Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста.
статья по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Готовить ребенка к жизни – это, прежде всего, развивать у него потребность в творчестве, в совершенствовании и реализации в деятельности своих дарований и способностей. Творчество – это самовыражение и самоутверждение личности. Творчество – это своего рода качественный переход от уже известного к новому, неизвестному. Творчество – это особая форма процесса развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста.

Готовить ребенка к жизни – это, прежде всего, развивать у него потребность в творчестве, в совершенствовании и реализации в деятельности своих дарований и способностей. Творчество – это самовыражение и самоутверждение личности. Творчество – это своего рода качественный переход от уже известного к новому, неизвестному. Творчество – это особая форма процесса развития ребенка.

Каждый ребенок индивидуален, имеет определенные задатки и способности. Важно вовремя увидеть эти способности и правильно организовать работу по их развитию и реализации.

Реализовать себя, проявить фантазию, смекалку, изобретательность, творческое мышление ребенок может в первую очередь в художественной деятельности. Это объясняется тем, что:

- изобразительная, музыкальная, танцевальная, театральная деятельности – это наиболее доступные и активные формы эстетического освоения мира детьми. В процессе художественного творчества ребенок получает возможность выразить свое отношение к увиденному, услышанному, прочитанному в рисунке, музыке, танце, импровизации, лепке, художественном конструировании...

- в собственном художественном творчестве ребенок проявляет мысли и чувства, эстетическое и нравственное отношение к предметам и явлениям действительности.

В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа.

Первый этап – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем (конкретное же решение должен принимать только малыш).

Второй этап – процесс создания детьми изображения. Даже если тему называет воспитатель, это не лишает ребенка возможности творить, а только помогает направить его воображение (если педагог не регламентирует изобразительное решение).

Третий этап – анализ результатов – связан с двумя предыдущими, является их логическим продолжением и завершением. Просмотр и анализ созданных детьми работ должны осуществляться при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат деятельности.

Для свободы творческого выражения ребенку необходимо освоить технические приемы, способы изображения, средства выразительности. Их разнообразие и многообразие, уровень развития восприятия, запас впечатлений, степень изобразительных способностей влияют на степень выразительности художественного образа.

В художественном творчестве ребенка интерес во многом определяет характер деятельности: является ли она репродуктивной, или творческой.

Для развития творчества важно учитывать специфику художественной деятельности (изобразительной, музыкальной, театральной и др.), опирающуюся на общие дидактические принципы. Это, прежде всего, принцип связи обучения с жизнью, поскольку в своей деятельности дети передают впечатления, которые получают из жизни. Необходимо учитывать и то, какая обстановка окружает ребенка и как на него действует. Какие желания пробуждаются в душе маленького человека, чему он радуется, чем живет.

Другой дидактический принцип – это принцип наглядности. Педагогу необходимо так организовать работу по развитию детского художественного творчества, чтобы дети не просто знакомились с предметами, объектами и явлениями, но и познавали их. Вся работа должна быть направлена на восприятие, наблюдение и изучение наглядного материала, чтобы в своих работах дети могли создать яркие, выразительные живые образы. В изобразительном искусстве это могут быть репродукции картин известных художников, иллюстрации в детских книгах, изделия мастеров народных промыслов; в музыкальном искусстве – грамзаписи музыкальных произведений, народных песен; в театральном искусстве – видеофрагменты спектаклей, театральных постановок и т.д. Огромную помощь в воспитательно-образовательной работе могут оказать экскурсии в музеи, на выставки, культпоходы в театры, на концерты, поскольку живое общение с искусством оставляет незабываемые впечатления, вызывает положительные чувства, заставляет снова переживать их.

Использование в педагогическом процессе произведений искусства дает пищу работе воображения, мышления, способствует воспитанию чувств, позволяет познать мир с разных сторон, и вместе с тем усиливает положительное отношение к художественной деятельности, способствует желанию заниматься ею.

Весьма важное и крайне необходимое условие успешного развития творческого начала в ребенке – содержание, формы и методы занятий. От глубокого, насыщенного содержания занятий, разнообразных и интересных форм проведения, методически грамотного и творческого подхода к занятиям педагогов, учитывающих возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка, зависит развитие творческой активности, познавательного интереса, желания заниматься.

Важную роль в развитии художественного творчества играет интегрированный подход. Основу способностей к различным видам деятельности составляют общие психические процессы: восприятие, мышление, воображение, а также способы художественной деятельности, эмоциональное отношение к объектам эстетического характера и к художественной деятельности. Эти психические процессы являются основой для каждого вида художественной деятельности, а развитие их в каком-либо одном виде благоприятно сказывается на развитии других.

Успешное освоение детьми художественного творчества зависит от правильного и умелого руководства взрослых, от высокой квалификации педагога, не допускающего в своей работе формализма, излишней опеки, тормозящей активность, а значит, и общее развитие ребенка, бережно и серьезно относящегося к детскому творчеству и его продуктам.

Литература:

1. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М., 2008.

2. Степанова А.В. Руководство детским художественным творчеством и воспитание творческой личности. М., 2006.

3. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. М., 2006.