Консультация для воспитателей
методическая разработка по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Журавлёва Оксана Васильевна

Тестопластика в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация для воспитателей 72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

– детский сад № 2 «Золотая рыбка» (МАДОУ –д/с «Золотая рыбка»)

г.Краснокаменск, Забайкальский край

Консультация для воспитателей

Тестопластика как средство творческого развития дошкольников

Воспитатель: Журавлева О.В.

г.Краснокаменск

                                        “Истоки способностей и дарований детей

                                                                                – на кончиках их пальцев.

                                                                               От пальцев, образно говоря,

                                                                               идут тончайшие ручейки, которые питают

                                                                               источник творческой мысли.

В.А. Сухомлинский

Человек от природы – творец. Для этого у него есть все: воображение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь. Как же интересно наблюдать свои идеи, выраженные в танце, звуке, красках глине или тесте! Танец пальцев придает материи форму, заданную нашим воображением, а название этому "танцу" рук – лепка! Материалов для лепки предостаточно: глина, пластилин, гипс, тесто, снег, песок! Лепить можно даже из хлеба и воска. Из всех материалов я выбрала тесто и стала успешно использовать в своей работе с детьми.

Тестопластика – одна из самых популярных техник среди мастеров народных промыслов. Из теста издавна выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Фигурки из соленого теста, связанные с мифологией и разными праздниками, были найдены археологами в жилищах древних римлян. В Китае с XVII века делали марионеток из теста. В Гималаях используют деревянные формы для изготовления жертвенных культовых фигур из ячменной муки.

Соленое тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Мука, соль, вода и капелька масла – все, что понадобится для создания шедевра. Тесто можно окрасить любой краской – гуашь, акрил, акварель и т.д. Главное тут творческий замысел, интерес воспитанников к процессу.

Соленое тесто – это замечательный материал для поделок с детьми. Его можно даже съесть, лепить могут даже самые маленькие. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, гвоздика, расчески, ткани – любой предмет, рельеф которого вам интересен.

Забавные композиции, сделанные своими руками, украсят ваш дом, групповое помещение или станут прекрасными подарками. Оно обладает целым рядом преимуществ: оно не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый, натуральный материал, не вызывающий аллергию. Можно сушить как в духовке, так и просто на воздухе. Если покрыть лаком, то изделие прослужит долгое время. В течение первых месяцев, для “самых любопытных все попробовать на вкус”, я готовлю небольшой кусочек теста, состоящий только из муки и соли. Тесто приготовить – занятие трудоемкое, даже для взрослого. Чуть перельешь воды – и тесто будет расползаться, а фигурки терять очертание. Не дольешь – тесто будет крошиться под пальцами, а фигурки трескаться. Необходим определенный навык. Детям 6-7 лет это уже по силам. Методом проб и ошибок они постепенно учатся получать тесто нужной плотности, руки приобретают “чутье”. Естественное любопытство детей полностью удовлетворяется. На занятиях я знакомлю и обучаю детей следующим технологиям:

    – смешивание цветов и составление своей палитры,

    – соединению деталей;

    – изготовлению плоских фигур;

    – изготовлению объемных фигур с помощью фольги:

    – покрытию работ водяным лаком.

А также сочетанию изделий из теста с другими материалами:

    – тканью;

    – деревом;

    – картоном;

    – проволокой;

    – сухоцветами.

На занятиях мы лепим блинчики, тортики, подарки для малышей, фигурки животных, делаем различные аппликации...

В работе с детьми я учитываю их желание, настроение, возможности, интересы. Занятия проводятся в спокойной атмосфере, часто под приятную музыку, что способствует релаксации и снятию усталости. В темные, холодные, зимние вечера мы любим лепить подсвечники для свечей, выдумывая разнообразные формы и украшения. Когда работа ребятами завершена, я гашу свет, и мы с удовольствием созерцаем причудливые тени на столах. Все приходят в неописуемый восторг, хвалят друг друга и мечтательно гадают, на что же все же похожа та или иная тень.

Перед Новым годом царит особая атмосфера приближающегося праздника. Мы делаем пряничные украшения для елки из теста, в которое я подмешиваю немного масла, ванили. Детям очень нравится этот запах детства и праздника.

Детские работы выставляются на выставках, ими украшается группа, их дарят малышам, гостям, родителям. Ребенок учится получать удовольствие от сделанного своими руками. Даже после одного занятия он видит конечный результат своего труда.

Тестопластика – столь же естественная и органическая потребность ребенка, как и игра. Дети лепят много и охотно, именно поэтому возраст 5-7 лет считают “золотым веком” детского творчества. Ребенок переносит в работу свой искренний интерес, удивление или восхищение, он не только отражает мир, но и познает его. Я убедилась, чтобы получить от детей какой-то результат необходимо использовать игровые технологии, через них развивать интерес к тестопластике. Наличие интереса побуждает к творчеству, приносит радость.Постепенно, видя, как радуется ребенок, вылепив игрушку или украшение, в которую он вложил свой труд, выдумку, как начинает ощущать удовольствие и гордость от результатов своей деятельности, становится более уверен в своих возможностях – пришло понимание о более широком влиянии тестопластики на развитие творческого потенциала.

В моей группе есть дети пассивные, неуверенные, часто отвлекающиеся – их работы примитивны, не яркие цвета. А есть дети, которые любознательны, стремятся выполнить работу самостоятельно, интересуются оценкой своего труда. Мои наблюдения показали, сколь различна и предметная направленность интереса. Одни дети интересуются рисованием, другие лепкой, третьи аппликацией, четвертые сразу несколькими видами деятельности. Поэтому невозможно добиться хороших и одинаковых результатов от всех детей сразу. Чтобы научить ребенка лепить недостаточно дать ему одного кусочка теста. Важно показать, как это сделать. Именно поэтому воспитателю самому необходимо уметь рисовать, лепить, мастерить, давая детям возможность наблюдать за процессом созидания изделия. Эти наблюдения вызывают у детей интерес к данному виду деятельности, стремление подражать взрослому, наконец, совершенствовать свои навыки.

Я часто при детях или по просьбе детей леплю, рисую, клею, вырезаю, делаю различные поделки для оформления группы, для игр, тем самым даю возможность рассматривать, любоваться, удивляться, побуждаю к разговору, объясняю. Иногда советуюсь с ними, показываю, как соединить отдельные образы в единый сюжет и т.д. Как еще можно приобщить ребенка к творческой деятельности, помочь ему полюбить лепить, рисовать, мастерить?

Необходимо начинать с создания условий в группе – небольшого уголка творчества, где в идеале должны быть: краски (акварельные, гуашь), цветные карандаши, фломастеры, мелки, свечи восковые, разные кисточки, кусочки поролона, ножницы, цветная и бархатная бумага. Природный материал: шишки, семена и плоды различных растений, камушки, ореховые скорлупки, веточки, сухоцветы. Вата, палочки, ткань, кусочки целлофана, остатки шерстяных ниток, сюжетные картинки, открытки, клей, картон, пуговицы, бусинки, бисер и другой бросовый материал. Все это сосредоточить в одном месте сложно, у нас он хранится в разных местах в специальных контейнерах, коробочках, шкатулочках. В уголке творчества мы делаем ежемесячно сменяющуюся на ширме выставку по ознакомлению с народно-прикладным искусством.

Главная моя задача – научить детей разумно пользоваться этим многообразием. Можно с уверенностью сказать, что каждый ребенок найдет то, что ему необходимо для воплощения своей задумки. Или же наоборот, необычайной формы предмет вдохновит ребенка на создание замечательной самоделки.

Для большей выразительности готовых картинок и фигурок, с большим удовольствием дети используют различные макаронные изделия: колесики, бантики, веточки, ушки, ракушки, спагетти различной длины и толщины. Чтобы придать изделию нужную рельефность они берутся в руки по одной штуке – работа кропотливая, требует усидчивости, точной координации движений и аккуратности, развивает внимание, целеустремленность. А рыбки, букеты цветов в вазе, тортики отличаются необычностью и красочностью.

Чтобы заинтересовать детей, я применяю различные игровые технологии – обыгрывание поделок, “оживление” их различными способами, с ними можно разговаривать, советоваться, играть и т.д.

У старших детей эффективны игровые ситуации со знакомыми любимыми игрушками, так как с ними связаны эмоциональные переживания.

Рассказываю детям различные приключения, показываю сказки. Обыгрывание помогает привлечь внимание к изображаемому, мотивировать, обосновывать задание, заинтересовать предстоящей работой, объяснить приемы изготовления.

Полученное изображение используется при этом как своеобразная игрушка. Здесь содержание игровых действий зависит от содержания изображения. Если это птица, то она может “летать”, “клевать”, “говорить”, “хвастаться друг перед другом”.

В руководстве изобразительной деятельностью возможны игровые приемы с элементами ролевого поведения и ролевой речи. Проводя занятия по тестопластике – дети превращались в “художников”, “мастеров” при помощи различных слов типа: “крибли-крабле-бумс”, “три раза повернись, в художников превратись”, с помощью волшебной палочки и т.д. Предлагая детям роль, я вызываю интерес к заданию, желание выполнить его. Действуя в образе, ребенок увлечен делом, изобретателен, тщательно выполняет предъявляемые ему требования. А также я сама беру на себя какую-либо роль – волшебницы красок, колдуна или бабушки - загадушки, которая перезабыла все сказки и не может рассказать.

Изображать можно различным материалом. Нет границ, должно быть желание и творчество самого малыша.

Главной задачей я считаю приобщение ребенка к художественной культуре, развитие эстетического вкуса, умение видеть красоту в окружающем мире и вызывая положительные эмоции.

Мои занятия, основанные на игровых приемах и творческой фантазии, интересны тем, что работы у всех детей получаются разными. Они предлагают ребенку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то свое, необычное.

Различные игры с красками, тестом, бумагой, новые живописные техники с ними – развивают творческую фантазию, изобретательские способности, доставляют детям радость познания и удовольствия от сделанного. Такие игры особенно полезны закомплексованным детям, они помогают увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета, научиться видеть мир в цвете. Дети универсальны по своей природе. Они могут многое, если им интересно. А интересно им там, где присутствуют элементы игры, новизна, условия для самовыражения.

В своей работе широко использую выставки. Выставка – очень важный момент – малыш сравнивает свои работы с чужими. Здесь ребенок видит, что у других получается иначе. Он лучше видит свои успехи и упущения, недостатки и сравнивает свою работу с другими. Выставка помогает самоутверждению и поддержанию интереса к творчеству.

Все занятия по изобразительному искусству помогают сформировать творческую личность, мыслить смело и свободно, приобщить к красоте, воспитывать эстетический вкус, развивают речь, ум и руку ребенка.

Особым вниманием у меня пользуется такой раздел – как развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Известно – если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, что очень актуально для детей с ОНР.

Несформированность речи тесно связано с физическим и психическим развитием ребенка, его эмоциональным состоянием. Речевое развитие – одна из главных задач, решаемая в нашей группе. Поэтому, я не выпускаю ее из виду во всех видах деятельности, включая и занятия тестопластикой. Стараюсь не оставлять без внимания даже случайно брошенное слово.

К каждой теме занятий у меня подобрано художественное слово: потешки, скороговорки, чистоговорки, загадки, небольшие стихотворения. Планируя лепить кактус, накануне предлагаю детям вместе с мамой придумать, на что похож кактус. На занятии провожу грамматическую игру “На что похож еж”. Я начинаю: “Ежик на елочку очень похож… А твой?”. В данном случае решаются следующие задачи:

   учатся употреблять в речи образные сравнения;

    развивается речевая активность.

Использование вылепленных игрушек в игровой и театральной деятельности помогает развить интонационную выразительность речи, речевое дыхание, силу голоса. Игровой прием – “Волшебная линия”, где ребенок манипулирует с полоской теста, превращая ее то в одну, то в другую букву помогает освоить азы грамоты.

Все многообразие природного и бросового материала обогащает опыт ощущений и восприятия, пополняет и активизирует словарный запас.

Не так то просто вылепить красивую, прочную игрушку. Освоение технических приемов – занятие трудоемкое. Показываю способы скрепления частей фигурки, соблюдение некоторых закономерностей. Соединять части с помощью штырьков, смачивать водой соприкасаемые поверхности, либо делать их рифлеными в местах соединения. Дети методом проб и ошибок подбирают нужный вариант для каждой поделки, придумывают свои.

Объясняю некоторые закономерности расположения мелких и крупных частей фигурок. Усваивая специальные навыки и умения, дети развивают свои конструктивные способности. Итогом являются прочные, устойчивые изделия. Большое влияние тестопластика оказывает на развитие мышления ребенка. Он определяет структуру будущего изделия, способы изготовления, последовательность всей работы, подбирает соответствующее тесто и необходимый природный или бросовый материал. Если используется неокрашенное тесто, то часть работы остается на второй этап – после просушки. Это раскрашивание, дорисовка и дополнительное украшение. Выполнение поделок требует определенных усилий.

У детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Это способствует развитию личности ребенка. Коллективное творчество детей формирует у них умение планировать свою деятельность с учетом общей цели. Распределять операции, что побуждает ребенка высказывать свое мнение, отношение к предстоящей работе, планировать последовательность. В процессе занятий учу грамотно строить предложения, использовать разнообразные формы речи.

Ребенок ощущает удовольствие и гордость от результатов своего труда, верит в свои возможности, стремится к творческой деятельности. Чтобы это стремление не угасло, стараюсь, чтобы каждое изделие было востребованным, обрело свою собственную “жизнь”. Бусы мы подарили детям раннего возраста. Малыши учатся нанизывать их на шнурок. В “Магазине” живут всевозможные овощи, фрукты, хлебобулочные изделия: ватрушки, батоны, крендельки и тортики из соленого теста.

Веселые лепные фигурки становятся героями театральных постановок. Так ребенок начинает осознавать общественную значимость творчества, свою личную причастность к общему делу.

Работая с детьми, я пришла к такому выводу: развивать мелкую моторику пальцев рук необходимо начинать как можно раньше. Многие родители малышей заинтересованные в том, чтобы их дети творчески развивались, знают, насколько важны для детей занятия лепкой.

Однако, легко сказать – заниматься лепкой. И как это сделать, с чего начать, как заинтересовать ребенка?

Условия проведения занятий тестопластикой.

Занятия тестопластикой проводятся 1 раз в неделю продолжительность занятий 20-25 минут. Число участников в группе до 9 человек. Занятия проводятся в хорошо проветренном помщении.

Правила поведения на занятиях тестопластикой:

• Правила формулируются в процессе совместного обсуждения с детьми таких вопросов:

• Для чего мы здесь собрались?

• Что нужно сделать, чтобы всем было хорошо?

• Когда рождается самая волшебная красивая картина? (в тишине)

• Чтобы получилось задуманное, с каким чувством нужно лепить (приклеивать, украшать и т.д.)? (с любовью, вниманием)

Тестопластика выполняет следующие функции:

• Коррекционно-развивающую - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.)

• Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.

• Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.

• Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения

• Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.

Цель:

Создание условий для формирования:

• устойчивых эмоциональных состояний у детей,

• фундамента основ согласования,

• усиления познавательной деятельности.

На занятиях решаются следующие задачи:

• развитие познавательной сферы ребенка,

• развитие эмоционально-волевой сферы,

• формирование основ сотрудничества, взаимодополнения, взаимопомощи,

• расширение представлений об окружающей действительности,

• приобретение навыков и умений в практической творческой деятельности.

Каждый вид работы выполняет специфические функции.

1. Групповая - в подгруппах

Служит средством для:

• укрепления и развития моторики;

• коррекции эмоционального состояния;

• повышения самооценки;

• улучшения взаимоотношений с родителями, сверстниками, взрослыми;

• развития пространственного мышления, пространственной ориентации;

• развития умения позитивного взаимодействия в процессе творческой работы;

• воспитания сотрудничества, повышения мотивации, помощи младшим детям через проведение игровых занятий с применением дидактического материала, изготовленного своими руками;

• развития пространственного мышления, моторики, воображения, эстетического вкуса.


Лепка из солёного теста для детей 5-8 лет

Тема: «Замечательные кактусы с нашими пожеланиями».

Материалы и оборудование:

Яйцо (или Киндер - сюрприз), блокнот для записи пожелания или желания, тесто, зелёная краска (для цветного теста), зубочистки (для иголок),

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям написать пожелание.Записки написаны, прячем их в яйцо.

Изготовим тесто.  Предлагаем детям скатать колбаску, делим колбаску пополам, одну половинку кладём перед собой, во вторую половинку добавляем зелёную краску. Замешиваем тесто для кактуса. Наши пожелания написаны, спрятаны в киндер. Теперь берём белый кусочек теста, который отложили и прячем наш киндер в тесто. Предлагаем детям поставить наш кусочек на диск.

Игра:

Ребята, крутим наш горшочек как - будто мы на гончарном круге, как гончары.

Предлагаем детям ладошками, движениями "туда-сюда" создать горшочек.

Таким образом, получается ровная, цилиндрическая форма.

Пальчиками оформляем края, сразу можно завязать на горшочке ленточку (или новогодний дождик).

Теперь берём зелёное тесто.

1. Катаем колбаску

2. Режем его, как колбаску, на много одинаковых кусочков.

3. Предлагаем детям брать то по два кусочка, то по три кусочка - чтобы все "кактусинки" были разного размера.

4. Катаем из каждых - колбаски.

5. Втыкаем в них зубочистки.

1. Аккуратно втыкаем наши части кактуса в горшочек

2. Теперь делаем иголки нашему кактусу.

*Предварительно нужно подготовить зубочистки - отстричь кончики.

Пора лепить розочку

Для детей необходим простой и быстрый вариант.

1. Катаем из маленького остатка теста - тоненькую колбаску

*Педагог может такие маленькие шарики раздать отдельно, чтоб не путать детей в начале занятия. Либо в начале занятия предложить отщипнуть кусочек от белого теста и отложить его.

2. Расплющиваем колбаску пальчиками, пусть даже будет неровно (тем лучше)

3. Теперь скручиваем нашу полоску.

4. Поджимаем пальчиками к низу.

*Пора посадить розочку на кактус.

*Не забываем напомнить детишкам, чтоб помазали водой.

(Если розочка у кого-то большая, то её тоже можно посадить на зубочистку.)

*Когда всё высохнет - раскрашиваем горшочек и розочку.

Художественное слово:

Кактус куксился всю ночь -

Распускал иголки.

Я хотел ему помочь,

Но он очень колкий.

Кактус ёжился, фырчал,

Словно двести бочек,

А наутро показал

Розовый цветочек.

(О. Аленкина)

            ***

До чего забавный ёжик –

Он без ручек и без ножек,

Жил в пустыне он всегда,

Где отсутствует вода.

А теперь живёт в горшочке.

Это Кактус – мой цветочек.

Как он медленно растёт,

Не цветёт который год.

Я его водой полью,

Шоколадкой накормлю.

Он откликнется на ласку,

Расцветёт цветком из сказки!

(Т. Лаврова)

              ***

Горько плачет кактусёнок:

Я недавно из пелёнок,

А уже такой колючий!

Ах, какой я невезучий!

Долго эти причитанья

Дед ревущего созданья

Молча слушал и сопел,

Наконец, не утерпел:

Ты меня послушай, внучек,

Если б был ты без колючек,

Не стоял бы на окошке

В расписной красивой плошке.

Вытри слёзы поскорей-ка,

Ты же кактус, а не лейка!

На судьбу не надо злиться,

Должен ты собой гордиться!

(Н. Зубарева)

                 ***

Принесли нам чудо-кактус!

Вот так кактус! Вот так да!

Но сломался чудо-кактус…

Ну, да это не беда!

Мы возьмём теста кусочек,

Наберём воды в стакан,

Погрустим ещё разочек…

И покажем лепку Вам!

Это лепка – не простая,

Тестопластика – она!

 Разовьём воображенье;

 Мелкую моторику;

 И изготовим кактус мы,

 И к нему иголки!!!

 Посмотрите наш проект,

 Его лучше в мире нет!

(С. Лескова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...