Индивидуальный план работы по Самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии»
материал по аппликации, лепке

Парфёнова Лия Айратовна

Цель работы по самообразованию:

Создание условий для формирования и активизации творческого потенциала детей через технологию «Пластилинография»; выявить возможности пластилинографии как эффективного и целесообразного средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samobrazovaniyu.docx69.64 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №41 "РОСИНКА"

http://letopisi.org/images/a/a1/%D0%AD%D0%BC%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%8B_%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0_%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE.jpg

Индивидуальный план работы по

Самообразованию

«Развитие творческих способностей у детей

старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии»

Воспитателя:

Парфёновой Л.А

г. Нижневартовск 2023 учебный год

Цель работы по самообразованию:

Создание условий для формирования и активизации творческого потенциала детей через технологию «Пластилинография»; выявить возможности пластилинографии как эффективного и целесообразного средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Актуальность темы:

Пластилинография – малоосвоенная техника, но чрезвычайно занимательная и эффективная. Она развивает мелкую моторику, способствует развитию тактильных ощущений, развивает внимание, любознательность, расширяет представление об окружающем мире. А также совершенствует сенсомоторику – ориентировку в пространстве, согласованность в работе рук и глаз, координацию движений, их точность.

Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами. Поэтому необходимость и целесообразность занятий пластилинографией не вызывает сомнения.

Пластилинография-способствует развитию у детей таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, творческих способностей. - способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.

- развивает умелость рук, укрепляет силу рук, движения обеих рук, подготавливает руку к освоению сложного навыка, как письмо.

- формирует различные способы и приемы техники пластилиновой живописи: мять, комкать, скручивать в комки и т.д.

Основными средствами, которые я использую в работе, являются:

        Художественные средства:

  • Пластичный материал (разноцветный пластилин).
  • Бросовый и природный материал.
  • Дополнительные предметы для декорирования изображений (бисер, бусины, фантики, палочки, трубочки, колпачки, стержни и др.).

           Наглядные средства:

  • Коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин.
  • Таблицы с технологическими карточками способов лепки.
  • Образцы работ, фотографии.
  • Интернет ресурсы – ИКТ, для получения детьми ярких впечатлений от произведений искусств и расширения знаний и впечатлений (слайд-шоу, презентации).

        Словесные средства: Позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными. 
Это беседы, загадки, чтение стихов и сказок, вопросы к детям, объяснение последовательности выполнения работы, чтение схем. 

      Технические средства:

  • Музыка.
  • Видеофильмы.
  • Слайд – шоу, презентации.

Применение этих средств в работе позволяет повысить активность и внимание детей, развить их воображение и фантазию. У дошкольников появляется устойчивый интерес к данному виду деятельности.

Список литературы:

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967.
  2. Выготский Л. С. «Психология искусства»– М.: Педагогика, 2017 – 345 с.
  3. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 2019.
  4. Давыдова Г. Н. «Пластилинография: анималистическая живопись»– Скрипторий 2017, 2019.
  5. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2013», 2018.
  6. Доронова Т. Н. Развитие детей в изобразительной деятельности. – «Детство-ПРЕСС», 2016.
  7. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – Спб, 2018
  8. Казакова Т. С. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под редакцией Р. Г. Казаковой. М., 2014.
  9. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М. 2018.
  10. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. М., 2016.
  11. Лыкова И. А. Лепим из пластилина, глины, теста. – «Олма Медиа Групп», 2019.
  12. Лыкова Л. И. программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет«Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-Дидактика», 2017.

1-2 занятие

1 неделя

«Модница гусеница»

Программное содержание:

-Обучение детей умению лепить гусеницу из пластилина на плоскости.

-Познакомить детей с разнообразным миром насекомых; уточнить представление о внешнем виде гусениц.

-Учить рисовать лапки гусеницы, вносить в рисунок дополнительные детали для обогащения образа;

-Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями.

-Оттягивать пальцами нужные части предметов.

-Развивать чувство формы и цвета; совершенствовать технические умения и навыки в работе с пластическими материалами.

3-4 неделя

2 неделя

«Модница гусеница»

Программное содержание:

-Обучение детей умению лепить гусеницу из пластилина на плоскости.

-Познакомить детей с разнообразным миром насекомых; уточнить представление о внешнем виде гусениц.

-Учить рисовать лапки гусеницы, вносить в рисунок дополнительные детали для обогащения образа; закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями.

-Оттягивать пальцами нужные части предметов.

-Развивать чувство формы и цвета; совершенствовать технические умения и навыки в работе с пластическими материалами.

5-6 занятие

3 неделя

«Яблоки поспели»

Программное содержание:

-Обучение умению изображать яблоки на плоскости в полу объёме в технике пластилинография.

-Развивать у детей интерес к изобразительной, художественной деятельности.

-Подводить детей к созданию выразительного образа посредством объёма и цвета.

-Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.

-Закрепить умение аккуратного использования пластилина в своей работе

7-8 занятие

4 неделя

«Яблоки поспели»

Программное содержание: 

-Обучение умению изображать яблоки на плоскости в полу объёме в технике пластилинография.

-Развивать у детей интерес к изобразительной, художественной деятельности.

-Подводить детей к созданию выразительного образа посредством объёма и цвета.

-Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.

-Закрепить умение аккуратного использования пластилина в своей работе

9-10 занятие

5 неделя

«Чудо плоды»

Программное содержание:

-Обучение умению изображать овощи на плоскости в полу объёме в технике пластилинография.

-Сформировать у детей обобщённое представление об овощах: растут на грядках, полезны людям, уточнить способы их переработки.

-Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых овощей, передавая их природные особенности, цвет.

11-12 занятие

6 неделя

«Чудо плоды»

Программное содержание: 

-Обучение умению изображать овощи на плоскости в полу объёме в технике пластилинография.

-Сформировать у детей обобщённое представление об овощах: растут на грядках, полезны людям, уточнить способы их переработки.

- Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых овощей, передавая их природные особенности, цвет.

13-14 занятие

7 неделя

«Парусник»

Программное содержание: 

-Обучение умению изображать парусник на плоскости методом пластилинографии.

-Заинтересовать детей в создании образа парусника в нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии, используя имеющиеся навыки и умения работы с пластилином;

-Побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и деталей интерьера картины.

-Продолжать развивать умение и навыки детей в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей;

-Воспитывать интерес к проявлению самостоятельности.

15-16 занятие

8 неделя

«Парусник»

Программное содержание: 

-Обучение умению изображать парусник на плоскости методом пластилинографии.

-Заинтересовать детей в создании образа парусника в нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии, используя имеющиеся навыки и умения работы с пластилином;

-Побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и деталей интерьера картины.

-Продолжать развивать умение и навыки детей в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей;

- Воспитывать интерес к проявлению самостоятельности.

17-18 занятие

9 неделя

«Кленовый листочек»

Программное содержание: 

-Обучение детей умению лепить кленовый лист из пластилина на плоскости.

-Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, умение передавать красоту осени в цвете.

-Закреплять приемы надавливания и размазывания, учить смешивать различные цвета пластилина, создавая нужный оттенок.

-Воспитывать навыки аккуратности.

-Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

19-20 занятие

10 неделя

«Кленовый листочек»

Программное содержание: 

-Обучение детей умению лепить кленовый лист из пластилина на плоскости.

-Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, умение передавать красоту осени в цвете.

-Закреплять приемы надавливания и размазывания, учить смешивать различные цвета пластилина, создавая нужный оттенок.

-Воспитывать навыки аккуратности.

-Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

21-22 занятие

11 неделя

«Консервированные фрукты»

Программное содержание: 

-Обучение умению лепить фрукты из пластилина на плоскости.

-Обобщать представление детей о фруктах, об их характерных особенностях.

-Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы по всему силуэту.

-Учить достижению выразительности через более точную передачу формы, цвета, величины предметов и изображения мелких деталей у фруктов: черенков, семян, чашелистиков.

-Развивать мелкую моторику рук при выполнении разных приёмов работы с пластилином: раскатывания, сплющивания.

23-24 занятие

12 неделя

«Консервированные фрукты»

Программное содержание: Обучение умению лепить фрукты из пластилина на плоскости. Обобщать представление детей о фруктах, об их характерных особенностях. Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы по всему силуэту. Учить достижению выразительности через более точную передачу формы, цвета, величины предметов и изображения мелких деталей у фруктов: черенков, семян, чашелистиков. Развивать мелкую моторику рук при выполнении разных приёмов работы с пластилином: раскатывания, сплющивания.

25-26 занятие

13 неделя

«Мои любимые игрушки»

Программное содержание: Обучение умению изображать «игрушки» на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина. Закреплять умение создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей; Расширять знания детей об игрушках, учить составлять описательный рассказ, Развивать мелкую и общую моторику, память, сенсорную сферу; Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

27-28 занятие

14 неделя

«Мои любимые игрушки»

Программное содержание:

- Обучение умению изображать «игрушки» на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина.

-Закреплять умение создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей;

- Расширять знания детей об игрушках, учить составлять описательный рассказ,

-Развивать мелкую и общую моторику, память, сенсорную сферу;

-Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

29-30 занятие

15 неделя

«Аквариум»

Программное содержание: 

-Обучение детей умению лепить подводных жителей из пластилина на плоскости.

-Расширить представления детей об аквариуме, о его обитателях.

-Создавать образ рыбки путем использования разнообразных способов лепки (раскатывание, сплющивание, скатывание, отщипывание, сворачивание в трубочку).

-Учить пользоваться стекой для нанесения узоров на плавники и хвост.

-Развивать творческие способности, усидчивость, аккуратность, умение доводить начатое до конца.

-Воспитывать художественный вкус

31-32 занятие

16 неделя

«Аквариум»

Программное содержание: 

-Обучение детей умению лепить подводных жителей из пластилина на плоскости.

-Расширить представления детей об аквариуме, о его обитателях.

-Создавать образ рыбки путем использования разнообразных способов лепки (раскатывание, сплющивание, скатывание, отщипывание, сворачивание в трубочку).

-Учить пользоваться стекой для нанесения узоров на плавники и хвост.

-Развивать творческие способности, усидчивость, аккуратность, умение доводить начатое до конца.

-Воспитывать художественный вкус

33-34 занятие

17 неделя

«Снеговик»

Программное содержание: 

-Обучение умению передавать образ снеговика из пластилина на плоскости.

-Учить создавать знакомый образ посредством пластилина на горизонтальной плоскости.

-Закреплять навыки раскатывания, сплющивания.

-Воспитывать интерес к экспериментированию в работе; включать в оформление работы «бросовый» материал для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте.

-Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.

35-36 занятие

18 неделя

«Снеговик»

Программное содержание: 

-Обучение умению передавать образ снеговика из пластилина на плоскости.

-Учить создавать знакомый образ посредством пластилина на горизонтальной плоскости.

-Закреплять навыки раскатывания, сплющивания.

-Воспитывать интерес к экспериментированию в работе; включать в оформление работы «бросовый» материал для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте.

-Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.

37-38 занятие

19 неделя

«Снегурочка»

Программное содержание:

-Обучение умению лепить образ Снегурочки из пластилина на плоскости.

-Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей.

-Учить реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала.

39-40 занятие

20 неделя

«Снегурочка»

Программное содержание: 

-Обучение умению лепить образ Снегурочки из пластилина на плоскости.

-Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей.

-Учить реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала.

41-42 занятие

21 неделя

«Новогодняя ёлка»

Программное содержание: 

-Обучение умению изображать «новогоднюю» ёлку на плоскости в полу объёме при помощи пластилина.

- Расширять знания детей об истории новогоднего праздника.

-Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей

(новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации).

-Учить добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала.

43-44 занятие

22 неделя

«Зимующие птицы»

Программное содержание:

- Обучение умению передавать образ птиц на основе своих наблюдений через прямую многослойную пластилинографию.

-Расширять представления детей о зимующих птицах.

-Развивать умения передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности. -Формировать навыки изображать птиц, передавать особенности внешнего облика;

-Закреплять приёмы скатывания, расплющивания, примазывания, соединяя прямую и многослойную пластилинографию;

-Воспитывать бережное отношение к природе.

45-46 занятие

23 неделя

«Теремок»

Программное содержание: 

-Обучение детей умению изображать теремок на плоскости методом пластилинографии.

-Развивать у детей творческое воображение.

-Развивать умение создавать сказочные здания, передавая особенности их строения и архитектуры, характерные детали.

-Закрепить способы работы в технике «пластилинография»: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов.

-Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом.

47-48 занятие

24 неделя

«Удивительная дымка»

Программное содержание: 

-Обучение детей умению расписывать готовый силуэт дымковской игрушки пластилином

- Знакомить детей с творчеством дымковских мастеров, с художественными традициями в изготовлении игрушек.

-Учить выбирать элементы узора для украшения кокошника и юбки дымковской куклы-водоноски, сочетая в узоре крупные элементы с мелкими.

- Воспитывать художественный вкус.

49-50 занятие

25 неделя

«Кораблик для папы!»

Программное содержание: 

-Обучение умению создавать на плоскости полу объёмный объект – «кораблик», сочетая разные приемы техники – «пластилинографии».

-Закреплять умения и навыки в работе с пластилином, побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и деталей интерьера картины.

-Развивать творческие способности, внимание, фантазию.

-Воспитывать самостоятельность, инициативу, умение рассказывать о своих чувствах и настроении.

51-52 занятие

26 неделя

«Кактус в горшочке»

Программное содержание: 

-Обучение детей умению передавать образ цветка кактуса посредством пластилинорафии.

- Развивать у детей представление о том, как растения приспосабливаются к климатическим условиям места обитания.

-Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершённости и выразительности.

-Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина: мягкий, податливый, способен принимать заданную форму.

-Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

53-54 занятие

27 неделя

«Русская матрёшка»

Программное содержание: 

-Обучение умению создавать образ матрёшки в нетрадиционной технике - пластилинографии.

-Познакомить с историей создания русской матрёшки.

-Воспитывать интерес к народной игрушке.

55-56 занятие

28 неделя

«Подарок для мамы»

Программное содержание: 

-Обучение детей умению лепить цветок мимозы из пластилина.

-Учить создавать точный образ мимозы путем использования разнообразных способов лепки (раскатывание, сплющивание, скатывание, отщипывание, сворачивание в трубочку).

-Развивать творческие способности, усидчивость, аккуратность, доводить начатое до конца.

-Воспитывать художественный вкус.

57-58 занятие

29 неделя

«Сорокины подружки»

Программное содержание: 

-Обучение детей умению передавать образ сороки в технике пластилинографии.

-Закрепление приёма- надавливания и размазывания.

-Учить передавать характерные черты сороки через цвет, особенности строения сороки (хвост)

-Учить дополнять образ сороки различными дополнительными деталями (семечки, крупа, перышки и т. д.)

-Воспитывать чувство сопереживания (приходить на помощь)

59-60 занятие

30 неделя

«Удивительный подводный мир»

Программное содержание: 

-Обучение умению создавать выразительный и интересный сюжет в полу объёме, используя нетрадиционную технику исполнения работы – рисование пластилином.

-Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей.

-Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения.

-Использовать в работе различный по содержанию и структуре бросовый материал.

61-62 занятие

31 неделя

«Божьи коровки на ромашке»

Программное содержание: 

-Обучение детей умению передавать образ божьей коровки и цветка ромашки в технике пластилинографии

-Закрепление умения использовать в творческой деятельности детей технического приёма – пластилинографии, формировать обобщённые способы работы посредством пластилина.

-Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе.

-Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.

63-64 занятие

32 неделя

«Бабочка»

Программное содержание: 

-Обучение детей умению лепить бабочку из пластилина на плоскости.

- Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида бабочки.

-Познакомить с симметрией на примере бабочки в природе и в рисунке.

-Учить детей наносить мазки пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.

65-66 занятие

33 неделя

«Одуванчики цветы, словно солнышко желты»

 Программное содержание: 

-Обучение умению изображать цветок одуванчика на плоскости в полу объёме при помощи пластилина.

-Учить детей создавать образы полевых растений нашего края;

-Развивать эстетическое восприятие природы и образное мышление;

-Воспитывать доброту, любовь и бережное отношение к природе родного края.

67-68 занятие

34 неделя

«Перелетные птицы»

Программное содержание: 

-Обучение умению передавать образ птиц на основе своих наблюдений через прямую многослойную пластилинографию.

-Расширять представления детей о зимующих птицах.

-Развивать умения передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности. -Формировать навыки изображать птиц, передавать особенности внешнего облика;

69-70 занятие

35 неделя

«Замок»

Программное содержание:

-Обучение детей умению изображать замок на плоскости методом пластилинографии.

-Развивать у детей творческое воображение.

-Развивать умение создавать сказочные здания, передавая особенности их строения и архитектуры, характерные детали.

-Закрепить способы работы в технике «пластилинография»: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов.

-Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом.

71-72 занятие

36 неделя

«Кораблик по морю поплыл!»

Программное содержание:

-Обучение умению создавать на плоскости полуобъемный объект – «кораблик», сочетая разные приемы техники – «пластилинографии».

-Закреплять умения и навыки в работе с пластилином, побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и деталей интерьера картины.

-Развивать творческие способности, внимание, фантазию.

-Воспитывать самостоятельность, инициативу, умение рассказывать о своих чувствах и настроении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии"

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи котор...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования в рамках ФГОС»

Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования в рамках ФГОС&raqu...

План по самообразованию педагога на тему: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии"

laquo;Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осущ...

План по самообразованию педагога на тему: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии"

laquo;Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осущ...

План по самообразованию педагога на тему: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии"

пластилинография - вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основн...

Индивидуальный план работы по самообразованию «Развитие творческих способностей детей 4-5 лет посредством пластилинографии».

Индивидуальный план работы по самообразованию «Развитие творческих способностей детей 4-5 лет посредством пластилинографии»Выполнила: воспитатель Долматова М.В.МБДОУ "Детский сад № 68...

План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Цель: развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.Задачи:Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.Прививать...