Конспект по лепке «Филимоновские игрушки- свистульки»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Сибагатуллина Минигуль Давлятгареевна

Конспект по лепке "Филимоновские игрушки-свистульки" для детей 4-5 лет. Доминирующая образовательная область  художественно-эстетическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepka_filimonovkaya_igrushka.docx37.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по лепке

 в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет

Дата:

Подготовила воспитатель:

Организационная информация

1.

Доминирующая образовательная область

Художественно-эстетическое развитие.

2.

Вид деятельности детей

Коммуникативная, двигательная, музыкальная, изобразительная, игровая.

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

Лепка «Филимоновские игрушки- свистульки».

2.

Методы и приемы реализации содержания образовательной деятельности

Наглядные (показ, демонстрация), словесные (беседа); практические (лепка).

3.

Интеграция образовательных областей

Физическое развитие, познавательное развитие, речевое.

4.

Возрастная группа:

4-5 лет

5.

Цель:

учить детей лепить из пластилина филимоновские игрушки-свистульки

6.

Задачи:

6.1

Образовательные: познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность. Формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров, знание о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера (для изготовления игрушек нужны: глина, гончарный круг, особая палочка или кисточка, чтобы рисовать узор, печь, чтобы обжигать изделие, особые краски для росписи).

6.2

Развивающие: развиваем воображение, внимание, память.

6.3

Воспитательные: воспитывать любознательность.

7.

Планируемые результаты:                

7.1

Умеют лепить птичку

8.

Организация среды для проведения образовательной деятельности

Альбом для детского творчества «Филимоновская ирушка», глина или соленое тесто, дощечки или клеёнки, образец, стеки, бумажные салфетки, посылка,письмо.

9.

Подготовка к образовательной деятельности в режимные моменты

 Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства; беседа о том, что все эти красивые вещи создали мастера – народные умельцы.

Конспект образовательной деятельности

I.

Вводная часть

 

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Дети сидят полукругом на стульчиках.

-Здравствуйте ребята! А вы любите сказки? (ответы детей)

Так вот сегодня у нас волшебное, сказочное занятие, на котором мы будем лепить интересные игрушки. Вы ведь любите лепить? (да, любим)

Но для начала я расскажу вам сказку о чудо-птицах, чудо-животных, о филимоновских игрушках, которые начали лепить в селе Филимоново, Тульской области. Занимайте свои места, сказка начинается.

1.2

Мотивация деятельности детей

С давних времен известна тульская деревня Филимоново. По всей России-матушке и далеко а её пределами знают и любят филимоновкие расписные игрушки-свистульки. Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная и цветная – белая, красная, розовая, желтая, оранжевая и даже чёрная.  Лепят из неё барышень и солдат, птиц и коней, козликов и прочих зверушек. Все игрушки забавные, высокие, весёлые и такие вытянутые, будто они всегда чему-то удивляются, да так удивляются, что все на длинношеих животных похожи. Все они – не простые игрушки, а свистульки. У барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдатов – в гусей. И во все игрушки можно посвистеть.

Лепят такие игрушки-свистульки мастерицы с добрым сердцем и теплыми, сильными руками, лепят и приговаривают: «Ух ты, серьёзная какая получилась! Сейчас повеселее тебя сделаем. Давай-ка улыбнись!» Вылепленные игрушки-свистульки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в тех же оврагах, где добывали глину. Игрушки на огне сначала раскаляются докрасна, а потом добела. А когда игрушки остывают, становятся бело-розовыми и твёрдыми, как камень. После обжига игрушки расписывают. Украшают их чаще всего цветными полосками, а ещё – ёлочками, пятнышками, простыми ягодками и цветами. Похожими на солнце. И краски берут яркие, летние, солнечные – желтые, красные, малиновые, зеленые. В Филимонове мастерят игрушки, сохраняя вековые традиции.

-Понравилась сказка?

-Как называются эти игрушки?

-Что особенного в этих игрушках?

(Ответы детей).

-Ребята! Я сегодня, когда пришла в садик получила посылку, давайте её вместе откроем. Посмотрите здесь письмо.

«Дорогие дети, мы филимоновские мастера очень хотим, чтобы вы научились нашему ремеслу, лепке игрушек. Высылаем вам волшебную глину, чтобы у вас получилась настоящая филимоновская игрушка-свистулька и рисунки как нужно её лепить. Удачи вам ребята!»

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Воспитатель обращается к детям: Ребятки, давайте и мы с вами научимся лепить игрушки-свистульки. А вот и глина. Ну что ребята попробуем? (Ответы детей).

А чтобы у нас всё получилось, давайте произнесём волшебные слова «Крекс-фекс-пекс» и сделаем волшебные движения, наберёмся силы. Встаньте ровно по линии.

II.

Основная часть

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Физкультминутка   

Раз, два, раз, два

(руки поднимают вверх—вытягивают, затем к груди—согнуты в локтях)

Стали дети мастера.

Сели, встали, сели, встали

(выполняют движения по тексту)

Мы работать не устали.

Ручки хлоп, хлоп, хлоп,

Ножки топ, топ, топ.

Раз, два, раз, два

Наши дети мастера.

Вот вы и превратились в мастеров. Пора и за работу. Сегодня мы с вами слепим курочку.

Воспитатель задает вопросы детям. Показ картинки филимоновской игрушки-свистульки курочки.

Воспитатель: что есть у курочки?

Дети: Туловище (оно овальное).

Дети: Голова, она круглая, находится спереди. На голове у курочки гребешок.

Дети: Клюв, хвост (он сзади).

Воспитатель: вот мы с вами рассмотрели нашу курочку.

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Вышла курочка гулять

(шагают двумя пальцами - указательным и средним - каждой руки),

Свежей травки пощипать

(щиплющие движения всеми пальцами каждой руки),

А за ней ребятки -

Желтые цыплятки

(бегут всеми пальцами обеих рук).

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко

(хлопают в ладоши),

Не ходите далеко

(грозят пальцем ведущей руки),

Лапками гребите

(гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола),

Зернышки ищите»

(дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой - указательный, большой — средний и т.д.).

-Ребята, курочку будем лепить скульптурным способом. Сходная форма –удлиненное яйцо (овоид). Слегка загибаем оба конца вверх. От большого конца слегка оттягиваем часть и формируем шею, голову, клюв. Меньший конец тоже слегка вытягиваем свисток. Стекой делаем надрез у края хвоста игрушки-свистульки. Подставку будем лепить из конуса или сплющенного шара. Размещаем курочку на подставке, прижимаем, сглаживаем место соединения.

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Дети  самостоятельно лепят игрушки-свистульки. В процессе самостоятельной работы педагог предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Включена негромкая народная музыка. Помощь в соединении частей путем прижимания и сглаживания мест соединения. В конце занятия устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки, самостоятельно оценивая свои работы. Педагог не забывает похвалить каждого обучаемого, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.

III

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

-Какие у вас красивые получились игрушки! Молодцы! Настоящие мастера! Давайте их поставим на подставочки . А когда они высохнут мы их обязательно распишем яркими цветами, чтобы они всех нас радовали.

-Чему учились на занятии?

-Что хотелось бы вам слепить?

-Какие трудности были?

Подведение итога занятия.

IV.

4.1

Указывается мероприятие (экскурсия, выставка и т.д.), вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т.п.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной деятельности по декоративной лепке в средней группе на тему: «Филимоновская игрушка-свистулька».

Конспект организованной деятельности по декоративной лепке в средней группе на тему:«Филимоновская игрушка-свистулька».  Цель: формирование у детей интереса к предметам народного декоративно...

"Филимоновская игрушка свистулька -конь"

Нетрадиционное рисование : рисование ватными палочками....

Лепка "Филимоновские игрушки-свистульки"

Формирование у детей интереса к предметам народного декоративно- прикладного искусства путём ознакомления с филимоновской игрушкой. ...

Лепка рельефная декоративная по мотивам народной сказки «Филимоновские игрушки-свистульки»

Цель: Познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность....

Конспект НОД по декоративной лепке для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Филимоновская игрушка-свистулька»

Конспект НОД по декоративной лепкедля детей среднего дошкольного возрастана тему: «Филимоновская игрушка-свистулька»Цель: Закреплять знакомые приемы в лепке при создании филимоновской игру...

Конспект занятия по «Лепке» В средней группе (4 – 5 года) Тема: «Филимоновские игрушки-свистульки»

Конспект занятия по «Лепке»В средней группе (4 – 5 года)Тема: «Филимоновские игрушки-свистульки» Доминирующая образовательная область: художественно-эстетическое раз...

Конспект НОД по декоративной лепке для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Филимоновская игрушка-свистулька»

Цель: Закреплять знакомые приемы в лепке при создании филимоновской игрушки, формировать у детей интерес к предметам народного декоративно- прикладного искусства путем ознакомления с филимоновско...