Развитие мышления дошкольников с ЗПР в процессе использования схем и алгоритмов деятельности.
статья по аппликации, лепке (старшая группа)

Смирнова Светлана Владимировна

Проблемы в обучении детей с ЗПР. Особенность мышления детей с ЗПР — неспособность построить схему работы. Отсутствие плана при выполнении мыслительных задач. Они действуют спонтанно, быстро. Наглядно это выглядит так: малыш получает задание и инструкцию для его выполнения. Вместо того чтобы изучить инструкцию и выполнить задание в соответствии с ней, он отбрасывает ее и пытается быстро справиться сам, не задумываясь о результате и неизбежных ошибках при таком подходе.

Анализируя, дети увлекаются несущественными деталями и признаками, не замечая главного. Во время сравнения выделяют несущественные признаки предметов, во время классификации же действуют по большей мере интуитивно, не понимая, как объяснить зачастую правильный результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myshlenie.docx372.96 КБ

Предварительный просмотр:

Мышление это психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения предметов и явлений объективного мира в их существенных связях и проявлениях.

Мыслительные операции:

  • Анализ. Разложение целого на части, выделение отдельных признаков, свойств, качеств предметов/явлений.
  • Синтез. Объединение частей в целое на основе смысловых связей предметов/явлений между собой.
  • Сравнение. Сопоставление предметов/явлений друг с другом, нахождение сходств и различий между ними.
  • Обобщение. Объединение различных предметов/явлений в одну группу на основе общих признаков (на основе схожести).
  • Конкретизация. Наполнение какой-то обобщенной схемы частным смыслом (признаками, свойствами).
  • Аналогия. Перенос знаний об одном предмете/явлении на другой (менее изученный или недоступный для изучения).

Стадии развития детского мышления:

  • наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами),
  • наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений),
  • словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Для развития мышления у ребенка определяющую роль играет целенаправленное обучение и воспитание взрослым.

Особенности мыслительной деятельности детей с ЗПР

  • Поисковая и познавательная мотивация развита недостаточно. Детям неинтересно решать новые незнакомые задачи, у них преобладает мотивация избегания неудач. С целью уклонится от разочарования, такой ребенок будет стараться, вернутся к игре или другим уже знакомым видам деятельности. Дети с ЗПР часто выполняют только знакомую, простую часть поставленной задачи, не доводя дело до конца и не пытаясь решить более сложную часть задания. Результат их мало интересует. Таких детей сложно, чем либо, увлечь, новая информация им не интересна. Как следствие всего перечисленного страдает развитие мышления, новые способы обхождения с предметами, а затем с информацией просто не усваиваются.

  • Особенностью мышления детей ЗПР является отсутствие внутреннего плана при решении задач. Часто такие дети игнорируют инструкции, от чего страдает результативность деятельности. Задачи решают поспешно, наугад, без учета условий, ориентируясь в первую очередь на собственную интуицию, ему будет сложно объяснить ход своих мыслей.
  • Их мышление шаблонно. У детей с ЗПР отмечается нарушение наглядно-образного мышления, поэтому им сложно работать по образцу, сложно выделять его основные (главные) части и устанавливать взаимосвязи между ними и собственными действиями.
  • главная особенность детей с задержкой психического развития — это незрелость абсолютно всех форм мышления.

Обратить внимание на подобную незрелость можно во время занятий, в процессе которых необходимо будет решать задачи, используя разные формы мышления.

Проблемы в обучении детей с ЗПР.

Особенность мышления детей с ЗПР — неспособность построить схему работы. Отсутствие плана при выполнении мыслительных задач. Они действуют спонтанно, быстро. Наглядно это выглядит так: малыш получает задание и инструкцию для его выполнения. Вместо того чтобы изучить инструкцию и выполнить задание в соответствии с ней, он отбрасывает ее и пытается быстро справиться сам, не задумываясь о результате и неизбежных ошибках при таком подходе.

Анализируя, дети увлекаются несущественными деталями и признаками, не замечая главного. Во время сравнения выделяют несущественные признаки предметов, во время классификации же действуют по большей мере интуитивно, не понимая, как объяснить зачастую правильный результат.

При работе с детьми мы обратили внимание что:

  • При словесном объяснении задания, дети забывают последовательность выполнения действий.
  • Не могут проанализировать образец.
  • Начинают выполнять любую работу с середины или с конца.

Мы пришли к выводу что, развитие мышления у детей с ЗПР возможно и необходимо в процессе работы с алгоритмами и схемами.

ЦЕЛЬ: Формирование мыслительных операций анализа и синтеза

ЗАДАЧИ:

  • Формировать умение планировать свои действия
  • Развивать внимание, память
  • Развивать мелкую и общую моторику
  • Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных материалов.
  • Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие изображаемого предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их изображения.

Использование схем и алгоритмов

в продуктивной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования основной деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Однако, есть ещё один важный вид деятельности – продуктивный. В условиях дошкольного образования продуктивной называют такую деятельность ребёнка под руководством воспитателя, результатом которой является появление какого-либо продукта. Продуктивная деятельность создаёт благоприятные педагогические условия для важного процесса социализации детей. В этот возрастной период продуктивная деятельность вместе с игрой имеет решающее значение для развития детской психики.

В продуктивной деятельности:

  • развиваются мыслительные операции анализа и синтеза
  • формируются межполушарные связи.

Использование схем и алгоритмов даёт возможность детям наглядно видеть все этапы работы.

Схема - это изображение, образ, созданные в упрощенно-обобщенном виде.

Алгоритм - это четкая последовательность действий, выполнение которой дает какой-то заранее известный результат.

Одним из приемов, позволяющих всесторонне анализировать предмет, увидеть его свойства и характеристики, является обучение рисованию, лепке, аппликации с опорой на алгоритмическую последовательность изображения предмета.

При обучении дошкольников предметному рисованию воспитатель сначала предлагает провести анализ предмета, показывая игрушку или рисунок. Предлагает мысленно разделить объект на части, его составляющие – туловище, шею, голову, – сравнить их с геометрическими фигурами и рисовать в определенной последовательности, соблюдая пропорции. Такая работа носит название алгоритмических схем рисования.

Например, при рисовании животного дети называют форму туловища и головы, затем педагог показывает алгоритм (последовательность) рисования, называя части тела и их форму (голова – круглая, туловище – овальное, клюв, хвост, и т.п.).

Впоследствии эти навыки дети могут использовать, рисуя по своему замыслу на определенную тему.

Подобные схемы состоят из знакомых детям геометрических фигур (прямоугольник, круг, треугольник, овал, квадрат). Когда ребенку показывается алгоритм, он узнает знакомые фигуры, которые уже умеет рисовать. На начальном этапе педагог вместе с детьми рассматривают, из каких геометрических фигур состоит предмет, ребенок обводит их пальчиком.

Изображение предмета по алгоритмической схеме начинается с геометрической фигуры, основе предмета (туловище животного, человека), к которой последовательно дорисовываются остальные части (голова, ноги, и т.д.).

Например, изображение кошки начинается с рисования геометрической фигуры – круга. Внутри круга в нижней его части рисуется круг поменьше – это голова. На голове с помощью небольших треугольников дорисовываются ушки. Рисуется мордочку – две параллельные точки – глаза, одна жирная точка пониже – носик. С помощью горизонтальных линий изображаются усы. Дугообразной линией — рот. С помощью небольших овалов дорисовываем две лапки и хвостик. Лишние линии нужно стереть, рисунок раскрасить по желанию ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира»

«Развитие мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира»...

«Использование схем и алгоритмов в познавательном развитии»

Ознакомление с методом мнемотехники как эффективным способом развития памяти, мышления и речи дошкольников....

использование схем и алгоритмов в познавательном процессе

Ознакомление с методом мнемотехники как эффективным способом развития памяти, мышления и речи дошкольников....

Консультация « Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием схем и знаковых моделей в процессе обучения рассказыванию.

Консультация « Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием схем и знаковых моделей в процессе обучения рассказыванию....

Сообщение из опыта работы «Система трудового воспитания детей среднего возраста с использованием схем и алгоритмов»

Цель трудового воспитания дошкольников - формирование бережного отношения к любому труду и четкое представления о трудовой деятельности взрослых....