Роль технологии ТРИЗ в развитии художественного творчества детей дошкольного возраста
консультация по рисованию (подготовительная группа) на тему

Коврижных Ольга Алексеевна

Как максимально увеличить эффективность основной образовательной программы? Автор статьи раскрывает положительные стороны ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ТРИЗ35.9 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                               

Роль технологии ТРИЗ в развитии

художественного творчества детей дошкольного возраста

«Перед нашим государством, школой, воспитателями вырастает задача чрезвычайной важности, добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад и кто ещё только должен  родиться, вырастить  не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно инициативным, думающим работником, способным на творческих подход  к любому делу, за которое бы он не взялся.  

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. ТРИЗ для дошкольников – это система игр, занятий, призванная не изменить основную программу, а максимально увеличить ее эффективность.

Положительные стороны ТРИЗ

  • Развивает уверенность в своих силах.
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
  • Развивает чувство композиции, ритма,  колорита,  цветовосприятия.       чувство фактурности и объёмности.
  • Развивает мелкую моторику рук.
  • Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
  • Способствует снятию детских страхов.
  • Развивает пространственное мышление.
  • Учит детей свободно выражать свой замысел.
  • Учит детей работать с разнообразным материалом.  

                М.Горький писал:

Человек по натуре своей художник, он всюду, так или иначе,  стремится вносить в свою жизнь красоту, красивые вещи воспитывают воображение людей и уважение к их труду.»

                     Г. С. Альтшуллер

Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта.

Задачи:

  • Разбудить фантазию, воображение ребёнка.
  • Сформировать у детей технические навыки рисования.
  • Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
  • Научить передавать свой неповторимый образ в рисунках по нетрадиционному рисованию, используя различные техники.

Использование методов и приёмов

  • Метод наглядности: Рассматривание иллюстраций, альбомов, показ видеофильмов и.т.д.
  • Словесный: Использование художественного слова, беседа, указание, пояснение.
  • Практический: Самостоятельное выполнение детьми рисунков  в нетрадиционной технике, использование различных инструментов и материалов для изображений.
  • Эвристический метод:  Развитие находчивости и активности.
  • Частично – поисковый: Стимулирует активность детей за счёт включения проблемной ситуации в ход занятия.

Принципы построения развивающей среды.

  • Принцип сезонности: построение  познавательного  содержания с учётом  природных  и климатических особенностей данной местности.
  • Принцип систематичности и последовательности: постановка задач. «От простого к сложному», от «Неизвестного к известному».
  • Принцип развивающего характера художественного образования.
  • Принцип  природосообразности : постановка задач художественно- творческого развития детей с  учётом  возрастных  особенностей и индивидуальных способностей.
  • Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей.
  • Личностно-ориентированного подхода  к каждому ребёнку;
  •  Активности, контролируемости,  индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному.

«Один рисунок стоит тысячи слов» - Эта восточная мудрость, пожалуй, наиболее точно отражает основную идею детской  изодеятельности.

Условия развития детского     изобразительного творчества

*Организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье.

*Бережное отношение к процессу и результату детской деятельности.

*Обязательно учитывать индивидуальные особенности, темперамент и характер ребёнка.

*Комплексное системное использование методов и приемов

Виды нетрадиционных техник

 -Печатание      листиком

-Рисование китайской капустой

-Монотипие

-Рисование ладошкой

-Смешивание красок

-Кляксография

-Граттаж

-Волшебные ладошки

-Набрызг

Нам по плечу любое дело,

Мы на клочке бумаги белой

И если только захотим

вам в красках мир изобразим!

Главное то, что ТРИЗ играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Таким образом, новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, возможность выбора и ещё многие другие факторы, вот, что помогает не допустить в детскую изобразительную однообразия и скуку, обеспечивает живость, непосредственность детского восприятия и деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая проектная работа по вариативному модулю: «Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста на тему: Новейшие педагогические технологии в обучении дошкольников» Составила: воспитатель Гомерова Татьяна Валерьевна

Мир детства светлый и огромный, со своими законами познания мира, языком общения. И роль рисования внём огромна. Каждая минута, час, день приносят деням много нового, интересного, радостного. Рисовать...

"Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных приемов рисования"

В данной презентации раскрыты некоторые виды нетрадиционных техник рисования. А так же собственный опыт по применению этих техник....

Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста.

Готовить ребенка к жизни – это, прежде всего, развивать у него потребность в творчестве, в совершенствовании и реализации в деятельности своих дарований и способностей. Творчество – это самовыражение ...

Инновационные технологии в развитии художественного творчества детей дошкольного возраста

Инновационные технологии в развитии художественного творчества детей дошкольного возраста  В изобразительном искусстве под инновационными методами понимается совокупность специальных навыков, спо...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...

Перспективный план работы педагога по развитию художественного творчества детей дошкольного возраста на один месяц.

Перспективный план работы педагога по ИЗОдеятельности (традиционное и нетрадиционное рисование) на месяц....