Пластилиновая живопись
материал по аппликации, лепке (старшая группа)

Папикян Даннара Арутюновна

рассказ о том, как увлекательно провести время с пластилином

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_po_plastilinovoy_zhivopisi.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

 Разработала воспитатель

МАДОУ Детский сад №2 «Радуга»

Папикян Даннара Арутюновна

Пластилиновая живопись

(методические рекомендации)

Введение

     Все знают, что из пластилина здорово лепить. Лепить фигурки, маленькие скульптуры, домики и ландшафты. Но мало кто знает, что пластилином можно еще и рисовать!

     Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев), зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь.

     Вместе с тем, в пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно-пространственного восприятия окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста.

    Пластилиновая живопись в дошкольном учреждении – один из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности, так как не является обязательным в программах дошкольного образования. В связи с этим отсутствуют развернутые методические рекомендации по проведению таких занятий с детьми.

     В группе предполагается создать условия для накопления практического опыта и, прежде всего, ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно усвоить различные навыки. Аппликация, вырезание из бумаги, лепка из пластилина, оригами и другие виды детского творчества не только развивают ребенка эстетически, но и помогают ему учиться аккуратности и терпению, без которых в школе не обойтись, а также разрабатывают мелкую моторику пальцев, что упрощает обучению письму и способствует формированию правильной и красивой речи. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, позволят детям почувствовать свою успешность. У ребят уже сегодня устойчивый интерес к продуктивной деятельности. Это меня и подтолкнуло к идее углубить работу по развитию мелкой моторики, приобщая детей к занятиям пластилиновой живописи.

     Исходя из этого, целью настоящей работы является разработка и предоставление методических рекомендаций по  укреплению мелкой моторики пальцев рук посредством приобщения ребенка к пластилиновой живописи и организацию совместного творчества детей и родителей.

   

Для реализации представленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Создать педагогические условия для  укрепления мелкой моторики пальцев рук путем приобщения ребенка к занятиям пластилиновой живописи.

2 . Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки.

3. Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; учить самостоятельно создавать художественные образы.

4. Способствовать формированию установки на получение качественного результата и преодоление частных неудач, неизбежных в процессе его получения.

     Основными источниками информации явились:

- анализ методической литературы по пластилиновой живописи;

- результаты практических занятий по пластилиновой живописи со старшими дошкольниками.

Основные приемы и способы изготовления пластилиновых картин.

  1. Рекомендации по выбору и подготовке материалов и инструментов.

     Подбор средств и материалов для осуществления замысла  -  один из компонентов творческой работы.

Материал для работы берется самый простой и доступный:

  • пластилин
  • картон, оргстекло, фанера
  • трафареты, шаблоны
  • стеки, деревянные зубочистки, расческа, металлическое ситечко
  • бусинки, бисер, блестки, различные крупы (для художественного оформления работ)

Пластилин – искусственная пластическая масса, приготовленная из глины, воска, сала и других добавок. Он мягок и подвижен, долго не засыхает.  Всегда готов к лепке. Сделанные фигуры не деформируются и не растекаются. Однако при повышении температуры пластилин размягчается и плавиться, а при понижении – твердеет. Он должен храниться в прохладном месте. Необходимо умело пользоваться красочной палитрой путем смешивания различных кусочков (шариков, жгутиков) пластилина, знать его свойства.

 Свойства пластилина - мягкость, пластичность, клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла, непрочность, способность сохранения придаваемой формы, водонепроницаемость. Цветовая гамма достигается путем смешивания пластилина (цвет неба – белый с синим; морской волны - белый, зеленый, синий; лепестки подсолнуха – желтый и немножко красного и т.д.). Для основы картин используется плотный картон, но можно использовать и оргстекло, фанеру, клеенку. Если фон покрывается частично, то нужно применять картон с цветным покрытием, на котором не появляются масляные пятна от пластилина. Дополнительные природные материалы, пластмассовые детали, бижутерия, и т.д. используются для создания определенных эффектов. Для резанья пластилина, его нанесения на основу применяется стека. Для придания рельефности пластилиновым деталям можно использовать зубочистки, расчески, металлическое ситечко.

Стека – палочка из твердого материала (дерево, пластик) разной формы и размера, длиной 10-12 см, которая применяется при размазывании, заглаживании пластилина и для прорабатывания мелких деталей, украшений и снятия лишних кусочков. По форме стеки бывают круглые и плоские. Более  распространены –  стека-пика, стека-нож, стека-лопаточка, стека-тычок.

 

2 Основные приемы и способы изготовления пластилиновых картин.

Этапы создания картин.

  1. Подбор эскиза. Возможны следующие варианты: детям предлагается готовый эскиз; эскиз выполнен педагогом после обсуждения с детьми; каждый ребенок сам выполняет свой эскиз по собственному замыслу.
  2. Перенос эскиза на основу (картон, оргстекло, фанера) педагогом в присутствии детей в свободное от занятий время.
  3. Подбор цвета пластилина, смешивание пластилина для получения необходимых тонов.
  4. Выполнение фона, выбор цвета неба, земли в соответствии с замыслом картины; выбор приемов нанесения пластилиновых мазков. На места, в которых будут располагаться персонажи и детали в технике мазка пластилин не наносится.
  5. Создание картин начинаем с дальнего плана и постепенно  продвигаемся к ближнему плану. Художественные образы могут быть выполнены, как в технике мазка, так и в технике барельефа (Барельеф это один из видов рельефа, когда изображение выступает не менее чем на половину объема).

Разновидности пластилиновых картин

Плоскостное изображение картин

Плоскостное изображение пластилином подобно живописи маслеными красками, но наноситься пластичный материал не кистями, а стекой или размазывается по основе пальцами рук. Ручной способ нанесения пластилина более эффективен, потому что согретый пальцами материал ровно под давлением соединяется с основой.

Барельефное изображение

Преимущество пластилиновых картин заключается в возможности изображения выпуклых барельефных деталей, создающих зрительную реальность выполняемых художественных работ. Техника барельефа используется для создания архитектурных сооружений, транспортных средств, людей, животных. Эскиз образцов выполняется детьми на бумаге, затем вырезается. Далее подбирается пластилин нужного цвета. С помощью стеки вырезаем по контуру шаблона целое изображение. Готовые фигуры прикрепляем на основу, начиная с дальнего плана. Дополняем художественные образцы узорами в технике барельефа.

Аппликация

Подразделяются картины в зависимости от степени заполнения полотна. В одних картинах покрыта вся поверхность, а в других заполнена только часть, ограниченная контуром рисунка. Последний вид называется аппликацией.

Формат картин может быть различным. Для предметного рисования берется картон размером ½ листа формат А4, для сюжетного – в начале года ½ листа формат А4, к концу года целый лист формата А4.

 Для расположения элементов используются композиционные приемы: выделение центра, равновесие частей, симметрии и асимметрии.

3. Основные приемы и техника нанесения мазков

Плоскостное изображение картин

От куска пластилина отрываем маленький, с горошину кусочек и, прижав его к основе, размазываем в нужном направлении.

  • Горизонтальное направление выбирается при передаче образа спокойного неба, земли.
  • Круговое направление выбираем при передаче образа кучевых облаков, волн.
  • Наклонное направление выбираем для изображения солнечных лучей.

Использование элементов «конус».

Создание образов лиственных деревьев.

От кусочка пластилина отщипываем маленький кусочек и раскатываем его в форме конуса. Готовый элемент наносим на контур кроны куста, дерева; заполняем силуэт от внешнего контура к стволу растений.

Использование элемента «шар».

Создание образов лиственных деревьев.

Кусочек пластилина в форме шара прикладываем к основе и размазываем по направлению вниз. При выполнении мазка указательный или большой палец помещаем на шар из пластилина, немного отступив вниз, от верхнего края и делаем мазок. Прикладываем шар к основе и размазываем сначала влево, затем вправо

Выполнение образа хвойного дерева – ели (выполняется в одном или двух цветах): начинаем с нижних лап в направлении от края ветки к стволу. При двухцветной ели сначала наносим нижний мазок темного цвета, затем отступив от нижнего края, накладываем на него мазок светлого цвета Двойные мазки наносятся по контуру, а затем хаотично внутри контура

Использование элемента «валик».

Создание образов лиственных деревьев.

Кусочки пластилина раскатываем в длинные, тонкие валики. Первый валик выкладываем по внешнему краю кроны, слегка прижимаем, чтобы закрепить на основе. Затем придавливаем его пальцем, отступив от внешнего контура, размазываем по направлению к стволу по всей длине валика. После первого ряда делаем второй, отступив необходимое расстояние. Такими мазками покрываем всю крону дерева (рисунок 8).

Способы лепки при создании

объемных изображений

При создании объемных изображений применяются два способа лепки.

Конструктивный

Деталь собирается из отдельных частей.

Пластичный 

Форма вытягивается из пластичной массы.

Использование эффекта пушистости

Эффект пушистости и рыхлости элементов картин достигается путем трения или продавливания пластилина через металлическое ситечко. Таким способом изображают мех животных, кораллы, растительность.

Рельефность

Рельефности на поверхности деталей можно получить продавливанием тонких бороздок кончиком зубочистки, стекой, расческой.

Использование эффекта «мраморности»

Чтобы добиться эффекта «мраморности», т.е. изображения с разноцветными хаотическими разводами, пластилиновые валики разных цветов скручиваются жгутом, слегка перемешиваются, но не допускается полное поглощение красок. Колорит комбинируемых красок при нанесении на полотно должен просматриваться разноцветными разводами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пластилиновая живопись "Снегири"

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции — это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего, худож...

Пластилиновая живопись "Волк и семеро козлят"

Пластилиновая живопись - уникальная техника, совмещающая в себе лепку, рисование, аппликацию . Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумывают новые цвета и оттенки из пластилина...

Пластилиновая живопись "Светлая Пасха"

Пластилиновая живопись играет в жизни ребенка большую роль. Она помогает развивать детям фантазию, творческое мышление, моторику, речь. Это занятие хорошо влияет на нервную систему. Работая с пластили...

"Пластилиновая живопись"

Опиание работы в технике "Пластилиновая живопись"...

Конспект занятия по лепке «Пластилиновая сказка» (старшая группа) Техника: пластилиновая живопись.

Цель: учить детей передавать в лепке изображения любимых сказочных героев, основываясь на знания и опыт, полученные ранее. Совершенствовать умение выполнять работу в технике пластилиновая живопись: ри...