консультация для родителей:"Нетрадиционное рисование-польза для детей".
консультация по аппликации, лепке (младшая группа)

Пирогова Екатерина Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста»

Подготовила: Пирогова Е.Г

воспитатель МДОУ д/с №2 .г.Новомичуринска

Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности.

Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего

мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных

материалов в реальные формы.

Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от

окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных

средств и материалов.

Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, рисование

необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям

ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и

результат практической деятельности - художественного творчества.

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не

утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность,

работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на

выполнение задания.

Использование нетрадиционных техник рисования

способствует:

 интеллектуальному развитию ребенка;

 коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;

 развивает уверенность в своих силах; развивает пространственное

мышление;

 учит детей свободно выражать свой замысел;

 развивает мелкую моторику рук.

.

Для детей младшего дошкольного возраста, при рисовании уместно

использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони,

кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными

техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать

пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев;

рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки

(ниткография).

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные

методы и техники: рисование песком; рисование мыльными пузырями;

рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; печать по трафарету;

монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет

детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает

воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Одним из современных способов нетрадиционного рисования является

рисование мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода,

лист бумаги и трубочка для коктейля. В гуашь добавляется шампунь,

немного воды, размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не

образуется пена. Затем к пене приложить лист бумаги, дорисовать

детали. Данная техника развивалась от одной интересной изобразительной

техники – кляксографии. Для этого потребуется бумага, тушь или жидкая

гуашь. В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в одну

сторону, затем – в другую или подуть на кляксу. Таким образом можно

получить оригинальное изображение животного, фантазия ребенка

подскажет на кого оно похоже.

Монотипия также может использоваться для изображения животных.

Первый способ – симметричное сложение листа пополам. На листе можно

изобразить отражение медвежонка в зеркальной глади воды. Для этого берём

альбомный лист и складываем его пополам, верхнюю часть тонируем светло

– жёлтым цветом (небо), а нижнюю – голубым (вода). Просушив лист,

наносим карандашом рисунок медвежонка, а затем покрываем гуашью, затем

по линии сгиба складываем рисунок и проглаживаем, чтобы получился

отпечаток на нижней стороне листа, получаем зеркальное отражение

медвежонка в воде. Второй способ – на пластмассовую доску наносим

краску, затем деревянной палочкой или черенком кисточки процарапываем

изображение предметов– фигурки птиц и животных, накладываем сверху

лист бумаги, слегка прижимаем и снимаем, на листе получается оттиск.

Рисование штрихом позволяет сосредоточиться на форме, строении

животных, их движений. При помощи штриха можно рассказать о характере

животного, передать его колючесть или мягкость, доброту или

агрессивность, выразить личное отношение к животному. Штриховка

замечательно подходит для изображения ежей, дикобразов.

Также существует техника «рисование нитками» (ниткография).

Используются простые нитки, гуашь разных цветов, бумага для рисования,

розетки для краски, емкость для использованных ниток. Нужно сделать

отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в

краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях.

Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить. Так же можно

нитку обмакнуть в краске, положить ее на одну половину листа (хаотично),

затем второй половиной накрыть ее, т.е. свернуть лист пополам и осторожно

вытащить оттуда нитку. Затем лист раскрываем и дорисовываем полученное

изображение.

Для техники «мятый рисунок». Технология рисования: на листе бумаги

нарисовать цветными мелками предмет, вокруг предмета восковыми мелками

сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок

аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить

фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью

губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в

трещинах бумаги. «Печатание бумагой». Технология рисования. Гуашевую

краску развести водой до консистенции жидкой сметаны. Кусок плотной

бумаги смять в небольшой комок, опустить в краску. Этим комком бумаги

нанести краску на альбомный лист.

Многие вышеперечисленные техники можно использовать в одной –

коллаже. В целом важно следующее: хорошо, когда дошкольник не только

знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к

месту использует, выполняя заданную цель. Например, ребенок решил

нарисовать лето в деревне, и для этого он использует точечный рисунок

(трава), а солнышко ребенок нарисует пальцем, пушистых животных

нарисует поролоном, других животных он вырежет из открыток, тканями

изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в

изобразительной деятельности нет.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие

методы и приемы используются чтобы донести до детей определенное

содержание. При обучении рисованию могут использоваться самые

разнообразные техники и самые разнообразные материал



Предварительный просмотр:

Проект «Волшебные палочки».

Подготовила воспитатель МДОУ д/с № 2 Пирогова Е.Г

Цель: знакомить детей и родителей с нетрадиционной техникой рисования ватными палочками.

Задачи:

  • Формировать интерес и положительное отношение к рисованию;
  • Развивать фантазию и творчество родителей и детей;
  • Развивать мелкую моторику и координацию движения рук;
  • Воспитывать умение совместной художественной деятельности взрослого и ребенка.

Материалы: краски, салфетки, листы бумаги формат А 4 для рисунков по количеству детей, вода в баночках, ватные палочки.

Ход мастер – класса:

Родители и дети садятся за столы парами: взрослый – ребенок садятся друг против друга.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые родители и ребятки! Я очень рада видеть вас сегодня на нашем занятии. Спасибо родителям за то, что нашли минутку свободного времени и пришли на занятие.

  1. Мотивация. Ребята, сегодня вы будете главными художниками, а родители вашими помощниками. Давайте подарим друг другу улыбку и хорошее настроение.
  2. Сообщение темы.

Растут на макушки длинные ушки

Он хоть и мальчишка, а такой трусишка.

Ну-ка угадай-ка, как зовется? (зайка)

Сюрпризный момент: Стук в дверь (воспитатель приносит игрушку зайку)

— Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! Здравствуйте родители!

Дети здороваются, знакомятся с зайкой.

-Воспитатель: А почему заинька ты такой грустный?

-Зайка: Я потерялся, не знаю где мой домик, как его найти.

Воспитатель: Не грусти заинька мы с ребятками тебе поможем. Ребятки, где зайка живет? (в лесу, под елкой, ответы детей)

— Посмотри, зайка, какие елочки у нас есть целый лес

Зайка: скоро новый год, у вас елочка красивая, много на ней шариков ярких, а у меня в лесу некрасивые.

-Воспитатель: Ребятки, давайте украсим наши елочки для зайки, нарисуем зеленую елочку и красивые разноцветные шарики. Рисовать мы с вами будем ватными палочками, а родители нам помогут. Чтобы ручки рисовали нужно с ними поиграть, нужно пальчики размять.

  1. Практический этап

Пальчиковая игра: Зима

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному) Мы во двор пошли гулять. Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков), Птичек крошками кормили, («крошим хлебушек» всеми пальчиками) С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки) А еще в снегу валялись (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной) Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки) Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

-Воспитатель: вот какие молодцы. А теперь мы украсим наши елочки, обмакнем в краску палочку и нарисуем красивые шарики на елочках, разных цветов.

(родители рисуют елочку ватными палочками, а дети украшают елочку кто как хочет).

Опускаем палочку в красную краску и прикладываем его к листочку, а теперь набираем желтую краску и делаем отпечатки желтые. В какую краску опустила палочку Варя? Егор, какого цвета шарик ты нарисовал? Какие красивые шарики у нас получаются.

Воспитатель: Ариночка, а ты какого цвета больше шариков нарисовала, красного или желтого? А какого цвета еще надо нарисовать?Ариночка: у меня много красных и я хочу еще нарисовать синих.

Готовые рисунки раскладываем на столе. Рассматриваем их все вместе.

— Зайка: Какие красивые елочки получились. Спасибо ребятки.

  1. Рефлексивно-оценочный этап

-Ребята, что мы с вами сегодня делали?

-Какой праздник скоро будет?

-Кто к нам приходил в гости?

-Понравилось вам заниматься?

-Давайте скажем до свиданья Зайке, до новых встреч!

Воспитатель: Дети, а хотите, чтобы ваши рисунки увидели малыши, тогда давайте повесим их на доске, и все будут ими любоваться.



Предварительный просмотр:

Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке являются руки.

Лепку можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного усвоения.

Лепка имеет большое значение для воспитания и обучения детей. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, развитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Чем раньше ребёнку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками. А когда ребёнок начинает понимать, что из одного комка он может создать бесчисленное количество образов - лепка становится любимым занятием на долгие годы.

Важную роль в этом увлекательном процессе играет взрослый, выступающий не пассивным наблюдателем, а непосредственным его участником, который может дать совет, своевременно похвалить, разъяснить непонятное. Не забывайте, что ведущей формой творческой деятельности ребёнка является игра, которая может изменить отношение детей к тому, что кажется на первый взгляд простым и обычным.

В системе эстетического воспитания детей лепка занимает определенное место и имеет свою специфику. При оформлении поделок у детей развивается художественный вкус, чувство ритма, умение обрабатывать поверхность формы для последующей отделки.

Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.

Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке являются руки.

Лепку можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного усвоения.

Лепка имеет большое значение для воспитания и обучения детей. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, развитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Чем раньше ребёнку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками. А когда ребёнок начинает понимать, что из одного комка он может создать бесчисленное количество образов - лепка становится любимым занятием на долгие годы.

Важную роль в этом увлекательном процессе играет взрослый, выступающий не пассивным наблюдателем, а непосредственным его участником, который может дать совет, своевременно похвалить, разъяснить непонятное. Не забывайте, что ведущей формой творческой деятельности ребёнка является игра, которая может изменить отношение детей к тому, что кажется на первый взгляд простым и обычным.

В системе эстетического воспитания детей лепка занимает определенное место и имеет свою специфику. При оформлении поделок у детей развивается художественный вкус, чувство ритма, умение обрабатывать поверхность формы для последующей отделки.

Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию

К нетрадиционным техникам лепки в дошкольном возрасте относят:

- Пластилинография;

- Пластилиновая мозаика

- Тестопластика.

Цель:

Развивать художественное творчество, воображение, фантазию дошкольников. Формировать индивидуальные, интеллектуальные творческие способности через использование нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности

Задачи:

Знакомство детей с различными пластическими и вспомогательными материалами

Способствовать повышению выразительности лепных образов, поддержанию их эмоционально – положительного отношения к данному виду деятельности

Способствовать удовлетворению потребности детей в художественном выражении

Развитие детского изобразительного творчества

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Одним из основных достоинств лепки является привлекательность нетрадиционных техник для детей и легкость некоторых техник в освоении детьми. Вместе с этим нетрадиционные техники способствуют развитию воображения, творческой активности, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка.

Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник:

•Способствует снятию детских страхов;

•Развивает уверенность в своих силах;

•Развивает пространственное мышление;

•Развивает в детях свободно выражать свой замысел;

•Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

•Развивает умение детей действовать с разнообразным материалом;

•Развивает чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и объёмности;

•Развивает мелкую моторику рук;

•Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;

•Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.

Пластилинография

Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными. Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, природного и бросового материалов.

Для рисования пластилином понадобятся следующие материалы:

картон или плотная бумага;

деревянная или пластиковая доска для раскатывания пластилина;

емкость с водой для смачивания рук;

набор разноцветного пластилина;

влажные салфетки для рук;

набор стеков разной формы.

Создание поделки в технике пластилинография состоит из следующих операций:

1. Выбираем рисунок-основу для создания картины из пластилина. Для самых маленьких художников начать рисование пластилином лучше всего с радуги. Переносим эскиз понравившегося изображения на картон, обращая внимание на то, на каком фоне будет лучше смотреться выбранная картинка: белом или цветном.

2. Отделяем от брусков пластилина небольшие кусочки и наносим их на основу в соответствии с задумкой. При этом используем различные приемы лепки:

раскатывание – кусочек пластилина, находящийся между ладонями или ладонью и доской, раскатывается при помощи прямолинейных движений кистей, приобретая при этом цилиндрическую форму;

скатывание – кусочек пластилина приобретает шарообразную форму при помощи кругообразных движений кистей;

заглаживание – используется для создания плоских и гладких поверхностей;

сплющивание – сдавливание шарика из пластилина в лепешку;

прищипывание;

оттягивание.

3. Для создания картин из пластилина с большим количеством деталей, а также более выразительной прорисовки предметов можно использовать медицинский шприц без иглы. Внутрь шприца помещают брусочек пластилина и осторожно нагревают, а затем аккуратно выдавливают длинными тонкими «нитями». Для более толстых нитей можно использовать кондитерский шприц. Нагреть шприц можно погрузив его в емкость с горячей водой, или положив на батарею отопления.

4. Для получения более мягких переходов между цветами и получения необходимых оттенков пластилина, различные цвета пластилина смешивают просто в руках. При этом нужно помнить о следующих нюансах:

не стоит смешивать более двух цветов пластилина одновременно, иначе цвет получится тусклым;

добиться более яркого и глубокого оттенка можно путем примешивания к любому цвету черного пластилина;

получить пастельные оттенки можно примешивая к любому цветут белого пластилина.

Пластилиновая мозаика

Пластилиновая мозаика – это способ создания изображения из небольших пластилиновых шариков. Детям доставляет удовольствие отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать из них шарики.

Создание изображений из пластилиновой мозаики развивает у детей воображение, мышление, мелкую моторику рук, общую ручную умелость.

Существует два вида способа создания изображения способом пластилиновой мозаики: контурный и силуэтный.

Контурный способ включает в себя выкладывание изображения шариками из пластилина по представлению или нарисованному контуру.

Силуэтный способ предполагает сначала выкладывание изображения из пластилиновых шариков по контуру, а затем заполнение изображения внутри силуэта контура.

Для работы нам понадобятся:

разноцветный пластилин,

простой карандаш, трафареты,

книжки – раскраски.

картон

клей

влажные салфетки для рук

деревянная или пластиковая доска для раскатывания пластилина

Этапы работы:

Выбираем рисунок основы для работы.Можно нарисовать контур будущей работы, обвести трафарет или воспользоваться рисунком из книжки – раскраски.

После того, как рисунок выбран его надо приклеить или перенести на картон.

Выбираем пластилин нужного цвета (при желании можно смешать несколько цветов пластилина, отщипываем небольшой кусочек пластилина, скатываем из него шарик и крепим шарик на картон. Начинать работу лучше с контура изображения. Затем заполняем весь силуэт.

Тестопластика

Тестопластика – лепка декоративных изделий из солёного теста.

Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.

Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творческих способностей дошкольников.

Успех в развитии интереса к нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки в продуктивной деятельности. Важно, перед тем, как показать детям определенную нетрадиционную технику, педагог должен изучить все тонкости данной техники, её методику. Результат будет зависеть от правильно подобранного материала, оборудования, доступности объяснения последовательности действий. Педагогу необходимо подобрать и изучить литературу по нетрадиционной лепке, подобрать материал с учетом гигиеничности и безопасности материала, осуществлять планирование с учетом возраста детей, их индивидуальных особенностей и навыков в лепке, самому быть творческой личностью.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ЛЕПКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье представлен материал, рекомендованный педагогам дошкольных образовательных учреждений. В статье представлена актуальность использования нетрадиционной техники лепки пластилинографии для творческого развития дошкольника. Ключевые слова: лепка, нетрадиционные техники лепки, изобразительное творчество, пластилинография, творческие способности.

Одной из актуальных задач образования есть и остается развитие творческих способностей детей. Решение образовательных и воспитательных задач на которые направлен ФГОС ДОО «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром», а также и «формирования общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности» не возможно без использования уникального средства развития человека – изобразительного творчества. Изобразительное творчество для дошкольника – это процесс такой деятельности, от которого он должен получать радость и наслаждение, процесс, где можно проявлять фантазию и воображение, реализовать всевозможные задумки. Одновременно с этим, ребенок должен научиться ставить перед собой задачи, которые необходимо решить самостоятельно. Когда достигается ожидаемый результат, конечно же, появляется чувство гордости за свою работу, уверенность в своих силах, появляются новые идеи и желание творить. И главная задача педагогов сделать так, чтобы это желание не угасло со временем, интерес к изобразительному процессу от занятия к занятию только возрастал, а вместе с ним, приобретались необходимые знания и умения. Лепка – один из видов изобразительного творчества, который вызывает неподдельный интерес у детей любого возраста. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и познавательных интересов. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребенка, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребенку их отыскать. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук. Узнавание и исследование свойств различных материалов, пригодных для лепки развивает познавательный интерес, любознательность, умение сочетать – творческое мышление. Наиболее более доступным и привлекательным материалом для лепки дошкольников является пластилин. Пластилин – искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования. Большой выбор цветов дает возможность создавать многоцветные поделки и композиции. Лепить из пластилина пробовал каждый, а вот что им можно рисовать знают не все. Пластилинография – нетрадиционная техника работы с пластилином. Особенность этой техники заключается в нанесении и размазывании пластилина на твердой поверхности. Барельефные изображения получаются более или менее выпуклые по объему (зависит от степени размазывания). Для занятий необходимы: пластилин, доска для раскатывания, стеки, салфетки, предметные раскраски, маркеры, прозрачный пластик, картон как основа для поделок.

Виды пластилинографии для дошкольников:

1. Прямая пластилинография – контурный рисунок, заполняется мягким пластилином и равномерно размазывается по поверхности, не выходя за контур. При смешивании цветов можно получить уникальный рисунок на поверхности.

2. Обратная пластилинография – изображение лепной картины с обратной стороны прозрачной поверхности (на стекле, оргстекле, пластике). Предварительно рисунок перенести на поверхность при помощи маркера, а затем заполнить элементы рисунка пластилином.

3. Мозаичная пластилинография – изображение лепной картины с помощью шариков из пластилина. Необходимо лишь красиво сочетать и аккуратно заполнить пространство, не выходя за контур.

4. Модульная пластилинография – заполнение изображения картины с использованием различных пластилиновых элементов - валиков, шариков, дисков. Данная техника более сложная, т.к. необходимо владеть всеми приемами лепки.

5. Контурная пластилинография – изображение предмета при помощи разноцветных жгутиков, которые изготавливаются заранее. Для этого необходимо поместить пластилин в шприц, предварительно вытянув из него поршень. Затем шприц поместить в горячую воду, через 1–2 мин. можно размягченный пластилин выдавливать из шприца. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» (В.А. Сухомлинский).

Влияние арт –терапии пластилинографии на детей больных аутизмом.

Эмоциональная сфера является одной из основных дефицитарных сфер у детей с аутизмом. Отечественными и зарубежными исследователями подчеркивается ведущая роль эмоциональной недостаточности в структуре психического дефекта у аутичных детей( Башина В.М., Каган В.Е. , Десперт Л., Хобсон Р.П. и др.). Это и повышенная сензитивность у детей, и трудности понимания эмоций у окружающих людей, и существенные трудности в оценке эмоционального выражения лиц.

В книге О.С. Никольской, Е.Р. Баенской и М.М. Либлинга «Аутичный ребенок. Пути помощи» отмечается, что у детей с РАС страдает развитие механизмов, определяющих активное взаимодействие с миром, и одновременно форсируется патологическое развитие механизмов защиты [4, с.28]. Авторы подчеркивают, что у ребенка с РАС вместо положительной избирательности жизненных привычек, формируется и фиксируется отрицательная избирательность, т.е. в центре его внимания оказывается не то, что он любит, а то, чего не любит, боится, не принимает. Вместо развития эмоциональных контактов с окружающими сверстниками, у него выстраивается система защиты от активного вмешательства в его жизнь. Он устанавливает максимальную дистанцию в контактах с ними, стремится удержать отношения в рамках стереотипов [ с.29] .

Арт-терапевтические техники в данном случае помогают снизить эмоциональное напряжение, создать атмосферу доверия и базис для сотрудничества, налаживания социальных контактов.

Для коррекции эмоциональных нарушений у детей с РАС используем в работе технику «пластилинография». Пластилин является мягкой структурой, которую можно видоизменять, мять, растягивать, т.е. воздействовать на нее, что является хорошим методом в работе с эмоциональной сферой. Для работы нужен восковый пластилин. Его не нужно заранее согревать , что дает возможность работать быстро. Поскольку дети с аутизмом легко пресыщаются даже приятными контактами.

Задачи данной работы таковы:

-налаживание контакта;

-достижение эмоционального комфорта;

- формирование положительных эмоций.

Главным диагностическим инструментом в работе с детьми с РАС является непосредственное наблюдение за ребенком в процессе психо-коррекционного воздействия.

На первых занятиях предлагали детям работу по образцу. В первую очередь образец нужен для того, чтобы привлечь внимание к предстоящей работе, заинтересовать, поскольку дети с аутизмом предпочитают зрительные стимулы слуховым. Кроме того следует уточнить, что образец нужен не для точного копирования, а как общее направление работы, имеющее несколько вариантов ее выполнения. В дальнейшем планируем постепенный отход от образца и работу в произвольной технике.

Очень важно перед началом работы проговорить все этапы: «Сейчас мы будем делать цветочки. Начнем с синего цветка, потом вылепим красный и белый. А потом стебелек и листики». В дальнейшем эмоционально- насыщенным комментарием сопровождали все действия ребенка.

При раскатывании на дощечке палочек или шариков, дети, не умея регулировать силу нажима, пластилин расплющивают, размазывают. Поэтому мы раскатывали пластилин на ладошке ребенка, на подушечках пальцев, между пальчиками. Если ребенок отказывался и не давал свою ладошку, раскатывали пластилин на своей ладони, привлекая внимание ребенка. Сначала работу выполняли «рука в руке», постепенно ребенок уже сам понимал, где приложить «палочку» или размазать шарик.

Несколько раз прикасаясь к разным сторонам образца жестом, наблюдаем за реакцией ребенка. Обычно в начале занятия у детей начинают усиливаться стереотипии, в речи появляются эхолалии. Это дает им возможность заглушить ощущения дискомфорта, к которому дети с аутизмом склонны из-за своей особой ранимости в сенсорной и социальной среде В течение всего занятия отслеживаем эмоциональное состояние ребенка, насколько ему комфортно то, что он делает. Наблюдения показывают, что при выполнении определенных действий с пластилином, дети успокаиваются и расслабляются. Работают чаще всего молча, на лице - улыбка. Дыхание становится глубоким и спокойным. Снижается потребность в стереотипной аутостимуляции.

Заканчивается занятие обязательной похвалой: «Какой ты молодец! У тебя очень здорово получилось!»

Таким образом , с помощью пластилинографии можно достичь эмоционального комфорта у детей с аутизмом, сформировать положительные эмоции, что делает коррекционную работу эффективной.

Эмоциональная сфера является одной из основных дефицитарных сфер у детей с аутизмом. Отечественными и зарубежными исследователями подчеркивается ведущая роль эмоциональной недостаточности в структуре психического дефекта у аутичных детей( Башина В.М., Каган В.Е. , Десперт Л., Хобсон Р.П. и др.). Это и повышенная сензитивность у детей, и трудности понимания эмоций у окружающих людей, и существенные трудности в оценке эмоционального выражения лиц.

В книге О.С. Никольской, Е.Р. Баенской и М.М. Либлинга «Аутичный ребенок. Пути помощи» отмечается, что у детей с РАС страдает развитие механизмов, определяющих активное взаимодействие с миром, и одновременно форсируется патологическое развитие механизмов защиты [4, с.28]. Авторы подчеркивают, что у ребенка с РАС вместо положительной избирательности жизненных привычек, формируется и фиксируется отрицательная избирательность, т.е. в центре его внимания оказывается не то, что он любит, а то, чего не любит, боится, не принимает. Вместо развития эмоциональных контактов с окружающими сверстниками, у него выстраивается система защиты от активного вмешательства в его жизнь. Он устанавливает максимальную дистанцию в контактах с ними, стремится удержать отношения в рамках стереотипов [ с.29] .

Арт-терапевтические техники в данном случае помогают снизить эмоциональное напряжение, создать атмосферу доверия и базис для сотрудничества, налаживания социальных контактов.

Для коррекции эмоциональных нарушений у детей с РАС используем в работе технику «пластилинография». Пластилин является мягкой структурой, которую можно видоизменять, мять, растягивать, т.е. воздействовать на нее, что является хорошим методом в работе с эмоциональной сферой. Для работы нужен восковый пластилин. Его не нужно заранее согревать , что дает возможность работать быстро. Поскольку дети с аутизмом легко пресыщаются даже приятными контактами.

Задачи данной работы таковы:

-налаживание контакта;

-достижение эмоционального комфорта;

- формирование положительных эмоций.

Главным диагностическим инструментом в работе с детьми с РАС является непосредственное наблюдение за ребенком в процессе психо-коррекционного воздействия.

На первых занятиях предлагали детям работу по образцу. В первую очередь образец нужен для того, чтобы привлечь внимание к предстоящей работе, заинтересовать, поскольку дети с аутизмом предпочитают зрительные стимулы слуховым. Кроме того следует уточнить, что образец нужен не для точного копирования, а как общее направление работы, имеющее несколько вариантов ее выполнения. В дальнейшем планируем постепенный отход от образца и работу в произвольной технике.

Очень важно перед началом работы проговорить все этапы: «Сейчас мы будем делать цветочки. Начнем с синего цветка, потом вылепим красный и белый. А потом стебелек и листики». В дальнейшем эмоционально- насыщенным комментарием сопровождали все действия ребенка.

При раскатывании на дощечке палочек или шариков, дети, не умея регулировать силу нажима, пластилин расплющивают, размазывают. Поэтому мы раскатывали пластилин на ладошке ребенка, на подушечках пальцев, между пальчиками. Если ребенок отказывался и не давал свою ладошку, раскатывали пластилин на своей ладони, привлекая внимание ребенка. Сначала работу выполняли «рука в руке», постепенно ребенок уже сам понимал, где приложить «палочку» или размазать шарик.

Несколько раз прикасаясь к разным сторонам образца жестом, наблюдаем за реакцией ребенка. Обычно в начале занятия у детей начинают усиливаться стереотипии, в речи появляются эхолалии. Это дает им возможность заглушить ощущения дискомфорта, к которому дети с аутизмом склонны из-за своей особой ранимости в сенсорной и социальной среде В течение всего занятия отслеживаем эмоциональное состояние ребенка, насколько ему комфортно то, что он делает. Наблюдения показывают, что при выполнении определенных действий с пластилином, дети успокаиваются и расслабляются. Работают чаще всего молча, на лице - улыбка. Дыхание становится глубоким и спокойным. Снижается потребность в стереотипной аутостимуляции.

Заканчивается занятие обязательной похвалой: «Какой ты молодец! У тебя очень здорово получилось!»

Таким образом , с помощью пластилинографии можно достичь эмоционального комфорта у детей с аутизмом, сформировать положительные эмоции, что делает коррекционную работу эффективной.

История темы педагогического опыта в педагогике.

Чистая, правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои желания, мысли, требования. К сожалению, в наши дни, у детей становится все больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Общее недоразвитие речи (ОНР) относится к такой форме патологии речи у детей, с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия.

Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических процессов: наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения; при относительно сохранной смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Общее недоразвитие речи сказывается и в отставании в развитии двигательной сферы: отмечается плохая координация, снижение скорости и ловкости общих движений, а также недостаточная координация пальцев, кистей рук, недоразвитие мелкой моторики. Своевременная коррекция нарушений моторной сферы может предупредить трудности освоения письма. Особое внимание необходимо уделять развитию общей и мелкой моторики. Рядом исследователей доказано (М.М. Кольцова, А.В. Антакова - Фомина), а практикой подтверждено, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении речи всех детей, в том числе с ОНР (Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева).

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развитости тонких движений пальцев рук. Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию. Взаимосвязь мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых (И.П. Павлов, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев).

Известный исследователь детской речи (М.М. Кольцова) пишет о том, что развитие функций руки и речи у людей идет параллельно. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Таким образом, подчеркивает М.М. Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование изобразительных навыков. Рекомендуется стимулировать (Е.М. Мастюкова, М.И.Ипполитова, Л.А. Данилова) речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности (Т.Н. Доронова, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, А.И.Савенков, Е.А.Флёрина, Н.Б.Халезова, Б.П.Юсов, С.Г.Якобсон, Н.П.Сакулина).

Поэтому с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, целесообразно проводить работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик. Одной из таких методик является «пластилинография».

Пластилинография- эффективное средство компенсации и коррекции зрительной недостаточности и формированности двигательных навыков. Поэтому рисование пластилином благотворно сказывается и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка. В процессе занятий с пластилином ребёнок начинает проявлять творческие способности, значение которых для формирования здоровой и гармонично развитой личности трудно переоценить.

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным. Пластилинографию иначе называют «Живопись с помощью пальцев», такой вид живописи очень благотворно влияет на развитие костно-мышечного аппарата ребенка, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания и на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет его. Для решения проблемы развития мелкой моторики рук, начиная со старшей группы, я использую метод пластилинографии, включая в процесс пальчиковую гимнастику. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: « графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Занимаясь «пластилинографией», у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности.

История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

Работая воспитателем в МАДОУДСКВ №15 «Солнышко» 8 лет, я пришла к выводу, что в образовательных учреждениях можно и нужно уделять большое внимание нетрадиционной изодеятельности - «Пластилинографии».

Опыт «Пластилинография, как способ развития речи детей», обобщён на педагогическом совете в ДОУ.

Разработала методические рекомендации для педагогов. (см приложение №1)

Провела мастер – класс для педагогов «Чудо руки – не для скуки». (см. приложение №2)

Пополнила наглядно-информационный материал для родителей консультации:

ü «Как развивать мелкую моторику через пластилинографию»; (см.приложение №3)

ü «Пластилинография с элементами дизайна»; (см. приложение №4)

ü «Что дает ребёнку лепка?», (см. приложение №5)

Провела родительское собрание на тему «Развитие мелкой моторики у детей». (см. приложение №6)

При планировании перспективного плана, я старалась учитывать лексические темы. Перспективный план был составлен на 2 года обучения детей в логопедической группе, (см. приложение №7).

Разработала серию занятий по обучению старших дошкольников лепке с использованием нетрадиционных способов лепки, (см. приложение №8)

Основные понятия, термины в описании педагогического опыта

Лепка - процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластичным материалом — глиной, пластилином, воском.

Пластилинография - создание лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Обратная пластилинография - разновидность аппликации из пластилина, выполняется на гладкой и прозрачной поверхности стекла или пластмассы.

Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

Скатывание - кусочек кругообразными движениями ладоней скатывается в шарик.

Слегка потянув щепоткой часть пластилина - оттягиванием - можно из оттянутого материала сформировать часть изображения.

Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, которое выполняется кончиками пальцев.

Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки.

Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков и т. п.

Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

Пластилин - мягкий, пластичный материал, способный принимать заданную форму.

Восковой пластилин - восковой пластилин можно назвать разновидностью традиционного пластилина с усовершенствованной формулой. Основа из природного воска обеспечивает материалу повышенную пластичностью, поэтому идеально подходит для начинающих мастеров.

Шариковый пластилин - необычный пластилин состоит из мелких шариков, соединенных специальным клеевым раствором. Особая структура материала отлично скрывает неровности детских поделок.

Пластилин с дополнительными свойствами - представлен необычный пластилин: флуоресцентный, перламутровый, прыгающий, светящийся в темноте и т. д.

Моторика - совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий.

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

Сенсомоторика — область изучения взаимодействия сенсорных и моторных (двигательных) компонентов психической деятельности. На основании сенсомоторной информации, поступающей от анализаторов, осуществляется запуск, регуляция, контроль и коррекция движений.
Пальчиковые игры - занятий на развитие мелкой моторики у детей. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров.

ОНР - Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. Характерным является системное нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи.

Пластилинография для малышей

Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, т. е. действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин.

Пластилинография – это нетрадиционная техника рисования, основным материалом которой является пластилин. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата, вносит определенную новизну в деятельности детей, делает ее более увлекательной и интересной. Занятие пластилинографией комплексно воздействует на развитие ребёнка: повышается сенсорная чувствительность, т. е. развивается тонкое восприятие формы, фактуры, цвета, развивается мелкая моторика, воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, синхронизируется работа обеих рук, формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Работа по обучению младших дошкольников данной технике ведется поэтапно.

На первом этапе дети знакомятся со свойствами пластилина (мягкий, твердый, пластичный, может принимать разную форму), осваивают правильную постановку пальцев, прием отщипывания маленького кусочка пластилина от целого куска, учатся скатывать шарик между двумя пальцами, затем надавливать шарик пластилина по краям контура. Также дети осваивают основные правила: при работе с пластилином руки должны быть тёплыми, пальчики во время работы находятся в постоянном движении, в результате усиливается кровообращение, развивается и увеличивается особая тонкая чувствительность пальцев.

Начинается рисование пластилином с простых картинок. Эта техника необычная, привлекает внимание и интерес не только детей, но и взрослых. В одной работе дети могут использовать множество приемов: круговое раскатывание, прямое и сдавливание, выкладывание кружочков один на другой в определенном порядке и цвете.

На втором этапе дети учатся размазывать пластилин от центра к краям контура, не выходить за контуры рисунка. Этот процесс особенно привлекает детей, так как они очень любят экспериментировать. Пластилин – материал волшебный и любую ошибку можно исправить. Неудачное изображение просто счищается стекой, потом снова добавляется фон. Именно работа пальчиками по притиранию пластилина, скатыванию колбасок и шариков является очень полезной и приносит неоценимые результаты для развития кисти ребенка.

Во многом результат работы детей зависит от их заинтересованности, поэтому в работе важно активизировать внимание дошкольника, побудить их к деятельности при помощи дополнительных стимулов, таких как, игра, сюрпризный момент, музыкальное сопровождение. Системность и поэтапность занятий по пластилинографии способствует формированию и развитию творческих способностей детей.

Важно: работа с пластилином – достаточно трудное занятие для неокрепших детских пальчиков. Поэтому, во-первых, пластилин для пластилинографии должен соответствовать необходимым требованиям (твердую массу разогреть в теплой воде); во-вторых, во время создания лепной картинки необходимо менять виды деятельности, делая паузы, чтобы предотвратить переутомление малыша.

Метод пластилинографии

Чтобы родителям было несложно организовать обучение ребятишек в домашних условиях, специалистами разработана методика пластилинографии для детей, которая предполагает следующую пошаговую работу:

Дети занимаются пластилинографией

Сначала учим младших дошколят разминать пластилин, пока он не станет податливым.

Малышам предлагаем готовую основу или просим незначительно помочь при ее подготовке, например, вместе со взрослым создать контур.

Готовить основу картин учим старших ребят, у которых уже есть навык работы с лепным материалом. Поправляем движения руки при размазывании пластилина от центра к краям.

Маленьким деткам предлагаем не более двух приемов при изготовлении простых изображений. Старшие выполняют сложные в декоративном плане картины, используя целый комплекс приемов.

Чтобы получить новый цветовой оттенок для рисунка, даже маленьких детей учим соединять разные цвета пластилина, например: желтый и красный для оранжевого, синий и желтый для изумрудного, синий и белый для голубого.

Старшим дошколятам показываем, что мазки могут быть похожи на шелк, стекло или керамику, быть шероховатыми или рельефными.

Для придания деталям шероховатости используем различные способы при помощи стеки: наносим рельефные точки, штрихи, полоски, фигурные линии. Чтобы изобразить тонкие пластилиновые нити, незаменимы будут пластмассовые шприцы без игл.

Учим детей, что в рисовании лучше всего использовать яркий, мягкий материал, чтобы придать изображению интересную форму.

Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает ручную умелость и мелкую моторику рук, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности.

При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

Новизна программ состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.

«Пластилинография» помогает подготовить руку ребенка к письму. Чем чаще ребенок моделирует из различных материалов (пластилин, тесто, глина), тем активнее у него развиваются общие и изобразительные задатки.

При разработке данных программ отбирались наиболее интересные доступные темы, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться.

Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т.д.

Образовательная деятельность целиком проходит в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, мышление, память, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.

Один из самых главных индикаторов интеллектуальной готовности к школе считается уровень развития мелкой моторики у ребенка. Поэтому развивать мелкую моторику рук необходимо начинать с раннего возраста.

Функция человеческой руки неповторима и универсальна. Сухомлинский В.А. в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»

Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

В настоящее время у многих дошкольников иметься общее моторное отставание, но в большей степени всех это выявляется у детей, которые живущих в городах. Это связано с тем, что еще недавно наши мамы и папы вместе с детьми работали больше руками: перебирали крупу, стирали белье, вязали и вышивали, а сейчас всю эту работу выполняют машины. Может где-то это и хорошо так, как у нас освободилось время для других важных дел, но это повлияло на общую недоразвитость моторики рук и неготовность наших детей к письму.

Однако, развивая мелкую моторику рук, мы влияем на общее психическое развитие ребенка. Систематические упражнения по тренировки движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Для того чтобы добиться успешного и гармоничного развития интеллектуальных способностей, развития речевой деятельности, а также сохранения благоприятного психического и физического развития ребенка необходима система целенаправленной работы по развитию мелкой моторики, в частности через пластилинографию.

ПРОГРАММЫ НАПРАВЛЕНЫ на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно - эстетического развития детей. Стимулируют формы самовыражения личности. Обеспечивают эмоциональное развитие ребенка.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до логического завершения. Разработаны примерные конспекты совместной образовательной деятельности дополнены и переработаны с учетом требований ФГОС ДО.

Одним из несомненных достоинств образовательной деятельности по пластилинографии с детьми младшего и старшего дошкольного возраста является интеграция предметных образовательных областей. Пластилинография позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: Нетрадиционные техники рисования для детей

Автор материала: Шпунова Валентина Алексеевна, воспитатель, первая категория...

Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования для детей"

Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. Оно позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к ним,...

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности детей дошкольного возраста »

Художественное творчество является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста.  Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших уд...

Консультация для родителей "Нетрадиционное рисование в развитии детей старшего дошкольного возраста".

Консультация для родителей "Нетрадиционное рисование в развитии детей старшего  дошкольного возраста"....

Консультация для родителей: «Нетрадиционная техника рисования для детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»

В данной консультации представлены несколько видов нетрадиционной техники рисования для детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях. Как с помощью обычных материалов в быту и оригинальной ...

Консультация для родителей «Нетрадиционные методы сохранения здоровья детей раннего возраста»

Данный материал будет полезен родителям детей раннего возраста, воспитателям, инструкторам по физической культуре...

Консультация для родителей «Нетрадиционные способы рисования для детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей "Нетрадиционные способы для детей младшего дошкольного возраста"...