Семинар-практикум для педагогов "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста"
план-конспект

Мержиевская Юлия Владимировна

Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, уровень рассказывания определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вто­рых, от качества связной речи впрямую зависит успеваемость буду­щего ученика: его ответы у доски, рассуждения по поводу содержания урока, составление изложений, сочинений и пр. И, наконец, в-третьих, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, планах и т. д. невоз­можно полноценное общение, творчество, самопознание и само­развитие личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 ПУШКИНСКОГО РАЙОНА

г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Семинар-практикум для педагогов

«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

Подготовил:

Учиель-логопед

Мержиевская Ю.В.

Тема: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста».

Цель:

  • Способствовать систематизации и обобщению имеющихся у педагогов знания о связной речи детей;
  • Способствовать формированию представления о процессе порождения связного высказывания (с точки зрения психолингвистики);
  • Способствовать приобретению педагогами опыта коллективной работы;
  • Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.

Актуальность темы:

Наша речь — не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения.

Одной из основных задач в области речевого развития дошкольников является развитие связной самостоятельной речи, то есть умения четко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, легко объединяя отдельные элементы речи в единое смысловое и структурное целое. Наиболее сложным видом такой речи для ребенка-дошкольника является монологическое высказывание. По сравнению с диалогом, монолог предполагает более полную форму изложения, содержит более сложные лексические и грамматические конструкции, требует заметных волевых и мыслительных усилий. Связная монологическая речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в общем развитии, овладении родным языком, культурой общения. В связной речи проявляются и как в зеркале отражаются логика суждений, богатство представлений, обстоятельность характера, инициативность, творческая устремленность и другие качества личности.

Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, уровень рассказывания определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от качества связной речи впрямую зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, рассуждения по поводу содержания урока, составление изложений, сочинений и пр. И, наконец, в-третьих, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, планах и т. д. невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.

Основная часть.

Сопровождается презентацией.

Связная речь наиболее сложная форма речевой деятельности. Связная речь (или монологическое высказывание) предполагает единство смыслового и языкового плана.

        С точки зрения смыслового плана текст характеризуется смысловой целостностью. В тексте каждое предложение вносит свою часть в общий смысл. Но это не сумма значений отдельных предложений.Значение текста – это новое смысловое образование.

        

С точки зрения языкового плана (внешнего оформления текста) текст характеризуется языковой связностью.

Таким образом, текст характеризуется смысловой и языковой сложностью.

В процессе порождения речи необходима сложная мыслительная и языковая деятельность.

Процесс порождения связного текста, прежде всего, включает:

  • Анализ неречевой ситуации;
  • Выделение главного, существенного в неречевой ситуации;
  • Определение причинно-следственных, логических, пространственных, временных и других связей и отношений;
  • Программирование будущего связного высказывания
  • Определение плана, программы высказывания;
  • Линеаризация последовательности смысловых звеньев.

При этом, по мере выделения каждого смыслового звена происходит перевод смыслового звена в языковую форму с учетом общего смысла и структуры текста.

Учитывая структуру текста, в работе по развитию связной речи необходимо учитывать два направления, которые тесно связаны между собой и развиваются па

  1. Развитие смысловой стороны текста;
  2. Развитие языкового оформления текста.

Развитие смысловой стороны текста

В процессе  работы над смысловой стороной текста решаются следующие задачи:

  • Развитие умения анализировать наглядную ситуацию, то есть,
  • Выделять главное, существенное, основное и фоновое;
  • Устанавливать отношения между действующими лицами и фрагментами ситуации;
  • Развитие умения располагать смысловые звенья в определенной последовательности, то есть, составлять программу связного текста;
  • Развивать умение удерживать смысловую программу в процессе рассказывания (этой смысловой программе должен подчиняться весь текст, рассказ);

Развитие языкового оформления текста

В процессе  работы над языковым оформлением текста решаются следующие задачи:

  • Развитие умения оречевить (умение перевести в языковую форму) каждое смысловое звено;
  • Развивать умение располагать предложения в определенной логической последовательности;
  • Развивать умение связывать предложения в тексте, используя связующие элементы.

Практическая часть.

        

  1. Педагогам были выданы два варианта текста с нарушением смысловой стороны речи и с нарушением языкового оформления текста. Педагогам необходимо было определить нарушения, сравнивая нарушенный текст с образцом.
  2. Продемонстрировать виды работ (с применением наглядного и дидактического материалов), направленных на формирование смыслового программирования и развитие языкового оформления связного высказывания.

Семантическая структура связного высказывания.

В процессе работы по формированию связной речи необходимо учитывать характер текста, его семантическую структуру. Семантическая структура текста неоднородна и неодинакова. В связи с этим выделяют следующие виды текстов:

  • Текст-повествование;
  • Текст-описание;
  • Текст-рассуждение.

Текст-повествование является наиболее простым текстом и появляется у детей раньше других, т.к. повествовательный текст выражает динамику, отображает изменение сюжета. Характер связи между предложениями – цепной. Одно из слов предыдущего предложения становится объектом следующего предложения.

Текст-описание  имеет другую семантическую структуру. В нем связь происходит через один и тот же субъект. Характер смысловой связи – параллельный.

Текст-рассуждение имеет более сложную структуру, которая предполагает обобщение, умозаключение, рассуждение, наличие широких представлений и жизненного опыта. Поэтому в дошкольном возрасте возможно использование лишь элементов текстов-рассуждений.

Практическая часть.

  1. Педагогам были представлены несколько текстов. Необходимо было определить вид представленных текстов.
  2. Подобрать из художественной литературы тексты различных видов.

   

Последовательность работы по развитию связной речи у дошкольников.

В работе по развитию связной речи необходимо учитывать характер текста и степень самостоятельности связного высказывания (опору на наглядность). Особенно важна степень самостоятельности смыслового программирования текста.

Обобщая данные различных методических пособий, предлагаю примерную последовательность работы по формированию связной речи:

Для детей с низким уровнем речевого развития и дошкольников раннего возраста, то есть на начальном, пусковом этапе формирования связной речи,  предлагаю ограничиться следующими видами рассказывания:

  1. Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию*.
  2. Составление рассказа по следам продемонстрированного действия**.

3.Пересказ рассказа с использованием магнитной доски***.

4. Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин.

5.Составление рассказа по серии сюжетных картин.

6.Пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картины.

7.Составление рассказа по одной сюжетной картине.

Для детей со средним уровнем речевого развития или дошкольников среднего возраста предлагается расширенная последовательность в видах рассказывания.

  1. Составление рассказов по наблюдаемым действиям.
  2. Составление рассказов по нескольким сюжетным картинкам.
  3. Составление рассказов по прослушанному тексту.
  4. Составление рассказов по одной сюжетной картине.
  5. Составление рассказов по памяти.
  6. Составление рассказов по схеме.
  7. Составление рассказов по символам.
  8. Составление рассказов по предметам и объектам.
  9. Составление рассказов по предметным картинкам.
  10. Составление рассказов по заданным словам.

Для детей с высоким уровнем речевого развития и дошкольников старшего возраста предлагаем наиболее полную разработку видов развития связной речи, данных в порядке возрастания сложности:

    1.  Повествовательные рассказы репродуктивного характера

(отображение событий в динамике, наличие сюжета с введением, основной частью и заключением; репродуктивность предполагает наличие образца рассказа):

  • Воспроизведение рассказов, составленных по демонстрируемому действию (дети наблюдают за происходящими на их глазах событиями, а затем дополнительно слушают образец рассказа педагога).
  • Пересказ рассказов с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин.
  • Пересказ рассказов с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины.
  • Пересказ рассказов с наглядной опорой в виде предметов и объектов.
  • Пересказ рассказов с наглядной опорой в виде предметных картинок.
  • Пересказ рассказов с наглядной опорой в виде предметов-заменителей.

      2.  Повествовательные рассказы самостоятельного характера:

  • Составление рассказов по наблюдаемым действиям.
  • Составление рассказов по серии сюжетных картин.
  • Составление рассказов по одной сюжетной картине.
  • Составление рассказов по предметам и объектам.
  • Составление рассказов по предметным картинкам.
  • Составление рассказов по предметам-заменителям.
  • Составление рассказов по опорным словам.
  1. Описательные и сравнительные рассказы (характеристика предмета или явления, отображение его основных свойств и качеств в «статическом состоянии»).
  2. Рассказы-рассуждения (состоят из цепочки суждений по поводу исходного тезиса, то есть аргументов в его поддержку или отрицание, а также итогового умозаключения).
  3. Творческие рассказы (основанные на воображении):
  • Составление рассказа с добавлением последующих событий.
  • Составление рассказа с заменой объекта.
  • Составление рассказа с заменой действующего лица.
  • Составление рассказа с добавлением предшествующих событий.
  • Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.
  • Составление рассказа с добавлением предмета (объекта).
  • Составление рассказа с добавлением действующего лица.
  • Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.
  • Составление рассказа с изменением результата действия.
  • Составление рассказа со сменой времени действия.

* Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию

Наглядность представлена максимально - в виде предметов, объектов, с которыми производятся действия, непосредственно наблюдаемые детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых последовательно на глазах зрителей. Необходимые речевые средства дает образец рассказа педагога.

**Составление рассказа по следам продемонстрированного действия

Наглядность и план рассказа те же, что на предыдущем этапе. Усложнение достигается за счет отсутствия речевого образца педагога. Рассказ дети составляют по его вопросам.

***Пересказ рассказа с использованием магнитной доски

В качестве наглядности детям предлагаются предметные картинки, передвигаемые на магнитной доске в соответствии с происходящими в рассказе действиями (прыгнул, отошел и пр.). Последовательность картинок, прикрепляемых к доске с помощью магнита, служит одновременно планом высказывания.

Практическая часть.

        Педагогам подготовить перспективный план (янвать-май) по развитию связной речи на своей группе с учетом индивидуальных особенностей детей, видов текста, используемой наглядности.

Список используемой литературы:

        1.Ткаченко Т. А.

Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет». - М.: Издательство «Ювента», 2008. - 24 с.

2.Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. Под ред. Волковой Л.С.: М.: просвещение: Владос, 1995.

        3.Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи/ Л.Б.Баряева, Т.В.Волосовец, О.П.Гаврилушкина, Г.Г.Голубева и др., Под.ред.проф.Л.В.Лопатиной. – СПб., 2014.

4.Бойкова С.В.Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей (5-7 лет).: СПб.: КАРО, 2007.

5.Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста»

В семинаре показана работа по формированию выразительной речи дошкольников, над развитием силы и высоты голоса и просодических компонентов речи (тембр, сила, ритм, длительность). Разработан и предложе...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Семинар-практикум для педагогов «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хомен...

Семинар- практикум в ДОУ "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста приёмами мнемотехники"

Семинар позволяет обобщить, распространить опыт работы ДОУ по применению приёмов мнемотехники, дать практические рекомендации молодым педагогам по развитию речи у дошкольников....

Семинар-практикум «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста»

Цель семинара - практикума: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей. Система...