Пластилинография
учебно-методический материал по аппликации, лепке

Хренова Светлана Васильевна

Нетрадиционная техника лепки. "Живопись с помощью пальцев"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plastilinografiya.docx33.77 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа 777  воспитатель Хренова С.В.

Развиваем малыша средствами пластилинографии.

В современном мире педагоги и  специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти, мелкой моторики. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Следовательно, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранные языки, математика или письмо. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности  весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

Занятия с пластилином является универсальным инструментом в воспитательной, развивающей и обучающей работе воспитателя с ребенком.

Оно эффективно решает многие образовательные задачи:

  1. Совершенствуется навыков работы с пластилином, стимулируется интереса к изобразительной деятельности.
  2. Создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается интеллект.
  3. Стимулируется сенсорное развитие.
  4. Совершенствуется мелкая моторика, глазомер, координация движений руки.
  5. Решается задача коррекции и развития эмоционально-волевой сферы.
  6. Создаются условия для развития и активизации речи.
  7. Воспитываются такие качества, как аккуратность, усидчивость, самостоятельность.

Пластилинография относится к нетрадиционной технике лепки.

Принцип данной техники - это создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.

 «Живопись с помощью пальцев», такой вид живописи очень благоприятно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет его, избавляет от тревог, страхов, зажимов, комплексов. Развивается общая и мелкая моторика, что в свою очередь способствует речевому развитию, сенсорной чувствительности, зрительной координации.

 Данная техника хороша тем, что она доступна и интересна как детям разного дошкольного возраста, так и взрослым. Она позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает ее более увлекательным и интересным, что очень важно для малыша. Итак, с чего же начать? Что же Вам потребуется?

Чтобы занятия доставляли радость, необходимо использовать только качественные материалы. Пластилин должен быть эластичным, не иметь резкого запаха, отлично ложиться на основу. Восковой пластилин в нашем случае идеальный вариант.

Пластилин – материал объёмный, а значит имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, пластиковую пластину, оргстекло.                                                                                               Чтобы картина со временем не теряла своей привлекательности, следует основу покрыть скотчем или прозрачной пленкой. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче.

 Работа с пластилином трудоемкая, требует усилий. Идем по принципу «от простого к сложному». Шаблоны отлично подходят для малышей. Контур заполняется пластилином. Небольшие кусочки пластилина нужно размазать на бумаге, стараясь сделать максимально тонкий слой. Разнообразие методов нанесения яркого податливого материала на шаблон: нажим, размазывание, круговые и прямые движения, сплющивание позволяют создать настоящие произведения искусства.    

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний.    Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные области:  «Познание»,  «Коммуникация», «Художественно-эстетическая», «Художественная  литература»,  тесно переплетаются с жизнью детей, с той  образовательной,  игровой деятельностью, которую они осуществляют постоянно.

 Занимаясь пластилинографией с ребенком, вы развиваете так же его сенсорное восприятие. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии, происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Формируется представление о свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. У детей появляются первые элементарные математические представления. Это все школьно-значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить ее до конца.

Формируется любовь ко всему живому. Занятия с пластилином способствуют не только овладению практическими навыками, но и учат любоваться природой, бережному к ней отношению, помогают проникнуться любовью к самому неприметному цветочку. Дети уже никогда не сорвут, не затопчут, не причинят вреда всему живому сами, но и остановят от неразумного шага других.

 Важно подкреплять уверенность ребенка в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи. Ребенок может выразить свои истинные чувства и желания.

В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Знакомятся с художественными произведениями, стихами, загадками, потешками, пальчиковыми играми.

Процесс лепки помогает выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус.

Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает ручную умелость и мелкую моторику рук, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности.

При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

У ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, семена, каштаны) материалы.

Сама техника универсальна, ее можно использовать и в младшем, и в старшем дошкольном возрасте.

Цели и задачи должны соответствовать уровню развития ребенка.

Например: можно выполнить пластилиновую картинку «яблоко». В младшей группе дается изображение дерева и детям предлагается вырастить на нем яблоки, малыши отщипывают маленькие части от пластилина и прикрепляют к листу картона. А вот в старшем возрасте дети могут сами нарисовать контур, блик, черенок, лист яблока или воспользоваться шаблоном и заполнить его цветом. Дети 2 – 3 лет могут начать пластилиновую картину с того, что начнут «кормить цыплят или красиво украшать осенние деревья», а для детей 5 – 7 лет, это уже не интересно, им хочется выполнять работы сложнее, например: по сюжету сказки.

Пластилин – благодатный материал для художника. Если знать и использовать секреты пластилина, можно создавать не просто поделки, а настоящие картины из пластилина – от тонких, почти не отличимых от живописи, полотен до выпуклых барельефов.

Во-первых, пластилин замечательно пластичен, он легко принимает любую форму, раскатывается, разминается и ложится на поверхность любым слоем. Иными словами, рисование пластилином очень удобно : художник имеет дело с необычайно послушным материалом.

Второе замечательное свойство – это вязкость, «прилипчивость».

Третий из секретов пластилина – цветность. Разнообразие цветов и оттенков выпускаемого пластилина само по себе дает широкие возможности, но этим пластилиновая «палитра» не ограничивается.

При создании картины из пластилина к его цветам можно относиться так же, как к художественным краскам: различные цвета можно смешивать и получать новые, со всей гаммой промежуточных оттенков.

Четвертое его свойство –термолабильность. При нагревании (даже до температуры наших рук) пластилин легко размягчается, поэтому пальцы и ладони – это главный инструмент при рисовании пластилином. Некоторые художники почти всю работу выполняют пальцами, размазывая материал по поверхности.

Однако, помимо чисто ручной работы, у художника в распоряжении множество инструментов для рисования пластилином : разнообразные стеки ( некоторые мастера делают самодельные стеки удобной для них формы: заостренные, плоские, в форме лопаточек и т. п., да и любые подручные средства. Годятся гвозди, иглы, зубочистки, любые рельефные поверхности –шестеренки, крышки от бутылок и т. д. Но главный инструмент – все равно руки. Приемы ручной работы с пластилином те же, что и при лепке, они известны даже детям: раскатывание «колбасок» различной толщины, скатывание шариков, а затем расплющивание их в кружки, прищипывание и так далее.

Рисование пластилином, особенно детское, в принципе не отличается по характеру этих приемов – только детали укладываются на поверхность картины из пластилина, и далее им придается желаемая форма и рельеф поверхности.

Кроме того, пластилин можно поместить в одноразовый шприц и, подогрев его, выдавить поршнем идеально ровную «нить» – так на картину из пластилина можно наносить стебли, ветки и другие линейные детали. Шприц для рисования пластилином можно брать и кондитерский (для более толстых «колбасок» или для деталей с определенным сечением). «Взрослые», «настоящие» художники предпочитают рисование пластилином путем размазывания его по «холсту».

«Холст» для картины из пластилина годится не всякий. Пластилин –материал жирный. На обычной бумаге от него могут оставаться жирные разводы. Конечно, если вся поверхность картины покрывается пластилином сплошь, то это не страшно. Если же оставляется фон, тогда лучше брать иную поверхность: стекло, фанеру, пластик; очень яркие и веселые картины из пластилина можно создавать, заклеив предварительно лист картона самоклейкой любого выбранного вами цвета. А дальше – дело вашей фантазии!

Когда картина из пластилина готова, лучше поместить ее в раму под стекло для сохранности, (но здесь важно помнить о безопасности, в детском саду стекло нельзя использовать). Некоторые художники предлагают покрыть картину бесцветным лаком или канцелярским клеем. И еще одно необходимое предупреждение: для детского рисования выбирайте пластилин экологически безвредных марок.

Пластилин должен быть средней мягкости, чтобы пальцы рук сильно не уставали при выполнении работ, если пластилин очень твердый его можно размягчить в горячей воде (но не в кипятке).

Техники и приемы рисования пластилином.

1 способ.

Работа на картоне. Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато. Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Сама фактура может напоминать шелк, стекло или керамику, если постараться сделать ее гладкой и блестящей. Для этого нужно перед заглаживанием пальцами пластилиновой поверхности слегка смачивать пальцы в воде. Но только слегка, чтобы картонная основа ни в коем случае не размокла.

Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий.

Работать можно не только пальцами рук, но и стеками.

2 способ.

Работа на стекле. Подготовим стекло: уберем картон и протрем его салфеткой, чтобы не было следов от пальцев. Иначе в этих местах будет плохо ложиться тушь. Подложив эскиз под стекло аккуратно как можно точнее переведем рисунок. Надо учитывать, что он при этом получится в зеркальном отражении. Туши надо немного подсохнуть. Во время этой паузы можно заняться подготовкой материала: подобрать цвет пластилина и намешать его оттенки для рисунка. Раскладываем получившиеся кусочки и анализируем на сколько удачно они сочетаются между собой и оттеняют друг друга. Процесс заполнения поверхности очень кропотливый и если одним большим куском заполнить сразу большую часть рисунка, работа теряет свой необычный облик, красоту. Поэтому, желательно накладывать пластилин очень маленькими с горошинку кусочками, при этом каждая последующая с чуть измененным оттенком. Затем постепенно разминать их пальцем по поверхности.

Учитывайте, что при растирании пластилина получаются порой необыкновенные разводы, которые только еще больше придают красоту и порой подчеркивают форму. Следите за контуром рисунка и не выходите за его пределы. Бывает и так, что был нанесен неудачно подобранный цвет, его легко убрать стеком и нанести новый. Практика выполнения таких работ показала, что лучше начинать заполнять поверхность стекла с основных элементов, а затем – фон. Выполненную работу оформляем – фиксируем с обратной стороны картон зажимами и тщательно начищаем поверхность сухой салфеткой. Работа готова!

3 способ.                                                                                                                                              Рисовать пластилином можно и другими приемами: «горошками» и «жгутиками». Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок.

4 способ.

Рисование «жгутиками». Техника «жгутиками» несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая косичка, основа контура рисунка.

На картон наносится рисунок, скатываются жгутики потолще, размазываются пальцем к середине, затем заполняется центр элемента рисунка.

Можно применять смешенный пластилин для большей цветовой гаммы. Работу можно сделать рельефной, накладывая на листики жилки из пластилина или мазками, как в масляной живописи.

5 способ.

На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стеком, как в технике граттаж.

При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики.

В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.

Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно:

- сначала важно научить надавливать на пластилин;

- затем размазывать его от центра к краям контура;

- сочетать оба приема.

Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.

При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином.

Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.

Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый –смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.

Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий.

Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.

В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.

Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, следует использовать игровые мотивации. Так, в конце образовательной деятельности педагог может предложить им обыграть свою поделку, задать наводящие вопросы. Использование в игре диалога позволяет развивать речь дошкольников, коммуникативные и творческие способности, облегчает им общение друг с другом.

Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине образовательной деятельности необходимо проводить физкультурные минутки. Еще один важный момент - благоприятный эмоциональный настрой не только воспитателей, но и детей.

Условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству.

Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции.

Картины из пластилина желательно оформить в рамках под стеклом. Если изображение рельефное, то между стеклом и плоскостью картины необходимо проложить вдоль рамки прокладку на высоту выпуклости рисунка.

Плоскостные картины можно хранить под прозрачными пленками.

Москва 2022г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Пластилинография- умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии»

Цель:Развитие мелкой моторики рук через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином.Задачи:Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пласт...

Конспект по пластилинографии "Знакомство с пластилинографией"

-познакомить детей с понятием - трафарет, показать и научить приемам работы с ним.-развивать мелкую моторику руки, развивать цветовосприятие, умение правильно выбирать тон пластилина, графические навы...

Консультация для родителей «Что такое пластилинография? Виды пластилинографии»

Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений...

Консультация для родителей «Что такое пластилинография? Виды пластилинографии»

Консультация для родителей «Что такое пластилинография? Виды пластилинографии»Данилова Г.Н.Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «...

Мастер-класс по пластилинографии в средней группе "Сказочный мир пластилинографии"

Цель мастер- класса: Развитие у детей художественно-творческих навыков и способностей по средствам пластилинографии. Дать родителям знания о пластилинографии, как о нетрадиционном спосо...