Конспект интегрированного занятия с элементами квест-игры «Поможем Марье-Искуснице» в подготовительной группе №2
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Харитонова Ольга Владимировна

Конспект занятия - приложение к проекту "Тайны народной вышивки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл madou_detskiy_sad.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «детский сад №4»Золотая рыбка»

 г.Пионерского

Конспект  интегрированного занятия с элементами квест-игры «Поможем Марье-Искуснице» в подготовительной группе №2

проводила  воспитатель: Харитонова О.В.

2019

Программное содержание:

Цель: Приобщение к истокам русской народной культуры.

Образовательные задачи:

  • Научить составлять ритмичный орнамент  по мотивам русской народной вышивки;
  • Дать детям представление о значении символов народной вышивки в жизни наших предков. Взаимосвязи этих символов с природой.
  • Закрепить знания о процессе выращивания льна и изготовления одежды из льняных тканей в старину; о значении  некоторых элементов вышивки: прямая линия – земля; волнистая линия или зигзаг – вода; ромб- поле; коловрат-солнце.
  • Закрепить умение ориентироваться по плану.

Воспитательные:        

  • Воспитывать интерес и уважение к культуре предков;
  • Формировать осознание себя как части великого народа с вековыми культурными традициями;
  • Прививать такие качества как, отзывчивость, сочувствие, взаимовыручка.

Развивающие:

  • Формировать чувство ритма, цвета, формы; умение видеть красоту в произведениях декоративно-прикладного искусства.
  • Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание, коммуникативные навыки.

Предварительная работа:

  • Просмотр фильма-сказки «Марья-искусница»;
  • Просмотр развивающего фильма из цикла «В гостях у Дуняши» «Как в поле рубашка родилась»
  • Просмотр презентации «Русская народная вышивка»
  • Беседы «Как в старину шили и украшали одежду?», «Какие инструменты нужны для вышивки?», «Какими узорами украшали одежду русские вышивальщицы»
  • Рассматривание иллюстраций и образцов вышивки, инструментов для вышивания и ткачества;
  • Знакомство с пословицами, поговорками и закличками о рукоделии.
  • Отгадывание загадок о рукоделии;
  • Заучивание русской народной песни «Лён зеленой»

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, сегодня  к нам в садик почтальон принёс странное письмо(показывает конверт), на конверте написано: Куда: г. Пионерский  детский сад «Золотая рыбка» , кому: ребятам группы «Кораблик»; откуда: Тридевятое царство, Тридесятое государство ; от кого: Марья-Искусница. (открывает конверт, достаёт письмо, читает). «Дорогие ребята, у меня случилась беда! Тётушка Непогодушка околдовала меня своими чарами и я всё забыла, потеряла я своё умение и мастерство. Что только я не делала, чтобы вспомнить , да всё напрасно. А недавно сорока мне на хвосте принесла, что вы, ребята много знаете, о традициях русской народной вышивки. А ещё Алёнушка, дочка моя приёмная, сказала, что если вы пройдёте через испытания, то злые чары падут и я всё вспомню. А Алёнушке я верю – она хоть и мала, да волшебница! Испытания нужно проходить строго по порядку. Алёнушка приготовила вам карту – она и укажет вам куда идти. Я верю, что вы добрые, умные и смелые ребята, не бросите нас в беде. В добрый путь». Ну что ребята, поможем Марье-Искуснице? (ответы детей)
Воспитатель. Давайте посмотрим на карту. Где нас ждёт испытание под номером 1? ( Дети определяют  по карте.  На ковре стоит  столик  на нём лежат различные инструменты и материалы, и подсказка «нужно выбрать и назвать те инструменты и материалы, которые необходимы для вышивания». Дети выбирают и называют и называют. Затем по карте идут к второму испытанию.

Воспитатель. Следующее  задание такое : нужно рассказать о том , как в старину люди говорили о рукоделии. Ребята, мы с вами учили пословицы, потешки, заклички. Я думаю, что эти знания помогут нам пройти это испытание. ( Дети проговаривают и объясняют пословицы. Затем переходят к следующему испытанию, ориентируясь по карте.)

Воспитатель. Ребята, а здесь нас ждёт кроссворд. Разгадав его мы пройдём третье испытание, а ещё узнаем, что в старину бедным людям помогало прокормить и себя и своих деток.  (Дети разгадывает кроссворд. Ответ: рукоделие. Затем переходят к четвёртому испытанию.)

Воспитатель. А сейчас нам нужно ответить на такой вопрос: на какой ткани  вышивали рукодельницы? (Ответы детей) Мы с вами знаем русскую народную песню «Лён зеленой». Мне кажется если мы её споём  - это и будет самым лучшим ответом . (Динамическая пауза «Лён зеленой. Далее дети переходят к следующему испытанию. )

Воспитатель. А сейчас самое ответственное испытание. Посмотрите здесь выкройки рубашечек, нам нужно украсить их традиционными русскими узорами, которые использовали мастерицы- вышивальщицы в старину. Жаль, что мы ещё не умеем вышивать, но мы с вами можем сделать аппликацию. И прежде, чем приступить к этой работе, что бы вы поняли как важно сделать всё правильно, я расскажу вам, почему наши предки использовали такие узоры-символы.

Презентация:

1 слайд:

Это было очень давно. Когда не было городов, электричества, транспорта и всего того, что нам кажется привычным сейчас. Наши предки жили в небольших селениях, охотились на зверей, выращивали хлеб. И были беспомощны перед силами природы. Они не понимали почему за днём приходит ночь, почему наступает зима, почему гремит гром. Они всего боялись и пытались по своему объяснить природные явления. Они придумали богов.

2 слайд:

 Например солнце – это бог Ярило. И если наступила ночь – Ярило лёг спать.

3 слайд:

Если не ловится рыба или наступила засуха – значит богиня воды Дана гневается и надо её чем то задобрить;

4 слайд:

А чтобы уродился хлеб нужно задобрить богиню земли Макошь.

5 слайд:

Чтобы умилостивить богов наши предки славяне приносили им в жертву, часть урожая или добычи. Слагали песни в их  честь, заклички, водили хороводы.

6 слайд:

А ещё они придумали знаки-символы, которые назывались оберегами. И вышивали эти обереги на одежде.

7 слайд:

Например вышивает матушка своему сыночку на рубашечке символ поля – ромб и верит, что вырастит её сыночек большим и крепким, засеет своё поле и вырастет на этом поле богатый урожай.

8 слайд:

Или увидит богиня Дана на его рубашечке свой символ воды- волнистую линию или зигзаг и будет оберегать его в опасных путешествиях по реке, да и рыбки в сети подкинет.

9 слайд:

Вышивка в старину не просто украшала одежду. Люди верили, что такая одежда хранит и оберегает их, даёт благополучие и достаток.

Воспитатель. А сейчас займите свои места, подумайте какие символы вы уже знаете и как вы украсите эти выкройки. Можете приступать.

(Дети выполняют аппликацию разбившись на пары)

Воспитатель ну вот мы и прошли все испытания. Как вы считаете мы со всем справились? Что вызвало затруднения ? Что нового узнали? Как вы думаете, помогли мы Марье-Искуснице? (Ответы детей) Я думаю, что по-могли. Будем ждать от неё письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в форме квест-игры "По дороге в страну знаний" подготовительная группа

Конспект интегрированного занятия в форме квест-игры в подготовительной группе...

Конспект открытого занятия квест игра по развитию речевой активности в подготовительной группе " В поисках друзей"

Цель занятия: закрепление полученных знаний . Создание мотивации для развития связной речи и коммуникативных умений детей в театральной деятельности....

Занятие с элементами квест игры

Занятие с элементами квест игры...

Квест-игра по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе с элементами экспериментирования "Три копейки – это много?"

расширить знания дошкольников по финансовой грамотности;раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «купюра», «пластиковая карта»; наличные и безналич...

Квест-игра по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе с элементами экспериментирования

laquo;Можно смотреть на деньги свысока,но ни в коем случае нельзя упускать их из виду». А. ПревоФинансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравни...

Квест-игра по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе с элементами экспериментирования "Три копейки – это много?"

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой...

Досуг, Квест-игра по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе с элементами экспериментирования "Три копейки – это много?"

Расширить знания дошкольников по финансовой грамотности;раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «купюра», «пластиковая карта»; наличные и безналич...