Методика проведения аппликации
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)

Изобразительная деятельность очень важна в эстетическом воспитании ребёнка. Занятия изобразительной деятельностью дают возможность ребёнку познавать прекрасное, развивать эмоциональное отношение к действительности.

        Детское художественное творчество – это выражение индивидуальных способностей малыша, выражение в художественной форме отношения к окружающему миру и собственно к себе. Художественное творчество считается составной частью эстетического воспитания, а, следовательно, и неотъемлемым средством развития личности ребенка.

        Творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте, и развитие их происходит при овладении средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Так, В.В.Давыдов в послесловии к книге Л.С.Выгодского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_applikatsiy.docx32.66 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика организации и методика проведения занятий по аппликации.

        Изобразительная деятельность очень важна в эстетическом воспитании ребёнка. Занятия изобразительной деятельностью дают возможность ребёнку познавать прекрасное, развивать эмоциональное отношение к действительности.

        Детское художественное творчество – это выражение индивидуальных способностей малыша, выражение в художественной форме отношения к окружающему миру и собственно к себе. Художественное творчество считается составной частью эстетического воспитания, а, следовательно, и неотъемлемым средством развития личности ребенка.

        Творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте, и развитие их происходит при овладении средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Так, В.В.Давыдов в послесловии к книге Л.С.Выгодского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития.

        В детском саду аппликация, как вид изобразительной деятельности имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, её психических и эстетических возможностей.

        Занятия аппликацией способствуют развитию художественного вкуса, развитию художественно-графических умений и навыков, развивает пространственное восприятие, точные движения руки и мелкую моторику пальцев.

        В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают.

        Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям. Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, т.к. в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей. Ребёнок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

        Обучения аппликации имеют  следующие основные задачи:

- различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);

- знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания;

- знать величины и количество: большие, маленькие формы;

- одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм;

- развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм;

- строить изображение в зависимости от формы листа — на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге;

- составлять изображение предмета из отдельных частей;

- располагать предметы в сюжетной аппликации.

        Усвоение основных приемов вырезывания:

а) разрезание бумаги по прямой, по сгибам и на глаз;

б) вырезывание округлых форм путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз, гармошкой;

в) вырезывание несимметричных форм — силуэтное и из отдельных частей; г) вырезывание по контуру;

д) создание формы путем обрывания (отщипывания) кусочков бумаги.

        Усвоение основных приемов наклеивания (пользование кистью, клеем, тряпочкой; умение последовательно наклеивать формы).

        Обучение аппликации, как и обучение, другим видам изобразительной деятельности, основано на развитии восприятий детей. Обогащение их представлений о формах, размерах, цвете, различных соотношениях предметов в окружающем мире поможет работе мысли и воображения во время занятий.

Для наклеивания предметов в младшей группе нужно подготовить силуэтные изображения или части предмета.

        Для занятий в средней, а иногда и в старшей группе бумагу заранее режут на куски определенного размера в соответствии с заданием. Например, для наклеивания домика дают готовый кусок бумаги, изображающий стены; из полоски другого цвета дети вырезывают крышу и т. д. Такая заготовка поможет детям сохранить форму, правильно передать размеры и пропорции частей домика.

        Для старших дошкольников используются формы разнообразных цветов и оттенков, так как в этих группах проводится в основном декоративное наклеивание из геометрических форм по замыслу детей, и им необходимо предоставить богатый выбор материала. Проявлению самостоятельности и творчества в работе способствует применение форм разных цветов. Дети могут, если позволяет задание, выбрать цвет по своему желанию. Особенно важное значение приобретает подбор разнообразных цветных форм и бумаги на занятиях, целью которых является самостоятельное составление красивых цветовых сочетаний.

        При вырезывании предметов целесообразно на каждого ребенка заранее заготовить набор нужной бумаги. Для детей подготовительной группы весь материал может лежать в одном месте. Во всех случаях, как при наклеивании готовых форм, так и при вырезывании, следует иметь большее количество материала, чем это необходимо для выполнения задания.

    Малышам раздают кисти для клея, в старших группах иногда используют и волосяные кисти для намазывания мелких деталей. Ножницы должны быть небольшого размера, с закругленными концами и свободно двигающимися рычагами, чтобы они легко поддавались движению пальцев ребенка. От этого будет зависеть правильность создаваемой формы.

        Подносы и плоские коробки для готовых форм, бумаги, обрезков ставят в таком количестве, чтобы детям было удобно ими пользоваться.

        Клеенку для намазывания форм клеем, тряпочку и подставку для кисти дают каждому ребенку.

        Такое обширное оборудование должно быть расставлено так, чтобы столы во время работы не были загромождены. К началу занятия на них выставляют только тот материал, который понадобится вначале; затем по мере необходимости добавляют новые принадлежности, а ненужные убирают.

        Обстановка на столах должна до конца занятия оставаться аккуратной и эстетичной. Таким образом, процесс выполнения аппликации требует довольно большого количества материалов и инструментов, которые должны быть заранее подготовлены.

Рассмотрим специфические особенности применения разных приемов обучения на занятиях аппликацией

Вторая младшая группа.

        Для детей младшего возраста большое значение имеет материал для работы и организация процесса обучения. Материал для выполнения аппликации бывает настолько ярок, что нередко может отвлекать внимание детей от объяснений воспитателя. Поэтому в младшей группе, особенно первое время, готовые формы для наклеивания раздают каждому ребенку после объяснения задания. После того как объяснение педагога выслушано и формы для наклеивания розданы, дети раскладывают их на листе в соответствии с заданием. Воспитатель проверяет правильность расположения элементов. В процессе показа образца в младшей группе воспитатель отчетливо называет цвет формы, если необходимо, обводит пальцем, подчеркивая ее особенности.

        Поскольку в младшей группе основной задачей обучения является ознакомление детей с различными формами и приемами наклеивания, образец чаще всего показывают для точного повторения. Но следует приучать дошкольников и к самостоятельному решению некоторых задач на повторных занятиях.        

        На занятиях по аппликации дети учатся называть, раскладывать и наклеивать в определенном порядке вырезанные воспитателем бумажные фигуры (круги и овалы). Чтобы работа доставляла детям удовольствие и оказывала положительное воздействие на их развитие, надо продумывать занимательную форму выполнения. При выборе содержания аппликацией для младших дошкольников следует исходить из особенностей развития их мышления, учитывать его конкретно-образный характер.

        Например, для ребенка круг ассоциируется с шарами, яблоками, арбузами, апельсинами. На занятиях по аппликации малыши постепенно должны научиться правильно, использовать пространство листа бумаги. Первоначально они наклеивают фигуры по всему листу без видимого порядка.

        Задания формулируются примерно так: «Яблоки рассыпались», «Помидоры и огурцы в банке».

        Такая постановка задачи позволяет детям свободно перемещать фигуры на фоне и тем самым осваивать его пространство. В дальнейшем дети учатся раскладывать и наклеивать круглые формы объединяя их вместе в определенном порядке «Собери яблоки в корзину» и размещать и наклеивать однородные по форме предметы, сохраняя определенное направление («гусеничка», «бусы на елке»). К концу учебного года дети должны  иметь навыки наклеивания (промазать клеем наклеиваемый элемент и приложить к листу бумаги, промокнуть салфеткой избыток клея.)  Создавать изображения путем наклеивания готовых форм.  Соблюдения порядка на рабочем столе. 

Методика проведения занятий по аппликации

в средней группе.

        Основная задача по аппликации в этой группе - это обучение детей правильно пользоваться ножницами, уметь преобразовывать формы, разрезая их на две или четыре части,  круг - на полукруги, квадрат – сгибая по диагонали  на треугольники, и пополам прямоугольники.

        Дети учатся самостоятельно по предложенным мотивам комбинировать круги и овалы разного размера и цвета. Круглые тарелочки ребята учатся украшать орнаментом из геометрических фигур, чередуя их по цвету. Когда дети овладеют приемами раскладывания и наклеивания форм, их внимание сосредотачивается на приемах пользования ножницами при разрезании круга или квадрата  на две и четыре части. Варьирование круглых и полукруглых форм закрепления на занятиях на тему: «Птицы у кормушки», «Красивые цветы».         К концу года дети способны на основе готовой формы создать новую, свою композицию.  А более, развита мелкая моторика руки, позволяет ребенку такие операции, как составление узоров из мелких деталей. Итак, выполнение задач по аппликации в средней группе осуществляется путем постепенного усложнения содержания заданий на интересном для детей материале, а так же по мере освоения дошкольниками приемов преобразования, раскладывания и наклеивания фигур в определенном порядке с учетом условий задания.

        Таким образом, дошкольники составляют аппликации, пользуясь как готовыми формами, так и самостоятельно вырезанными.

        При анализе образца воспитатель вопросами привлекает их внимание к рассматриванию, из каких форм состоит предмет? Как он называется? Какого он цвета? Самостоятельно определить пространственное расположение форм в узоре или частей в предмете они не могут, поэтому воспитатель разъясняет им, показывает, в какой последовательности следует наклеивать формы.

        В средней группе нередко используют частичный показ приемов выполнения задания. Например, при вырезывании и наклеивании дома новым для детей является умение срезать уголки у полоски, изображающей крышу. Педагог, разобрав образец, показывает только, как следует вырезывать крышу. Остальные детали дети выполняют по образцу. Первые упражнения с ножницами лучше проводить с подгруппой ребят в 8—10 человек, чтобы можно было легко проследить за действиями каждого ребенка и вовремя помочь.

К концу учебного года дети средней группы должны уметь:

Правильно держать ножницы и действовать ими

- Резать по диагонали квадрат и четырёхугольник, вырезать круг из квадрата, овал – из четырёхугольника, делать косые срезы

- Раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей.

- Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, розетте, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать. 

Методика проведения аппликации

в старшей группе.

        В возрасте 5-6 лет у детей продолжает совершенствоваться координация, пространственное и образное мышление, мелкая моторика руки. Их движения становятся более точными, ловкими, дети в состоянии составлять декоративные предметные и сюжетные композиции с натуры и по замыслу. Комбинируя круги разного размера и окраски, дети составляют «веселых неваляшек». Выразительность этих аппликаций достигается с помощью декоративных элементов бус, жабо, передника. Ярко можно решить образ матрешек, используя разные декоративные элементы, варьируя величину и окраску фигур «Русские матрешки». Можно сделать красивые цветы путем сочетания кругов разного размера и цвета. Так, эффектно выглядит роза или анютины глазки. Розу дети составляют из кругов красного цвета разных оттенков и размера, а анютины глазки из одинаковых по размеру кругов, но различающихся и группирующихся по цвету. К уже известным приемам работы добавляют новые усложненные задания, так при помощи небольших надрезов по внешней стороне круга дети придают пушистый вид животным и птицам «Львенок» «Аист на крыше». Такие задания развивают у детей эстетические чувства, а сам процесс создания нового захватывает детей, приносит радость творчества, учит видеть прекрасное в окружении жизни. Таким образом в игровой для детей форме продолжается укрепление мышц кисти руки.

        Основная задача обучения аппликации детей шестого года жизни — овладение разнообразными приемами вырезывания. На занятиях дошкольники изображают предметы, имеющие различные очертания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении или с передачей несложного движения. Поскольку мелкие детали ребята этого возраста изготовить не могут, рекомендуют подбирать натуру с более простыми формами, локальными цветами, небольшим количеством деталей. Для этой работы пригодны плюшевый мишка, точеные деревянные игрушки и т. д.

        Образец используют в старшей группе в тех случаях, когда дошкольники впервые изображают предмет. Но даже и здесь уже следует предоставлять детям инициативу в решении вопросов цвета, размеров, расположения форм на листе и др. Как правило, новые приемы старшие дошкольники осваивают по показу воспитателя.

        Наиболее сложно для детей этого возраста вырезывание симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое. Как уже отмечалось, освоение этого приема требует развитого восприятия и аналитического мышления, в частности, умения, расчленить предмет на две половины и вырезывать.

И. Л. Гусарова рекомендует при первом ознакомлении детей с этим приемом вырезывать формы по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам бумаге. Нередко ребенок не может себе представить, что в результате получится ваза или кувшин красивой формы. Когда дети осознают, что нарисованный контур изображает половину предмета, они смогут вырезывать на глаз, пользуясь показом воспитателя и его объяснением.

К концу учебного года дети старшей группы должны уметь:

• Правильно держать ножницы и действовать ими

• Сочетать способ вырезания с обрыванием для создания выразительно образа

• Использовать приемы симметричного вырезания из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой

• Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, розете, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.

Методика проведения занятий по аппликации

в подготовительной группе

        В этом возрасте дети выделяют и передают характерные признаки предметов, называют форму, оттенки цветов спектра, продолжают учиться выполнять аппликацию с натуры и по представлению.

        Важно следить за тем, чтобы ребенок не только продумал содержание работы, но и довел свой замысел до конца. Дети должны научиться целенаправленно, преобразовывать круг, используя разную технику вырезания: надрезы, спиральки исходя из особенностей строения и фактуры изображаемых предметов.

        Свободное владение разными приемами и способами обработки круга и овала, умелое сочетание цветов и форм позволяют детям широко и творчески передавать в аппликациях различное содержание предметного сюжетно-тематического и декоративного характера. В подготовительной группе дети владеют достаточным объемом умений и навыков для создания объемной аппликации, элементы которой можно использовать на занятиях по конструированию из бумаги. У детей развивается самостоятельность, организованность и дисциплинированность. Они начинают осознавать себя на пороге новой школьной жизни. Занятия по аппликации дают предпосылку для формирования новых движений, особенно таких сложных, как письмо.

         Новым в программном материале в этой группе является силуэтное вырезывание. В связи с этим меняется характер использования различных приемов обучения.

        При анализе натуры воспитатель обращает внимание детей на особенности контура предмета, обводя его пальцем. Можно предложить то же самое сделать детям. Обведение контура следует начинать с той части предмета, с которой затем начнется вырезывание.Несложные предметы (овощи, фрукты) дети вырезывали уже в старшей группе. В подготовительной к школе группе предусмотрено выполнение аппликаций из предметов, контур которых включает какие-либо детали (плавники у рыбок, иглы у ежа и т. п.).

        Поскольку дошкольникам трудно одновременно сосредоточить внимание на создании общего контура и вырезывании мелких деталей, следует показать им способ, который состоит из двух этапов: сначала из заранее подготовленного куска бумаги соответствующих размеров вырезывают обобщенную форму, а затем по краю этой формы вырезывают детали (иглы и ножки ежа, плавник и хвост у рыбы).

        В некоторых случаях силуэтное вырезывание проводят по заранее нарисованному контуру. Это требуется в тех случаях, когда форма настолько точно определена, что должна быть изображена без изменений. В подготовительной группе продолжаются занятия сюжетной аппликацией. Новое для детей — это соблюдение последовательности в расположении и наклеивании форм. В отличие от рисунка, где последовательность пространственного расположения предметов может быть различной, в аппликации последовательность расположения и наклеивания форм всегда является строго определенной: сначала общий фон (небо, земля), затем предметы дальнего плана, среднего и переднего планов.

Старшим дошкольникам уже понятно, что предметы могут загораживать друг друга, поэтому будут видны в аппликации частично. Образец в данном случае применяют только для объяснения приема, а выполнение задания проходит без образца, на основе имеющихся у детей представлений.

К концу учебного года дети подготовительной  группы

должны уметь:

• Создавать изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и способы вырезания и обрывания 

• Создавать сюжетные и декоративные композиции.         

        Таким образом, занятия аппликацией способствуют, с одной стороны, формированию изобразительных умений и навыков, с другой — развитию творческих способностей детей.

Малышам раздают кисти для клея, в старших группах иногда используют и волосяные кисти для намазывания мелких деталей. Ножницы должны быть небольшого размера, с закругленными концами и свободно двигающимися рычагами, чтобы они легко поддавались движению пальцев ребенка. От этого будет зависеть правильность создаваемой формы.

        Подносы и плоские коробки для готовых форм, бумаги, обрезков ставят в таком количестве, чтобы детям было удобно ими пользоваться.

        Клеенку для намазывания форм клеем, тряпочку и подставку для кисти дают каждому ребенку.

        Такое обширное оборудование должно быть расставлено так, чтобы столы во время работы не были загромождены. К началу занятия на них выставляют только тот материал, который понадобится вначале; затем по мере необходимости добавляют новые принадлежности, а ненужные убирают.

        Обстановка на столах должна до конца занятия оставаться аккуратной и эстетичной. Таким образом, процесс выполнения аппликации требует довольно большого количества материалов и инструментов, которые должны быть заранее подготовлены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения аппликации в детском саду

здеси описаны методы и приёмы проведения занятий по аппликации в разных возрастных группах....

Методика проведения аппликации в детском саду

здеси описаны методы и приёмы проведения занятий по аппликации в разных возрастных группах....

Специфика организации и методика проведения занятий по аппликации.

Специфика организации и методика проведения занятий по аппликации....

Методика проведения аппликации

Аппликация в средней группе....

Методика проведения аппликация в разных возрастных группах

Методика проведения аппликация в разных возрастных группах...

Методика проведения аппликации в разных возрастных группах

Одним из видов изобразительной деятельности в дошкольном учреждении является аппликация.     Своеобразие аппликации заключается как в ...