Семинар – практикум для педагогов на тему «Методика обучения детей дошкольного возраста приемам лепки»
методическая разработка

Яськова Елена Владимировна

Семинар посвящен методике лепки в детском саду. На протяжении всего периода дошкольного обучения воспитатель учит детей лепить, используя все доступные детям техники. И оттого насколько воспитатель будет владеть приемами лепки, умением показать ребенку, что лепить легко и просто, настолько и ребенок будет воспринимать лепку как веселую игру, занимательное действие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для педагогов на тему

«Методика обучения детей дошкольного возраста приемам лепки»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по методике лепки в детском – саду.

Форма: практикум.

Ход семинара:

(педагоги сидят за столами, количество столов 3, соответственно условно 3 команды педагогов)

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодняшний семинар посвящен методике лепки в детском саду. На протяжении всего периода дошкольного обучения воспитатель учит детей лепить, используя все доступные детям техники. И оттого насколько воспитатель будет владеть приемами лепки, умением показать ребенку, что лепить легко и просто, настолько и ребенок будет воспринимать лепку как веселую игру, занимательное действие. Я Вам предлагаю сегодня вспомнить основной курс по методике лепки в детском саду.

Что такое лепка и ее значение для всестороннего развития личности?

В ФГОС ДО лепка относится к разделу художественно-эстетическое развитие. Лепка самый осязаемый вид творчества. Инструментом в лепке является рука, вернее обе руки. Как вы знаете, что лепка комплексно воздействует на развитие ребенка, кроме общепринятого мнения о развития мелкой моторики мы можем видеть и говорить о ее других преимуществах. А именно об огромном воспитательном и образовательном значении, особенно в плане умственного и эстетического развития. В процессе занятий лепкой у детей формируются нравственно-волевые качества: они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца, преодолевать трудности. Лепка способствует формированию и развитию навыков ручного труда.

Взаимосвязь различных видов деятельности

- Например, как происходит развитие речи в процессе лепки? ( Объяснив свои действия, попросите ребенка, чтоб и он прокомментировал свои. Перед началом лепки можно поинтересоваться у него, что он хочет слепить, какого размера, конфигурации и как это желает украсить. После завершения лепки, необходимо попросить ребенка, чтобы он проанализировал свой труд, дал оценку изделиям своих друзей, рассказал о полученных впечатлениях. Такое стимулирование речи ребенка отлично скажется на словарном запасе дошкольника. Лепка позволяет углубить и расширить представления детей об окружающем мире. Дети познают свойства материалов. Работы по лепке можно дополнить рисованием или аппликацией. Приобретаемые в этих условиях знания, навыки, умения становятся более прочными и осознанными.)

Направления работы по лепке в группе:

В образовательной деятельности в режимные моменты можно предложить детям задания на закрепление знаний по различным видам деятельности.

 Например, какие задания можно предложить детям на развитие математических представлений?

( Вылепи 2 тарелки.какую форму они имеют? Вылепи и положи в 1 тарелку 2 зеленых яблока, а во вторую 2 красных яблока. Это задание можно вылепить с детьми 4-5 лет. С детьми 5-6 лет можно вылепить форму круга и шара, чтобы увидеть разницу между ними. Для работы с детьми 5-6 лет –задание вылепи цифру 6 и соседей этого числа.)

В работе по взаимодействию с родителями это советы родителям о пользе лепки: оформление детских работ родителям, изготовления совместных работ для групповых выставок.

Ну.а сейчас прошу взять по одному цветку на команду педагогов. На обратной стороне цветка прикреплены вопросы по методике лепки в детском саду. Внимательно прочитайте, и ответьте на вопросы.

Вопросы 1: С какими основными приемами лепки знакомят дошкольников?

Вопрос 2: Какие виды лепки по содержанию проводятся в детском саду?

Вопрос 3:Какие способы лепки вы знаете?

(каждой команде педагогов дается время для обдумывания ответа, и затем они рассказывают)

Основные приемы лепки.

- Давайте назовём основные приёмы лепки?

Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.

Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.

Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.

Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.

Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.

Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.

Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

Виды лепки

- Назовите основные виды лепки? (В работе с детьми используется 3 основных вида лепки: предметная, сюжетная и декоративная. Каждый их этих видов проводятся как по заданию воспитателя, так и по замыслу.)

Предметная (изображение отдельных конкретных предметов). Предметная лепка самая простая. Дети осваивают навыки лепки шаров, кубиков, пирамид, и более сложных предметов –фигурки людей и животных.

В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых предметные образы связаны между собой.

Сюжетная лепка требует от детей большого объема работы, так как надо вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в нужном положении, дополнить лепку деталями. Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов. Основные задачи при обучении сюжетной лепки следующие: научить детей задумывать и изображать композиции из 2-3 предметов; учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное.

Декоративная лепка. Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, с разными его видами. Декоративная лепка в дошкольном учреждении – это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек. Кроме того, детям доступно выполнять небольшие украшения (бусы, броши для кукол, сувениры мамам, бабушкам, сестрам ко дню рождения, к празднику 8 Марта. Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, условно решать форму предмета и роспись.

Хочется сказать еще об одном виде лепки-по замыслу. Основная задача состоит в том, чтобы дети самостоятельно учились задумывать тему лепки, опираясь на полученные умения и навыки, доводили работу до конца, проявляя самостоятельность и творческую активностьв создании четкой формы предмета, в дополнении его деталями, в применении знакомых способов лепки.

Способы лепки в детском саду.

-Назовите способы лепки и опишите их?

Конструктивный способ: Лепить можно из отдельных кусочков материала, соединяя их в единое целое. Разделить материал на нужное количество частей. Продумать последовательность работы. Начинать с самых крупных деталей, присоединяя к ним более мелкие.

Пластический или скульптурный:

Лепка из целого куска, постепенно изменяя его – вытягивая, оттягивая, загибая, вдавливая необходимые части.

- Комбинированный способ

Это способ, объединяющий лепку из отдельных частей и целого куска, т. е. «скульптурный + конструктивный».

А сейчас я приглашаем всех в творческую мастерскую и предлагаю вам немного поработать. В преддверии Нового года я предлагаю выполнить небольшое панно "Новогодняя красавица" из солёного теста по схеме (творческая работа педагогов)

Каждый из вас сделал маленькое панно, а все вместе мы выполнили большую работу. Давайте составим из наших ёлочек одну большую новогоднюю ель.

Вывод:

Изучив особенности лепки можно сделать вывод, что занятия лепкойспособствуют развитию мелкой моторики, художественного вкуса, индивидуальности, интуиции, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с глиной и пластилином, а также умение творчески подходить к процессу лепки. Занятия лепкойвоспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребенку стать гармоничной и творческой личностью.

Спасибо за участие в семинаре!

Литература:

1. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. /Под редакцией Т. С. Комаровой – М.: Просвещение, 2011-251с.2. Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. /Т. Г. Казакова – М.: Просвещение, 1985-193с.

3. Сакулина, Н. П., Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова – М.: Просвещение, 1982-236с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Развитие творческого воображение у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский...

Семинар-практикум для педагогов «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»...

Семинар -практикум для педагогов "Ребусы в умственном развитии детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум для педагогов. "Ребусы в умстенном развитии детей дошкольного возраста"...

Выступление на семинаре-практикуме для педагогов: «Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста»

Очень важно с самых ранних лет приучить человека к прекрасному. А что может быть более наглядным примером для постижения красоты, чем изобразительное искусство?Но порой заинтересовать ребенка не ...

Семинар-практикум для педагогов "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста"

Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, уровень рассказывания определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вто­рых, от качества связной речи впрямую зависит ус...

Консультация для педагогов на тему: «Методика обучения детей дошкольного возраста составлению загадок»

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши ст...