Нюансы занятий лепкой с младшими дошкольниками
консультация по аппликации, лепке (младшая группа)

Донцова Наталья Петровна

Нюансы занятий лепкой с младшими дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nyuansy_zanyatiy_lepkoy_s_mladshimi_doshkolnikami.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Нюансы занятий лепкой с младшими дошкольниками

При составлении сценария урока по лепке очень важно, чтобы задания соответствовали уровню развития детей, их возможностям.

Первая младшая        

опора на наглядно-действенный способ мышления;

преобладание предметной деятельности;

развитие инициативности в изобразительных видах активности.

Расширение представлений об окружающем мире и понимание изобразительных возможностей работы с пластичными материалами.        

отработка лепки отдельных элементов: «шариков», «блинчиков», «колбасок» — с последующим включением их в простейшие поделки;

развитие навыка выполнять задание по образцу;

знакомство с предметной лепкой через создание фигур — кубиков, шариков;

приобщение к нетрадиционным техникам лепки — в первом семестре работа с солёным тестом, во второй — с пластилинографией.

скатывание при помощи круговых движений ладошек;

раскатывание между ладонями;

сплющивание «колбасок» в «блинчики»;

отщипывание небольших кусочков от бруска;

создание образов геометрических фигур: шара, цилиндра.

Вторая младшая        

игра приобретает значение ведущего вида деятельности;

дети нуждаются в общении со сверстниками;

возрастает уровень скоординированности движений обеих рук;

дети становятся более пытливыми.

Развитие заинтересованности в создании композиций из пластичного материала.        

обучение дифференцировать формы, размер для создания фигурок;

стимуляция интереса к занятиям лепкой как в индивидуальной, так и в групповой форме.

отработка освоенных в прошлом году приёмов;

создание композиций из вылепленных фигурок;

работа со стеками;

привлечение природного и бросового материала для декора поделок.

Отличия лепки от пластилинографии и мозаики из пластилина

Лепка подразумеваем создание объёмных фигурок из пластилина, глины, теста или собственноручно приготовленных смесей. В младшем дошкольном возрасте этот вид изодеятельности предполагает создание трёхмерных фигурок. Пластилинография, то есть рисунок пластилином, и мозаика из пластичного материала являются техниками лепки на плоскости, то есть картинки получаются рельефными, но не объёмными. С пластилинографией малыши знакомятся со второго семестра второй младшей группы. И то, если дошколята освоили все необходимые для этого возраста приёмы. А к составлению мозаичных картин дети приобщаются начиная со средней группы.

Виды лепки для младших дошкольников

За два года дети осваивают все основные виды лепки.

Предметная лепка

Суть этого вида состоит в создании фигурки, максимально похожей на реально существующий предмет: «Снеговик», «Морковка», «Чашка», «Неваляшка» и др. Осваивается с первой младшей группы.

Мышки

В младшем дошкольном возрасте дети осваивают предметную лепку из цельного куска, которому схематично придаются нужные очертания

Сюжетная лепка

Эта разновидность лепки предполагает создание фигурок, которые объединяются в общую композицию на горизонтальной подложке. В обеих младших группах сюжетная лепка используется для организации коллективной поделки: «Котёнок с клубком», «Цыплёнок клюёт зёрнышки», «Зайчик с морковкой» и др.

Заяц из бумаги и пластилиновые колобки

Сюжетная лепка обычно опирается на изученные детьми сказки, например, «Колобок»

Декоративная лепка

Полноценное освоение этого вида лепки начинается в средней группе, но во второй младшей дети узнают основы создания украшений для объектов, а именно для предметов в стиле народных декоративных промыслов. Например, «Дымковская свистулька», «Варежки для куклы», «Платье для матрёшки» и др.

Ёлочки с игрушками из пластилина

Один из вариантов декоративной лепки — создание украшений на аппликацию-ёлочку

В младших группах дети осваивают также плоскостную лепку — прикрепление кусочков пластилина на горизонтальную подложку. Этот вид лепки является прообразом пластилинографии, но в отличие от последней пластичный материал заполняет не всё пространство композиции.

Форма работы на занятии лепкой

По способу организации работы детей лепка может выполняться индивидуально или коллективно. Что касается групповой формы работы, то его суть состоит в том, что малыши изготавливают отдельные фигурки или элементы фигурок, которые затем объединяются в единую композицию на подложке. Коллективными поделками могут реализовываться следующие темы: «Полянка с грибами», «Наш огород», «Угощение для игрушек» и др.

Девочка лепит из пластилина

Коллективное выполнение поделок из пластичного материала обычно практикуется со второй младшей группы, когда у детей сильнее проявляется потребность в общении со сверстниками

Материалы для лепки

Основным материалом для лепки в детском саду является пластилин. Он податливый, не пачкает руки, легко очищается с твёрдой рабочей поверхности. Если композиция задумывается на бумажной или картонной подложке, то пластилин нужно выбирать нежирный, иначе на подложке останутся пятна.

Упаковка пластилина и стека

Для лепки в младших группах достаточно комплекта пластилина из шести цветов

Ещё один подходящий для работы с малышами материал — солёное тесто. Экологически чистая смесь рекомендуется для работы с детьми раннего возраста.

Рецепты приготовления солёного теста для лепки:

Рецепт №1        

полтора стакана муки;

стакан поваренной соли;

полстакана холодной воды.

Смешать все ингридиенты, вливая воду постепенно.

Рецепт №2        

стакан поваренной соли;

стакан муки;

5 столовых ложек подсолнечного масла;

немного воды комнатной температуры.

Муку смешать с солью.

Добавить в получившуюся смесь масло и воду.

Смешать.

Для подкрашивания готового теста можно использовать морковный или свекольный сок (цвет пропадает через день-два), гуашь или разведённые пищевые красители (как для окрашивания пасхальных яиц).

Рецепт №3        

стакан поваренной соли;

полстакана воды комнатной температуры;

столовая ложка крема для рук или немного подсолнечного масла.

Из муки, соли и воды вымесить тесто.

Для придания полученной массе эластичности необходимо добавить крем или масло, размешать до однородного состояния.

Для лепки можно также использовать глину, но в младших группах это не частая практика, так как работа с глиной требует досконального знания и владения приёмами лепки, а также аккуратности и терпения — изделия сохнут довольно долго. Обычно ознакомление с лепкой из глины происходит под конец второго семестра второй младшей группы.

Самообразование по методике лепки

Самообразование является неотъемлемой частью профессионального становления педагога. Темы, связанные с изодеятельностью, открывают широкие перспективы для изучения возможностей конкретного вида творчества в контексте реализации целей и задач образовательного процесса, в частности лепка:

представлена несколькими видами;

осваивается с первых дней в детском саду;

может использоваться на уроках любых учебно-воспитательных направлений;

позволяет комплексно решать обучающие, развивающие и воспитательные задачи.

Рассмотрение темы по самообразованию предполагает:

выбор темы, подбор полезной литературы по теме, то есть вводный;

внедрение теории в практику, то есть основной;

Педагог показывает детям картинки в книге

Подготовительный этап на занятиях является важной частью составления отчёта по внедрению теории по самообразованию в практику

подведение итогов в виде презентации, фотогалереи или/и отчёта перед коллегами, родителями.

В качестве примеров тем по лепке для самообразования можно назвать:

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами лепки».

«Творческое рассказывание в детском саду на основе сюжетной лепки».

«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в детском саду».

«Развитие мелкой моторики у детей в изобразительной деятельности (лепке)».

«Нетрадиционные материалы в лепке (тесто) как средство художественной выразительности детей».

Лепка в учебном процессе младшей группы

Что касается организации образовательного процесса, то лепка вписывается в три способа взаимодействия с малышами.

Занятие

Занятие — отрезок образовательного процесса, посвящённый лепке, имеет чёткий хронометраж. В первой младшей урок длится 10 минут, во второй — 15 минут, из которых 2/3 времени посвящены именно лепке.

Первые опыты по лепке лучше организовывать с детьми по очереди, чтобы в подгруппах было не более 5 человек.

Дети лепят фигурки из серого пластилина

Для начала в группе не должно быть больше пяти человек

Проект

Деятельность детей, направленная на глубокое изучения отдельных аспектов темы. В детском саду практикуются два вида проектов: долгосрочные, обычно приуроченные к праздникам, памятным событиям (Новый год, 8 Марта и пр.). Эти проекты готовятся в среднем около месяца, хотя могут растягиваться на целый семестр.

Для младших дошколят темы долгосрочных проектов могут быть такие:

«Мой дом»;

«Моя комната»;

«Наша улица»;

«Игрушки на ёлку» и др.

Краткосрочный проект занимает меньше времени, до 2 недель, но обычно предполагает участие родителей в выполнении проектной задачи. Принципы составления тем такие же, как и для долгосрочных: посвящаем ближайшему событию или блоку тем:

«Колобок»;

«Здравствуй, Зима»;

«Полянка с грибами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятие лепка " Светофор " младшая группа

конспект занятия лепка " Светофор " младшая группа...

Методика проведения занятий лепкой в младших группах детского сада

Методика проведения занятий лепкой в младших группах детского сада...

Занятие "Лепка " в младшей группе

Занятие "Лепка " в младшей группеПрограммное содержание. Продолжать учить детей скатывать из пластилина между ладоней шарик, а из него на дощечке прямыми движениями рук раскатывать стол...

Конспект занятия. Лепка "Пирамидка". Младшая группа

Цель: формирование умений детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагая части в порядке уменьшающейся величины (пирамидку из пластилина).Задачи:Образовательные: вспомнить правильную...

Познавательно- исследовательская деятельность на занятиях лепкой с младшими дошкольниками

Для детей раннего и  младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Восприятие мира ребенком в этот период жизни идет через чувс...

Конспект занятия лепка в младшей группе " Берлога для медведя"

Конспект занятия лепка в младшей группе " Берлога для медведя"...

Методика проведения занятий лепкой в младших группах детского сада

Методика проведения занятий лепкой в младших группах детского сада...