Краткосрочный проект по познавательному развитию "Этот загадочный космос"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Данный проект направлен на обогащение познавательно-эстетической компетентности старших дошкольников, поможет систематизировать полученные знания и применять их в различных видах деятельности, сформировать конструктивные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etot_zagadochnyy_kosmos.docx66.14 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект

«Этот загадочный космос»

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Тип проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Сроки реализации: 2 недели ()

Актуальность: несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Тем не менее, современные дошкольники задают много вопросов о космосе, космическом пространстве, космонавтах, так как всё неведомое, непонятное, недоступное будоражит детскую фантазию. Космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.

Данный проект направлен на обогащение познавательно-эстетической компетентности старших дошкольников, поможет систематизировать полученные знания и применять их в различных видах деятельности, сформировать конструктивные навыки.

Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, солнечной системе и освоение космоса людьми.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей развития космонавтики, с символикой некоторых созвездий, строением солнечной системы;
  • Расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях);
  • Прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса;
  • Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности;
  • Привлечь родителей к совместной деятельности;
  • Воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине;
  • Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать.

Проблема:

- поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России – День космонавтики.

- недостаточное внимание родителей к российскому празднику – День космонавтики.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие.

  • Беседы: «Что такое космос», «Что я могу увидеть в космосе?», «Первый космонавт».
  • Чтение художественной литературы: Я.К.Голованов «Дорога на космодром», В.Кащенко «Созвездие драконов», П.О.Клушанцев «О чём рассказал телескоп», О.А.Скоролупова «Покорение космоса», Н.Носов «Незнайка на луне»,
  • Стихотворения о космосе
  • Загадки о космосе.

Художественно-эстетическое развитие.

  • Лепка «Летающая тарелка»
  • Аппликация «Космическая ракета»

Познавательное развитие.

  • НОД по ознакомлению с окружающим миром «Космос, звезды, вселенная».
  • НОД по ФЭМП на тему «Космическое путешествие».

Физическое развитие.

  • Физкультминутки.
  • Пальчиковые гимнастики.

Социально-коммуникативное развитие.

  • Дидактические игры «Восстанови порядок в солнечной системе», «Найди лишнее», «Подбери созвездие», «Найди недостающую ракету», «Добавь словечко», «Куда летят ракеты».
  • Подвижные игры «Ждут нас быстрые ракеты», «Невесомость», «Космическая Эстафета», «Ракетодром», «Космонавты».
  • Сюжетно-ролевые игры «Космонавты тренируются», «Больница для космонавтов», «Космодром»

Индивидуальная и групповая работа.

  • Развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе).
  • собирание пазлов (тема «Космические пазлы»).
  • Выкладывание картинок из счетных палочек.
  • Индивидуальная работа по развитию речи игра «Скажи наоборот».

План реализации проекта

I этап. Подготовительный ( – )

Данный этап включал в себя:

  • определение цели и задач проектной деятельности;
  • постановка проблемы, формулирование целей и задач проекта;
  • анализ предметной среды группы;
  • подбор и изучение литературы по теме проекта.

II этап. Основной ( – )

Данный этап включал в себя:

  • создание мини-музея в группе «Загадочный космос» (совместно с родителями)
  • деятельность в соответствии с планом проекта.

III этап. Заключительный ( - )

  • Выставка поделок «Космические дали»
  • Выступление воспитателя с презентацией на семинаре.

Планируемый результат:

1. Сформированы представления о космосе, летательных аппаратах, космонавтах.

2. Реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности

3. Воспитаны патриотические чувства и качества.

4. Вовлечены родители к участию в проектной деятельности.

Вывод: можно сделать вывод, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.

План реализации проекта

Сроки

Мероприятия

Четверг ()

- Беседа «Что такое космос»

- Рассматривание иллюстраций о космосе

- Чтение энциклопедии «Удивительный мир космоса»

- Пальчиковая игра «Луноход»

Пятница ()

- Беседа-рассуждение «Что я могу увидеть в космосе?»

- Отгадывание загадок о космосе, планетах

- Чтение Н.Носов «Незнайка на луне»

- Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты»

Понедельник ()

- Лепка «Летающая тарелка»

- Сюжетно-ролевая игра «Больница для космонавтов»

- Пальчиковые игры, физкультминутки

Вторник ()

- НОД по ФЭМП на тему «Космическое путешествие»

- Чтение Скоролупова О.А. «Покорение космоса»

- Дидактические игры «Восстанови порядок в солнечной системе», «Найди лишнее»

- Сюжетно-ролевые игры «Космонавты тренируются»

Среда ()

- Аппликация «Космическая ракета»

- Чтение Клушанцев П.О. «О чём рассказал телескоп»

- Подвижная игра «Невесомость»

- Выкладывание картинок из счетных палочек

Четверг ()

- НОД по ознакомлению с окружающим миром «Космос, звезды, вселенная»

- Чтение энциклопедии «Удивительный мир космоса»

- Стихотворения о космосе

- Сюжетно-ролевая игра «Космодром»

Пятница ()

- Беседа «Первый космонавт»

- Дидактические игры «Подбери созвездие», «Найди недостающую ракету», «Добавь словечко», «Куда летят ракеты».

- Чтение энциклопедии «Удивительный мир космоса»

- Раскраски

Понедельник ()

- Беседа «Профессия космонавт»

- Подвижные игры «Космонавты», «Космическая Эстафета»

- Сюжетно-ролевая игра «Больница для космонавтов»

Вторник ()

Выставка поделок «Космические дали»

Выступление воспитателя с презентацией на семинаре.

Используемая литература

  1. Волчкова, Степанова: Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. - Издательство: ИП Лакоценина, 2010 г
  2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
  3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия, 2000.
  4. Журова Л. Е. «Обучение грамоте в детском саду» Изд-во «Педагогика», М., 1978 г.
  5. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. - М.: ВЛАДОС, 2006.
  6. Корнеичева Е.Е., Грачева Н.И. Планирование внеучебной деятельности детей в режиме дня подготовительной к школе группы. – Учебно-методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2011.
  7. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. - М.: Академия, 2002.

ПРИЛОЖЕНИЯ 1

Познавательная беседа «Что такое космос»

Цель: расширение знаний у детей понятия «космос»

Задачи:

- выяснить, что есть в космосе; ввести понятия «звезды», «планеты»;

- воспитывать убеждение в ценности коллективного труда для достижения общей цели.

Оборудование и материалы: картинки на космическую тему

Содержание беседы:

Что мы можем увидеть ночью и днем на небе? (Солнце, звезды, луну.) Все это находится в космическом пространстве. Слово «космос» означает «все на свете», «Вселенная» — это все, что существует. Земля — часть Вселенной, так же как Солнце, Луна и все другие планеты. Звезды, облака газа и пыли — это тоже Вселенная. Ученые используют телескопы и космические автоматические станции для изучения космоса.

На ночном небе мы видим звезды. Они очень разные и по размеру и температуре. Звезды — огненные шары, одни более горячие, другие — менее, поэтому и цвет у звезд разный. Самые горячие — белые, чуть менее горячие — голубые, потом желтые и красные. А какая звезда к нам ближе всего? Солнце — это звезда. Она считается самой близкой к нам звездой во Вселенной. Солнце — шар, состоящий из раскаленных ярко светящихся газов. Оно дает нашей планете свет и тепло, без него не было бы жизни на Земле. Вокруг Солнца кружатся планеты. У каждой планеты свой путь, называемый орбитой. Запомнить названия и очередность планет вам поможет «Астрономическая считалка»

Пальчиковая игра

На Луне жил звездочет,

Он планетам вел подсчет.

Меркурий — раз,

Венера — два-с,

Три — Земля,

четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

восьмой — Нептун,

Девять — дальше всех — Плутон.

Кто не видит — выйди вон.

Ученые предполагают, что за Плутоном есть десятая планета. Но она еще не найдена. В Солнечной системе есть еще астероиды и кометы. Астероид — небольшое планета подобное небесное тело, движущееся по орбите вокруг Солнца. Комета — небольшое небесное тело, имеющее туманный вид. Оно состоит из каменных пород, льда и пыли. Когда комета приближается к Солнцу, у нее образуется светящийся хвост. Метеоры - явление, возникающее при сгорании в атмосфере Земли мелких космических частиц, например, осколков комет или астероидов. Метеоры еще называют падающими звездами.

Беседа-рассуждение «Что я могу увидеть в космосе?»

Задачи:

• Закрепить у детей представление о звёздах, планетах солнечной системы.

• Развивать у детей воображение, умение обосновывать своё желание, высказывать свои предположения и догадки, доказывать или опровергать выдвинутую гипотезу.

• Воспитывать уважение к мнению других детей, умение слушать.

Ход беседы:

Воспитатель показывает детям плакат с изображением солнечной системы. Как вы думаете, что это? (солнечная галактика, космос, вселенная) Почему вы так решили? (тут есть звёзды, планеты, кометы) Это макет Солнечной системы, та часть Вселенной, где находится наша планета Земля. А что такое космос? (это вселенная) Весь необъятный мир, который находится за пределами Земли, называется космосом или Вселенной. Как вы думаете, у космоса есть начало и конец? (ответы детей) Космосу, или Вселенной, нет конца и предела. Вселенная заполнена бесчисленным количеством звёзд. Комет, планет и других небесных тел. В космосе носятся тучи космической пыли и газа. Но чего в космосе нет? (воздуха) Как вы думаете, планеты, звезды, неподвижны? (ответы детей) Во Вселенной нет ни одного небесного тела, которое бы стояло на месте. Все они движутся с огромной скоростью по своему пути. Слово «космос» обозначает «порядок», «строй». А вы хотели бы полететь в космос? (да) Что именно вы хотели бы увидеть в космосе, где побывать и почему именно там? (ответы детей) Какая из планет вас привлекает и почему? (ответы детей) В космосе тихо, одиноко, холодно. А как вы думаете, есть ли ещё в космосе планеты, на которых живут люди? (ответы детей) Я предлагаю вам совершить небольшое путешествие по космическим просторам.

Физминутка «Путешествие на Луну»

Если очень постараться, (ноги на ширине плеч, наклоны вправо)

Если очень захотеть, (влево)

Можно на небо подняться (ноги слегка расставлены, руки на поясе)

И до солнца долететь (подняться на носках верх-вниз)

И всерьёз, не понарошку (и. п. тоже, повороты влево-вправо)

Познакомиться с Луной,

Погулять на ней немножко (ходьба на месте)

И вернуться вновь домой.

Итак, занимайте места в нашей космической ракете у иллюминаторов. Взлетаем. Держим курс на Луну. (воспитатель включает слайд-программу «Луна») Что такое Луна? Луна – не звезда и не планета. Она спутник Земли, большой каменный шар, который в несколько раз меньше Земли.

Луна – самое близкое к Земле небесное тело. На её поверхности можно увидеть светлые пятно – это лунные моря, на самом деле в них нет ни капли воды. На Луне нет воздуха. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем космической пыли. Луна светит потому, что её освещает Солнце. Луна движется вокруг Земли и обходит её кругом один раз за месяц. Как вы думаете на Луне можно жить? Почему? (ответы детей) Облетаем Луну и видим летящую комету. Что такое комета? Кометы – небесные путешественницы. Это огромные глыбы из камня и льда. Иногда их за это называют «Грязными снежками». Они «живут» очень далеко от Солнца, дальше самых дальних планет. Многие только раз появляются вблизи Солнца и навсегда исчезают в глубинах космоса. Когда комета приближается к Солнцу, её можно увидеть на небе даже без бинокля и телескопа, потому что у неё появляется светящийся хвост. Солнце нагревает комету, замёрзшие газы и лёд начинают испаряться и тянутся за кометой как хвост. Но вот полёт подошёл к концу, заканчивается топливо, и мы возвращаемся назад. Какое интересное путешествие у нас получилось.

Беседа на тему «Первый космонавт на Земле»

Цель: познакомить детей с первым человеком, полетевшим в космос;

Задачи:

- воспитывать интерес к профессии космонавта;

- подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек;

- воспитывать в детях гордость за свою страну, любовь к своей Родине.

Оборудование и материалы: Портреты Ю. Гагарина, В. Терешковой.

Ход беседы:

12 апреля наша страна отмечает День Космонавтики. Этот праздник, прежде всего для космонавтов. Космонавты — люди, которые летают в космическое пространство на ракетах. А кто знает, кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Ответы детей.)

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года. Детство Юрия прошло в деревне Клушино. Юрий Гагарин закончил с отличием училище летчиков. 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восток». Когда Юрий Гагарин полетел впервые в космос, вся страна следила за его полетом, все люди волновались. И когда он приземлился, то все радовались. Люди выходили на улицы городов и устраивали праздник. Все гордились, что именно российский гражданин первым в мире полетел в космос. За этот подвиг Ю. А. Гагарину присвоено звание Героя Советского Союза. День полета 12 апреля был объявлен праздником – Днём космонавтики. После полете Ю. А. Гагарина в космосе побывало очень много космонавтов, среди них были и женщины.

Первая в мире женщина – космонавт – Валентина Терешкова. Многие космонавты летали в космос не один раз. Сейчас совершаются совместные полеты космонавтов разных стран. Работа космонавтов, очень опасна. Труд их по достоинству оценила наша страна: все космонавты удостоены высоких наград.

Хотите ребята, я вам расскажу об испытаниях, которые космонавты должны пройти на Земле. Представьте, если бы вас посадили в большой шар, и огромный великан стал бы перебрасывать его из одной руки в другую. Чтобы вы почувствовали при этом? А вот еще одно испытание – представьте, что вас посадили в кресло, пристегнули ремнями, и машина со страшной силой закружила бы это кресло: вверх, вниз, туда-сюда. А еще ребята, когда ракета взлетает, она очень дрожит. Чтобы привыкнуть к этому, космонавта сажают в вибромашину, и начинается такая тряска, что зуб на зуб не попадает. Испытания серьезные.

А почему же все космонавты справляются с ними, как вы думаете? (тренированные, занимаются спортом).

Космонавт должен быть бесстрашным, почему? (люди не знают, с чем они могут столкнуться в космосе, исправна ли ракета).

Чем занимаются космонавты в космосе? (проводят научные эксперименты, изучают поверхность Земли, уточняют прогноз погоды, обеспечивают радиотелевизионную связь).

Беседа «Профессия – космонавт»

Цель: расширить представления детей о космосе и космических полетах, познакомить с профессией космонавт.

Ход беседы:

Дети играют. Вдруг в группу залетает ракета (воспитатель берет макет в руки).

Воспитатель: Ой, ребята что это? Правильно ракета. А как вы думаете, для чего она нужна? Конечно, чтобы летать в космос.

Воспитатель: А вы бы хотели стать космонавтами? Здорово, я так и думала.

Воспитатель: Но в космонавты берут не всех. Ребята, как вы думаете, каких людей берут в космонавты? Правильно самых умных, самых смелых, самых здоровых.

Воспитатель: Вы готовы пройти испытания, чтобы стать космонавтами? Ну, тогда моё вам первое задание.

Игра «В космосе»

Дети становятся в круг и, передавая макет ракеты, друг другу называют слова, относящиеся к космосу и всему, что с ним связано.

Воспитатель: Молодцы, как много космических слов вы знаете. А теперь проверим вашу выносливость.

Игра «Держу равновесие»

Нужно будет простоять на одной ноге, а руки отвести в стороны. Приготовились, начали. Дети выполняют задание.

Воспитатель: Вы, просто молодцы. Вас всех смело можно брать в космонавты.

Воспитатель: Итак, ракета у нас есть, и мы смело можем отправиться в путешествие (ребята поднимают руки вверх и соединяют их в виде конуса). Начинаем с вами обратный отсчет, ведём счёт от 10 до 1.

Воспитатель: Ура, мы взлетели! Ребята, предлагаю вам взглянуть в иллюминаторы. Что мы можем видеть из них в космосе? Правильно планеты. Воспитатель: Ребята, все планеты вращаются вокруг Солнца. Оно располагается в центре нашей солнечной системы.

Воспитатель: Ребята, назовите мне, пожалуйста, планеты нашей солнечной системы. Помните, мы с вами учили стихотворение, давайте хором его вспомним.

По порядку все планеты назовет любой из нас:

Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс!

Пять – Меркурий,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

Восьмой – Нептун.

И девятая планета — под названием Плутон!

Воспитатель: Ребята, а как звали первого в мире космонавта? Правильно, Юрий Алексеевич Гагарин.

Воспитатель: Он совершил свой первый полет 12 апреля 1961 года, это было очень давно. И тогда всё люди нашей страны гордились этим событием.

Воспитатель: О, нашем первом космонавте писали много стихов, вот послушайте одно из них. Юрий Гагарин Автор: Владимир Степанов В космической ракете, С названием «Восток». Он первым на планете, Подняться к звёздам смог.

Воспитатель: Ребята, о чём это стихотворение? Правильно о Ю. Гагарине, о его первом полете. А как называлась эта ракета? Молодцы, вы внимательно слушали «Восток».

Воспитатель: Мы с вами должны гордиться, что живем в стране, гражданин которой совершил первый полет в космос.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам сделать зарядку. Ведь для космонавтов очень важно поддерживать хорошую физическую форму. Начнём? Поехали.

Воспитатель читает стихотворение и выполняет упражнения, ребята повторяют упражнения за воспитателем.

Чтоб ракетой управлять,

Нужно смелым, сильным стать.

Слабых в космос не берут,

Ведь полет — не легкий труд!

Не зевай по сторонам,

Ты сегодня — космонавт!

Продолжаем тренировку,

Чтобы сильным стать и ловким.

Воспитатель: Ребята, в свой первый полет Юрий Гагарин сделал круг вокруг Земли. Давайте пролетим над нашей планетой и посмотрим, что же он видел из своего иллюминатора. Земля вращается вокруг Солнца, так же как и все другие планеты, и одновременно вокруг себя, когда Солнце освещает одну сторону, здесь светло, а с противоположной стороны темно, ночь.

Воспитатель: Мы видим на этих фото нашу планету Земля. Ребята, собой представляет наша планета, что вы можете рассказать о ней, глядя на эти фотографии? Правильно, она круглая. А какие цвета мы здесь видим? Голубой в основном. А что это такое голубое на нашей планете, как вы думаете? Правильно, это вода, моря и океаны.

Воспитатель: Как вы думаете, а что из космоса видится на нашей планете зеленым и коричневым? Правильно, это леса и горы. Молодцы, ребята.

Воспитатель: Ребята, наша с вами планета Земля уникальна, только на ней из всех планет солнечной системы есть жизнь.

Воспитатель: У нашей с вами планеты есть спутник, который называется Луна.

Воспитатель: У Луны есть одна особенность: она каждый день меняет свой вид. То она видна нам как буква «С», то похожа на блин, то снова превращается в букву «С». Это происходит из-за того, что наша планета Земля все время вращается, и из-за ее вращения нам видна то вся Луна (когда Солнце ее освещает, то ее частичка (когда Земля заслоняет Луне свет Солнца).

Воспитатель: Время быстро пролетело, и нам пришла пора возвращаться на Землю. Приготовились (дети поднимают руки над головой, соединяя их, делая как бы конус ракеты) и полетели (дети двигаются за воспитателем в раздевалку, приземление на Землю происходит там).

Воспитатель: Ребята, поздравляю вас с успешным возвращением на Землю.

ПРИЛОЖЕНИЯ 2

Физкультминутки, пальчиковые игры о космосе

Разминка «Подготовка к полету»

Начинается проверка скафандра.

Удобно ли на голове сидит шлем? (Повороты, наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые вращения головы.)

Космонавт может двигаться в космосе с помощью устройства, помещенного в ранце у него на спине.

Проверяем, насколько крепко держится за спиной ранец. (Круговые движения, поднятие и опускание плеч.)

Хорошо ли застегнуты многочисленные молнии и пряжки? (Повороты и наклоны корпуса вправо, влево, вперед, назад, круговые движения туловища, наклоны к стопам ног.)

Плотно ли прилегают перчатки к рукам? (Вращательные движения кистями рук, вытянутыми вперед на уровне груди, переменные и одновременные махи руками, поднимание рук вверх перед собой с поочередным сгибанием и разгибанием кистей, через стороны опускать вниз, также поочередно сгибая и разгибая кисти рук.)

Как работает радио, не барахлит? (Полуприседания, прыжки на двух ногах на месте.)

Сапоги не жмут? (Ходьба по кругу на носках, пятках, внешних и внутренних стопах, с носка, боковой галоп вправо, влево, шаг гуськом.)

В порядке ли «отопительная система» скафандра?

Легко ли в нем дышится? (Вдох — руки вверх, выдох — руки вниз).

Космическая физкультминутка

В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете.

(Потянуться – руки вверх).

А внизу леса, поля –

(Наклониться).

Расстилается земля.

(Руки развести в стороны).

Затем ребенок изображает, как ходят на Луне, т.е. ноги на ширине плеч и медленно прыгает вбок.

Пальчиковая гимнастика

Мы ладони вместе сложим, чтоб ракета получилась.

На ракету дуй сильнее, чтобы в путь она пустилась.

Вот летит ракета влево – ярко звезды там сияют,

Глазки тоже не ленятся – в путь ракету провожают.

Впереди по курсу месяц, отправляемся туда.

За ракетой следом глазки, нам не трудно, ерунда.

Справа видим мы ракету, в ней друзья наши летят.

Мы летим за ними следом. И обратно, в детский сад

Космонавты, выходите, руки, ноги разомните.

Раз – поднялись, потянулись, два – нагнулись, разогнулись.

Над макушкой три хлопка, а потом и два прыжка.

Вдох и выдох, вдох и выдох – подышали глубоко,

Сели тихо и легко.

Пальчиковая гимнастика «Луноход»

Посмотрите, луноход

По Луне легко идет.

Он шагает очень важно,

В нем сидит герой отважный.

Дети ставят на стол подушечки пальцев обеих рук, переносят на руки часть веса, а затем как бы шагают по очереди правой и левой рукой. Повторяют четверостишие несколько раз.

ПРИЛОЖЕНИЯ 3

Загадки про космос

1. Не огонь, а больно жжет

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет. (Солнце)

2. Выше леса, выше гор

Расстилается ковер.

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной, То он серый, то он синий,

То он ярко голубой. (Небо)

3. Ответ, дружок мой, крайне прост

Ищи его ты среди звезд,

Бывает долькою она

Бывает полною она. (Луна)

4. По ночному небу рассыпался горох -

Блестит и мерцает,

Все видят его, а собрать не могут. (Звезды)

5. Над бабушкиной избушкой

Весит хлеба краюшка,

Собаки лают, а достать не могут. (Месяц)

6. Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица

Знают все, и мал и стар,

Что она большущий шар. (Земля)

7. На небе происходит это -

Огромный хвост, сиянье света!

Ответьте, что это? (Комета)

8. Распустила алый хвост

Улетела в стаю звезд,

Наш народ построил эту

Межпланетную… (Ракету)

9. Плывет в просторе, но не в море

Кораблем зовется, вокруг звезд вьется. (Космический корабль)

ПРИЛОЖЕНИЯ 4

Игры на космическую тематику

«Летит»

Если я называю слово, что летает - вы подымаете руки. Что не летает – руки вы не подымаете. Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать.

- Самолет летает? … Летает.

- Стол летает? … Не летает.

- Козел летает? … Не летает.

- Орел летает? … Летает.

- Пулемет летает? … Не летает.

- Вертолет летает? … Летает.

- Ласточка летает? … Летает.

- Ракета летает? … Летает.

- Воробей летает? … Летает.

- Цыпленок летает? … Не летает.и тд.

«Ждут нас быстрые ракеты»

По залу раскладываются обручи-ракеты на один меньше, чем играющих.

Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
- Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы.

Те, кому не досталось места в ракете, выбывают. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один участник – победитель.

Игра повторяется 2 – 3 раза.

«Невесомость»

Дети изображают передвижение в невесомости. По сигналу воспитателя дети замирают в позе «Ласточка». Деи стоят так, пока не услышат команду «Невесомость». Если ребенок встает на вторую ногу до сигнала, выбывает. Игра повторяется 2 – 3 раза.

«Космонавты»

Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».
- Запускаем мы ракету « У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса,
- Завели моторы «Р- р- р»:
движение по кругу друг за другом
- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.
- На заправку полетели:
присели - руки вперёд,

- Заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.

ПРИЛОЖЕНИЯ 5

Дидактические игры

«Восстанови порядок в солнечной системе»

Цель: Закрепить знания детей о расположении планет по порядку в солнечной системе, запоминая названия планет. Раскладываем модели планет на ковре, и ведущий читает стихи о планете которую нужно найти.

Кто её узнаёт, тот её и берёт, выкладывает на орбиту за Солнцем.

Все планеты должны занять своё место в системе.

В заключении, назвать каждую планету.

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,
Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

«Добавь словечко»

Главным правилом у нас
Выполнять любой
(приказ).

Космонавтом хочешь стать?
Должен много-много
(знать).

Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит
(труд).

Только дружных звездолёт
Может взять с собой
(в полёт).

Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на
(орбиту).

Чистый небосвод прекрасен,
Про него есть много басен.
Вам соврать мне не дадут,
Будто звери там живут.
Есть в России хищный зверь,
Глянь – на небе он теперь!
Ясной ночью светится –
Большая
…(Медведица).

А медведица – с ребенком,
Добрым, славным медвежонком.
Рядом с мамой светится
Малая …
(Медведица).

Планета с багровым отливом.
В раскрасе военном, хвастливом.
Словно розовый атлас,
Светится планета …
(Марс).

Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный…
(телескоп).

До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая…
(ракета).

У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски астронавт,
А по-русски…
(космонавт).

ПРИЛОЖЕНИЯ 6

Конспект НОД по математике «Космическое путешествие»

Программное содержание:

- закрепить знания о составе числа 5 из двух меньших чисел;

- закрепить знания о геометрических фигурах, упражнять в определении их на ощупь;

- упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10;

- закрепить понятия: «предыдущее», «последующее», «соседи» названного числа;

- упражнять в умении различать и называть цифры по порядку;

- упражнять в сравнении двух групп предметов;

- развивать внимание, логическое мышление, память, общую и мелкую моторику, самостоятельность.

Материал: трафарет «ракета»; геометрические фигуры: квадраты, прямоугольник, круг, треугольники; карточки с изображением предметов, картина с изображением орбиты, спутников; куб с изображением цифр на гранях; карточки со знаками «+» и «-» звездочки - раздаточный материал; дорожка с изображением геометрических фигур; «летающие тарелки»; сундучок с кодовым замком; картина «Вселенная»; звездочки.

Ход занятия

1. Организационный момент

- Ребята, вы любите путешествовать? Почему вы любите путешествовать? Сейчас я предлагаю отправиться в космическое путешествие. На чем можно полететь в космос?

На мольберте – трафарет «ракета».

- Но ракета не готова к полету. Мы должны собрать ее из геометрических фигур. Воспитатель раздает геометрические фигуры.

- С закрытыми глазами определите, какая геометрическая фигура у вас в руках и назовите ее. Встаньте по порядку в соответствии с цифрой на вашей геометрической фигуре.

- Соберите ракету из геометрических фигур, начиная с цифры 1.

Ракета готова к полету. Осталось дать команду. Посчитайте от 10 в обратном порядке. Пуск!

2. Планета «Цифровая»

- Ребята, посмотрите, мы прилетели на необычную планету. Это планета «Цифровая». Вокруг этой планеты летают спутники. Каждый спутник имеет свой порядковый номер.

Выведите спутники на орбиту в соответствии с их порядковым номером.

- Чтобы перелететь на следующую планету ответьте на вопросы:

Назовите соседей числа 5. Назовите число, последующее за числом 3. Назовите число, предыдущее числу 2. Назовите пятый день недели. Назовите четыре дня подряд, не пользуясь названиями дней недели и числами.

3. Вот планета «Математических знаков»

- Как называются эти знаки? Посчитайте предметы, изображенные на карточке. Выберете нужный знак и поставьте его между предметами. Почему выбрали знак «+»? Почему выбрали знак «-»?

#1060;изкультминутка. Ходьба по «магнитной дорожке.

Чтобы перейти на другую планету, мы должны пройти по «магнитной дорожке»

(Дети имитируют ходьбу по «магнитной дорожке», с трудом отрывая ноги от пола).

5. Планета «Игровая»

Воспитатель показывает цифру на грани куба.

- Прохлопайте в ладоши столько раз, сколько не хватает до 5. Сделайте столько прыжков, сколько не хватает до 4. Сделайте столько приседаний, сколько не хватает до 3.

6. Работа с раздаточным материалом

Вот «Звездная» планета. На ней происходит настоящее волшебство. Разноцветные звездочки загораются каждый раз по-разному. Посчитайте сколько звездочек на вашей карточке. Добавьте столько звездочек, чтобы их стало 5. Как получили число 5?

7. Пальчиковая гимнастика

Пальчики уснули, в кулачок свернулись

1, 2, 3, 4, 5, захотели поиграть

Разбудили дом соседей, там проснулись 6 и 7

8, 9, 10 - Веселятся все.

Но пора обратно всем: 10, 9, 8, 7

6 калачиком свернулся,

5 зевнул и отвернулся,

4, 3, 2, 1

Снова в домиках мы спим.

8. Игра «Летающие тарелки»

- Посмотрите, какие необычные «летающие тарелки». Заштрихуйте такие два кружка, чтобы сумма чисел в них составляла число 5. Из каких чисел состоит число 5?

9. Игра «Фигурная дорожка»

- На следующую планету мы попадем тогда, когда пройдем по дорожке, наступая только на пятиугольники.

10. Планета «Сюрпризная»

- Посмотрите сундучок, но на нем кодовый замок. Подберите нужную карточку к замку, чтобы открыть сундучок.

Сундучок открывается. Детям раздают звездочки на память о полете.

11. Игра «Исправь ошибки художника»

- Какие ошибки допустил художник, изображая на картине Вселенную? Где мы можем увидеть птиц, насекомых, деревья? Значит, нам пора возвращаться на планету Земля.

Приготовить ракету к полету. Даем команду к запуску. Пуск!

НОД по ознакомлению с окружающим миром «Космос, звезды, вселенная»

Цель: расширить и обогатить знания детей о космосе, планетах; продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений; совершенствовать графические умения и навыки.

Образовательные задачи:

- расширить представления детей об окружающем мире;

- познакомить детей с понятиями «космос», «звезда», «космонавт», «скафандр», «ракета», «планета»;

- сформировать начальное представление о Солнечной системе;

- познакомить с профессией «космонавт».

Развивающие задачи:

- развивать познавательную активность;

- продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений; совершенствовать графические умения и навыки.

Воспитательные задачи:

- воспитывать любовь к своей планете.

Оборудование: телевизор, презентация «Космос»; каштаны по количеству детей; контуры ракеты, простой карандаш.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Вводная часть.

Дети сидят на стульях перед экраном телевизора.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам отправиться в путешествие. А чтобы узнать, на чем мы поедем, отгадайте загадку.

Крыльев нет у этой птицы

Но нельзя не подивиться.

Лишь распустить птица хвост

И поднимется до звезд.

Дети: Ракета!

Воспитатель: Правильно! (слайд 1).

- А куда можно отправиться на ракете? (ответы детей)

- Да, мы сегодня отправимся в космическое путешествие.

- А как называется человек, который управляет космическим кораблем?

Дети: Космонавт (слайд 2)

Воспитатель: Для полета в космос космонавт одевает специальный костюм, который называется скафандр. Скафандр необходим человеку для защиты от внешних воздействий (слайд 3). Занимаем места в ракете.

Физкультминутка «Космос»

Один, два, три, четыре, пять (ходьба на месте)
В космос мы летим опять (соединить руки над головой)
Отрываюсь от Земли (подпрыгнуть)
Долетаю до Луны (руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим (покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим (ходьба на месте)

2. Основная часть.

Воспитатель: Итак, мы в космосе. Так выглядит космическое пространство (слайд 4). Что вы видите вокруг себя? (ответы детей)

Воспитатель: Самая большая и яркая звезда - это Солнце (слайд 5). Наше Солнце – это сверхогромный огнедышащий шар. Без солнечного света и тепла ни одно живое существо – ни человек, ни животное, ни насекомое, ни растение – не могло бы жить.

Воспитатель: Вокруг Солнца вращается девять планет. Все планеты разной величины. Давайте рассмотрим их повнимательней.

Воспитатель: Как называется планета, на которой мы с вами живем? (ответы детей).

Воспитатель: Я хочу вам показать, как наша Земля выглядит из космоса (слайд 6).

Воспитатель: Ребята, а почему наша планета такая голубая? (ответы детей)

Воспитатель: Земля – это единственная планета Солнечной системы, на которой существует жизнь. Потому что на ней есть воздух, вода и пища. Земля имеет форму шара. Этот шар непрерывно вращается вокруг Солнца. Земля настолько велика по сравнению с человеком, что он не замечает ее движения, тем более что вращается она медленно и плавно, без внезапных толчков и остановок.

Самомассаж ладоней и пальцев рук каштаном.

Воспитатель: Давайте представим, что каштан – это наша планета Земля. Сейчас мы медленно будем вращаться вокруг Солнца (дети медленно массажируют ладони и пальцы рук каштаном).

Воспитатель: Рядом с Землей всегда находится Луна, ее спутник (слайд 7). В какое время суток мы видим луну? (ответы детей). Луна может менять свой вид. То она появляется как узкий серпик, тогда ее называют месяц, то она похожа на блин, тогда говорят: «полная луна».

Воспитатель: Продолжаем полет (слайд 8). Сколько ярких точек! Это звезды! Этих небесных огоньков невозможно сосчитать. Они от нас очень далеко. В древние времена путешественники определяли по звездам направление движения.

Воспитатель: С давних пор люди мечтали долететь до звезд, до Солнца. Много бы придумано летательных аппаратов, прежде чем изобрели и сконструировали первый космический спутник (слайд 9). Потом в космос полетели две собаки: Белка и Стрелка (слайд 10, 11). Только после того, как они вернулись целыми и невредимыми, в космос полетел человек (слайд 12).

Первый человек, который побывал в космосе, облетел нашу планету Земля, был советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Это произошло 12 апреля 1961 года (слайд 13). С тех пор в э тот день мы отмечаем День космонавтики (слайд 14).

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Ну а нам пора возвращаться. Три, два, один, приземлились! Понравилось ли вам наше космическое путешествие? (ответы детей). Давайте на память о нашем путешествие заштрихуем космическую ракету.

Дети ставят свои стулья за столы.

Воспитатель: А чтобы наша ракета получилась аккуратной и красивой, давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая игра «Луноход»

Посмотрите, луноход

По Луне легко идет.

Он шагает очень важно,

В нем сидит герой отважный

(Дети ставят на стол подушечки пальцев обеих рук, переносят на руки часть веса, а затем как бы шагают по очереди правой и левой рукой. Повторяют четверостишие несколько раз).

Практическая часть

Графическое упражнение «Ракета»

Дети садятся на свои места и заштриховывают контур ракеты по показу воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Этот загадочный космос»; Краткосрочный.

Цель проекта:  углубление знаний детей о космосе. Задачи:1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса.2. Дать детям представления о том, что Вселенная – это ...

Краткосрочный проект по познавательному развитию «Этот загадочный космос»

Цель тематической недели: продолжать расширять представления детей о космосе, вызвать интерес к космическому пространству.Расширить представление детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к э...

Краткосрочный проект на тему: «Этот загадочный космос»

Ещё в далёкие времена древние греки называли Мир (или Вселенную) Космосом, что в буквальном переводе означает «порядок». Космос — это единственная в своем роде природная лаборатория,...

Краткосрочный проект для средней группы "Загадочный космос"

Актуальность проекта - недостаточные знания детей о космосе, первом человеке полетевшем в космос....

Познавательный проект в старшей группе «Загадочный космос»

Актуальность проектаС самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек – самый замечательный возраст для детей. Малыши активн...

Эссе на тему: «Реализация образовательных проектов в подготовительной к школе группе, на примере проекта «Этот удивительный и загадочный космос».

Возможно, в наше время уже не удивить запуском космического корабля или полётом очередного спутника Земли. Но историю возникновения этой значимой для всего мира даты, я считаю должен знать каждый чело...

Эссе на тему: «Реализация образовательных проектов в подготовительной к школе группе, на примере проекта «Этот удивительный и загадочный космос».

Использование проектной деятельности дает положительные плоды в развитии дошкольника, позволяет расширить кругозор, знания и умения, а участие каждого ребенка в исследовательской деятельности позволяе...