Аппликация из пряжи как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста
материал по аппликации, лепке

Яркова Анна Александровна

Нетрадиционные техники аппликации – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одной работе, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Любая творческая деятельность, в частности аппликация из пряжи, имеет большое значение для развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разносторонних формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы, знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yarkova_anna_alexandrovna_2.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Аппликация из пряжи как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста»

                                                                   «Источники способностей и дарований детей-

                                                                         на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря,              

                                                                         идут тончайшие ручейки, которые питают

                                                                          источники творческой мысли».

                                                                                                                                   В. А. Сухомлинский

    Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно, в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью, удивлением, открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет  развитие ребенка. Реализуется его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на педагога-воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания.  

   Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне- развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

  Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно - двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго до поступления в школу. Поэтому я считаю, что надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма.

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка видов деятельности, является художественная деятельность. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации), который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью.

    Нетрадиционные техники аппликации – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одной работе, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Любая творческая деятельность, в частности аппликация из пряжи, имеет большое значение для развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разносторонних формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы, знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, клей, ножницы и т.д.). Все эти действия способствуют умственному развитию ребенка.  Для создания аппликации необходимо применить  усилия, осуществить трудовые действия, овладеть конкретными умениями. Правильное владение необходимыми материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.

Занятия аппликацией интересны и привлекательны   дошкольникам занимательностью содержания, направленностью на результат. Желание самостоятельно достичь результата заставляет детей преодолевать трудности, проявлять настойчивость, сообразительность. Помимо этого, у дошкольников обнаруживается элементарный познавательный интерес, проявляющийся в поиске новых возможностей работы и способов осуществления новых целей.

Ребёнок, осваивая аппликацию, учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином виде. Действуя с предметами или материалами, ребёнок на практике познаёт некоторые их свойства — твёрдость, мягкость, объём, величину, вес и другие, приобретая знания о тех свойствах предметов, которые не могут быть познаны только визуально. Поэтому предпосылками для продуктивных видов деятельности выступают: потребность ребёнка в самостоятельности и активности; подражание взрослому; освоение предметных действий; формирование координации движений рук и глаз.

   Постепенно в процессе освоения разных видов аппликации у дошкольника складывается умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, возникают обобщённые способы изображения объектов окружающего мира.

  Волокнистые материалы, а именно пряжа, ткань и нитки являются основным материалом для многих художественных техник. Кроме того, обработка волокнистых материалов не только позволяет ребёнку сделать своим руками красочные поделки, но и оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики рук, глазомера, эстетического вкуса творческих способностей.

  Аппликация из пряжи - это изобразительная деятельность, произведения которой создаются с помощью уложенных на бумагу ниток, образующих контур изображения. Освоение этой техникой доступно дошкольнику.

Простота соединения позволяет изменять кривизну нитки на укладываемой поверхности. Кроме того, шерстяные нитки можно резать на маленькие кусочки, приклеивать к бумаге, создавая предмет.

 Интересный вид деятельности – плетение всевозможных косичек, завязывание узелков, перевязывание  из ниток и использование их в аппликации.

 Такой материал для изготовления поделок, как нитки, очень распространен и доступен каждому. Поделки из ниток разной структуры и шерсти — наиболее доступный способ создания художественных работ. Поделки из нитей и шерсти необычайно привлекательны. Нитки, шерсть - имеют мягкую структуру, пластичные, объёмные и имеют красивое переплетение волокон. Могут располагаться в любом направлении в зависимости от того, как падает свет. Но самое главное дети учатся видеть прекрасное и создавать его своими руками. Нитки – безопасный и очень доступный материал для детского творчества.

Во время занятий  дети знакомятся с видами декоративно-прикладного искусства, его особенностями и спецификой, с возможностями декорирования предметов, форм, интерьеров, знакомятся с художественными промыслами, развитием  творческих способностей, мелкой моторики, знакомятся с основами знаниями в области композиции, формообразования, цвета. У детей развивается образное мышление, наблюдательность и воображение.

  На занятиях у детей раскрывается творческий потенциал для формирования его нравственно – личностных  качеств, эстетического воспитания, высокой коммуникативной культуры, его творческих способностей. Дети учатся самостоятельно выполнять несложные декоративные изделия по готовым схемам, рисункам, эскизам; создают предметы декоративного искусства; используют силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средство художественной выразительности; применяют различные виды декорирования, навыки работы с разными материалами и в различных техниках. Дети применяют полученные знания на практике, экономно расходуют материалы и, качественно с технологической точки, выполняют изделия.

  Хорошо организованная, продуманная деятельность ребенка в технике «аппликация из пряжи» помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи. Закрепив ряд трудовых навыков, и освоив процесс последовательности и выполнения аппликации, дети и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься этим видом деятельности, развивая свои творческие способности. Поэтому, используя работу в нетрадиционной технике «аппликация из пряжи», можно организовать увлекательный процесс развития художественного творчества детей дошкольного возраста.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая проектная работа по вариативному модулю: «Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста на тему: Новейшие педагогические технологии в обучении дошкольников» Составила: воспитатель Гомерова Татьяна Валерьевна

Мир детства светлый и огромный, со своими законами познания мира, языком общения. И роль рисования внём огромна. Каждая минута, час, день приносят деням много нового, интересного, радостного. Рисовать...

Презентация: "Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных приемов рисования"

Презентация: "Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных приемов рисования"...

СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Творчество рассматривается учеными как человеческая деятель­ность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельно­сти, что ...

СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬГОГО ВОЗРАСТА

1. Понятие художественного творчестваТворчество рассматривается учеными как человеческая деятель­ность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В пр...

"Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных приемов рисования"

В данной презентации раскрыты некоторые виды нетрадиционных техник рисования. А так же собственный опыт по применению этих техник....

Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста.

Готовить ребенка к жизни – это, прежде всего, развивать у него потребность в творчестве, в совершенствовании и реализации в деятельности своих дарований и способностей. Творчество – это самовыражение ...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...