изобразительные задатки.

Актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами: стека, пластилин, соленое тесто. На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.

Пластилинография - это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

         Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного.

              Лепить можно из пластилина, соленого теста, глины и т.д. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Занятия комплексно воздействуют на развитие ребёнка. Повышают сенсорную чувствительность, способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики. Развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; позитивно влияют на психическое здоровье детей, формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Ребенок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

 Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи. В последние годы очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей, стало соленое тесто. Этому виду творчества придумали современное название – «Тестопластика». Техника лепки проста, ее нетрудно освоить, если под рукой есть соль, мука, вода. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму, и изделия из него достаточно долговечны. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Техника лепки из соленого теста доступна детям разного возраста во всем своем богатстве и разнообразии способов.

Программа направлена на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно - эстетического развития детей. Стимулирует формы самовыражения личности. Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка.

Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки в лепке, но и побудить интерес к творческой деятельности, который в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.

Занятия предоставляют детям большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей. Пластилинография и лепка способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

            Занимаясь пластилинографией и лепкой, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

           Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии и лепки с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией и лепкой позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

   Цель: создать условия для раскрытия и развития творческих способностей и задатков, заложенных в ребенке в процессе пластилинографии и лепки.

 

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

- Учить работать на заданном пространстве.

- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

- Развивать изобразительную деятельность детей.

- Развивать у детей интерес к художественной деятельности.

- Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

      Принципы, лежащие в программе:

•Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).

• Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

• Демократичности и гуманизма (взаимодействие руководителя и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей).

• «От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Основные принципы:

•  Принцип поэтапности. (Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка).

•  Принцип динамичности. (Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания).

•  Принцип сравнений. (Подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению).

•  Принцип выбора. (Подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе).

 

Принципы построения занятий

• Системность.

• Учет возрастных особенностей детей.

• Дифференцированный подход.

• Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний.

• Принцип постепенного и постоянного усложнения материала.

• Поэтапное использование игр.

• Гуманное сотрудничество педагога и детей.

• Высокий уровень трудности.

 

Программа ориентирована на детей дошкольного возраста от 3 до 4лет.

Программа предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы и имеет стартовый уровень. Срок освоения программы составляет 1 год обучения, общее количество запланированных занятий – 64 занятия в год. Занятия проводятся 2 раз в неделю, 8 раз в месяц. Продолжительность занятий организовывается с учетом рекомендуемого режима занятий, указанного в СанПиН 2.4.1.3648-20 для детей второй младшей группы – 15 минут. Общее количество занятий – 64 в год.

Основной формой работы является групповая и индивидуальная работа с детьми.

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

 

Организационные особенности программы:

         На каждом занятии перед ребенком ставится новая учебная задача, закрепление и усложнение которой, происходит на последующих занятиях.                                                                                                                                                                                                                                                             При разработке данной программы отбирались наиболее интересные темы, сюжеты, которые могли завлечь ребенка. Занятия целиком проходят в игровой форме.                                                                                                                                                                      

       Игровые приемы полностью обеспечивают динамичность процесса, помогают активизировать внимание, память, мышление, речь, развивают творческое воображение.   

       Образовательный процесс делится на 3 этапа:

1.Вводная часть: организационный момент, интеграция (чтение художественной литературы, пальчиковая гимнастика). (2-3 мин)

2.Основная часть: объяснение и практическая деятельность. (10 мин)

3.Заключительная часть: пальчиковая игра и подведение итогов – похвала детей за труд и красоту созданной композиции. (2 мин)

     Работа по формированию навыков по пластилинографии и лепки проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

     Отличительной особенностью программы является интеграция предметных областей знаний, деятельность пластилинографии и лепки, позволяющая интегрировать различные образовательные сферы; обновление тематики и технологии детских работ за счет учета современных условий, субкультуры детей. Данная программа предполагает, что у детей, занимающихся дополнительно пластилинографией и лепкой быстрее, чем у сверстников будет развиваться мелкая моторика и речевые аспекты.

     Методические особенности программы:

Форма организации непосредственно образовательной деятельности

- индивидуальные; подгрупповые; групповые.

Методы и приемы работы

Игровые: сюрпризные моменты, игровые ситуации; пальчиковая гимнастика, физминутки;

Наглядные: показ способов действия с инструментами и материалами; предъявление наглядных пособий;

Словесные: загадки, стихи; анализ выполненных работ; объяснение способов действия с инструментами и материалами;

Практические:

- обучение способам лепки (конструктивным, комбинированным, пластическим) и приемами (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, раскатывание, сплющивание, защипывание);

- индивидуальный подход к детям с учетом  их возрастных особенностей.

Формы проведения итогов

- диагностика в виде творческих работ в начале года и в конце;

- метод наблюдения за детьми во время творчества;

- участие в выставках детского сада;

- выставки  на родительских собраниях.

2. Тематический план

 

№ п/п

Тема

Количество часов

Форма аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. «Гостинцы осени»

(сентябрь)

 

 

 

 

 

1.1

«Репка на грядке»

1

0.25

0.75

 

1.2

«Яблочко»

1

0.25

0.75

 

1.3

«Солнышко»

1

0.25

0.75

 

1.4

«Мухомор»

1

0.25

0.75

Диагностика

Итого по разделу:

4

 

 

 

Раздел 2. «Осенняя природа»

(октябрь)

 

 

 

 

2.1

«Веточка рябины»

1

0.25

0.75

 

2.2

 «Осеннее дерево»

1

0.25

0.75

 

2.3

«Дары осени»

1

0.25

0.75

 

2.4

«Собираем урожай

1

0.25

0.75

 

Итого по разделу:

8

 

 

 

Раздел 3. «Птицы»

(ноябрь)

 

 

 

 

3.1

«Утка»

1

0.25

0.75

 

3.2

«Цыплёнок»

1

0.25

0.75

 

3.3

«Петушок»

1

0.25

0.75

 

3.4

«воробей»

1

0.25

0.75

 

Итого по разделу:

4

 

 

 

Раздел 4.  «Животные»

(Декабрь)

 

 

 

 

4.1

«Медвежонок»

1

0.25

0.75

 

4.2

«Ёжик»

1

0.25

0.75

 

4.3

«Кошка»

1

0.25

0.75

 

4.4

«Собака»

1

0.25

0.75

 

Итого по разделу:

4

 

 

 

Раздел 5. «Зимушка-зима»

(Январь)

 

 

 

 

5.1

«Снеговик»

1

0.25

0.75

 

5.2

«Дорожка в зимний лес»

1

0.25

0.75

 

5.3

«Снежинка»

1

0.25

0.75

 

Итого по разделу:

3

 

 

 

Раздел 6.( «Моя семья»)

 

 

 

 

 

6.1

«Цветок для мамы»

1

0.25

0.75

 

6.2

«Игрушка для братика)

1

0.25

0.75

 

6.3

«Бусы для мамы»

1

0.25

0.75

 

6.4

«Подарок для папы к 23

февраля»

1

0.25

0.75

 

Итого по разделу:

4

 

 

 

Раздел 7. «Подарки»

(март)

 

 

 

 

7.1

«Ваза с ромашками»

1

0.25

0.75

 

7.2

«Мой маленький друг»

1

0.25

0.75

 

7.3

«Бабочки»

1

0.25

0.75

 

7.4

«Неваляшка»

1

0.25

0.75

 

Итого по разделу:

4

 

 

 

Раздел 8.  «Весна»

(апрель)

 

 

 

 

8.1

«Весеннее солнышко»

1

0.25

0.75

 

8.2

«Ветка с первыми листьями»

1

0.25

0.75

 

8.3

«Одуванчики»

1

0.25

0.75

 

8.4

«Божьи коровки»

1

0.25

0.75

 

Итого по разделу:

4

 

 

 

 

Раздел 9.  «Загадки природы»

(май)

 

 

 

 

 

9.1

«Бабочки на лугу»

1

0.25

0.75

 

 

9.2

«Волшебные зонтики»

1

0.25

0.75

 

 

9.3

«Ромашки-солнышки»

1

0.25

0.75

 

Итого по разделу:

3

 

 

 

Всего:

34

 

 

 

 

 

Формы аттестации/контроля: текущий контроль осуществляется педагогом, практически, на каждом занятии в форме педагогического наблюдения и результатов продуктивной деятельности. Контроль уровня достижения планируемых предметных результатов осуществляется два раза в год. Начальный контроль в начале учебного года (в октябре) и итоговый в конце учебного года (в мае).

 

 

3. Содержание Программы

 

Раздел 1. «Гостиницы осени»

Тема 1.1. Вводное занятие Вводное занятие

1.1.  «Репка на грядке»

Теория. беседа по содержанию сказки «Репка», рассматривание репки.

Практика. Лепка репки в определённой последовательности. Создание композиции на бруске пластилина.

1.2. «Яблочко» (в нетрадиционной технике «мозайка»)

Теория. Рассматривание яблок, беседа «фрукты и овощи»

Практика. Познакомить детей с техникой пластилиновой мозайки.

1.3. «Солнышко» (лепка с бросовым материалом: ватными палочками)

Теория. Рассматривание солнца и обсуждение его признаков.

Практика. Развивать умение скатывать шар и придавливать ладошками.

1.4. «Мухомор»

Теория. Познакомить детей с грибом «Мухомор», рассмотреть гриб.

Практика. Лепка мухомора конструктивным способом из четырёх частей (шляпка, ножка, «юбочка», полянка). Крапинки для шляпки (разрезание жгутика на мелкие кусочки).

Раздел 2. «Осенняя природа»     

2.1. «Осеннее дерево» (нетрадиционная техника «пластилинография»)

Теория. беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы.

Практика. Познакомить с техникой пластилинографии. Развивать творческие способности и мелкую моторику.

2.2. «Веточка рябины» (нетрадиционная техника «пластилинография»)

Теория.  Рассматривание дерева рябины в природе, его строение, характерные особенности

Практика. Учить детей отщипывать маленький кусок пластилина от большого куска и раскатывать шарики. Развивать чувство композиции.

2.3. «Дары осени»

Теория. Беседы о времени года – осени, рассматривание овощей.

Практика. Учить детей  лепить из пластилина морковку.                   

2.4. «Собираем урожай     

Теория. Формировать умение различать и правильно называть овощи; определять овощ по форме (круг, овал, называть его цвет).

Практика. Продолжать учить детей лепить по представлению знакомые предметы.                     

Раздел 3. «Птицы»             

3.1. «Утка»

Теория. Рассматривание утки, беседа о домашних птицах.

Практика. Формировать умение создавать из пластилина утку, развивать творческие способности.

3.2. «Цыплёнок» (из бросового материала)

Теория. Рассматривание иллюстраций с домашними птицами.

Практика. Учить детей лепить цыпленка  из пластилина и капсулы ;

3.3. «петушок» (из бросового материала-шишки)

Теория. Беседа о домашних птицах.

Практика. Учить детей создавать образ петушка из шишки и пластилина. Развивать творческие способности.

3.4. «Воробей»

Теория. Рассказ о птицах, обобщение информации о зимующих птицах внешний облик, место обитания, питание, характерные особенности.

Практика. Отрабатывать умения выполнять аппликацию способом скручивания салфетки.

Раздел 4. «Животные»                 

4.1. «Медвежонок» (нетрадиционная техника «пластилинография»)

Теория. Рассматривание медвежонка.

Практика. Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать их по нарисованной форме           

4.2. «Ёжик» (с природным материалом)

Теория. Закреплять знания детей о диких животных.

Практика. Учить детей создавать образ ежика и с помощью шишек и пластилина.

4.3. «Кошка(нетрадиционная техника «пластилинография»)

Теория. Беседа о домашних животных.

Практика. Учить отрывать от большого куска ваты маленькие кусочки, скатывать их между ладоней и наклеивать на контур.

4.4. «Собака» (в нетрадиционной технике «мозайка»)

Теория. Рассматривание домашних животных.

Практика. Учить создавать поделки из пластилина в  технике «мозайка»

Раздел 5. «Зимушка-зима»           

5.1. «Снеговик» (с бросовым материалом: ватными палочками)

Теория. Рассматривание и обсуждение качеств снеговика.

Практика». Создать композицию снеговика из пластилина и ватных палочек.

5.2. «Дорожка в зимний лес» (нетрадиционная техника «пластилинография»)

Теория. Обсуждение времени года зиме, и о ее признаках.

Практика. Учить аккуратно отщипывать маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, наклеивать на нарисованную форму

5.3. «Снежинка» (из соленого теста)

Теория. Рассматривание снежинок.

Практика. Учить детей лепить снежинки из соленого теста.              

Раздел 6. «Семья»                         

6.1. «Цветок для мамы» (с бросовым материалом-ватными палочками)

Теория. Рассматривание цветов.

Практика. Формировать умение создавать образ цветка с бросовым материалом.

6.2. «Игрушка для братика» (с бросовым материалом)

Теория. Рассматривание погремушек.

Практика. Формировать умение создавать погремушку из пластилина и капсулы.

6.3.  «Бусы для мамы»

Теория. Рассматривание бус, рассказывание стихотворений о маме.

Практика. Учить детей отрывать маленькие кусочки пластилина и раскатывать шарики.

6.4. «Подарок для папы к 23 февраля (нетрадиционная техника «пластилинография»)

Теория. уточнить знания детей о празднике «День защитника Отечества»;

Практика.                           

Раздел 7. «Подарки»                     

7.1. «Весеннее солнышко» (нетрадиционная техника «пластилинография»)

Теория. Уточнить знания детей о времени года весна, рассмотреть солнце.

Практика. Закреплять умение рисовать пластилином по контуру.

7.2. «Мой маленький друг» (нетрадиционная техника «пластилинография»)

Теория. Рассматривание изображений птиц, уточнение представления об особенностях внешнего вида пернатых.

Практика. Учить детей рисовать картину шариками из пластилина.

7.3. «Бабочки» (нетрадиционная техника «пластилинография»)

Теория. Рассматривание изображений бабочек и выделение внешних качеств.

Практика. Совершенствовать умение детей рисовать картину шариками.

7.4. «Неваляшка» (нетрадиционная техника «пластилинография»)

Теория. Рассматривание игрушки неваляшки и выделение внешних качеств.

Практика.  Закреплять умение рисовать картину пластилином.                               

Раздел 8. «Весна»                           

8.1. «Весеннее солнышко». (нетрадиционная техника «пластилинография»)

Теория. Беседа о солнце. Рассматривание изображений солнца.

Практика. Закреплять умение создавать образ солнца, размазывая пластилин по контуру».

8.2. «Ветка с первыми листьями» (нетрадиционная техника «пластилинография»)

Теория. Рассматривание весенних деревьев.

Практика. Формировать умение создавать образ ветки с листьями в технике «пластилинография».

8.3. «Одуванчики» (с бросовым материалом-ватными палочками)

Теория. Беседа о весенних цветах.

Практика. Формировать умение создавать образ одуванчика с помощью пластилина и ватных палочек.

8.4. «Божьи коровки» (из соленого теста)

Теория. беседа о насекомых, загадывание загадок.

Практика. Учить детей лепить божью коровку из соленого теста.

Раздел 9. «Загадки природы»

9.1. «Бабочки на лугу» (нетрадиционная техника «пластилинография»)

Теория. Беседа о насекомых. Рассматривание бабочек.

Практика. Формировать умение создавать образ бабочки, рисуя шариками из пластилина по контуру.

9.2. «Волшебные зонтики» (нетрадиционная техника «пластилинография»)

Теория.  рассматривание картины «Зонтики», беседа о признаках весны.

Практика.     создание цветного изображения «зонта» на плоскости в технике пластилинографии.

9.3.  «Ромашки-солнышки» ( с бросовым материалом)

Теория. Рассмотреть и сравнить ромашку и солнышко.

Практика. Учить детей создавать образ ромашки с помощью пластилина и ватных палочек.

 

 

4. Планируемые результаты

В результате обучения по данной программе дети:

·         Познакомятся с новыми техниками выполнения работ пластилина-пластилинографии.

·         Научатся выполнять поделки из различных материалов.

·         Научатся выполнять поделки нетрадиционными техниками пластилинографии.

·         Научатся видеть необычное в обычных предметах.

·         Выявится улучшение показателей мелкой моторики пальцев рук. 

·         Технические навыки, прививаемые детям в процессе работы:

·         Владение техниками нетрадиционного рисования;

 

К концу года дошкольники должны знать:

·         разную технику владения лепки, нетрадиционными способами;

·         создание изделий из различных материалов;

·         последовательность выполнения работы;

 

уметь:

·         составлять композицию;

·         выполнять работу самостоятельно, согласно технологии;

·         оказывать помощь товарищу

·         следовать устным инструкциям;

(декоративно оформлять изделие Достижения ребенка:

- ребенок умеет планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

- осуществляет творческий подход к каждой работе;

- владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними;

- проявляет высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов;

-декоративно оформляет изделие;

В течение года и по итогам работы проводится контроль знаний, осуществляемый в форме обычных и специально подобранных практических заданий.

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.

 

 

 

 

5.  Формы контроля и оценочные материалы

Учитывая принцип постепенного продвижения в развитии личности (возможность для самореализации ребёнка в условиях свободного выбора различных видов деятельности), успехи и достижения ребёнка сравниваются с исходными возможностями, а не со стандартом. Промежуточная диагностика результатов проводится в ходе изучения тем программы и включает в себя – наблюдение (в процессе выполнения детьми практических, творческих, индивидуальных, коллективных работ). Итоговая диагностика проводится в конце изучения раздела программы в виде творческих заданий, выставок (внутри объединения, учреждения, города, республики). По тому, каким образом дети самостоятельно (без помощи педагога) добиваются решения поставленной перед ними задачи, делается вывод об эффективности применяемых приёмов и методов обучения на данном этапе, доступности материала, возросшему уровню творческого развития дошкольников. Важным показателем эффективности реализации программы являются выставки творческих работ детей, участие в конкурсах.

 

Диагностика  ожидаемых результатов

п/п

 

Имя,  

фамилия

ребенка

Развитие творческих способностей

Развитие общей ручной умелости (моторики)

Активное использование лепных навыков в самостоятельной продуктивной деятельности детей

Развитие активной детской речи

Расширение кругозора

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Низкий уровень. Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания, нет новизны и оригинальности в работе, выполняет задание по образцу, с ошибками; слабо развита ручная умелость и моторика рук, координация движений, гибкость пальцев рук, нет точности ручных движений. Ребенок не может самостоятельно работать с пластилином и тестом, испытывает трудности в изготовлении основных форм из теста, затрудняется в работе с пластилином, самостоятельно не может применять основные приемы лепки, затрудняется в соединении нескольких частей в цельный образ и передачи пропорций, сформированы не все технические навыки. Речь является вспомогательным средством общения; преимущественно использует невербальные средства общения: мимику, жесты, затрудняется в речевом выражении, общении, имеются нарушения в речи. Расширение кругозора познавательные интересы ситуативные, участвует в наблюдениях, исследованиях, организованных взрослым, но не проявляет ярких познавательных чувств, затрудняется в обобщении полученных знаний, если проявляет самостоятельность, то малопродуктивную, сам не может достичь качественного результата деятельности.

      Средний уровень. Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога, внесение новых замыслов случайно, ручная умелость развита недостаточно, нет согласованности в координации движений пальцев рук.  Ребенок целенаправленно лепит, самостоятельно или прибегая к помощи взрослого, соединяет несколько частей в цельный образ, используя разные способы лепки, может нарушать пропорции, знает и соблюдает последовательность лепки, сформированы технические навыки, но может выполнить действия неточно, требует напоминании взрослого. Речь является ведущим средством общения, но средства общения недостаточно выразительны, затрудняется в речевом выражении, обобщении полученных знаний.  Расширение кругозора: проявляет познавательный интерес к непосредственно воспринимаемым объектам, с интересом наблюдает за окружающим, для обобщения результатов нуждается в помощи взрослого, самостоятельно действует в повседневной обстановке.

       Высокий уровень. У ребенка повышенный интерес, творческая активность, субъективная новизна, оригинальность и вариативность,  как способов решения творческой задачи, так и результата детского творчества; хорошо развита  ручная умелость и моторика рук, гибкость пальцев и сила ручных мышц, согласованность координация движений обеих рук;   самостоятельно владеет приемами лепки, знает и соблюдает последовательность лепки, правильно передает пропорции, знает и соблюдает последовательность выполнения лепки, составляет простые композиции, не испытывает отрицательные эмоции при не удачах, обращаясь за помощью к педагогу, сформированы технические навыки (действует комбинированным и конструктивным способами  с цельным куском теста и пластилина). Использует речь как ведущее средство общения, принимает участие в групповой беседе, внимательно слушает, отвечает на вопросы педагога, богатый словарный запас, активный в общении, в речи отражает результаты наблюдений. Расширение кругозора: проявляет яркий, познавательный интерес к воспринимаемым объектам, проявляет удовольствие от процесса познания   нового, задает много вопросов познавательного характера, самостоятельно действует в повседневной обстановке.

 

6. Методические материалы

 

Инструменты и дополнительные материалы:

·         салфетки  - бумажные и тканевые;

·         различные стеки или предметы их заменяющие: ручки, карандаши, зубочистки, палочки, пластиковые ножи;

·         печатки и штампики для нанесения рисунка: соломинки от коктейля, крупные пуговицы, монеты, колпачки фломастеров, пробки, камушки, ракушки и т.д.;

·         формочки для кексов, формочки для игр с песком;

·         трафаретки для печенья, пластиковые крышки от аэрозолей, колпачки шариковых ручек, бумажные шаблоны, соломинки от коктейля;

·         природный материал (ракушки, перья, шишки, каштаны, жёлуди, перья, зёрна, травки, семена, косточки и т.д.);

·         кисточки разных размеров, краски акварельные, гуашь, фломастеры;

·         соль, мука;

·         клеенки;

·         стеки;

·         фольга алюминиевая;

·         пластилин на растительной основе;

·         белый картон;

·         цветной картон

·         набор мягкого пластика;

·         доски для лепки;

·         7. Организационно-педагогические условия реализации Программы

  •  

·         7.1. Календарный учебный график

  •  

 

Раздел

 

 

Наименование контрольных процедур

Сроки

Количество занятий

Раздел 1. «Гостинцы осени»

Сентябрь

4

Диагностика

Раздел 2. «Осенняя природа»

Октябрь

4

 

Раздел 3. «Птицы»

Ноябрь

4

 

 

 

Педагогическое наблюдение, результаты продуктивной деятельности

Раздел 4. «Животные»

Декабрь

4

Раздел 5. «Зимушка-зима»

Январь

3

Раздел 6. «Семья»

Февраль

4

Раздел 7. «Подарки»

Март

4

Раздел 8.  «Весна»

Апрель

4

Раздел 9.  «Загадки природы»

Май

3

Диагностика

Итого:

 

34

 

 
  •  

·         7.2. Материально-технические условия реализации Программы

  •  
  • Материально-техническое обеспечение программы, методические материалы и средства обучения и воспитания соответствуют:
  • - СанПиН;
  • - правилам пожарной безопасности;
  • - требованиям к средствам обучения и воспитания с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей;
  • - требованиям к оснащенности помещений предметно-развивающей средой.
  •  

·         7.3.  Кадровое обеспечение программы

  •  
  • Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эсотетической направленности реализуется воспитателем средней группы №9, Личиевой Динарой Вахеавной, имеющей педагогическое профессиональное образование.

7.4. Список литературы:

 

  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. – Казань, 2009.
  2. Величко Н. Роспись изделия. – М.: Аст-Пресс, 2009.
  3. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. – М.: Просвещение, 2011.
  4. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделал из глубины, теста, снега, пластилина. – Ярославль: Академия развития, 2008.
  5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.:Просвещение, 2011.
  6. Меняеева Н.М. Формулирование общекультурных умений школьников (поведенческий аспект). – Оренбург, 2000.
  7. Немов Р.С. Психология образования. – М., 2011.
  8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. Под редакцией Асмолова А.Г. – М., 2011.
  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 2008.
  10. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. – М.: Сфера, 2005.
  11. Хапанова Н.Б. Соленое тесто. – М.: Аст-Пресс, 2007.
  12. Хохлома. Серия «Народные промыслы». – М.: Околица, 2007.

Список литературы для детей.

  1. Белова Н. Веселая компания.– М.: ОЛМА-ПРЕСС, СПб.: Издательский дом «Нева», ООО «Валери СПД», 2008.
  2. Гуляева В., Доданова Е. Синяя птица. – М.: Малыш, 2001.
  3. Лежнева С.С., Булатова И.Н. Сказка своими руками, - 3-е изд. – Мн.: Полыми, 2005.
  4. Лебедева А.И. Умелые руки не знают скуки. – М.: Малыш, 2009.
  5. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. – М.: Сфера, 2005.
  6. Хапанова Н.Б. Соленое тесто. – М.: Аст-Пресс, 2007.
  7. Чурзина Н.О. Игрушки своими руками. – М.:Олма-Пресс; С-Пб изд. Дом «Нева», 2009.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_plastilinografiya_2.docx72.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Колокольчик»

ПРИНЯТО

Протокол  заседания

педагогического совета

от _____________ № _____

УТВЕРЖДЕНО

Приказом заведующего

МАДОУ «Колокольчик»

от ______________ № ______

Дополнительная общеразвивающая программа

«Волшебный пластилин»

Направленность: художественно-эстетическая

Уровень: стартовый

Возраст обучающихся: 3-4 года

Срок реализации: 1 год.

Разработчик программы:

Личиева  Д.В.

г. Когалым 2022 г.

Содержание:

1. Пояснительная записка        

2. Тематический план        

3. Содержание Программы        

4. Планируемые результаты        

5.  Формы контроля и оценочные материалы        

6. Методические материалы        

7. Организационно-педагогические условия реализации Программы        

7.1. Календарный учебный график        

7.2. Материально-технические условия реализации Программы        

7.3.  Кадровое обеспечение программы        

7.4. Список литературы:………………………………………………………………………

1. Пояснительная записка

При разработке данной программы использовались следующие нормативно - правовые документы:

Федеральный уровень

  • Федеральный закон «Об образовании в РФ».
  • Постановление главного государственного врача РФ «Об утверждении Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении ФГОС ДО.
  • Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательная программа ДО.

Локальные акты

  • Устав МАДОУ «Колокольчик»
  • Программа развития МАДОУ «Колокольчик»
  • Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «Колокольчик»

           Направленность программы «Славные ладошки» по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению – художественно-прикладной; по форме организации - кружковой; по времени реализации - годичной.

          Программа разработана на основе методических разработок авторов - Давыдовой Г.Н. и Лыковой И.А.

          Новизна программы состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. «Пластилинография» и лепка помогает подготовить руку ребенка к письму. Чем чаще ребенок моделирует из различных материалов (пластилин, тесто, глина), тем активнее у него развиваются общие и изобразительные задатки.

Актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами: стека, пластилин, соленое тесто. На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.

Пластилинография - это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

         Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного.

              Лепить можно из пластилина, соленого теста, глины и т.д. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Занятия комплексно воздействуют на развитие ребёнка. Повышают сенсорную чувствительность, способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики. Развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; позитивно влияют на психическое здоровье детей, формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Ребенок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

 Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи. В последние годы очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей, стало соленое тесто. Этому виду творчества придумали современное название – «Тестопластика». Техника лепки проста, ее нетрудно освоить, если под рукой есть соль, мука, вода. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму, и изделия из него достаточно долговечны. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Техника лепки из соленого теста доступна детям разного возраста во всем своем богатстве и разнообразии способов.

Программа направлена на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно - эстетического развития детей. Стимулирует формы самовыражения личности. Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка.

Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки в лепке, но и побудить интерес к творческой деятельности, который в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.

Занятия предоставляют детям большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей. Пластилинография и лепка способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

            Занимаясь пластилинографией и лепкой, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

           Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии и лепки с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией и лепкой позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.).

 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

   Цель: создать условия для раскрытия и развития творческих способностей и задатков, заложенных в ребенке в процессе пластилинографии и лепки.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

- Учить работать на заданном пространстве.

- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

- Развивать изобразительную деятельность детей.

- Развивать у детей интерес к художественной деятельности.

- Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

 ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

      Принципы, лежащие в программе:

•Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).

• Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

• Демократичности и гуманизма (взаимодействие руководителя и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей).

• «От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Основные принципы:

  • Принцип поэтапности. (Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка).
  • Принцип динамичности. (Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания).
  • Принцип сравнений. (Подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению).
  • Принцип выбора. (Подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе).

Принципы построения занятий

• Системность.

• Учет возрастных особенностей детей.

• Дифференцированный подход.

• Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний.

• Принцип постепенного и постоянного усложнения материала.

• Поэтапное использование игр.

• Гуманное сотрудничество педагога и детей.

• Высокий уровень трудности.

Программа ориентирована на детей дошкольного возраста от 3 до 4лет.

Программа предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы и имеет стартовый уровень. Срок освоения программы составляет 1 год обучения, общее количество запланированных занятий – 64 занятия в год. Занятия проводятся 2 раз в неделю, 8 раз в месяц. Продолжительность занятий организовывается с учетом рекомендуемого режима занятий, указанного в СанПиН 2.4.1.3648-20 для детей второй младшей группы – 15 минут. Общее количество занятий – 64 в год.

Основной формой работы является групповая и индивидуальная работа с детьми.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Организационные особенности программы:

         На каждом занятии перед ребенком ставится новая учебная задача, закрепление и усложнение которой, происходит на последующих занятиях.                                                                                                                                                                                                                                                             При разработке данной программы отбирались наиболее интересные темы, сюжеты, которые могли завлечь ребенка. Занятия целиком проходят в игровой форме.                                                                                                                                                                      

       Игровые приемы полностью обеспечивают динамичность процесса, помогают активизировать внимание, память, мышление, речь, развивают творческое воображение.   

       Образовательный процесс делится на 3 этапа:

1.Вводная часть: организационный момент, интеграция (чтение художественной литературы, пальчиковая гимнастика). (2-3 мин)

2.Основная часть: объяснение и практическая деятельность. (10 мин)

3.Заключительная часть: пальчиковая игра и подведение итогов – похвала детей за труд и красоту созданной композиции. (2 мин)

     Работа по формированию навыков по пластилинографии и лепки проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

     Отличительной особенностью программы является интеграция предметных областей знаний, деятельность пластилинографии и лепки, позволяющая интегрировать различные образовательные сферы; обновление тематики и технологии детских работ за счет учета современных условий, субкультуры детей. Данная программа предполагает, что у детей, занимающихся дополнительно пластилинографией и лепкой быстрее, чем у сверстников будет развиваться мелкая моторика и речевые аспекты.

     Методические особенности программы:

Форма организации непосредственно образовательной деятельности

- индивидуальные; подгрупповые; групповые.

Методы и приемы работы

Игровые: сюрпризные моменты, игровые ситуации; пальчиковая гимнастика, физминутки;

Наглядные: показ способов действия с инструментами и материалами; предъявление наглядных пособий;

Словесные: загадки, стихи; анализ выполненных работ; объяснение способов действия с инструментами и материалами;

Практические:

- обучение способам лепки (конструктивным, комбинированным, пластическим) и приемами (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, раскатывание, сплющивание, защипывание);

- индивидуальный подход к детям с учетом  их возрастных особенностей.

Формы проведения итогов

- диагностика в виде творческих работ в начале года и в конце;

- метод наблюдения за детьми во время творчества;

- участие в выставках детского сада;

- выставки  на родительских собраниях.

2. Тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Форма аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. «Гостинцы осени»

(сентябрь)

1.1

«Репка на грядке»

1

0.25

0.75

1.2

«Яблочко»

1

0.25

0.75

1.3

«Солнышко»

1

0.25

0.75

1.4

«Мухомор»

1

0.25

0.75

Диагностика

Итого по разделу:

4

Раздел 2. «Осенняя природа»

(октябрь)

2.1

«Веточка рябины»

1

0.25

0.75

2.2

 «Осеннее дерево»

1

0.25

0.75

2.3

«Дары осени»

1

0.25

0.75

2.4

«Собираем урожай

1

0.25

0.75

Итого по разделу:

8

Раздел 3. «Птицы»

(ноябрь)

3.1

«Утка»

1

0.25

0.75

3.2

«Цыплёнок»

1

0.25

0.75

3.3

«Петушок»

1

0.25

0.75

3.4

«воробей»

1

0.25

0.75

Итого по разделу:

4

Раздел 4.  «Животные»

(Декабрь)

4.1

«Медвежонок»

1

0.25

0.75

4.2

«Ёжик»

1

0.25

0.75

4.3

«Кошка»

1

0.25

0.75

4.4

«Собака»

1

0.25

0.75

Итого по разделу:

4

Раздел 5. «Зимушка-зима»

(Январь)

5.1

«Снеговик»

1

0.25

0.75

5.2

«Дорожка в зимний лес»

1

0.25

0.75

5.3

«Снежинка»

1

0.25

0.75

Итого по разделу:

3

Раздел 6.( «Моя семья»)

6.1

«Цветок для мамы»

1

0.25

0.75

6.2

«Игрушка для братика)

1

0.25

0.75

6.3

«Бусы для мамы»

1

0.25

0.75

6.4

«Подарок для папы к 23

февраля»

1

0.25

0.75

Итого по разделу:

4

Раздел 7. «Подарки»

(март)

7.1

«Ваза с ромашками»

1

0.25

0.75

7.2

«Мой маленький друг»

1

0.25

0.75

7.3

«Бабочки»

1

0.25

0.75

7.4

«Неваляшка»

1

0.25

0.75

Итого по разделу:

4

Раздел 8.  «Весна»

(апрель)

8.1

«Весеннее солнышко»

1

0.25

0.75

8.2

«Ветка с первыми листьями»

1

0.25

0.75

8.3

«Одуванчики»

1

0.25

0.75

8.4

«Божьи коровки»

1

0.25

0.75

Итого по разделу:

4

Раздел 9.  «Загадки природы»

(май)

9.1

«Бабочки на лугу»

1

0.25

0.75

9.2

«Волшебные зонтики»

1

0.25

0.75

9.3

«Ромашки-солнышки»

1

0.25

0.75

Итого по разделу:

3

Всего:

34

Формы аттестации/контроля: текущий контроль осуществляется педагогом, практически, на каждом занятии в форме педагогического наблюдения и результатов продуктивной деятельности. Контроль уровня достижения планируемых предметных результатов осуществляется два раза в год. Начальный контроль в начале учебного года (в октябре) и итоговый в конце учебного года (в мае).

3. Содержание Программы

Раздел 1. «Гостиницы осени»

Тема 1.1. Вводное занятие Вводное занятие

1.1.  «Репка на грядке»

Теория. беседа по содержанию сказки «Репка», рассматривание репки.

Практика. Лепка репки в определённой последовательности. Создание композиции на бруске пластилина.

1.2. «Яблочко» (в нетрадиционной технике «мозайка»)

Теория. Рассматривание яблок, беседа «фрукты и овощи»

Практика. Познакомить детей с техникой пластилиновой мозайки.

1.3. «Солнышко» (лепка с бросовым материалом: ватными палочками)

Теория. Рассматривание солнца и обсуждение его признаков.

Практика. Развивать умение скатывать шар и придавливать ладошками.

1.4. «Мухомор»

Теория. Познакомить детей с грибом «Мухомор», рассмотреть гриб.

Практика. Лепка мухомора конструктивным способом из четырёх частей (шляпка, ножка, «юбочка», полянка). Крапинки для шляпки (разрезание жгутика на мелкие кусочки).

Раздел 2. «Осенняя природа»        

2.1. «Осеннее дерево» (нетрадиционная техника «пластилинография»)

Теория. беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы.

Практика. Познакомить с техникой пластилинографии. Развивать творческие способности и мелкую моторику.

2.2. «Веточка рябины» (нетрадиционная техника «пластилинография»)

Теория.  Рассматривание дерева рябины в природе, его строение, характерные особенности

Практика. Учить детей отщипывать маленький кусок пластилина от большого куска и раскатывать шарики. Развивать чувство композиции.

2.3. «Дары осени»

Теория. Беседы о времени года – осени, рассматривание овощей.

Практика. Учить детей  лепить из пластилина морковку.                

2.4. «Собираем урожай        

Теория. Формировать умение различать и правильно называть овощи; определять овощ по форме (круг, овал, называть его цвет).

Практика. Продолжать учить детей лепить по представлению знакомые предметы.                

Раздел 3. «Птицы»                

3.1. «Утка»

Теория. Рассматривание утки, беседа о домашних птицах.

Практика. Формировать умение создавать из пластилина утку, развивать творческие способности.

3.2. «Цыплёнок» (из бросового материала)

Теория. Рассматривание иллюстраций с домашними птицами.

Практика. Учить детей лепить цыпленка  из пластилина и капсулы ;

3.3. «петушок» (из бросового материала-шишки)

Теория. Беседа о домашних птицах.

Практика. Учить детей создавать образ петушка из шишки и пластилина. Развивать творческие способности.        

3.4. «Воробей»

Теория. Рассказ о птицах, обобщение информации о зимующих птицах внешний облик, место обитания, питание, характерные особенности.

Практика. Отрабатывать умения выполнять аппликацию способом скручивания салфетки.

Раздел 4. «Животные»                 

4.1. «Медвежонок» (нетрадиционная техника «пластилинография»)

Теория. Рассматривание медвежонка. 

Практика. Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать их по нарисованной форме        

4.2. «Ёжик» (с природным материалом)

Теория. Закреплять знания детей о диких животных.

Практика. Учить детей создавать образ ежика и с помощью шишек и пластилина.

4.3. «Кошка(нетрадиционная техника «пластилинография»)

Теория. Беседа о домашних животных.

Практика. Учить отрывать от большого куска ваты маленькие кусочки, скатывать их между ладоней и наклеивать на контур.

4.4. «Собака» (в нетрадиционной технике «мозайка»)

Теория. Рассматривание домашних животных.

Практика. Учить создавать поделки из пластилина в  технике «мозайка»

Раздел 5. «Зимушка-зима»        

5.1. «Снеговик» (с бросовым материалом: ватными палочками)

Теория. Рассматривание и обсуждение качеств снеговика.

Практика». Создать композицию снеговика из пластилина и ватных палочек.

5.2. «Дорожка в зимний лес» (нетрадиционная техника «пластилинография»)

Теория. Обсуждение времени года зиме, и о ее признаках.

Практика. Учить аккуратно отщипывать маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, наклеивать на нарисованную форму

5.3. «Снежинка» (из соленого теста)

Теория. Рассматривание снежинок.

Практика. Учить детей лепить снежинки из соленого теста.                

Раздел 6. «Семья»                        

6.1. «Цветок для мамы» (с бросовым материалом-ватными палочками)

Теория. Рассматривание цветов.

Практика. Формировать умение создавать образ цветка с бросовым материалом.

6.2. «Игрушка для братика» (с бросовым материалом)

Теория. Рассматривание погремушек.

Практика. Формировать умение создавать погремушку из пластилина и капсулы.

6.3.  «Бусы для мамы»

Теория. Рассматривание бус, рассказывание стихотворений о маме.

Практика. Учить детей отрывать маленькие кусочки пластилина и раскатывать шарики.        

6.4. «Подарок для папы к 23 февраля (нетрадиционная техника «пластилинография»)

Теория. уточнить знания детей о празднике «День защитника Отечества»;

Практика.                        

Раздел 7. «Подарки»                

7.1. «Весеннее солнышко» (нетрадиционная техника «пластилинография»)

Теория. Уточнить знания детей о времени года весна, рассмотреть солнце.

Практика. Закреплять умение рисовать пластилином по контуру.

7.2. «Мой маленький друг» (нетрадиционная техника «пластилинография»)

Теория. Рассматривание изображений птиц, уточнение представления об особенностях внешнего вида пернатых.

Практика. Учить детей рисовать картину шариками из пластилина.

7.3. «Бабочки» (нетрадиционная техника «пластилинография»)

Теория. Рассматривание изображений бабочек и выделение внешних качеств.

Практика. Совершенствовать умение детей рисовать картину шариками.

7.4. «Неваляшка» (нетрадиционная техника «пластилинография»)

Теория. Рассматривание игрушки неваляшки и выделение внешних качеств.

Практика.  Закреплять умение рисовать картину пластилином.                        

Раздел 8. «Весна»                        

8.1. «Весеннее солнышко». (нетрадиционная техника «пластилинография»)

Теория. Беседа о солнце. Рассматривание изображений солнца.

Практика. Закреплять умение создавать образ солнца, размазывая пластилин по контуру».

8.2. «Ветка с первыми листьями» (нетрадиционная техника «пластилинография»)

Теория. Рассматривание весенних деревьев.

Практика. Формировать умение создавать образ ветки с листьями в технике «пластилинография».

8.3. «Одуванчики» (с бросовым материалом-ватными палочками)

Теория. Беседа о весенних цветах.

Практика. Формировать умение создавать образ одуванчика с помощью пластилина и ватных палочек.

8.4. «Божьи коровки» (из соленого теста)

Теория. беседа о насекомых, загадывание загадок.

Практика. Учить детей лепить божью коровку из соленого теста.

Раздел 9. «Загадки природы»

9.1. «Бабочки на лугу» (нетрадиционная техника «пластилинография»)

Теория. Беседа о насекомых. Рассматривание бабочек.

Практика. Формировать умение создавать образ бабочки, рисуя шариками из пластилина по контуру.

9.2. «Волшебные зонтики» (нетрадиционная техника «пластилинография»)

Теория.  рассматривание картины «Зонтики», беседа о признаках весны.

Практика.        создание цветного изображения «зонта» на плоскости в технике пластилинографии.

9.3.  «Ромашки-солнышки» ( с бросовым материалом)

Теория. Рассмотреть и сравнить ромашку и солнышко.

Практика. Учить детей создавать образ ромашки с помощью пластилина и ватных палочек.

4. Планируемые результаты

В результате обучения по данной программе дети:

  • Познакомятся с новыми техниками выполнения работ пластилина-пластилинографии.
  • Научатся выполнять поделки из различных материалов.
  • Научатся выполнять поделки нетрадиционными техниками пластилинографии.
  • Научатся видеть необычное в обычных предметах.
  • Выявится улучшение показателей мелкой моторики пальцев рук. 
  • Технические навыки, прививаемые детям в процессе работы:
  • Владение техниками нетрадиционного рисования;

К концу года дошкольники должны знать:

  • разную технику владения лепки, нетрадиционными способами;
  • создание изделий из различных материалов;
  • последовательность выполнения работы;

уметь:

  • составлять композицию;
  • выполнять работу самостоятельно, согласно технологии;
  • оказывать помощь товарищу
  • следовать устным инструкциям;

(декоративно оформлять изделие Достижения ребенка:

- ребенок умеет планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

- осуществляет творческий подход к каждой работе;

- владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними;

- проявляет высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов;

-декоративно оформляет изделие;

В течение года и по итогам работы проводится контроль знаний, осуществляемый в форме обычных и специально подобранных практических заданий.

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.

5.  Формы контроля и оценочные материалы

Учитывая принцип постепенного продвижения в развитии личности (возможность для самореализации ребёнка в условиях свободного выбора различных видов деятельности), успехи и достижения ребёнка сравниваются с исходными возможностями, а не со стандартом. Промежуточная диагностика результатов проводится в ходе изучения тем программы и включает в себя – наблюдение (в процессе выполнения детьми практических, творческих, индивидуальных, коллективных работ). Итоговая диагностика проводится в конце изучения раздела программы в виде творческих заданий, выставок (внутри объединения, учреждения, города, республики). По тому, каким образом дети самостоятельно (без помощи педагога) добиваются решения поставленной перед ними задачи, делается вывод об эффективности применяемых приёмов и методов обучения на данном этапе, доступности материала, возросшему уровню творческого развития дошкольников. Важным показателем эффективности реализации программы являются выставки творческих работ детей, участие в конкурсах.

Диагностика  ожидаемых результатов

п/п

Имя,  

фамилия

ребенка

Развитие творческих способностей

Развитие общей ручной умелости (моторики)

Активное использование лепных навыков в самостоятельной продуктивной деятельности детей

Развитие активной детской речи

Расширение кругозора

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

     Низкий уровень. Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания, нет новизны и оригинальности в работе, выполняет задание по образцу, с ошибками; слабо развита ручная умелость и моторика рук, координация движений, гибкость пальцев рук, нет точности ручных движений. Ребенок не может самостоятельно работать с пластилином и тестом, испытывает трудности в изготовлении основных форм из теста, затрудняется в работе с пластилином, самостоятельно не может применять основные приемы лепки, затрудняется в соединении нескольких частей в цельный образ и передачи пропорций, сформированы не все технические навыки. Речь является вспомогательным средством общения; преимущественно использует невербальные средства общения: мимику, жесты, затрудняется в речевом выражении, общении, имеются нарушения в речи. Расширение кругозора познавательные интересы ситуативные, участвует в наблюдениях, исследованиях, организованных взрослым, но не проявляет ярких познавательных чувств, затрудняется в обобщении полученных знаний, если проявляет самостоятельность, то малопродуктивную, сам не может достичь качественного результата деятельности.

      Средний уровень. Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога, внесение новых замыслов случайно, ручная умелость развита недостаточно, нет согласованности в координации движений пальцев рук.  Ребенок целенаправленно лепит, самостоятельно или прибегая к помощи взрослого, соединяет несколько частей в цельный образ, используя разные способы лепки, может нарушать пропорции, знает и соблюдает последовательность лепки, сформированы технические навыки, но может выполнить действия неточно, требует напоминании взрослого. Речь является ведущим средством общения, но средства общения недостаточно выразительны, затрудняется в речевом выражении, обобщении полученных знаний.  Расширение кругозора: проявляет познавательный интерес к непосредственно воспринимаемым объектам, с интересом наблюдает за окружающим, для обобщения результатов нуждается в помощи взрослого, самостоятельно действует в повседневной обстановке.

       Высокий уровень. У ребенка повышенный интерес, творческая активность, субъективная новизна, оригинальность и вариативность,  как способов решения творческой задачи, так и результата детского творчества; хорошо развита  ручная умелость и моторика рук, гибкость пальцев и сила ручных мышц, согласованность координация движений обеих рук;   самостоятельно владеет приемами лепки, знает и соблюдает последовательность лепки, правильно передает пропорции, знает и соблюдает последовательность выполнения лепки, составляет простые композиции, не испытывает отрицательные эмоции при не удачах, обращаясь за помощью к педагогу, сформированы технические навыки (действует комбинированным и конструктивным способами  с цельным куском теста и пластилина). Использует речь как ведущее средство общения, принимает участие в групповой беседе, внимательно слушает, отвечает на вопросы педагога, богатый словарный запас, активный в общении, в речи отражает результаты наблюдений. Расширение кругозора: проявляет яркий, познавательный интерес к воспринимаемым объектам, проявляет удовольствие от процесса познания   нового, задает много вопросов познавательного характера, самостоятельно действует в повседневной обстановке.

6. Методические материалы

Инструменты и дополнительные материалы:

  • салфетки  - бумажные и тканевые;
  • различные стеки или предметы их заменяющие: ручки, карандаши, зубочистки, палочки, пластиковые ножи;
  • печатки и штампики для нанесения рисунка: соломинки от коктейля, крупные пуговицы, монеты, колпачки фломастеров, пробки, камушки, ракушки и т.д.;
  • формочки для кексов, формочки для игр с песком;
  • трафаретки для печенья, пластиковые крышки от аэрозолей, колпачки шариковых ручек, бумажные шаблоны, соломинки от коктейля;
  • природный материал (ракушки, перья, шишки, каштаны, жёлуди, перья, зёрна, травки, семена, косточки и т.д.);
  • кисточки разных размеров, краски акварельные, гуашь, фломастеры;
  • соль, мука;
  • клеенки;
  • стеки;
  • фольга алюминиевая;
  • пластилин на растительной основе;
  • белый картон;
  • цветной картон
  • набор мягкого пластика;
  • доски для лепки;
  • 7. Организационно-педагогические условия реализации Программы

  • 7.1. Календарный учебный график

Раздел

Наименование контрольных процедур

Сроки

Количество занятий

Раздел 1. «Гостинцы осени»

Сентябрь

4

Диагностика

Раздел 2. «Осенняя природа»

Октябрь

4

Раздел 3. «Птицы»

Ноябрь

4

Педагогическое наблюдение, результаты продуктивной деятельности

Раздел 4. «Животные»

Декабрь

4

Раздел 5. «Зимушка-зима»

Январь

3

Раздел 6. «Семья»

Февраль

4

Раздел 7. «Подарки»

Март

4

Раздел 8.  «Весна»

Апрель

4

Раздел 9.  «Загадки природы»

Май

3

Диагностика

Итого:

34

  • 7.2. Материально-технические условия реализации Программы

  • Материально-техническое обеспечение программы, методические материалы и средства обучения и воспитания соответствуют:
  • - СанПиН;
  • - правилам пожарной безопасности;
  • - требованиям к средствам обучения и воспитания с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей;
  • - требованиям к оснащенности помещений предметно-развивающей средой.
  • 7.3.  Кадровое обеспечение программы

  • Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эсотетической направленности реализуется воспитателем средней группы №9, Личиевой Динарой Вахеавной, имеющей педагогическое профессиональное образование.

7.4. Список литературы:

  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. – Казань, 2009.
  2. Величко Н. Роспись изделия. – М.: Аст-Пресс, 2009.
  3. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. – М.: Просвещение, 2011.
  4. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделал из глубины, теста, снега, пластилина. – Ярославль: Академия развития, 2008.
  5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.:Просвещение, 2011.
  6. Меняеева Н.М. Формулирование общекультурных умений школьников (поведенческий аспект). – Оренбург, 2000.
  7. Немов Р.С. Психология образования. – М., 2011.
  8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. Под редакцией Асмолова А.Г. – М., 2011.
  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 2008.
  10. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. – М.: Сфера, 2005.
  11. Хапанова Н.Б. Соленое тесто. – М.: Аст-Пресс, 2007.
  12. Хохлома. Серия «Народные промыслы». – М.: Околица, 2007.

Список литературы для детей.

  1. Белова Н. Веселая компания.– М.: ОЛМА-ПРЕСС, СПб.: Издательский дом «Нева», ООО «Валери СПД», 2008.
  2. Гуляева В., Доданова Е. Синяя птица. – М.: Малыш, 2001.
  3. Лежнева С.С., Булатова И.Н. Сказка своими руками, - 3-е изд. – Мн.: Полыми, 2005.
  4. Лебедева А.И. Умелые руки не знают скуки. – М.: Малыш, 2009.
  5. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. – М.: Сфера, 2005.
  6. Хапанова Н.Б. Соленое тесто. – М.: Аст-Пресс, 2007.
  7. Чурзина Н.О. Игрушки своими руками. – М.:Олма-Пресс; С-Пб изд. Дом «Нева», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования "Мукасолька" во второй младшей группе

АктуальностьТворческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не...

Дополнительно образовательная деятельность во второй младшей группе

Познакомить детей с разнообразием стихотворных строк, одновременным движением пальцев и формировать правильное звукопроизношение. Учить детей сложным упражнениям пальчиковой гиснастика, работа с пальч...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей второй младшей группы «Спортик-Беби» (физкультурно-оздоровительная направленность)

Детский фитнес – это система мероприятий, направленных на поддержание и укрепление здоровья ребенка. До 6 лет у ребенка складывается стереотип поведения, режима. В этом возрасте он легко ко всем...

Дополнительная программа фольклорного кружка «Ладушки» для детей второй младшей группы Рабочая программа предназначена для детей 3-4 лет (вторая младшая группа).

Данный вид кружковой деятельности рекомендуется 10-15 минут, во второй половине дня, один раз в неделю всего 38 занятий Организация развивающей предметно-пространственной среды.В группе организов...

Конспект итогового занятия по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Говорушки» «Путешествие в чудесную страну потешек» во второй младшей группе

ЗАДАЧИ Образовательные: развивать умение рассказывать знакомые потешеки, закличеки; упражнять в умении выполнять движения в соответствии с текстом; обогащать и активизировать словарный запас дете...

Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-творческому развитию для детей второй младшей группы «В гостях у сказки» на 2022-2023 учебный год

Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-творческому развитию для детей второй младшей группы «В гостях у сказки» на 2022-2023 учебный годАннотация в программе...

Программа по дополнительной образовательной услуге во второй младшей группе "Тестопластика"

Программа по дополнительной образовательной услуге во второй младшей группе "Тестопластика"...