"Пластилинография, как средство развития и мелкой моторики и творческих способностей детей"
консультация по аппликации, лепке

Ознакомление педагогов с нетрадиционной техникой пластилинографией и ее видами с этапами знакомства детей с пластилинографией, с видами пластилинографии. Побуждать применять в своей практике нетрадиционный вид рисования в качестве развития творческих способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_plastelinografiya.docx188.56 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей»

C:\Users\Notebook\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\ed024c5292a56065766c72806bd48e88.jpg.jpg

Выполнила Соколова Г.И.  

Цель: создание эмоционального настроя на мероприятие; повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов по художественно – эстетическому направлению.

Задачи:

1. Знакомить педагогов с нетрадиционной техникой пластилинографией и ее видами с этапами знакомства детей с пластилинографией, с видами пластилинографии.

2. Побуждать применять в своей практике нетрадиционный вид рисования в качестве развития творческих способностей детей.

3. На практике опробовать прием мозаичной и прямой пластилинографии.

Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» 

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.

           Лепка всегда привлекает малышей. А пластилинография интересна вдвойне, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать.

Пластилинография – относительно новая, нетрадиционная техника, которая заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе.

            Таким образом, при помощи взрослого ребёнок знакомится с новой техникой, развивает свои творческие способности и мелкую моторику. В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти, рассматривая кисть, как «орган речи», такой же, как и артикуляционный аппарат. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. А изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений. Следовательно, пластилинографияи решает в комплексе все эти задачи:

Рассмотрим основные приемы, которые используются в пластилинографии:

Основные приёмы.

•        Надавливание и размазывание — важно научить детей прилагать усилия пальчиками.

Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении

•        Скатывание — кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик.

•        Оттягивание — слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения.

•        Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев. (Если пластилином покрывается большая часть картины, например фон – то заглаживание можно проводить стекой)

Этапы обучения «пластилинографии»

Подготовительный.

Освоение приемов надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; выработка правильной постановки пальца. Овладение приемом отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальцами. Выработка умения работать на ограниченном пространстве.

Основной.

Дети учатся не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (природный материал.) для придания большей выразительности работам. Освоение умения пользоваться специальной стекой-печаткой, доводить дело до конца, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.

Заключительный. Дети учатся самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы; формируется личностное отношение к результатам своей деятельности 

При знакомстве с пластилинографией для детей 2 – 3 лет крайне важно начинать с самого простого.  Начинать можно с пластилиновых «заплаток».

Так, на первых занятиях малыши учатся надавливать подушечкой пальца на пластилиновый шарик, прикрепляя его, например, к спинке божьей коровки, шляпке мухомора. По началу, дети используют готовые пластилиновые шарики, а затем учатся сами отщипывать (от целого бруска пластилина) и скатывать шарики. На этом этапе, как и на последующих этапах, важно превратить процесс обучения в игру.

 На любой понравившийся вам шаблон можно нанести необходимые «дырочки» (для заплатки) штрихом.

Одним из видов пластилинографии на этом этапе является Мозаичная пластилинография – изображение лепной картины с помощью шариков из пластилина.

Эта техника наиболее простая, так как элементы все одинаковые – пластилиновые шарики. Необходимо лишь красиво сочетать цвета и аккуратно заполнить пространство, не выходя за контур.

Этот вид подойдет для коллективной работы и в первой младшей группе.

После пластилиновых заплаток дети овладевают новыми навыками, а именно размазыванием пластилина тонким слоем по основе и «мазку». Вот какие работы можно предложить детям 3 –4 лет:

Солнышко – ребенок на голубом картоне изображает пластилиновый круг, а затем скатывает из маленьких кусочков кружочки, прикрепляет их к основе и размазывает, придавая им форму лучей, «Травка и цветы» (может стать продолжением предыдущего сюжета – в ответ на ласковые лучи солнца на полянке выросла зеленая травка, а затем распустились цветы, «Снег кружится», «Осенние листья» и т. д.

В данной технике работы работают в основном все дети, начиная с раннего возраста. Для раннего возраста можно подготовить контурный рисунок более простой, без мелких деталей, например. изготовление звездочки – подарок для папы

Для детей 4-5 лет хорошо подходят сюжеты пластилинографии на тему времен года, изображение растений. Можно на этом этапе предложить детям так называемую – контурную пластилинографию – изображение предмета при помощи жгутиков.

Можно применить специальный прием: поместить пластилин в шприц, а шприц нагреть, чтобы пластилин подтаял. Через 2-3 минуты можно выдавливать пластилин, так можно подготовить совершенно одинаковые жгутики, которыми впоследствии заполняется пространство

Пластилинография для детей 5-6 лет отличается сложностью композиции, обилием различных элементов, а также использованием сочетаний множества оттенков. Можно применить:

Модульную пластилинографию – изображение лепной картины с использованием различных элементов - валиков, шариков, дисков.

Ребята старшего дошкольного возраста уже активно создают декоративные налепы, оттягивают детали от общей формы, соединяют части между собой при помощи различных техник, смешивают цвета и так далее.

Обратная пластилинография – изображение лепной картины с обратной стороны прозрачной поверхности или витражная.

Данный вид пластилинографии используется на стекле, изображение получается с другой стороны, поэтому называется обратная пластилинография. Так как на стекле детям дошкольного возраста работать нельзя, можно использовать пластик или оргстекло.

Переносится рисунок на поверхность при помощи маркера, а затем элементы рисунка заполняются пластилином. Размазывать можно пальцами или стекой, тщательно придавливая его к поверхности, чтобы получился тонкий слой. Новый цвет нужно наносить последовательно и отдельно.

Многослойная пластилинография – объемное изображение лепной картины с последовательным нанесением нескольких слоев.

Преимущества данной техники в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет. Такая техника подходит для изображения неба, гор, лес и других пейзажных сюжетов, когда один слой сверху закрывается другим. Некоторые детали пластилиновой картины могут иметь сложный контур. В таком случае нужно наложить пластилиновую лепешку и удалить излишек пластилина при помощи стеки.

Если в картине представлены элементы, которые трудно вылепить, то их повторяют тонким слоем пластилина на бумаге, вырезают ножницами и прилепляют на основу с помощью тонких пластилиновых валиков, таким образом добиваясь 3-Д эффекта.

Так же, как и при работе с красками в пластилинографии используют Смешение цветов. 

Помните об основных цветах: жёлтый, красный и синий. При их смешивании получаются новые, производные тона. Смешав жёлтый с синим, получается зелёный, жёлтый с красным – оранжевый, красный с синим – фиолетовый. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется. Часто смешение используется для получения более нежных оттенков, например, розового, голубого, для этого основные цвета смешиваю с белым.

Под конец несколько хитростей:

 Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком или лаком для волос продлит ее «жизнь».

Тема пластилинографии, на мой взгляд, очень интересна и актуальна. Таким образом, сначала при помощи взрослого, а затем самостоятельно ребёнок знакомится с новой техникой, развивает свои творческие способности и мелкую моторику. Главное дать ему интересное и доступное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы. А это — залог будущего успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Лепка, как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"

quot;Лепка, как средство развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей ДОУ "Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей"

С помощью пластилинографии у детей развивается не только мелкая моторика, но и творческие способности....

Лепка, как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста

Как показывает практика, приблизительно 70% детей сталкиваются с проблемой  -  не достаточно развитым уровнем мелкой моторики рук. Начинать работу по развитию мелкой моторики ...

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей с ОВЗ»

Повышение опыта педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей-инвалидов и детей с ОВЗ....

Мастер - класс "Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей с ОВЗ»

Детей не сложно удивить.Игры с красками и работа с разным материалом - это две благоприятные темы, удовлетворяющие любопытство дошкольника.Они становятся активными участниками, интересуются ...

«Лепка как средство развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Лепка  как средство развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»Начинать работу по развитию мелкой моторики...

Консультация для воспитателей Тема: «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей»

   Тема: «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей»Цель: создание эмоционального настроя на мероприятие; повышение профессио...