Конспект занятия по пластилинографии "Дымковская игрушка"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Хабибулина Зиля Хамитовна

Закреплять знания детей о Дымково игрушке, историей возникновения, особенности узоров и цвета узоров

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dmkovskaya_igrushka.docx169.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по лепке в подготовительной группе "Дымковская барышня"

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Цель: Закреплять знания детей о Дымково игрушке, историей возникновения, особенности узоров и цвета узоров.

Задачи:

Обучающие:

-Формировать умение самостоятельно подбирать цвета пластилина для украшения куклы, цвет головного убора и жакета повторять в отдельных элементах узора на юбке.

-Совершенствовать умение сочетать в узоре крупные элементы с мелкими, наносить мелкие элементы поверх крупных, размазывать пластилин от центра к краям.

Развивающие:

-развивать чувства прекрасного, художественный вкус, творчество.

-продолжать развивать умение создавать узоры по мотивам дымковской росписи.

-развивать чувство цвета, композиции при составлении дымковского узора.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к народным промыслам.

Материалы и оборудование:  Дымковская барыня, набор пластилина, стека, доска для лепки, вырезанные пластиковые бутылки с закрытым горлышком, проектор, доска.

Ход НОД:

Воспитатель: Здравствуйте дети, вы любите получать подарки?  И мне сегодня подарили вот такую необычную барышню (показывает дымковскую игрушку). Это дымковская игрушка, которая рассказала мне свою историю. Итак, слушайте. Когда-то очень давно более 500 лет назад, на берегу реки Вятки появилось поселение-слобода - Дымково. Жили в этом селе люди. Когда на улице было холодно, и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно. Один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера, копали землю. Готовили еду, пасли скотину, а дети шутили, играли на лугу, пели песни. Не было тогда у них таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые  чем порадовать детишек. Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом, разведённым на молоке, расписали красками. Так и появились дымковские игрушки. Яркие, весёлые, задорные - полюбились они детям. Рассматривание дымковских игрушек.

– Из какого материала они сделаны? (Из глины.)

– Какие цвета использовали художники для росписи дымковской игрушки(Дети называют цвета, воспитатель обращает внимание на присутствие в игрушках чёрного и золотого цвета.)

-Что означает каждый цвет?(ответы детей)

 Зеленый –символ природы; красный красоты и здоровья, желтый –символ огня; голубой –символ неба; белый –доброты и правды; черный –горя и зла.

-Какое настроение создают эти игрушки?

 (На доске появляются картинки с элементами дымковской росписи).

Воспитатель: Дымковскую игрушку расписывают (элементами): кружками, кольцами, полосками, змейками. Цвета используемы в дымковской игрушке это: красный, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зеленый и в очень небольшом количестве коричневый и черный.

Воспитатель:

-Ребята  что означали элементы, которые я вам показывала на картинках?  

-Ребята как вы думаете что, по вашему мнению, мог означать круг? (Солнце)

- А как вы думаете, что могла означать волнистая или ломаная линия? (Воду). А что же могла означать клетка? (Поле)

-Каждое изображение, используемое в дымке это передача природы окружающая человека.

-У дымковской игрушки есть свои цвета, есть свой орнамент своя форма, которая придает игрушке индивидуальность, что делает ее не похожей на другие игрушки.

Воспитатель: Молодцы, а теперь мы немного разомнемся

Физкультминутка

Мы игрушки расписные,

(Стойка прямо, небольшие покачивания плечами)

Хохотушки вятские

 (Улыбка друг другу с поворотом)

Щеголихи слободские,

(Поворот вокруг себя)

Камушки  посадские.

(Небольшие приседания)

У нас ручки крендельком

(Показ рук вперед, на пояс)

Щечки будто яблочки ,

(Легкие прикасания к своим щекам )

С нами издавна знаком

 (Стойка прямо)

Весь народ на ярмарке.

(Поклон).

Воспитатель:

-Мы с вами будем украшать барышню с помощью пластилинографии.

-Что такое пластилинография? (ответы детей) Пластилинография-это рисование пластилином. Сегодня мы с вами рисуем пластилином. Сегодня мы будем лепить дымковскую барышню. Посмотрите, какая она красивая, нарядная в готовом виде.

Рассматривание:

1. Что есть у барышни? (голова, шея, плечи, талия, руки, юбка, кокошник,

2. Какой формы голова? (круглая)

3. Из чего состоит туловище? (голова, шея, плечи, талия, нижняя часть – юбка)

4. Какая юбка? (расширенная к низу, похожая на треугольник, трапециевидная, расклешённая к низу,

5. Сравните, что больше кофта или юбка? (фигура разделена, как бы на две части, первая-голова и туловище, вторая юбка,

6. Что больше голова или туловище? (туловище в несколько раз больше, чем голова,

7. Как украшен костюм барышни? (оборки, кокошник, фартук)

Воспитатель: Дети, а теперь можете приступать к работе.

Самостоятельная работа: (под русскую народную мелодию)

Воспитатель: Посмотрите, какие чудесные получились у вас барышни – яркие, красочные, праздничные – как у настоящих мастеров.

C:\Users\lenovo\Videos\Новая папка\IMG20240124103151.jpg

- Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались, создали новые красивые дымковские узоры.

- Ребята, вам понравилось?

- Что именно вам понравилось?

- А что нового вы узнали? Что освоили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Роспись дымковской игрушки"

итоговое занятие по росписи дымковской игрушки с предложением различных фигурок...

Конспект занятия по теме "Игрушки"

Конспект занятия по теме "Игрушки" Автор: Дедушкина Ирина Викторовна...

Конспект занятия « Русские народные игрушки»

Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, п...

Конспект занятия по теме "Игрушки"

Расширение и систематизация словарного запаса по теме "Игрушки" Их назначение, детали и части, из которых они состоят; материалы из которых они сделаны....

Конспект занятия по ИЗО "Игрушка для Мурзика"

Учить  создавать в рисунке образ игрушки котенка (бантик с ниточкой). Совершенствовать умение рисовать вертикальные линии сверху вниз, доводить линию до определенной точки....

конспект занятия "Знакомство с игрушками"

для детей2-х лет, имеющих ограниченные возможности здоровья...

Конспект занятия "Ярмарка дымковской игрушки ."

Художественное творчество со здоровьесберегающими технологиями. Рисование....