Мастер класс по теме «Лепка из соленого теста, как средство развития детского творчества в дошкольном возрасте»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mastre_klass_dlya_pedagogov.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Аксайского района детский сад общеразвивающего вида 2 категории

№28 «Рябинушка»

Мастер класс по теме «Лепка из соленого теста, как средство развития детского творчества в дошкольном возрасте»

                Подготовила:

                воспитатель

                Бочкор Е.И.

х.Верхнеподпольный

2023г

Мастер – класс для педагогов

Дата проведения:

Подготовила: Бочкор Е.И.

Тема: «Лепка из соленого теста, как средство развития детского творчества в дошкольном возрасте»

Цель: Познакомить педагогов с развивающими возможностями лепки из соленого теста, расширить знания о тестопластике, через теоретическую и практическую часть мастер - класса.

Задачи:

  • Расширять знания педагогов о значении применения соленого теста на занятиях в развитии творческих способностях дошкольников

  • Охарактеризовать лепку из соленого теста как средство развития детского творчества.
  • Познакомить с алгоритмом выполнения работы по тестопластике.

  • Наглядно продемонстрировать изделия детей и педагога из соленого теста.

Материалы и оборудование: презентация; ватман с листьями от «Волшебного дерева», цветные маркеры; соленое тесто (натуральное и окрашенное, пластиковые тарелочки, салфетки.

Ход мастер класса

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

(Китайская пословица)

Лепим, играем, речь развиваем Современный Образовательный Стандарт предъявляет не только требования, но и предоставляет возможности. Возможности творческого развития послужили основой для моей работы по применению тестопластики на занятиях с дошкольниками. Преимуществами данной техники является ее доступность, вариативность, простота и относительная дешевизна. Тесто, в отличие от пластилина, более приятное на ощупь, обладает большей пластичностью (более податливо, ему можно придать желаемый цвет, а также с бытовой точки зрения оно более безвредно для ребенка и легче поддается очищению Лепить можно привычным всем способом – из глины или пластилина, но интересно попробовать и что-то новое – например солёное тесто.

Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные фигурки и целые композиции.

Детям, почти всем без исключения, нравится лепить своими руками различные фигурки.Лепка из соленого теста направлена на развитие воображения детей, повышение вариативности мышления, развитие восприятия, реализацию творческого потенциала ребенка.Развивают мелкую мускулатуру рук и пальцев, художественный вкус воспитывают организованность и аккуратность.

Способы выполнения лепки из соленого теста позволяет ребёнку приобрести знания не только в области данного предмета, но и знания о бытовом окружении, приобрести навыки по самообслуживанию и взаимопомощи. Ребенок открывает для себя возможность использования привычных предметов в неожиданном ракурсе.

Работа воспитателя связана с творчеством и преобразованием материала. Создавать можно не только единичные объекты, со временем используя принцип усложнения, коллективные композиции, элементы декора, картины и т. д. Но прежде всего, необходимо правильное начало работы, а оно у педагогов сказочное, как в общеизвестной сказке о Колобке: замесить тесто. А тесто бывает разным. Вот с этого вопроса мы и начнем. Тесто у всех мастеров, в принципе одинаково, только с небольшими изменениями:

Рецепт теста для простых изделий:

1 стакан (200 г) муки;

0, 5 стакана (200 г) соли

125 мл воды.

Нужно помнить: соль тяжелее муки, поэтому по весу они одинаковы, а по объему соли примерно в два раза меньше.

При изготовлении рельефных фигурок, добавьте на выбор:

1 столовую ложку клея ПВА или 1 столовую ложку крахмала,

1 чайную ложку сухого клея для обоев.

Если работа довольно сложная, с включением мелких деталей, тогда рецепт будет такой:

300 г муки, 200 г соли, 4 столовые ложки глицерина, 2 столовые ложки клея для простых обоев, 125-150 мл воды.

После замеса теста положить готовую массу в полиэтиленовый пакет и поместить в холодильник на 2-3часа. После этого из теста можно лепить

Но стоит помнить, что поверхность теста на воздухе быстро сохнет, поэтому тесто должно находиться в баночках. Также можно сделать тесто цветным, добавив в него пищевой краситель нужного цвета.

Температура во время сушки должна быть минимальной, да и при обжиге – тоже невысокой, иначе фигурки просто обгорят или растрескаются. Сушить поделки лучше в приоткрытой духовке. Сушку лучше проводить в несколько этапов. Пусть изделия час подсохнут с одной стороны, а потом переверните их, и пусть подсохнут с другой. Можно сделать перерывы между сушками: час фигурки сохнут в духовке, затем – сутки на воздухе.

Начинать приобщение к основам тестопластики необходимо с простых элементов: калачики, прянички, лепешки, колобочки.

    Приемы используем, такие же, как при работе с пластилином:скатывание- раскатывание, сплющивание, вытягивание и т. д. Желательно иметь несколько видов стек – тесто удивительно пластичный материал, и работы могут быть украшены различными элементами оформления. Можно изготовлять различные броши, бусины, по мере освоения технических навыков работы с тестом, совершенствуются и усложняются задания: игровой материал для наполнения магазинов «Булочная», «Пекарня», декоративные картины портретного типа, коллективные сюжетные картины, оформление чашек, бутылочек, тарелочек, подарки-сувениры к праздникам. При использовании тестопластики желательно учитывать и особенности декоративного оформления: национальные мотивы и народные праздники разнообразят спектр работ, доставят немало приятных минут не только детям, но и родителям

Упражнения, содержание которых направлено на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки из соленого теста

А чтобы запомнить эти приемы лучше, мы их выполним сами:

(педагогам раздаются свертки с содержащимися в них текстом)

  • Слепи что-нибудь необычное. Слепи необычную машину, на которой можно уехать в волшебную страну или необычное дерево, на котором растут необычные фрукты.
  • Ожившая фигурка. «Ты получил прекрасный дар, все, что ты слепишь – оживает. Что бы ты слепил?»
  • Несуществующее животное. Представьте далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные. И также представьте себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Придумайте и слепите какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка и дайте ему название.
  • Волшебные превращения. «Есть длинная волшебная палочка, подумай, во что она может превратиться».

  • Поможем скульптору. Скульптор не успел долепить фигурки из соленого теста и просит помочь ему.
  • Чего на свете не бывает? Слепите то, чего на свете не бывает (сказочное, волшебное и т. д.).
  • Измени предмет так, чтобы получилось новое изображение. «Преврати бабочку в цветок, крокодила в машину, неваляшку в принцессу и т. д.».
  • Карлики, великаны. «Представь, что у тебя есть волшебная палочка, которая может увеличивать или уменьшать все что ты захочешь. Слепи то, что ты хотел бы увеличить или уменьшить».
  • Машина времени. «Представьте, что у нас в детском саду появилась машина времени. Вы в нее садитесь и можете путешествовать в будущее и прошлое любой страны». Слепите то, что могли бы увидеть, путешествуя на машине времени.

Мы, воспитатели детского сада, знаем: задача формирования творческой личности сложна, но ищем новые эффективные пути к её решению, интересные формы и методы работы, ориентированные на конкретного ребенка, на личность. Во время лепки из соленого теста можно пользоваться различными подручными средствами В процессе лепки из соленого теста применяют такие методы как отпечатки и выпуклые рельефы. Отпечатки делают из пуговиц, веток, твердых цветов и т. п. Выпуклые рельефы можно сделать с помощью специальных форм. Такие формы можно сделать самому из гипса или воспользоваться металлическими, с не очень глубокими рисунками. Перед тем как с помощью формы сделать рельефное изображение ее нужно пересыпать мукой, так тесто легче будет извлечь. Отдельные части композиций из соленого теста можно приклеить с помощью воды. Для этого кисточкой, смоченной в воде, мажется места склеек. Затем детали не сильно прижимают друг к другу. Благодаря клейким способностям теста они через несколько минут будут держаться достаточно крепко. После того как фигурки или композиция выполнена, ее нужно высушить. Делают это на солнце в жаркую погоду, в духовом шкафу или на батарее центрального отопления. Готовую сухую поделку из соленого теста можно окрасить и покрыть лаком. Лак защитит краски от выгорания и поделку от попадания на нее влаги, которая со временем может разрушить изделие. Изготовление поделок из соленого теста это увлекательное занятие. Оригинальные фигурки из теста никого не оставят равнодушными


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лепка из соленого теста как средство развития детского творчества.

Тестопластика – искусство создания объёмных и рельефных изделий из теста. Искусство лепки из солёного теста стало в наши дни чрезвычайно популярно. Мука и соль – это природные, экологическ...

Консультация для родителей «Лепка из соленого теста как средство развития детского творчества у детей»

В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия народных мастеров - уникальные произведения искусства, которые украшают нашу жизнь. Музыка, художественное слово, изобрази...

Мастер-класс для педагогов «Лепка из соленого теста как средство развития творчества дошкольников»

МышкаМастер-класс для педагогов «Лепка из соленого теста как средство развития творчества дошкольников»...

Консультация для родителей «Лепка из соленого теста как средство развития детского творчества у детей»

Соленое тесто – чудесный материал для работы. Пластичный, мягкий, интересный. И оно очень хорошо подходит для занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в условиях современного детского сада...

Лепка из соленого теста как средство развития детского творчества у детей 5-6 лет (воспитатель)

В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия народных мастеров – уникальные произведения искусства, которые украшают нашу жизнь. В народном творчестве выражаются искон...