Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста
материал на тему

конспект педагогического совета

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10 «Сказка»

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

города Алатыря Чувашской Республики

   

Конспект педагогического совета на тему

«Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста».

Подготовила и провела

                                                                                                                  старший воспитатель

                                                                                                        Вечканова И.Е.

                                                             Алатырь 2015г.

Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста

Форма проведения: «Интеллектуальная игра».

Цель: повышение уровня компетентности педагогов  в вопросах проектирования и построения педагогического процесса по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Задачи:

1.Совершенствовать работу педагогов по развитию  художественного творчества и  эстетического вкуса у дошкольников.

2.Направить усилия педагогов на создание условий для формирования навыков художественной деятельности детей.

Повестка:

I.        Вступительное слово старшего воспитателя – обозначение темы педсовета.

II.      Приветствие членов педсовета. Психологическая игра «Давайте поздороваемся».

III.     Разминка.

IV.     Игра «Ромашка».

V.     Теория в практике.

VI.    Модель построения развивающей среды в контексте ФГОС ДО.

VII.   Проект решения.

Ход педсовета:

Вступительное слово старшего воспитателя Вечкановой И.Е.

"Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити –                                                                                        ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".

В.А. Сухомлинский

I.     Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодняшний наш педсовет посвящён актуальной теме – «Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста».

   ТВОРЧЕСТВО учёные рассматривают как деятельность высшего уровня познания преобразования окружающего мира – природного и социального. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек – форма и способ его мышления, личные качества.

 Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Поэтому основной показатель творчества – это новизна его результата, которая носит объективный характер, поскольку создаётся то, что раньше не существовало. Дети уже в дошкольном возрасте создают интересные, порой оригинальные рисунки, подели, конструкции, художественные  композиции. Новизна – это первая важная особенность детского творчества.  

Развитие художественно-творческих способностей – далеко   не новый  предмет   исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека.

Художественное творчество – лишь одно из средств воспитания. Комплексное сочетание разнообразных средств и форм в процессе воспитательного воздействия на детей делает это воздействие более плодотворным и интересным.

Взаимосвязь различных видов детской деятельности  позволяет углубить и расширить представления детей об окружающем мире, повысить эмоционально -  положительное влияние на процесс воспитания, сделать этот процесс более эффективным; при этом происходит воздействие на ребёнка посредством интересных для него дел. Художественное творчество в детском саду является частью всей воспитательной работы с детьми и несёт на себе нагрузку решения задач всестороннего воспитания дошкольников.

Наш педсовет сегодня будет проходить в виде интеллектуальной игры. Я предлагаю выбрать жюри и две команды путем жеребьевки. ( в мешочке заготовлены фишки трех цветов: зеленые и красные (их большее количество) – для членов команд и оранжевые ( их 3 штуки) для членов жюри.).

Командам предлагается придумать себе название и девиз.

Старший воспитатель – ведущий игры напоминает правила:

 -уметь слушать других;

 - вырабатывать общее решение вопроса;

 - принимать активное участие в игре;

 - не оспаривать оценку жюри;

 - соблюдать культуру речи и тактичность;

 - придерживаться регламента.

 Члены жюри будут оценивать ваши ответы по 3-х бальной шкале в своих бланках. 3 балла получит та команда, ответ которой будет полный, грамотный. 2 балла команда получит, если ответ будет полный, но суть вопроса будет изложена не до конца. 1 балл, если ответ неполный, и не отражает сути проблемы.

 Если члены команды во время деловой игры сомневаются с ответом, то на данный вопрос могут ответить или добавить информацию команда соперников.

 Членам жюри необходимо учитывать не только правильность ответов, но и поведение членов команд во время обсуждения, корректность, чёткость, грамотность и выразительность речи.

 Побеждает та команда, которая наберёт большее количество баллов.

II.А начать нашу интеллектуальную игру я предлагаю с игры психологической  «Давайте поздороваемся».

 Во время проведения данной игры я ввожу запрет на разговоры.

 Встаньте все, пожалуйста, в круг. По моему сигналу вы начнёте хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определённым образом:

 1 хлопок: здороваемся за руку;

 2 хлопка: здороваемся плечами;

 3 хлопка: здороваемся спинами;

 4 хлопка – обнимаемся.

III. Разминка.

 Каждой команде по очереди будут задаваться вопросы:

1. Что такое творчество?

(Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество — это:

деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее; создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других; процесс создания субъективных ценностей).

2. Перечислите виды творчества

(Существуют разные виды творчества:

Производственно – техническое

Изобретательское

Научное

Политическое

Организаторское

Философское

Художественное

Мифологическое

Религиозное

Музыкальное

повседневно-бытовое и т.п.

Иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.)

3. В чем проявляется творчество?

(Творчество проявляется во всех формах жизни человека. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т. е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности.)

4. Что является одним из основных условий развития творческой личности?

(Одним из основных условий развития творческой личности ребенка-дошкольника является широкий подход к решению проблем эстетического отношения к окружающему.)

5. Какие виды деятельности виляют на развитие творческих способностей детей?

(Все виды продуктивной деятельности, художественная деятельность, музыкальная, театральная деятельность).

6. Какое самое важное условие раскрытия творческих способностей? (Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей - это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха»).

7. При реализации  каких образовательных областей будут решаться задачи развития детского творчества (во всех образовательных областях)

8. Поясните, почему вы так считаете? ( см. ответ на вопрос №2 и делайте выводы)

9. Перечислите отечественных и зарубежных педагогов, психологов рассматривающих проблемы развития художественного творчества ребенка дошкольного возраста? (Л.А.Венгер, Н.А.Ветлугина, , А.В. Запорожец, Т.С.Комарова, Д.Б.Эльконин).

10. На чем основываются творческие способности ребенка? ( Его способности основываются на развитии воображения. Ни в какой другой области воображение не имеет такого значения, как в искусстве, в процессе художественного творчества. Без воображения, тесно связанного с образным мышлением, невозможна ни одна творческая деятельность.

И что нужно развивать у ребенка, для того, чтобы развить его воображение?Следовательно, для изобразительной деятельности необходимо развивать у детей: во-первых, эстетическое восприятие (учить видеть разнообразие и красоту формы предметов, сочетание цветов); во-вторых, образное мышление (можно выделить наглядно - действенное, наглядно-образное, логическое мышления); в-третьих, воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое развивается на основе воспринимаемых образов; в-четвертых, эмоциональное отношение к предметам эстетического характера. Эмоциональное отношение к художественной деятельности - важный фактор формирования у детей творческих способностей и эстетического воспитания; в-пятых; мелкую моторику рук.

IV. Игра «Ромашка»

Педагогам дается задание   перечислить цели и задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

V.«Теория в практике»

Педагоги в каждой команде делятся на 3 подгруппы. Каждая подгруппа должна  коллективно составить план-конспект мероприятия  по развитию художественного творчества  детей (программное содержание или цель, методические приемы, материал, пунктуальный ход  деятельности)

VI. Модель построения развивающей среды в контексте ФГОС ДО. Педагогам предлагается, разделившись на пять подгрупп, построить модель развивающей среды в каждой возрастной группе. (её наполняемость).

VII. Проект решения.

  1. Обновить предметно-развивающую среду для развития художественного творчества детей.

Срок: май 2016г.

Ответственные: воспитатели групп.

  1. Педагогам ДОУ  регулярно планировать деятельность, связанную со знакомством детей с разными видами искусства.

Срок: постоянно.

Ответственные: воспитатели групп.

  1. Применять в работе методы и приемы, способствующие развитию творческих способностей детей.

Срок: постоянно.

Ответственные: воспитатели ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая проектная работа по вариативному модулю: «Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста на тему: Новейшие педагогические технологии в обучении дошкольников» Составила: воспитатель Гомерова Татьяна Валерьевна

Мир детства светлый и огромный, со своими законами познания мира, языком общения. И роль рисования внём огромна. Каждая минута, час, день приносят деням много нового, интересного, радостного. Рисовать...

Презентация: "Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных приемов рисования"

Презентация: "Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных приемов рисования"...

СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Творчество рассматривается учеными как человеческая деятель­ность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельно­сти, что ...

"Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных приемов рисования"

В данной презентации раскрыты некоторые виды нетрадиционных техник рисования. А так же собственный опыт по применению этих техник....

Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста.

Готовить ребенка к жизни – это, прежде всего, развивать у него потребность в творчестве, в совершенствовании и реализации в деятельности своих дарований и способностей. Творчество – это самовыражение ...

Роль технологии ТРИЗ в развитии художественного творчества детей дошкольного возраста

Как максимально увеличить эффективность основной образовательной программы? Автор статьи раскрывает положительные стороны ТРИЗ....

Инновационные технологии в развитии художественного творчества детей дошкольного возраста

Инновационные технологии в развитии художественного творчества детей дошкольного возраста  В изобразительном искусстве под инновационными методами понимается совокупность специальных навыков, спо...