Конспект занятия по лепке для старшей группы Лепка из бумажной массы (папье-маше) Тема: муравьишки в муравейник.
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Григорьева Ирина Сергеена

Конспект занятия по лепке для старшей группы

Лепка из бумажной массы (папье-маше)

 

Тема: муравьишки в муравейник.

 

Цель: знакомство с новой техникой создания объёмных образов - папье-маше (лепкой из бумажной массы).  

Задача:

  • учить лепить мелких животных (насеко­мых), передавая характерные особеннос­ти строения и окраски. Показать возмож­ность сочетания разных материалов для создания мелких деталей (для усиков ис­пользовать проволоку, спички, зубочист­ки; для глазок - бисер, пуговички);
  • раз­вивать композиционные умения, чувство цвета, согласованность в работе глаз и рук;
  • воспитывать навыки сотрудничества и сотворчества со сверстниками и взрослыми, интерес к природе.

Интеграция разных видов деятельности: беседа о своеобразии «коллективной» жизни муравьёв; освоение техники па­пье-маше на воздушных шариках и плоских формах (например, на тарелках, подносах); занятие по ознакомлению с окружающим миром, в ходе которого дети узнали о том, где, как, из чего изготавливают бумагу.

Материалы, инструменты, оборудование: мягкая рыхлая бумага, пригодная для утилизации (старые газеты, салфетки, тетради и пр.), пластиковые ванночки или коробочки для вымешивания бу­мажной массы, баночки с водой, клей­стер (из муки или крахмала), дощечки, салфетки матерчатые и бумажные, би­сер, пуговицы, проволока, зубочистки, столовые ложки.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

       Дети сидят за столами, перед ними лежат вода (в ба­ночках), старые газеты, кусочки бумаги и клестер.

  1. Вводная беседа.

Воспитатель показывает детям старую газету и кучку рваных кусочков бумаги. Спрашивает, что это? После ответов инте­ресуется, знают ли дети, откуда пришла к нам бумага? (Из леса, потому что бумагу делают из древесных опилок.)

– А вы знаете, что из этих старых, дав­ным-давно прочитанных газет  можно сма­стерить много всего интересного. Давайте попробуем.  Послушайте загадку, отгадайте, кого я вам предлагаю сегодня сделать.  

Загадка Веры Шипуновой:

Мужичок-с ноготок

Тащит бревнышко-сучок –

Дом без окон и дверей

Ловко строит... (муравей).

–  Молодцы, вы правы. Сегодня я покажу вам, как можно изготовить муравья.

  1. Новый материал

imageа). – Вот ванночки, вот вода (в ба­ночках), старые газеты, кусочки бумаги и клей, который я сварила из муки. Но нам понадобится много-много кусочков газеты (показывает примерный размер кусом- 1 1-3 см), возьмём газеты и разорвём их мелкие кусочки, чтобы получилось четыре полных горсточки (показывает). Переложим кусочки газеты в ванночки, нальё» немного воды - 2-3 столовых ложки, добавим 1-2 столовых ложки клейстера и заме­сим «бумажное тесто» (показывает), Вымесим хорошо, как будто бабушка для дедушки колобок печёт.

Воспитатель помогает детям замесить «бумажное тесто». Напоминает, чтобы бумагу рвали на мелкие кусочки, не наливали много воды и хорошо перемешивали» бумажную массу.

– Посмотрите, у нас получился какой-то новый материал, который так и называется «бумажное тесто». Как вы думаете, что из него можно сделать? Дети догадываются, что из этой массы можно лепить так же, как из глины, пластилина или солёного теста.

Воспитатель предлагает слепить муравьишек и поместить их в муравейник. Уточняет представление детей о внешнем виде муравьёв: у них, как у всех остальных насекомых, есть голова,туловище, брюшко и шесть ножек; брюшко - самое большое по размеру, похоже на яйцо; бывают муравьи чёрного и рыжего цвета.

Спрашивает, из чего и как можно соорудить мура­вейник.

 

 

 

  1. Физкультминутка.

Я мороза не боюсь.
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз, (Присели.)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)

 

  1. б). Показ способов лепки муравья и изготовление муравейника:
  • формирование туловища в виде длинного яйца или морковки   

      (конуса);

  • разделение на части ниткой или мягкой проволокой; скручивание,

      стягивание в двух местах, чтобы голова была поменьше, а брюшко

            оказалось самым большим;

  • использование дополнительного материала – пуговиц, бусинок,   

image      фольги, мягкой проволоки, зубо­чистки (глаза и усики);

  • изготовление муравейника из мятых  

      комков газетной бумаги, склееных в

      одну живописную кучу и посыпанных

      мелко нарезанными шерстяными или    

      хлопчатобумажными нитками

           (имитирую­щими хвою, палочки и пр.).

 

  1. Самостоятельная деятельность детей

Индивидуальная работа.

Дети начинают лепить муравьишек из бумажной массы. Воспитатель помогает советами (если «бумажное тесто» жидкое, то но добавить в него кусочки бумаги, если наоборот, - крутое, нужно добавить немного воды или клейстера). Тем детям, которые быстро справились с заданием, педагог предлагает соорудить муравейник, чтобы муравьишкам было куда спешить. Дети лепят и переносят вылепленных насекомых на общую композицию.

В конце занятия воспитатель сообщает, сегодня дети лепили из бумажной массы как это делают мастера народного искусства в технике папье-маше. Папье-маше означает «жёваная бумага».

Обыгрывание композиции «Муравьишки в муравейнике» (изготовление тропинок, по которым муравьи спешат в свой муравейник с добычей - веточками, ягодками, и пр.). image

Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, выполненными в технике папье-маше (лаковые  изделия, живопись Палеха, Мстёры, Холуя).

 Беседы по содержанию пословиц и 

 поговорок:

  • Каков мастер – такова и работа.
  • Наскоро делать – переделывать.
  • Птицу узнают в полете, а человека –  в работе.
  • Поскорей подрастай, да к работе поспевай.
  • Землю красит солнце, а человека труд.
  1. Итог занятия:

 – С какой новой техникой  мы сегодня познакомились?

Рефлексия:

–  Вот какие замечательные муравьишки у вас вышли! Теперь этот замечательный муравейник  будет нас всегда радовать, даже когда листья на улице пожухнут и скроются под снегом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лепка из бумажной массы (папье-маше) «Муравьишки в муравейнике»

Мастер-класс по лепке в технике "папье-маше" насекомых на примере муравьев....

Конспект занятия ООД по художественно – эстетическому развитию (лепка) в старшей группе. Тема: «Цветы».

Конспект занятия ООД по художественно – эстетическому развитию (лепка) в старшей группе.Тема: «Цветы»....

Лепка из бумажной массы (папье-маше) «Муравьишки в муравейнике»

Папье-маше – очень интересная техника, которая не требует особых денежных затрат. Немного вашего мастерства и можно делать различные удивительные предметы. Для тех, кто уже немного знаком с этой...

Конспект занятия по произношению в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема "Звук С"

Формирование длительного речевого выдохаУточнение артикуляции звука "С"Упражнение для детей в умении выделять звук "С" в словах ( в начале слова, в середине сдлва и в конце слова )...

Занятие по лепке в старшей группе "Лепка по замыслу"

Тема: «Лепка по замыслу». Оборудование: пластилин, дощечки для пластилина. Цель: Закреплять умение детей задумывать содержание своей работы, используя усвоенные способы создания ...

План - конспект занятия по рисованию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР Тема: «Чудесные превращения кляксы» (кляксография)

План - конспект занятия по рисованию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНРТема: «Чудесные превращения кляксы» (кляксография)...

Конспект занятия по лепке в старшей группе Лепка «ВЕСНА»

Вызвать интерес к пробуждающейся весенней природе, познакомить с весенними изменениями, создание весеннего пейзажа в технике пластилинография. Развивать мелкую моторику рук...